Профессиональное самоопределение, как структурный элемент социально-коммуникативного развития старших дошкольников и младших школьников в свете требований ФГОС НОО.
методическая разработка (1, 2, 3 класс) на тему
Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников и младших школьников имеет многоступенчатый и динамический характер, поэтому формирование готовности к осознанному выбору профессии необходимо начинать уже в раннем детском возрасте. Данная деятельность не должна повторять формы и методы, используемые в средних и старших классах. Основной формой работы с детьми младшего школьного возраста может быть игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sa_prof.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональное самоопределение, как структурный элемент социально-коммуникативного развития старших дошкольников и младших школьников в свете требований ФГОС НОО.
Лебедева С.А.
учитель ГБОУ Школа №1613
Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников и младших школьников имеет многоступенчатый и динамический характер, поэтому формирование готовности к осознанному выбору профессии необходимо начинать уже в раннем детском возрасте. Данная деятельность не должна повторять формы и методы, используемые в средних и старших классах. Основной формой работы с детьми младшего школьного возраста может быть игра.
Чем обусловлена необходимость организации работы по формированию основ профессионального самоопределения, обучающихся уже в детском саду и начальной школе? Стадия конкретно-наглядных представлений о мире профессий начитается уже с 2,5 – 3 лет. В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия продавца, водителя, медсестры, учителя и др., основываясь на наблюдениях за взрослыми.
В младшем школьном возрасте происходит становление не столько профессионального, сколько личностного самоопределения как основе будущего выбора профессии в подростковом возрасте.
В детском саду и начальной школе, когда познавательная деятельность становится ведущей, определяющей развитие ребенка, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, интересных историй, занимательных случаев и впечатлений взрослого. На этой стадии создается определенная эмоционально-наглядная основа, на которой осуществляется дальнейшее развитие профессионального самосознания.
Исходя из психологических особенностей старших дошкольников и младших школьников, основной задачей является расширение диапазона знаний ребенка о мире профессий в процессе его участия в профориентационных играх, в общении со взрослыми.
Чем большее число профессий будет знакомо ребенку и чем шире будет его представление о мире профессий, тем проще он в дальнейшем осуществит процесс формирования своего профессионального плана.
К началу учебы в школе начинает формироваться словесно-логическое мышление, которое предполагает умение оперировать словами, понимать логику суждений, уметь аргументировать свою точку зрения. Первоклассники при работе с понятием отмечают, прежде всего, наиболее наглядные, внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает?), его назначение (для чего он?). Младшим школьникам еще сложно определять внутреннюю сущность предмета, отнести его к какому-то виду. Например, «трактор» для них – это «для того, чтобы ездить в поле», «чтобы помогать копать картошку», а не «вид сельскохозяйственной техники». Ученик первого класса часто подменяет аргументацию и доказательство простым указанием на реальный факт или опирается на аналогию. Не все дети смогут понять сразу, что бухгалтер – это не «тот, кто сидит за компьютером», а водитель не «тот, кто ездит на машине». Необходимо показать детям представление о профессии на основе существенных, главных признаков. Например, с помощью наводящих вопросов: «Но ведь и ты сидишь за компьютером, когда играешь. Ты ведь – не бухгалтер! А кто такой бухгалтер?»; «Папа тоже умеет ездить на машине, но работает инженером (строителем, учителем, врачом и т.п.), а не водителем».
Внимание старших дошкольников и младших школьников еще неустойчиво. Долгие рассуждения (более 5 минут) о профессиях не эффективны. Принимая во внимание этот факт, необходимо при планировании занятий учитывать познавательные интересы детей (т.е. то, что им действительно интересно):
• играть,
• слушать и обсуждать сказки,
• рисовать,
• фантазировать,
• разыгрывать сценки,
• разгадывать загадки.
В первом классе ребенок только адаптируется к учебной деятельности, к новому режиму, детскому коллективу, поэтому профориентационные занятия проводить нецелесообразно. Восприятие детей 2-4 классов становится уже более дифференцированным, они могут не просто назвать предмет, но и описать, из каких частей он состоит, описать его функции и роль в жизни людей. В ходе знакомства с миром профессий нужно уделить внимание описанию условий и орудий труда специалистов. В 4 классе ученики уже могут назвать качества, необходимые для определенной профессии. В этом возрасте школьник уже способен осознать противоречие между «могу» и «хочу»; появляется способность адекватно оценивать свои достоинства и недостатки. У детей в этот период формируется трудолюбие, возникает интерес к профессиям родителей и людей ближайшего окружения, проявляется интерес к наиболее распространенным профессиям, основанный на практическом участии обучающихся в различных видах познавательной, игровой, общественно-полезной трудовой деятельности.
Учитель знакомит младших школьников с профессиями родителей, с наиболее распространенными профессиями в процессе изучения предметов, чтения художественной литературы, экскурсий, профориентационных игр. При этом необходимо постепенно формировать у детей понимание слова «профессия». Как правило, спрашивая у детей «Что такое профессия?», в ответ часто можно услышать (в силу возрастных особенностей маленьких школьников) «Врач, повар, водитель…». Затем желательно перейти к вопросу: «А какие знания нужны людям, которые ими становятся? А что нужно знать этим людям, которые выбрали профессию...?». В итоге постепенно формируется понятие «профессия», позже с детьми можно объединять профессии по способу деятельности («одни учат, другие лечат, третьи ремонтируют, варят и т.п.), качеству и сложности подготовки, творчеству и др. Таким образом, естественным путем возникает потребность начать об этом разговор с детьми на специальных занятиях по профориентации.
После начала обучения в школе игра продолжает оставаться ведущей деятельностью ребенка. В игре совершенствуются ручные движения и умственные операции. Поэтому в профориентационные занятия должны включаться две-три игры, связанные с какими-то простыми операциями, касающимися темы занятия. При планировании профориентационных занятий желательно включать различные модификации существующих психологических игр, учитывая возраст, направленных, как правило, на развитие произвольности внимания, восприятия, мышления. Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление отдельных элементов той или иной профессии. К профориентационным играм, которые предлагаются школьникам как во время уроков, так и во внеурочное время, можно отнести целый класс настольных игр, называемых «профлото»: «Угадай профессию», «Собери профессию», «Пятый лишний».
При помощи развивающих игр мы можем узнать, какая сфера научного знания более всего интересует ребенка: окружающий природный мир, астрономия, чтение, спорт, математика и т.д. Во время игр они учатся быть ответственными, серьезно относиться к поставленным задачам. Коллективные (групповые) игры по профориентации для школьников важны еще и потому, что в процессе игры дети общаются друг с другом, делятся своими мечтами, любимыми книгами, рассказывают, почему выбрали для себя ту или иную роль в игре. Они получают коммуникативные навыки: учатся взаимодействовать друг с другом, высказывать свое мнение и слушать других участников игры.
Узнать о профессиях можно и из стихов. Например, ответ на вопрос «Кем быть?» поможет найти стихотворение Владимира Маяковского, которое так и называется «Кем быть?»
А ответ на вопросы «Какого цвета ремёсла?» даст стихотворение Джанни Родари «Чем пахнут ремёсла?».
Дети по очереди читают, вставляя пропущенные слова:
У каждого дела запах особый,
В булочной пахнет тестом и … (сдобой),
Мимо столярной идёшь мастерской –
Стружкою пахнет и свежей … (доской).
Пахнет маляр скипидаром и …(краской),
Пахнет стекольщик оконной … (замазкой).
Куртка шофёра пахнет … (бензином).
Блуза рабочего – маслом машинным.
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор в халате - … (лекарством) приятным.
Рыхлой землёю, полем и лугом
Пахнет крестьянин, идущий за … (плугом).
Рыбой и морем пахнет … (рыбак).
Только безделье не пахнет никак.
Выявить знания детей о профессиях помогла игра «Ищи ошибку»
Прочитав стихотворение В.В. Агафоновой и О.Л. Соболевой «Путаница о профессиях», ученики находят ошибку и рассказывают, каким делом занимаются люди этих профессий.
Наш знакомый мальчик Петя
Неплохой парнишка, но…
Говорит, что все на свете
Знает он давным – давно.
Как – то собрались ребята
Во дворе у нас гурьбой.
САНИТАР, - спросила Ната,-
Это кто ещё такой?
А СВЯЗИСТ? – спросил Серёжа.
СЛЕСАРЬ кто – не знаю тоже…
- Погодите, - крикнул Вова,-
Спросим Петю Иванова.
Петя так сказал: - Друзья!
Вам на всё отвечу я!
Все профессии я знаю.
Так! Вниманье! Объясняю!
САНИТАР – на санках мчится,
Ничего с ним не случится!
Он ведь мастер в санном спорте,
Тут со мною вы не спорьте!
По горам, по перевалам
Всё идёт ГОРНЯК усталый.
Он к горам давно привык,
Покорит он горный пик.
Под морзянки бодрый свист
Свитер свяжет вам СВЯЗИСТ,
Он в вязании на спицах
Лучший наш специалист!
Ищет клады КЛАДОВЩИК
И находит в тот же миг!
А потом он эти клады
Бережно хранит на складе.
Собирает БАНЩИК банки,
А потом хранит в Сбербанке.
Очень ими дорожит,
Банк с ружьём он сторожит.
МЕЛЬНИК стены белит мелом
И рисует между делом –
На асфальте, мелом тоже,
Всем портреты. Так похожи!
В офисе ОФИЦИАНТ
Всем покажет свой талант:
Вмиг бумаги разнесёт,
К телефону позовёт.
Вот в машину МАШИНИСТ
Вновь закладывает лист.
Тук – тук – тук! Помчались строчки
От начала и до точки.
Операция идёт:
КРОВЕЛЬЩИК здесь кровь сдаёт.
Кровь вливается больному …
Он уже здоров – и дома.
А ПЕЧНИК печёт печенье,
Очень вкусное, с вареньем!
Может булочку испечь.
Ах, была бы только печь!
Дорогие наши дети!
Что здесь перепутал Петя?
Он ошибок мно- о -го сделал!
Почему же? В чём тут дело?
Помогите поскорее
Разобраться что к чему …
Если Петя подоспеет,
Объясните и ему!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Преемственность в развитии коммуникативных умений старших дошкольников и младших школьников".
Доклад на РМО, содержит текстовый файл и презентацию....
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно рассматривается как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общес...
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно рассматривается как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общес...
Комплекс физических упражнений для развития старших дошкольников и младших школьников с ОНР средствами адаптивной физической культуры
Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания педагогов и работников физической культуры. Очень важной, составной частью гармоничной личности является фи...
Коррекционная работа по развитию произвольности старших дошкольников и младших школьников с нарушениями поведения
Коррекционная работа по развитию произвольности старших дошкольников и младших школьников с нарушениями поведения...
Статья "Прием чередования творческих поручений, как средство воспитания социально-активной, творческой личности младшего школьника в свете требований ФГОС"
Одной из главных задач современного общества является воспитание растущего человека как формирование развитой социально-активной личности. Следовательно, строить педагогический процесс, важно ...
Урок литературного чтения в начальных классах как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников в свете требований ФГОС НОО второго поколения
Статья по духовно-нравственному развитию на уроках литературного чтения...