Рабочая программа внеурочной деятельности "Бабушкин сундучок" 1-4 классы
рабочая программа на тему
В основе программы «Бабушкин сундучок» лежит модифицированная авторская программа Л.Н. Михеевой «Праздники, традиции и ремёсла народов России».
Почему «Бабушкин сундучок»? Всё просто. В деревенской избе у каждой бабушки есть старый сундук, в который всегда хочется заглянуть, чтобы познать сокровенные тайны прошлого, которые он в себе хранит. Ведь очень часто бабушка прячет в своём сундучке не только одежду, но и ещё много всего интересно: ценные для неё вещи, украшения, иногда предметы домашней утвари. А ведь так интересно прикоснуться к тем вещам, которые когда-то принадлежали твоим предкам. Да и бабушка расскажет про них какую-нибудь интересную историю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_babushkin_sunduchok.docx | 158.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 52»
КАНАВИНСКОГО РАЙОНА Г. НИЖНЕГО НОВГОРОДА
«Принята» Председатель МО ___________ Н. А. Мешкова ____________2013г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________Е. Г. Капранова ____________2013г | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №52 ___________Е. С. Поташник ____________2013г |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Бабушкин сундучок»
Возраст детей: 7-10 лет
Срок реализации: 2013 – 2017г.г.
Нижний Новгород
2013
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Программа внеурочной деятельности «Бабушкин сундучок» |
Составитель программы | Мешкова Наталья Александровна, учитель начальных классов первой категории, победитель районного конкурса «Крепка семья – крепка держава» в 2010 г., победитель районного конкурса и участница городского конкурса «Классный классный» в 2011 г. |
Руководитель программы | Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №52» Поташник Елена Семёновна |
Территория, представившая программу | г. Нижний Новгород, Канавинский район МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №52» |
Название проводящей организации | г. Нижний Новгород, Канавинский район МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №52» |
Адрес организации | 6003002, г. Нижний Новгород, ул. Чкалова, д. 26 |
Телефон/ факс | 8 (831) 240 – 58 - 55 |
E - mail | NN52SCHOOL@YANDEX.RU |
Цели и задачи программы | Цель: приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре и быте русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира. Задачи:
|
Сроки реализации программы | 2013 – 2017 г.г. |
Место проведения | МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 52» |
Официальный язык программы | Русский |
Краткое содержание | Программа содержит: мероприятия, реализующие Программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения. |
История осуществления программы | Программа реализуется впервые |
Пояснительная записка
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота. Особое, от сердца и души идущее принятие традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни каждого уголка малой родины наполняется конкретным, чувственным, образным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природу. Оно возможно лишь тогда, когда сами понятия «отчий дом», «родная земля», «моя семья и род», «Отечество» войдут в сознание человека с малых лет, и тогда постепенно он будет взрослеть, а его гражданское самосознание и патриотизм обретут яркую конкретику. Российскую культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры народов России. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.
Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят о того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство – это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть».
В основе программы «Бабушкин сундучок» лежит модифицированная авторская программа Л.Н. Михеевой «Праздники, традиции и ремёсла народов России».
Почему «Бабушкин сундучок»? Всё просто. В деревенской избе у каждой бабушки есть старый сундук, в который всегда хочется заглянуть, чтобы познать сокровенные тайны прошлого, которые он в себе хранит. Ведь очень часто бабушка прячет в своём сундучке не только одежду, но и ещё много всего интересно: ценные для неё вещи, украшения, иногда предметы домашней утвари. А ведь так интересно прикоснуться к тем вещам, которые когда-то принадлежали твоим предкам. Да и бабушка расскажет про них какую-нибудь интересную историю.
Актуальность программы
В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые — первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность ребёнка? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания.
Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии — всё это являют нам творения народных умельцев. У России великая, светлая душа. Она отразилась в её природе, в искусстве: в песнях, танцах, музыке и слове. Фольклор во всех его жанрах раскрывает грани богатой и самобытной души русского народа. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров-умельцев.
Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя их в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа.
Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки, сыновья и дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Русская история сложная, трудная, героическая. Наша культура богатейшая, сильная своим духом. У России великое прошлое, и будущее её тоже должно быть великим.
Молодые поколения сердцем и душой призваны понимать свою культуру, трепетно любить Родину-мать, у которой особая стать, особая, светлая душа. Перипетии истории, трудные испытания, выпавшие на её долю, Россия выдержала с честью, нигде и никогда не уронив своего достоинства.
Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции — святая обязанность учителей, деятелей искусства.
Цели и задачи
Цель: приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
Задачи:
- Знакомить школьников с отечественной культурой во всем ее многообразии; с национальными традициями своего и других народов через их анализ и сравнение.
- Формировать у школьников интерес к народному творчеству.
- Формировать представления об общечеловеческих ценностях, свойственных каждой культуре.
- Воспитывать духовно-нравственную культуру и толерантность, патриотизм и гражданственность.
- Создать полноценную нравственно-эстетическую среду общения.
- Развивать творческое креативное мышление.
Нормативно – правовая база
1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.
2.Федеральный государственный стандарт общего образования (основное общее образование).
3. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
4. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (основное общее образование).
5. Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования (гигиенические требования).
6. Потребности, запросы участников образовательного процесса
7. Федеральный закон от 01.12.2007г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта.
8. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Принципы
Содержание данной программы внеурочной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:
- личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
- природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);
- педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);
- культуросообразность (познание лучших объектов культуры из сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника).
Формы занятий
Формы проведения занятий планируются по каждой теме и разделу программы – творческая деятельность детей под руководством педагога: разучивание игр, песенок, считалок, игр-хороводов; сравнение одежды, жилища, обычаев и образования крестьян и дворян. Рукоделие и художественная деятельность, лепка из пластилина, моделирование, работа с природным материалом. Экскурсии; виртуальное посещение выставок, музеев (интернет). Научно – исследовательские работы. Встречи с представителями творческих профессий.
Ожидаемые результаты
Первый уровень результатов:
- приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- о русских народных играх и играх народов, населяющих Россию;
-о правилах конструктивной групповой работы;
- об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности;
- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Второй уровень результатов:
– формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и у социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов:
– приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:
- этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа, уважительное отношение к культуре других народов;
- умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;
- умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями в соответствии с традициями российского народа;
- умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.
Познавательные УУД:
Обучающийся научиться:
- проводить сравнение и классификацию объектов;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
- умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;
- умение доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Предметные результаты:
- формирование представлений о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию;
- овладение умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа.
Содержание программы
Старинный русский быт
Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр.
- Функциональный характер одежды в старину. Удобство, свобода в движении. Рубашка, сарафан – у женщин. Роль орнамента – оберега (вышивка).
- Солнце, дерево, вода, конь – источники жизни, символы добра и счастья. Особое значение пояса (кушака).
- Головные уборы девушек и женщин, украшения.
- Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки – у крестьян (мужская одежда).
- Лапти, баретки, онучи, поршни – крестьянская обувь.
- Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки – у бояр.
- Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шелком у боярынь и боярышень.
Универсальные учебные действия:
— познакомить с особенностями крестьянской одежды;
— сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду;
— ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером.
Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем.
- Русская изба (клеть, сени – холодное помещение, теплая изба); хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня).
- Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. Освещение. Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Красный угол. Иконы.
- Боярские палаты. Терема, украшенные резьбой по дереву. Свет елки. Крытые галереи для прогулок боярынь и боярышень.
Универсальные учебные действия:
— продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь; полати; лавки; клеть; сени; крестьянский двор; хозяйственные постройки);
— показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянкой избой..
Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания.
- Хлеб – главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе.
- Мясные и постные кушанья. Щи, похлебки. Овощи. Грибы. Каши. Кисели. Блины («млины» - от глагола «молоть» (зерно)). Пироги. Мед. Пиво.
- Взвары. Пастелы из ягод и яблок. Варенья. Соленья.
Универсальные учебные действия:
— оценить достоинства традиционной русской кухни;
— уметь приготовить несколько простейших блюд (каша; «взвар» — компот).
Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины.
- Быт крестьянской и городской семьи. Замкнутая жизнь женщин в городе. Распорядок дня.
- Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»). Глиняные и деревянные игрушки.
- Катание зимой на санях, запряженных лошадьми. Девичьи посиделки. Катание с ледяных гор. Коньки. Лыжи. Летние забавы: качели; ярмарочные карусели.
Универсальные учебные действия:
— разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта).
Учеба. Школа.
- Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек). Письменные принадлежности (перница – футляр для гусиных перьев); чернила (из отвара ягод черники, кожуры каштана, скорлупы орехов, желудей дуба). Чернильница и песочница. Береста и бумага.
- Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы (письмо, чтение, счет, красноречие (дикция)). Учебные книги («Букварь», «Часослов», «Псалтырь»). Учитель-мастер.
Универсальные учебные действия:
— сравнить учебу детей в старину с современной школой;
— букварь — «Азбуковник» и современные учебные книги.
Русские народные праздники
Зимушка - зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси.
- Праздники – время отдыха, веселья, радости, дружеского общения.
- Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарем. Праздники были направлены на укрепление здоровья и благополучия людей.
- Сочетание языческих и христианских праздников.
- Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды в проведении праздников. Роль традиций.
- Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник.
- Святки – веселое время года; песни во славу Христа; колядование; гадание. Ряженье, ряженые – древний обычай Святок. Рождественский Сочельник. Рождество Христово. Рождественские колядки. Елка – символ «райского дерева».
- Традиционные кушанья: кутья, увар (или взвар), кисель, пироги.
- Крещение Господне (Благовещение). Освещение воды. Праздничный крещенский стол.
Универсальные учебные действия:
— разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи;
— познакомить с пословицами и поговорками о праздниках;
— изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.
Весна – веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха.
- Масленица – весенний праздник проводов зимы. В славянском народном календаре Масленица разделяла два главных периода года – зиму и весну. Традиция печь блины (млины). Масленица – особый народный праздник, существовавший у славян с языческих времен; он был приурочен к весеннему равноденствию. Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу.
- Масленичные обряды: поминовение умерших предков; гостевание; развлечения (катание на лошадях, катание с ледяных горок, качели, строительство и «взятие» снежных городков, устройство балаганов); проводы Масленицы (сжигание чучела); ряженье, игры.
- Прощеное воскресенье и Чистый понедельник.
- Великий пост – время строгого воздержания, молитвы, покаяния.
- Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы (верба – символ здоровья, силы, красоты как первое цветущее весеннее дерево).
- Пасха – главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. Традиции празднования Пасхи на Руси: крашение яиц, изготовление сырной пасхи, куличей, раздача верующим просфор и общего хлеба – артоса.
- Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование. Красная горка – закликание весны рано утром с вершины холма, горки.
Универсальные учебные действия:
— воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор. Встреча Масленицы;
— разучить песни и игры;
— научиться печь блины, красить пасхальные яйца;
— разучить игры с катанием пасхальных яиц.
Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день.
- Игорьев день – 6 мая. Праздник в честь одного из самых почитаемых святых, покровителя Москвы и Русского государства Георгия Победоносца (отважный воин, покровитель домашних животных и пастухов). «Георгий отмыкает землю», «выпускает на свет белый росу», говорили в народе. День начала посевных работ.
- День Святой Троицы («Зеленые святки»): разделение зимы и лета. Духов день – именины Земли, поилицы и кормилицы. Украшение православных храмов свежей летней зеленью, ветками березы, лентами. Отмечается на 49-й день после Пасхи.
Хороводы, гулянья вокруг березки. Троицкие гадания девушек (бросание венков в реку). Завивание березки. Кумление девушек.
- Иван Купала – главный летний праздник народного календаря. День летнего солнцестояния. Собирание целебных трав, очищение огнем и водой. Иван-да-Марья – праздничный цветок Купала. Возжигание костров в купальскую ночь. Отмечается 7 июля.
- День Петра и Павла – 12 июля. Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют еще Петры и Павлы, Петровки). В народе говорили: «Петр, Павел час убавил», «Илья-пророк два часа уволок». Считают, что святой апостол Петр хранит ключи от Царства Небесного. Петру в народе поклонялись как покровителю засеянных полей и рыболовства. До Петрова дня крестьяне обязательно соблюдали пост. Сам праздник отмечался радостно: гуляли, пировали, качались на качелях. Петров день открывал вторую половину лета: «Как придет Петро, так и будет тепло». С этого дня разрешалось собирать землянику и другие лесные ягоды. После Петрова дня заканчивались девичьи гуляния.
- Ильин день отмечается 2 августа. Он разграничивает лето и осень: «На Илью до обеда – лето, после обеда – осень», «С Ильина дня на деревьях лист желтеет», «С Ильина дня ночь длинна», «Муха до Ильина дня кусается, а после – запасается».
У древних славян громом, молнией и дождем распоряжался бог Перун – громовержец, главный бог. В народном сознании соединились святой Илия и Перун- Илья-громовержец. Его очень почитали на Руси, надеялись на его защиту от засухи, считали могучим, огненным; он бывал и сердитым, наказывал виновных, но был справедливым, покровителем урожая. В деревнях начиналась жатва, уборка хлебов. В Ильин день в крестьянские семьи вновь приходило благополучие, пополнялись запасы хлеба, зерна. Илью называли воеводой небесных сил. Илья – пророк – громобой. Чтобы задобрить Илью – пророка, люди в этот день не работали, боялись, что «гром убьет», если работать в праздник. После Ильина дня запрещалось купаться в реках и озерах, вода становилась очень холодной: «Олень в воду лапу окунул». Часто к Ильину дню на крестьянских столах появлялся первый пирог из муки нового урожая.
Универсальные учебные действия:
— разучить песни о завивании берёзки, хороводы;
— научиться плести венки.
Осень золотая. Спасы. Успение. Покров.
- Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа). Подготовка к зимним сельскохозяйственным работам, заготовка ягод, грибов, орехов, яблок, меда впрок. Христианские легенды о Спасах (Спас на воде; Преображение; день Нерукотворного образа).
- Успение Богородицы (Первые осенины – 28 августа). Спожинки – окончание жатвы.
- Покров Богородицы (14 октября) – первый снег на Руси. Разделение осени и зимы.
- Девичьи гадания. Окончание работ по найму. Начало зимних посиделок.
Универсальные учебные действия:
— сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы;
— нарисовать картинку на тему осенней ярмарки;
— показать сценку с куклами «Петрушка на ярмарке».
Русские народные промыслы
Керамика Гжели
- Гжель – название живописного подмосковного района, в 60 км от Москвы. Гжель – основной центр русской керамики. Продукция Гжели известна во всем мире. Это произведения народного искусства и художества. Каждое изделие мастера расписывают только вручную.
- Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Продукция Гжели – это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы. Все украшено стилизованным орнаментом. Изящество и тонкость раскраски, безупречный вкус мастеров-художников.
Универсальные учебные действия:
— нарисовать несколько гжельских орнаментов.
Хохлома и Жостово
- Хохлома – художественный народный промысел в городе Семенове Нижегородской области. Деревянная расписная посуда – «золотая хохлома»: сочетание черного, золотого, зеленого, ярко-алого цветов. Растительный орнамент: листья, травы, ягоды земляники, рябины; ложки, ковши, вазы, наборы для меда, кваса. Яркие, сочные сочетания красок. Работы мастеров Хохломы многократно получали дипломы I степени на международных и всероссийских выставках.
- Село Жестово находится недалеко от Москвы: народный промысел – расписные металлические подносы. Черный, зеленый, лаковый фон, яркие, пышные цветы – садовые и полевые; букеты, венки, гирлянды, натюрморты. Огромная популярность декоративной росписи жостовских подносов во всем мире.
Универсальные учебные действия:
— раскрасить узоры хохломских ложек и жостовских подносов.
Павлопосадские шали
- Народный промысел в Павловском Посаде под Москвой. Производство набивных платков и шалей зародилось в начале XIX века, фабрика была основана в 1812 году крестьянином Семеном Лабзиным совместно с его компаньоном купцом Василием Грязновым.
- Черные, белые, бордовые, синие, зеленые шали, на которых «цветут» яркие цветы, сплетаются узоры трав, листьев – букеты, венки, россыпи цветов. Павлопосадские шали из чистой шерсти известны во всем мире.
Универсальные учебные действия:
— сравнить орнаменты нескольких шалей.
Вятская и богородская игрушка
- Вятскую игрушку называют еще дымковской (по названию села Дымково близ города Кирова (Вятка)). Здесь мастерицы издавна лепили глиняные игрушки – свистульки. Их продавали на праздниках проводов зимы. Сам праздник назывался Свистунья. Забавные звери, сказочные образы (медведи, кони, олени, птицы) представлены в необычных ситуациях, они смешно одеты и ярко раскрашены. Вятские матрешки. Бытовой жанр: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках; игрушки и скульптуры малых форм. Белый фон глины в сочетании с красным, зеленым, желтым, синим, с сусальным золотом. Игрушки создают радостное настроение.
- Богородская деревянная игрушка как промысел известна с XVII века: окрестность Сергиева Посада (Загорск), село Богородское. Забавные фигурки нарядных барынь, гусар, солдат; игрушки с движениями: «Кузнецы», «Пильщик», «Крестьянин, играющий на свирели», «Тройка», «Журавли», «Медведь-музыкант», «Медведь – лакомка». Богородская игрушка и скульптура известны за рубежом. Мастера-резчики не раз удостаивались золотых и серебряных медалей, дипломов I степени на всероссийских и международных выставках.
Универсальные учебные действия:
— изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской и богородской игрушки.
Русские народные игры
- Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх.
- Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры.
- Горелки. Прятки. Жмурки. Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре. Каравай. Колечки. Салки. Море волнуется. Лапта. Игры с пасхальными яйцами. Старинные русские игры, известные детям и сейчас.
Универсальные учебные действия:
— разучить несколько игр (прятки, гуси-лебеди, коршун, бояре и др.)
Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки)
- Песни создавались специально для маленьких детей: их пели мамы, бабушки, няни. Они известны и любимы детьми и сейчас.
- Загадки, пословицы, поговорки, считалки развивали детей, знакомили с народной мудростью.
Универсальные учебные действия:
— разучить несколько песенок, считалок;
— научиться разгадывать загадки.
Народные танцы.
- Хороводы. Игры-хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили. Русские хороводы, пришедшие из глубокой древности: творческая сила народной поэзии, самобытность вековых созданий. Слияние в хороводе танца, игры и песни: «Они неразлучны, как крылья у птицы», - говорят в народе. В хороводе проявляется чувство единения, дружбы. Звучат темы труда, красоты природы, любви.
- Пляски – наиболее распространенный жанр народного танца. Народная поговорка «Ногам работа – душе праздник». Виды пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс. Пляски «Заинька», «Метелица».
- Кадриль. Придя из светских салонов, кадриль распространилась в народе XIX века. Она сопровождается игрой гармонии, балалайке, баяне.
Универсальные учебные действия:
— разучить хороводы, игры-хороводы.
Тематическое планирование 1-4 классы
Класс | Темы | Количество часов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Календарно - тематическое планирование
1 класс
№ | Содержание | Количество часов | Дата планируемая | Дата фактическая |
1. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 2. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 3. 1. 2. 3. 4. 4. 1. 2. 5. 1. 2. 6. 1. 2. | Старинный русский быт. Функциональный характер одежды в старину. Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки — у крестьян (мужская одежда). Русская изба (клеть, сени — холодное помещение, тёплая изба); Хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня) Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Хлеб — главный продукт питания, «дар Божий». Игры и забавы детей. Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек) Учебные предметы (письмо, чте- ние, счёт, красноречие (дикция)) Русские народные праздники Зимушка-зима. Праздники — время отдыха, веселья, радости, дружеского общения. Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарём. Масленица — весенний праздник проводов зимы. Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу. Егорьев день — 6 мая. День Святой Троицы («Зелёные Святки»). Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа). Христианские легенды о Спасах (Спас на воде; Преображение; день Нерукотворного образа). Русские народные промыслы. Гжель — основной центр русской керамики Деревянная расписная посуда — «золотая хохлома» Жостово -народный промысел — расписные металлические подносы. Вятская (дымковская) игрушка. Русские народные игры. Роль игр в жизни детей. Игры для мальчиков и для девочек. Песни для детей. Колыбельные песни для детей. Песни-потешки. Народные танцы Хороводы. Игры-хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили. Итого: | 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 8 2 2 2 2 3 1 2 2 1 1 3 2 1 33ч |
Календарно - тематическое планирование
2 класс
№ | Содержание | Количество часов | Дата планируемая | Дата фактическая |
1. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 2. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 3. 1. 2. 3. 4. 5. 4. 1. 2. 5. 1. 2. 6. 1. 2. | Старинный русский быт. Головные уборы девушек и женщин, украшения. Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки — у крестьян (мужская одежда). Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. Красный угол. Иконы. Пословицы и поговорки о хлебе. Мясные и постные кушанья. Быт крестьянской и городской семьи. Замкнутая жизнь женщин в городе. Письменные принадлежности. Береста и бумага. Русские народные праздники Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарём. Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник. Прощёное воскресенье и Чистый понедельник. Великий пост — время строгого воздержания, молитвы, покаяния. Вербное воскресенье. Хороводы, гулянье вокруг берёзки. Троицкие гадания девушек. Завивание берёзки. Кумление девушек. Иван Купала — главный летний праздник народного календаря. День Петра и Павла — 12 июля. Успение Богородицы (Первые Осенины — 28 августа). Русские народные промыслы. Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Растительный орнамент Хохломы: листья, травы, ягоды земляники, рябины. Букеты, венки, гирлянды, натюрморты Жостова. Производство набивных платков и шалей зародилось в начале XIX века, фабрика. Вятские матрёшки. Русские народные игры. Командные игры. Горелки. Прятки Песни для детей. Загадки, пословицы, поговорки. Трудовые песни. Народные танцы Переплясы. Кадрили. Народная поговорка «Ногам работа — душе праздник» Итого: | 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 2 2 1 2 3 2 1 4 3 1 2 1 1 34 ч |
Календарно - тематическое планирование
3 класс
№ | Тема | Количество часов | Дата планируемая | Дата фактическая |
1. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 2. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 3. 1. 2. 3. 4. 5. 4. 1. 2. 5. 1. 2. 6. 1. 2. | Старинный русский быт. Роль орнамента-оберега. Символы добра и счастья. Особое значение пояса (кушака). Головные уборы девушек и женщин, украшения. Боярские палаты. Терема, украшенные резьбой по дереву. Блины .Пироги. Мёд. Взвары. Распорядок дня. Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря») Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы Русские народные праздники Сочетание языческих и христианских праздников. Святки — весёлое время года; песни во славу Христа. Колядование, гадание. Ряженье, ряженые — древний обычай Святок. Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы. Пасха — главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. День Петра и Павла — 12 июля. Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют ещё Петры и Павлы, Петровки). Спожинки — окончание жатвы. Покров Богородицы (14 октября) — первый снег на Руси. Русские народные промыслы. Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Продукция Гжели — это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы. Растительный орнамент Хохломы: листья, травы, ягоды земляники, рябины. Продукция Хохломы -ложки, ковши, вазы, наборы для мёда, кваса. Производство набивных платков и шалей зародилось в начале XIX века. Вятские матрёшки. Бытовой жанр игрушек: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках; игрушки и скульптуры малых форм. Русские народные игры. Командные игры. Горелки. Прятки. Жмурки Песни для детей Загадки, пословицы, поговорки, Сочиняем загадки. Учимся отгадывать. Народные танцы Пляски парные. Переплясы. Итого: | 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 9 2 2 2 2 1 2 1 1 4 2 2 2 1 1 34 |
Календарно - тематическое планирование
4 класс
№ | Тема | Количество часов | Дата планируемая | Дата фактическая | Оборудование урока |
1. 1. 2 3 4 5 6 7 8 9 2. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 3. 1. 2. 3. 4. 5. 4. 1. 2. 5. 1. 2. 6. 1. 2. | Старинный русский быт. Лапти, баретки, онучи, поршни — крестьянская обувь. Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки —у бояр. Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шёлком у боярынь и боярышень. Терема, украшенные резьбой по дереву. Светёлки. Крытые галереи для прогулок боярынь и боярышень. Заготовки на зиму. (Взвары. Пастелы из ягод и яблок. Варенья. Соленья.) Летние забавы: качели; ярмарочные карусели. Девичьи посиделки. Учебные книги («Букварь», «Часослов», «Псалтырь»). Учитель-мастер. Русские народные праздники Рождественские колядки. Ёлка — символ «райского дерева». Традиционные кушанья в Рождество: кутья, увар (или взвар), кисель, пироги. Крещение Господне (Благовещение). Освещение воды. Праздничный крещенский стол. Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование. Краснаягорка — закликание весны рано утром с вершины холма, горки. Ильин день отмечается 2 августа. Он разграничивает лето и осень: Народные приметы. «С Ильина дня ночь длинна», Покров Богородицы (14 октября) — первый снег на Руси. Разделение осени и зимы. Русские народные промыслы. Огромная популярность декоративной росписи жостовских подносов во всём мире. Чёрные, белые, бордовые, синие, зелёные шали. Павловопосадские шали из чистой шерсти известны во всём мире. Бытовой жанр в игрушке: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках; игрушки и скульптуры малых форм. Богородская деревянная игрушка как промысел известна с XVII века. Забавные фигурки нарядных барынь, гусар, солдат, игрушки с движениями Русские народные игры. Подвижные игры.(Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре. Каравай. Колечки. Салки. Море волнуется. Лапта.) Игры с пасхальными яйцами. Старинные русские игры, известные детям сейчас. Песни для детей Загадки, пословицы, поговорки, считалки Знакомство с народной мудростью. Народные танцы Кадрили. Она сопровождается игрой на гармони, балалайке, баяне. Итого: | 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 2 2 2 1 1 4 2 2 2 1 1 34 |
Список литературы
1. Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи.- М., 1988.
2. Банников В.Н. Этнохудожественное образование в условиях поликультурного пространства. Монография. М.: РИО ФИРО. 2009.
3. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учебн.-метод. пособие / под ред. Т.Я.Шпикаловой, Г.А.Поровской.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
4. Воспитание детей на традициях народной культуры: программа, разработки занятий и мероприятий. /авт.-сост. В.П.Ватаман.- Волгоград: Учитель, 2008.
5. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. М., 1991.
6. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.- М.: Просвещение, 2010.
7. Дайн Г.Л., Шпикалова Т.Я. Русская народная игрушка: Альбом с методич. Рекомендациями.- М., 1988
8. Данилюк А.Я. Кондаков А.М. Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение, 2009.
9. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учебн.-метод. пособие: В 2 ч. / под ред. Т.Я.Шпикаловой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
10. Жегалова С.К. Русская народная живопись.- М., 1984.
11. Званцев М.П. Хохломская роспись.- Горький, 1951..
12.Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма.- М.: Молодая гвардия, 1988.
13. Л.Н. Михеева / Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. - 192 с.
14. Народные знания. Фольклор. Народное искусство.- Вып.4.- М., 1991.
ИНТЕРНЕТ ресурсы
- www.wco.ru/icons - Виртуальный каталог икон.
- www.sobory.ru - каталог православной архитектуры.
- www.artcyclopedia.com- иллюстрированная энциклопедия по искусству.
- www.eart.by.ru — иллюстрированный словарь по искусству.
- www.russianculture.ru - Русская культура.
- www.rusmuseum.ru – Русский музей.
- www.slovopedia.com
- www.slavynka88
- www.liveinternet.ru
- www.all-photo.ru (Российская империя в фотографиях)
- www.domstr.ru (Энциклопедия)
- Пословица – поговорка. РФ
Приложения
Приложение 1
Каждое занятие по новой теме можно начинать одним из этих стихотворений.
***
Мы хотим увидеть чудо?
Где нам взять его? Откуда?
Где старинный спрятан сказ,
В чем он скрыт от наших глаз?
В бабушкином сундучке!
Что за печкой, в уголке!
Крышка открывается,
Чудо появляется!...
Е.В. Дружинина
***
В бабушкином сундучке!
Что за печкой, в уголке!
Диво спряталось одно,
Очень старое оно!
Крышка открывается,
Чудо появляется!...
Е.В. Дружинина
Приложение 2
Сравнение пословиц по смыслу
Узбекские пословицы | Русские пословицы |
Свой хлеб лучше чужого плова. Уха – два, а язык – один; два раза выслушай, один раз скажи. Скорпион своих привычек не меняет. Глаза смотрят - руки работают. Голодное дитя с сытым не играет. Два раза послушай, один раз скажи. Коза о жизни, мясник – о сале. Не смейся над соседом - на твою голову обернется. Не успел сделать утром - и вечером не успеешь, вечером не успеешь - никогда не успеешь. Нужный камень тяжелым не бывает. Посеешь ячмень - ячмень соберешь, посеешь пшеницу - соберешь пшеницу. Правда, острее меча.
Увидеть - лучше, чем услышать. Без ветра верхушка дерева не закачается. В человеке цени не красоту, а разум. Взялся за дело - делай хорошо. |
Слово – не воробей: Горбатого могила исправит. Глаза боятся – руки делают. Сытый голодному не товарищ. Семь раз отмерь, один раз отрежь. У кого что болит, тот о том и говорит. Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. Своя ноша не тянет. Что посеешь, то и пожнёшь. Правда глаза колет. У страха глаза велики. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Дыма без огня не бывает. По одёжке встречают, по уму провожают. Взялся за гуж, не говори, что не дюж! |
Азербайджанские пословицы | Русские пословицы |
Не смотри на тело, не смотри на платье, смотри в душу. Никто не видит своих пороков. Разжуй слово, прежде чем изо рта его вынуть. Шей шубу летом, точи серп зимой. Не засыпай колодца: воды попить придется. Как ни седлай черного осла, он все равно мулом не станет. Лучше, чем роза в чужбине, шип в отечестве. Каждому свой край сладок. Выпущенная стрела назад не возвращается. | По одёжке встречают, по уму провожают. В чужом глазу видеть соринку, в своём бревна не замечать. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. Готовь сани летом, а телегу зимой. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться. Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит.
Всякому мила своя сторона. Слово – не воробей: вылетит – не поймаешь. |
Татарские пословицы | Русские пословицы |
Без труда и зайца не поймаешь. Волчонок все-таки будет волком, даже если будет воспитан человеком. Какова яблоня, таков и плод. Огонь в подоле не унесешь. Правдивое слово всегда горько. Чужой совет слушай, своим умом живи. Что за лесом лежит, ему видно, а что перед носом его - не видно. | Дыма без огня не бывает. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Сколько волка ни корми — он всё в лес смотрит. Яблоко от яблони недалеко падает. Шила в мешке не утаишь. Горькая правда приятней сладкой лжи. На Бога надейся, а сам не плошай. В чужом глазу видеть соринку, в своём бревна не замечать. |
Приложение 3
Подборка сказок для сравнительного анализа
Русские сказки | Сказки народов мира |
«Лиса и журавль» (русская народная сказка) «Теремок» (русская народная сказка) «Колобок» (русская народная сказка) «Лисичка сестричка и волк» (русская народная сказка) «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (русская народная сказка) «Мужик и медведь» (русская народная сказка) «Лиса и тетерев» (Л.Н.Толстой) «Жадная старуха» (русская народная сказка) «Сказка о рыбаке и рыбке» (А. С. Пушкин) «Царевна-лягушка» (русская народная сказка) «Волк и семеро козлят» (русская народная сказка) «Два Мороза» (русская народная сказка) «Царевна - лягушка» (русская народная сказка) «Сивка-бурка» (русская народная сказка) | «Аист и ворон» (австралийская сказка) «Рукавичка» (украинская народная сказка) «Джонни пончик» (английская сказка) и «Блинчик» (норвежская сказка) «О том, как лиса обманула гиену» (сказка Сото (племя в Африке)) «Сказка про Гензеля и Гретель» (Братья Гримм) «Как лис Миккель и Бамсе вместе поле возделывали» (норвежская сказка) «Лиса и куропатка» «Золотая рыба» (индийская народная сказка) «Сказка о рыбаке и его жене» (Братья Гримм) «Принцесса-лягушка» (монская (Бирма) сказка) «Шангул и Мангул» (персидская сказка) «Старый морозец и молодой морозец» (литовская народная сказка) «Тан - батыр» (татарская сказка) «Таз - зять падишаха» (татарская сказка) |
ПАМЯТКА «Как придумать волшебную сказку?»
1. Название.
2. Зачин. Выбери готовый или придумай свой.
- «В стародавние времена, в далёком-предалеком королевстве жили-были…».
- «Давным-давно жила-была женщина. Была (и) у неё …».
- «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были …».
- «Жил-был на свете …».
- «У одного старика был(и) … . Однажды …».
3. Герои (положительный / отрицательный).
4. Придумай исполнителя желаний (например: лесной зверь, волшебник, цветок и т.п.)
5. Желания.
6. Используй образные выражения. Например:
- «долго ли, коротко ли»
- «жить припеваючи»
- «путём-дорогою»
- «Красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать»
7. Финал.
8. Пословицы (в конце).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс
Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс
РП Кружок «Интеллектуальные игры» (3 года)РП Кружок «Мы и окружающий мир»РП Кружок «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП Кружок «Театральный»РП...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"
Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...
рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс
календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности 2 классПНШ...
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...