Внеурочное занятие по русскому языку «Слова из бабушкиного сундучка. «Устаревшие слова»»
план-конспект занятия (4 класс)
Цель занятия: Закрепить знания учащихся об устаревших словах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustarevshie_slova.docx | 25.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования, науки и молодежной политики РК
ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Технологическая карта
Внеурочного занятия по русскому языку
«Слова из бабушкиного сундучка. «Устаревшие слова»»
Составила студентка331 группы
Богданова Наталья Ивановна
МАОУ СОШ №класс 4 каб.
Дата проведения занятия: 08.12.20.
Смена Номер урока
Начало урока:
ФИО преподавателя-методиста:
Растворова Татьяна Алексеевна
Допущена к проведению внеурочного занятия
____________________, дата ________
(Подпись преподавателя)
План конспекта внеурочного занятия
Тема занятия: Слова из бабушкиного сундучка. «Устаревшие слова»
Форма проведения: индивидуальная, парная
Цель: Закрепить знания учащихся об устаревших словах.
Задачи:
- Познакомить учащихся с термином «Устаревшие слова»
- Познакомить со значением некоторых устаревших слов
- Развивать речь учащихся, расширять словарный запас.
Планируемые результаты:
Личностные:
проявлять интерес к новому материалу
стремиться к приобретению новых знаний
управление своим настроением, умение выражать эмоции.
Метапредметные:
Коммуникативные:
уметь слушать собеседника
формулировать собственное мнение и позицию
вступать в диалог с одноклассниками и учителем при работе в парах
Регулятивные:
контролировать и проверять выполненное задание самостоятельно, в парах;
уметь проводить рефлексию собственной деятельности
Познавательные:
учить извлекать устаревшие слова из текста
способствовать развитию умения аргументировать
Оборудование и материалы: мультимедиа (компьютер, проектор), наглядный материл (карточки с заданиями.
Ход занятия:
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и приемы обучения | Формируемые УУД |
Организационный этап 1 минута | - Здравствуйте ребята. Садитесь. Меня зовут Наталья Ивановна и сегодня я проведу у Вас внеурочное занятие по русскому языку. -Вы готовы к нашему занятию? | Готовы | Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции. | |
Актуализация Знаний 5 мин | -Ребята, мне почтальон сегодня передал вот такую посылку. На ней подписано для 4 класса. Что же там? (достаю) -В ней какой-то сундучок, а в нем какие-то слова, давайте их прочитаем. (на доске вывешиваются карточки со словами: керосиновая лампа, чело, лапти, голбец) -(Имя ученика), прочитай первое слово. (Аналогично с другими словами) -Ребята, вам понятны эти слова? Можете объяснить, что они обозначают? -Как вы можем назвать эти слова? -А вы употребляете такие слова в своей речи? -А как вы думаете, кто использовал в речи такие слова? -Возможно, нам этот сундучок передали наши бабушки и дедушки. | Читают слова с доски Ответы детей Старые, древние, устаревшие Нет Наши бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки
| Личностные: проявлять интерес к новому материалу стремиться к приобретению новых знаний | |
Основной этап Открытие нового знания 30 мин Постановка темы и цели урока урока Первичная проверка понимания новых знаний Проверка полученных знаний Физминутка Закрепление имеющихся новых знаний Контроль усвоения новых знаний | -Как же правильно называются такие слова? -(Имя ученика), прочитай со слайда определение. (слайд 1) - В русском языке постоянно происходят изменения: одни слова рождаются, другие употребляются все реже и реже, то есть устаревают и вовсе умирают. Почему так происходит? -С чем будет связано наше сегодняшнее занятие? -Какую цель мы перед собой поставим? -Ребята, давайте представим, что у нас есть машина времени, и мы с вами перемещаемся в прошлое. Путешествовать мы будем по разным станциям. (звучит музыка из былины) -И первая станция называется «Бабушкин сундучок». Нам предстоит с вами объяснить значение слов из сундучка. (дети по очереди рассказывают значения слов, если появляются затруднения, то на слайде появляется картинка к этому слову) -(Имя ученика), как ты думаешь, что такое керосиновая лампа? Керосиновая лампа — светильник, работающий на основе сгорания керосина. (слайд 2) (Аналогичная работа проводится с другими словами) Чело-лоб, часть головы (слайд 3) Яства- еда, кушанье (слайд 4) Голбец-отгородка или чулан в крестьянской избе (возле русской печи) со спуском в подполье. (слайд 5) -Молодцы! -Интересные слова были у наших бабушек? -Ребята, мы прибыли на следующую станцию, которая называется «Найди меня». -У вас на партах карточка с текстом, вам необходимо в паре со своим соседом по парте в тексте найти устаревшее слово и подумать над тем, что оно обозначает. (В случае, если ребенок дает неверное определение слову, учитель говорит, что его определение интересное, но правильнее будет звучать так…) Текст: В уголке, согнувшись, Лапти дед плетёт; Матушка за прялкой Молча лен прядет. Избу освещает Огонек светца; Зимний вечер длится, Длится без конца. Слова: Лапти- низкая обувь, распространённая в Восточной Европе и на Руси в старину. (слайд 6) Прялка-приспособление для ручного прядения одной нити пряжи. (слайд 7) Прясть- скручивая , делать нити. (слайд 8) Изба- деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в сельской лесистой местности (слайд 9) Светец — приспособление для укрепления горящей лучины. А лучина-это тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи или для освещения избы. -Молодцы, вы справились с этим заданием. А теперь ребята встали! Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели-вновь за дело. -Ребята, мы подошли к следующей станции, которая называется «Соедини меня». На ней вам необходимо в паре с соседом по парте к левому столбцу подобрать соответствующий синоним, который находится в правом столбце. Бры-брови Зеница-зрачок Ланиты-щёки Перст-палец Выя-шея Око-глаз Уста-губы Вежды-веки - Молодцы, как вы уже убедились, что даже части человеческого тела заменены на новые, привычные нам слова. -Мы подошли к станции, которая называется «Найди лишнее». Как вы поняли из названия, то вам необходимо в каждой строчке найти лишнее слово и объяснить почему. Кеды, босоножки, лапти, кроссовки. Пальто, плащ, шуба, кафтан. Стол, утюг, коромысло, кастрюля. Нос, рот, очи, уши. (слайд 11) -Молодцы, вы выполнили задание правильно. -Мы подошли к станции, которая называется «Русские пословицы». На ней вам необходимо найти в пословице устаревшие слова, и заменить их современными словами-синонимами и назвать новые предложения с этими словами. (слайд 12). Отвечаем по очереди, по поднятой руке. 1. молчится-говорится 2. млад-молод 3. око-глаз 4. кошель-кошелек 5. грош-очень низкая цена (очень мало) 6. зеница ока-зрачок глаза. Относиться очень бережливо 7. тороватый-щедрый 8. прореха-дыра 9. мал-маленький 10. перст-палец 11. потеха-забава развлечение -Вот мы подошли к последней станции, которая называется «Кто куда». На ней вам необходимо распределить устаревшие слова по группам. Еда: кулебяка, коврига, Посуда: лохань, ступа, квашня, корчага, ушат, Одежда: кафтан, ботвинья, душегрейка, зипун, армяк, Женские головные уборы: кокошник, повойник | Читает определение со слайда Потому что меняется жизнь человека. Если уходит из жизни какой-нибудь предмет, вместе с ним уходит и слово. С устаревшими словами Узнаем какие слова относятся к устаревшим и узнаем из значения. С Устаревшими словами Побольше узнать о таких словах, узнать значения слов Ответы детей Да Ищут устаревшие слова в тексте и определяют их значение Выполняют физкультминутку Подбирают к устаревшему слову синоним Находят из ряда слов одно лишнее | Словесный метод Наглядный метод Прием: работа с текстом Наглядный метод Прием: «убери лишнее» | Коммуникативные: уметь слушать собеседника Коммуникативные: вступать в диалог с одноклассниками и учителем при работе в парах Познавательные: Учить извлекать устаревшие слова из текста Регулятивные: контролировать и проверять выполненное задание самостоятельно, в парах; Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию Познавательные: способствовать развитию умения аргументировать |
Рефлексия 5 мин | Закончим наше занятие интересным заданием, которое называется «Все в твоих руках». (используется слайд- рисунок ладошки) Возьмите альбомный лист, где обведена ваша левая рука. Каждый палец-это какая-то позиция, по которой нужно высказать свое мнение по -нашему занятию, закрасив пальчики в соответствующие цвета, которые указаны на доске. -Поднимите свои ладошки над головой. -Какие интересные ладошки у нас получились. На этом наше занятие закончилось. До свидания! | Рисуют ладошки на альбомном листе До свидания | Регулятивные: Уметь проводить рефлексию собственной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе.Тема "Устаревшие слова"
УМК "Начальная школа 21 века.Т...
Внеурочное занятие по русскому языку 2 класс. Знакомство со словарным словом ВОКЗАЛ
Внеурочное занятие по русскому языку представлено в занимательной игровой форме. Показаны нетрадиционные способы запоминая орфограмм, основанные на зрительном, слуховом, деятельностном восприятии....
Разработка урока по русскому языку 2 класс на тему "Устаревшие слова"
Автор: Кичигина Галина Григорьевна, учитель начальных классов.Образовательное учреждение: МБОУ «Ардатовская основная общеобразовательная школа»Предмет: русский язык, УМК «Начал...
Внеурочное занятие по русскому языку "Тема текста. Опорные слова". 3 класс. "Планета Знаний".
Предложенное занятие возможно использовать на внеурочных занятиях и на уроках. Главная цель - обобщение знаний по теме "Тема текста"...
Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языку ТЕМА: «Слово одно, а значений несколько. Различие прямого и переносного значения слов»
Внеурочное занятие по русскому языку во 2 классе...
"Душа слова"- внеурочное занятие по русскому языку
Цели: 1) Образовательная: создать условия для формирования у детей представления о том, что такое «доброта» с разных точек зрения: в этимологии, лексике, словообразовании, фонетике, о...
Внеурочное занятие по русскому языку в 4 классе Удивительный мир слов
Внеурочное занятие по русскому языку в 4 классе Удивительный мир слов...