Проект "Традиции вне времени. Секреты бабушкиного сундучка: куклы-обереги"
материал (1, 2, 3, 4 класс)
В данном материале представлены анкеты-опросники, конспект занятия "Кукла-оберег сорока", мастер-класс для родителей и детей "Кукла кувадка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.49 КБ |
![]() | 16.99 КБ |
![]() | 17.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Дорогой друг! Приглашаем тебя принять участие в опросе, который поможет понять значение оберега в наше время.
Отвечая на вопросы анкеты, напиши свой вариант ответа, там, где это требуется или обведи номер предложенного тебе варианта, который сочтёшь наиболее подходящим.
АНКЕТА
Фамилию свою подписывать не надо, только ответить на вопросы.
1. Знаешь ли ты, что такое оберег?
а) да
б) нет (Подчеркни нужное)
2. Веришь ли ты, что оберег может защитить человека?
(Напиши)………………………………………………………………..
3. Какие обереги ты знаешь?
(Напиши)………………………………………………………………..
4. Есть ли оберёг у тебя дома?
Если есть, напиши какой……………………………………………….
5. Тебе бывает страшно?
а) да
б) нет (Обведи нужную букву)
6. Чего ты боишься?
(Напиши)……………………………………………………………………
6. Поможет ли оберёг тебе справиться со страхом?
а) да
б) нет
(Обведи нужную букву)
7. Нужен ли тебе оберёг?
а) да
б) нет (Обведи нужную букву)
Спасибо, что принял (а) участие в школьном социологическом опросе.
Ребята!
Приглашаю поделиться впечатлениями о проекте
Напиши свою фамилию, имя____________________________________
№ | Во время проекта… | Да | Нет |
1 | Определял цели, ставил задачи |
|
|
2 | Я узнал много нового и интересного |
|
|
3 | Научился принимать решения |
|
|
4 | Получил практические навыки |
|
|
5 | Осознал ответственность за общее дело |
|
|
6 | Часто обращался за помощью к взрослым |
|
|
7 | Я выполнил часть работы с помощью компьютера |
|
|
8 | Я научился обмениваться знаниями с одноклассниками |
|
|
9 | Самое важное уметь сотрудничать в группе |
|
|
10 | Своей работой в проекте я доволен |
|
|
11 | У меня сейчас прекрасное настроение |
|
|
12 | Я хотел бы ещё поучаствовать в проекте |
|
|
Предварительный просмотр:
Кукла-оберег сорокá"
Цель: ознакомление с народными куклами-оберегами. Освоение технологии изготовления куклы-оберега «Сороки»
Задачи:
- Познакомить с технологией изготовления тряпичной куклы на примере куклы-оберега «Сороки» и приемами работы с тканью.
- Познакомить с особенностями изготовления куклы-оберега «Сорока».
- Развивать познавательный интерес, воображение, глазомер, мелкие мышцы пальцев рук.
- Воспитывать любовь к русской культуре и традициям, формировать эстетический вкус.
Ход занятия:
Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
Согласно народному календарю 22(9) марта день равен ночи — равноденствие, когда день и ночь имеют равное количество часов. А дальше день начинает расти, приходит тепло и начинается новая жизнь, тепло и солнышко силу наберут. Люди верили, что в этот день прилетают сорок перелетных пернатых, первым из которых летит жаворонок, которые и несли на крыльях своих тепло и весну. Отсюда и название праздника – Сороки.
К встрече весны готовились с утра. Женщины выпекали печенье в форме птичек, а дети, насадив их на палочки, бегали по улице и дружным смехом зазывали весну. Со временем название «жаворонки» постепенно вытеснило ныне привычное - «сорока».
Но история имени этой куклы еще более удивительна, чем кажется. Дело в том, что к птице название «Сорока» не имеет отношения, потому что ударение в этом слове должно падать на последнюю букву. Это от того, что 22 марта по христианскому церковному календарю является днем памяти Сорока Севастийских мучеников, которые погибли во имя своей веры.
Глaвнoe знaчeниe нapoднoй куклы copoки — пpивлeчeниe дocтaткa, увeличeниe пpибыли, coxpaнeниe ceмeйнoгo блaгoпoлучия. B coeдинeнии paзныx oбpaзoв пoлучилocь eщe oднo знaчeниe: copoкa вecти дoбpыe нa xвocтe пpинocит, a xудыe в лec унocит. Уcилить мaгичecкую cилу oбepeгa мoжнo дoпoлнив ee гнeздoм c птeнчикaми или яичкaми. Heльзя ocтaвлять гнeздo пуcтым. Птица-помощница любит и подарки: наденьте на неё бусы, положите в гнёздышко зеркальце.
Практическая часть.
Зная историю куклы Сороки, мы понимаем, что нам нужно делать весеннюю куклу, которой будем приманивать весну. Поэтому нужно брать лоскуты с весенними «напевами», использовать цветочные или солнечные орнаменты несмотря на то, что сама птичка совсем не яркая, а даже наоборот. Но у нас все же должна получиться обрядовая кукла, принимающая участие в веселых и радостных весенних закличках, поэтому не нужно использовать унылые вороньи цвета и оттенки. Для этого нам понадобятся:
- лocкут для тeлa 20*20 cм;
- лocкут для клювa 10*10 cм;
- квaдpaт или тpeугoльник нa нижний плaтoк paзмep мoжнo взять пo жeлaнию, ecли тpeугoльник пoбoльшe, пoлучитcя имитaция кpыльeв. бoльшoй плaтoк 20*20 cм;
- квадратный лоскут для верхнего плотка 16*16 см;
- пpямoугoльник для юбки 10*14 cм;
- лocкутки или тeceмкa для фapтукa, ecли фapтук мнoгocлoйный, кaждый пocлeдующий cлoй мeньшe пpeдыдущeгo нa 1 cм и в длину и в шиpину, бoльшe З-5 cлoeв дeлaть нe нужнo;
- буcы для укpaшeния;
- нитки, лучшe кpacнoгo цвeтa;
- нoжницы.
Приступим к изготовлению Сороки:
1. Лocкут для тeлa cклaдывaeм кpaями внутpь и пoпoлaм, пoлучaeтcя cкpуткa.
2. Cклaдывaeм клюв из квaдpaтa 10 нa 10 cм.
3. Cкpутку пpигoтoвлeнную для тeлa cклaдывaeм пoплaм. вклaдывaeм клювик и пpимaтывaeм нитью. Узлы зaвязaть cзaди, нить oбpeзaть.
3. Oдeвaeм нижний плaтoк удoбным cпocoбoм. Moжнo пpимoтaть нитью нa уpoвнe шee, cвoбoдныe кoнцы будут имитиpoвaть кpылья.
4. Ocтaлocь нapядить cвoю кукoлку. Юбкa oдeвaeтcя вывopoтным cпocoбoм.
5. Юбoчку pacпpaвить пocлe вывopaчивaния. Гoтoвим фapтучeк.
6. Фapтук нaдeвaeтcя вывopoтным cпocoбoм, мoжнo cвepxу пoвязaть пoяcoк.
7. Поверх плотка с крыльями повязываем ещё один платок, завязывая позади.
8. Нapoднaя куклa copoкa гoтoвa, мoжнo ocтaвить в тaкoм видe.
9. Пo жeлaнию пpишивaeм глaзки-буcинки и укpaшaeм oжepeльeм из буcинoк.
Hapoднaя куклa Сopoкa гoтoвa!
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей и детей "Кукла кувадка"
Цель: прививать интерес и любовь к русской тряпичной куле как виду народного художественного творчества.
Задачи:
1. Дать понятие «оберега», объяснить назначение обереговых кукол.
#1055;ознакомить с традициями и символикой Кувадки.
3. Обучить традиционным приемам изготовления игрушки, развивать навыки работы с материалами.
#1042;оспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества.
Словарная работа: скрутка, кувадка, оберег.
Оборудование для воспитателя: куклы пеленашка, кукла-скрутка, кукла на выхвалку, кувадки, технологическая карта изготовления куклы кувадки.
Для детей и родителей: лоскуты ткани 6х6 см, 10х22 см, нитки-мулине, ножницы.
Музыкальный ряд: русская народная музыка.
Ход мастер-класса:
- Подготовительная часть.
- Давным-давно на Руси была такая присказка: «В каждом доме, в каждой хате, на крылечке, на полатях кукла сидит, во все стороны глядит». Эти слова подчёркивают, какое значение раньше придавали куклам.
- А какие они были? (Кукол делали из тряпочек и ниток. У них нет лица. Куклы небольшие по размеру.)
- Молодцы, всё знаете. Конечно, это тряпочная кукла. Они бывают разные. Тряпочная кукла - игрушка не простая, а заветная. Мы можем про неё так сказать, потому, что искусство делать кукол завещали своим дочкам мамы и бабушки. Самую первую куколку – пеленашку, мама делала доченьке, когда та ещё в колыбельке качалась (показ куклы). Потом девочка подрастала и училась сама делать куколку, посложнее – скрутку (показ куклы). А уж когда девочка становилась девушкой, то она делала себе красивую куколку «на выхвалку», чтобы все односельчане видели, какая она мастерица да умелица. Если куколка выходила красивая и ладная, то у девушки от женихов отбоя не было. Если кукла получалась кривобокая, растрёпанная, как баба Яга, то эту невесту никто не хотел замуж брать (показ куклы).
Сегодня мы с вами научимся делать вот такую куколку (показ куклы кувадки). Только работа эта хитрая, и не у всех в руках спорится, потому что народ говорит «Одной рукой узла не завяжешь». Значит, для того чтоб сделать куколку, надо друг другу помогать.Называется куколка Кувадка. Повторите.
Кувадка – это кукла-оберег. А вы знаете, что обозначает слово «оберег»? (Оберег защищает людей от разных бед.)
Оберег – символ или предмет, наделенный способностью оберегать от различных бедствий, хворей.
Обереги были только на Руси. Обереги наносили абсолютно на все вещи - посуда, одежда, оружие, мебель, рабочие инструменты, даже дом и ворота превращали в оберег.
Кувадка (куватка) – куколка для магического обряда «кувады». Обряд производился мужчиной, который обязательно присутствовал на родах жены и отгонял нечистую силу. Считалось, что в эти куклы вселялись злые духи, которых выгонял мужчина. После родов кукол сжигали. Спустя годы обряд забыли, а куклу стали вешать над колыбелью младенца после крещения, чтобы она отгоняла злых духов. А связка из нескольких таких кукол заменяла ребенку погремушку. Мягкие и безопасные для ребенка, кувадки часто становятся любимой игрушкой.
Рассмотрите куколок. Из какого материала они сделаны? (Куклы сделаны из кусочков яркой ткани и ниток).
- Сколько лоскутков ткани нам потребуется для изготовления куклы? (Нам нужно два лоскутка.)
- Рассмотрите лоскутки. Какую форму они имеют? (Это прямоугольники.)
- Как вы думаете, для чего нам нужен большой прямоугольник? (Из большого прямоугольника сделаем голову, туловище, платье.)
- А для чего нам нужен маленький прямоугольник? (Из маленького прямоугольника сделаем руки.)
- Для чего нам нужны нитки? (С помощью ниток соединим руки с туловищем.)
- А сейчас подготовим наши руки к работе.
Пальчиковая гимнастика.
Наша куколка гуляла (шагают по столу средний и указательный пальчики)
И играла, и плясала, (шагают по столу безымянный и средний пальчики)
До чего ж она устала - (шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики)
Забралась под одеяло. (ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее)
- Основная часть.
1этап. Положите перед собой большой лоскуток ткани. Скручиваем лоскуток к середине подлинным сторонам.
2этап. Скрученный лоскут перегибаем пополам. Отступив примерно 2 пальчика от места сгиба, туго перетягивает лоскут несколькими витками нитки. Отрезаем нитку, оставив небольшие кончики. Концы нити завязываем тугим узлом. Обратите внимание на цвет ниток. Эти два цвета выбраны неслучайно. Так красный цвет символизирует изобилие, плодородие, а белый – чистоту, порядок.
3 этап. Берем маленький лоскуток ткани. Также скручиваем его. Нитью стягиваем нашу скрутку с обеих сторон, отступив от краев один пальчик. Это будут руки нашей куклы.
4 этап. Вставьте ручки в туловище и перевяжите талию куколке. Перевяжите куколку на груди крест на крест нечётное количество раз. Крест - знак жизни и плодородия. Завяжите двойной узелок. Кувадка готова.
- Заключительная часть.
Наш мастер-класс подошел к концу. Пройдите со своими куклами на ковер. Расскажите, что вы чувствовали при изготовлении куклы? (Я испытывала чувство радости, потому что первый раз делала куклу из ткани.).
Самую первую обереговую куклу, сделанную своими руками, дарить или отдавать не принято – плохая примета. Поэтому первую куклу сохраните у себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/14/picture-47912.jpg)
методическая разработка русского народного праздника "В бабушкином сундучке"
Цель праздника: 1. Познакомить учащихся со старинной русской одеждой. Донести до сознания детей то, что они являются носителями русской народной культуры. 2. Формировать душевные качества ребёнка, р...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/05/picture-48015-1446739532.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Бабушкин сундучок" 1-4 классы
В основе программы «Бабушкин сундучок» лежит модифицированная авторская программа Л.Н. Михеевой «Праздники, традиции и ремёсла народов России».Почему «Бабушкин сундучок»? Всё п...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/02/picture-375232-1388685381.jpg)
Авторская программа внеурочной деятельности для 2А класса «Бабушкин сундучок» общекультурное направление Веденеевой Светланы Анатольевны
Авторская пронрамма составлена для учеников 2 класса, внеурочная деятельность.Цельработы-авторская пронрамма внеурочной деятельности в начальных классах соответствует требованиям ФГОС НОО.Тема актуаль...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/02/picture-1187203-1730563692.jpg)
Цель: Узнать о куклах-оберегах. Научиться самой изготавливать куклу-оберег и научить других
Задачи исследования:изучить литературу по данному вопросу и выяснить, что такое «оберег», историю его появления;определить разновидности кукол, их назначение;узнать, какие обереги бывают и...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/11/picture-1297933-1607709919.jpg)
Внеурочное занятие по русскому языку «Слова из бабушкиного сундучка. «Устаревшие слова»»
Цель занятия: Закрепить знания учащихся об устаревших словах....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/15/picture-296915-1379258970.jpg)
Куклы - обереги из бабушкиного сундука
Цель проекта: создание виртуальной коллекции кукол – оберегов, характерных для Северо–Запада России....