Статья "Прием чередования творческих поручений, как средство воспитания социально-активной, творческой личности младшего школьника в свете требований ФГОС"
материал на тему

Смагина Елена Пантелеймоновна

 

Одной из главных задач современного общества является воспитание растущего человека как формирование развитой социально-активной личности. Следовательно, строить педагогический процесс, важно так, чтобы педагог выступал, как скрытый инициатор деятельности, причем в этом случае у детей складывается впечатление, что инициаторами  деятельности являются они сами. организовать такой процесс помогает метод чередования творческих поручений в малых группах младшего шеольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прием чередования творческих поручений, как средство воспитания социально-активной, творческой личности младшего школьника в свете требований ФГОС

Одной из главных задач современного общества является воспитание растущего человека как формирование развитой социально-активной личности. Следовательно, строить педагогический процесс, важно так, чтобы педагог выступал, как скрытый инициатор деятельности, причем в этом случае у детей складывается впечатление, что инициаторами  деятельности являются они сами. Как указывал Л. С. Выготский, “учитель с научной точки зрения – только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником”.

Известно, что для младших школьников носителями общественных ценностей и идеалов выступают отдельные люди – мать, отец, учитель и… сверстник. Поэтому детский коллектив организуется взрослым как инструмент воспитания уже в младшем школьном возрасте. Важную роль играет характер взаимоотношений между детьми, которые складываются в изменяющейся системе постоянных и временных объединений. Это проводит всех детей через роль руководителей и исполнителей, учит организовывать товарищей и подчиняться товарищу, учит взаимопомощи и взаимоответственности.

Я считаю, что метод создания малых групп в рамках классного коллектива, которым поручается выполнение кратковременных дел, позволяет наилучшим образом реализовать поставленные задачи. Ребенок в этой малочисленной группе постоянно находится под воздействием мнения товарищей, ему сложнее уклониться от принятых норм поведения. Кроме того, детям легче осуществлять самостоятельное руководство небольшим количеством сверстников. Лишь в этом случае каждый ребенок может определить  для себя такое положение, при котором реализуются все его дарования.

С начала своей педагогической деятельности для реализации данных задач я использую методику ЧТП (чередование творческих поручений). Весь класс разбивается на 5-6 групп по пять человек (в 1 классе группы разбиваются учителем, далее дети делятся на группы сами по желанию) Выбирается командир группы, название, эмблема и девиз. Командиры групп меняются по прошествии времени с той целью, чтобы в роли руководителя побывал каждый из ребят и почувствовал ответственность не только за себя, но и за других.

Каждый день творческое поручение в группе меняется: сегодня  - “дежурные”, завтра – “цветоводы”, послезавтра – “игровики” и т. д. Всего творческих поручений  придумывается по количеству групп в классе. Это могут быть “дежурные по классу”, “журналисты”, “природоведы”, “санитары”, “игровики”, “дежурные по столовой”, “школяры” (смотрят готовность детей к уроку – проверяют правила, таблицу умножения, выученные стихи и. т. д.). Таким образом,  каждый ребенок в течение недели ухаживает за цветами, организовывает игру на перемене, убирает класс, дежурит в столовой, записывает самое интересное событие из жизни класса в “Журнал”, проверяет выучил ли товарищ урок и др. Конечно, не у каждого ребенка все получается, и не все получается хорошо, но поддержка товарищей, одобрение или неодобрение их и учителя  стимулирует его деятельность. Хорошо использовать поощрения и небольшие призы детям той группы, которые успешно трудились всю неделю. Внутри группы задания для себя  придумывают  дети. Они составляют список дел на неделю для своей группы  (позаниматься с ребенком, которому плохо дается учеба, проверить выполнение домашнего задания до урока у тех детей, которые часто забывают его приготовить, проконтролировать выучена ли таблица умножения и др.) На классном часе отводится время для самоанализа деятельности ребят. Они обсуждают, что из запланированного получилось, что не удалось, каковы причины неудачи, намечают новый план работы на неделю.

Мне очень нравится такая форма работы, хоть и требует она от педагога больших затрат сил, времени и фантазии помимо учебной деятельности. Дети в таком классе доброжелательные, активные, творческие и дружные. Они сами начинают придумывать сценарии для постановок, сами их разыгрывают на уроках чтения, внеклассных мероприятиях, классных часах и даже на переменах, готовят мини концерты и просят у меня разрешения выделить им немного времени на уроке для показа. Среди них находятся режиссеры, которые строго следят за ходом мероприятия, ведущие и актеры. Я сама с удовольствием являюсь зрителем и думаю, как много разных дарований у наших детей, и как жаль, что не всегда педагогу удается их выявить и развить.

Показательным, на мой взгляд, является и такой момент. Дважды в прошлом году я с детьми выезжала в санаторий, т. к. в моем классе обучается много детей, которым нужна помощь специалистов (невропатологов и логопедов). Обучение  и выполнение домашних заданий полностью зависело от организации педагогом учебного процесса. Помощь родителей отсутствовала. Одному педагогу справиться с этой задачей невозможно. Помогли сами дети. Опыт работы в группах позволил организовать ребятам выполнение домашних заданий. Взаимопроверка, взаимопомощь, чувство ответственности и просто хорошие дружеские отношения помогли ребятам справиться с трудностями их самостоятельной жизни. Вторая поездка была в конце учебного года. Анализ качества знаний, умений и навыков на конец учебного года по математике – 86%, по русскому языку – 89%. Это самый высокий показатель по всей начальной школе за 2005-2006год.

Итак, для формирования социально активной личности необходимо организовать систему многопланового детского коллектива. При этом важно направленное включение каждого ребенка в социальную деятельность. Необходимо подчеркнуть, что воспитание детей в коллективе – это особый творческий подход к формированию растущего человека.

Если кого-нибудь заинтересует опыт моей работы, хочу привести несколько вариантов творческих заданий.

Чередование творческих поручений.

Санитары

  • Конкурс на “самого - самого” (самый чистый воротничок, самая аккуратная прическа, самый опрятный вид и т. д.). 
  • Солнце воздух и вода, наши лучшие друзья”. Санитары приносят заметки из газет и журналов о гигиене.
  • Рейд “Твой носовой платочек”. Рейд проводится так, чтобы дети не знали о нём заранее.
  • Операция “Чистые руки”. Санитары проверяют руки перед входом в столовую.
  • Конкурс на лучшее рабочее место. Во время перемены дети проверяют рабочие места.
  • Отображение результатов в газете (“Ёжик”, “Колючка”).

Журналисты

  • Борт-журнал” (“Путевой дневник”). Каждый день дети делают заметки о жизни класса (это могут быть и смешные ситуации, и серьёзные дела).
  • “Моя мама” Новая страничка тетради – сочинение о самом дорогом человеке. После того, как все побывают журналистами, тетрадь сохраняется до праздника мам. Как вариант – тетрадь со съёмными листами. На празднике эти листы в конверте дарятся мамам.
  • “Маленькое интервью”. Ко дню учителя журналисты берут интервью у разных учителей (“Когда я был учеником…”). Материал идёт в школьную газету ко дню учителя. Как вариант – интервью у учеников “Если бы я был учителем…”.
  • “Книга предложений”. Ребята записывают свои предложения к проведению каникул. Предложения записываются и обсуждаются в классе. Как вариант – рубрика “Наше свободное время”.
  • “По секрету”. (Дневник откровений: Что тебя радует? Что огорчает?..). Ребёнок делится своими переживаниями с ребятами (проводится только тогда, когда в классе начинает складываться коллектив). Как вариант – в начале учёбы ребёнок делится своими переживаниями с учителем.
  • “Почтовый ящик”. Ребёнок обозначает проблему в классе, записывает её и может без подписи опустить записку в ящик. На классном часе проблемы обсуждаются.

   Игровики

  • “Наши игры”.В подарок первоклассникам оформляется альбом (каждая страничка – игра, которую ребёнок выписал и оформил, либо вырезал и тоже оформил).
  • Наша игротека”.Ребенок вырезал (выписал) маленькую игру, принёс в класс, положил в ящик (в конверт).Собирается большая коллекция игр.
  • Поиграй с нами”. Ребенок на перемене организовывает игру. Игра берется из классной библиотеки. Помогает ему педагог. Игра разучивается. В следующий раз другой ребенок показывает новую игру. Можно играть и в наиболее понравившуюся игру.
  • Спортивный календарь”. Дети готовят сообщения о спортивных достижениях в стране, в школе, в классе.
  • “Игра с карандашом”.Дети рисуют на ватманском листе на переменах свои кроссворды, ребусы, шарады, занимательные примеры и решают их.

Книголюбы

  • “Книжкина больница”. Дети ремонтируют книжки из классной  или домашней библиотеки.
  • “Умеешь ли ты читать?” Ребята читают друг другу понравившиеся отрывки из книг или просто знакомят друзей с понравившейся им книгой.
  • “Наша библиотечка”. Дети составляют картотеку классной библиотечки.
  • “По дорогам сказки”. Ребята приносят рисунки-иллюстрации прочитанных сказок. Оформляется выставка. По рисункам может быть организована викторина.

Природоведы

  • “Растения-врачи”. Дети приносят открытку лекарственного растения. Оформляется альбом.
  • “Под нашей защитой”. Ребята приносят открытки, вырезки, рисунки растений и животных, которые занесены в Красную книгу. Составляется альбом.
  • “Мои друзья”. Приносятся  свои рассказы, сказки, сочинения о домашних питомцах. Здесь могут быть рисунки и фотографии. Оформляется альбом.
  • “Поможем друзьям”. Дети с родителями готовят кормушки и вывешивают во дворах. Дежурный “природовед” сегодня следит за кормушкой.

Названия,  девизы.

  • “Дружные”- “Дружить всегда, дружить везде, дружить на суше и в воде!”
  • “Почемучки”- “Мы, девчонки и мальчишки, дни просиживаем с книжкой.

На сто тысяч “Почему?” мы ответим что к чему!”

  • “Дружба” – “Наш девиз простой и краткий: там, где дружба – все в порядке!”
  • “Одуванчик” – “Держаться так, чтоб нас не сдуло!”
  • “Исток” – “Ищет, строит, творит, открывает каждый!”
  • “Пупс” – “ Пусть ум победит силу!”
  • “Бам” – “Будем активно мыслить!”
  • “Искорка” – Искорка по искорке, вместе – костер!”
  • “Веселый улей” – “Хоть пчела невелика, велики ее дела.”
  • “Неунывайки” – “Дружба - да! Задор – всегда! В каждом деле помогать, трудно будет – не пищать!”
  • “Солнышко” – “Чтобы солнышко светило, чтоб на всех его хватило,

                                         Чтоб цвели в лугах цветы, чтоб дружили я и ты!”

  • “Бригантина”- “Пусть никогда не будет тины на борту у Бригантины!”

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно рассматривается как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общес...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно рассматривается как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общес...

Игра как средство воспитания, обучения и развития личности младшего школьника.

Для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды. " Игра – регулятор всех жизненных позиций ребенка. Она хранит и развивает "детское" в детях, она – их школа жизни и "практика развит...

Профессиональное самоопределение, как структурный элемент социально-коммуникативного развития старших дошкольников и младших школьников в свете требований ФГОС НОО.

Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников и младших школьников  имеет многоступенчатый и динамический характер, поэтому формирование готовности ...

«Духовно-нравственное воспитание - основа гармоничного развития личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС начального общего образования»

Духовный мир взрослеющего человека – это та первооснова, которая в течение всей его последующей жизни определяет направленность личности.Недостатки развития и воспитания в школьный период жизни ...

«Развитие творческого потенциала личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС» (из опыта работы учителей начальных классов МБОУ ВСОШ №9 им. В.И. Сагайды))

В настоящее время появилась прекрасная возможность для развития творческих способностей учащихся. Это введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Образова...