Пасха. Бабушкин сундучок
классный час (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
« БАБУШКИН СУНДУК»
Праздник праздниками Пасхи
Цель:
Развитие творческих возможностей и способностей учащихся.
Формирование положительного отношения, уважения к национальным культурам.
Воспитание чувства коллективизма, толерантности, привлечение родителей и повышение их активности в учебном процессе.
Задачи:
1. Знакомство с проведением наиболее распространенного национального праздника (Пасха).
2. Развитие интереса к истории возникновения праздника Пасхи
3. Воспитание коллективизма.
Оборудование: магнитофон, синтезатор
Оформление:
Колокольный звон.
ВЕДУЩИЙ: Добрый вечер, дорогие гости, ребята! Сегодня мы с вами обратимся к старине. Символом этого будет наш бабушкин сундук. Давайте его откроем (открывает сундук, достает табличку, на которой написано «Праздники»). говорить мы будем о больших традиционных праздниках, которые бытуют в нашем селе.
1. Представление русского национального праздника Пасхи.
(представляют дети русской национальности)
ВЕДУЩИЙ: Для верующих христиан Пасха – это окончание Великого поста, а для всех вместе включая неверующих, - радость встречи с родными, друзьями за особым праздничным столом, к достоинству которого можно отнести традиционные блюда и забавы.
1 ученик: Пасха отмечается, как правило, в воскресенье. В течение года мы отдыхаем по воскресеньям – это наш еженедельный праздник. Но пасхальное воскресенье называется Великим, ибо в этот день «Христос Воскрес из мертвых смертью смерть поправ и сущих во гробах жизнь даровал».
2 ученик:
Весть, что люди стали мучить Бога,
К нам на север принесли грачи….
Потемнели хвойные трущобы,
Тихие заплакали ключи….
На буграх каменья обнажили
Лысины, покрытые в мороз…
И на камни стали капать слезы
Злой зимой очищенных берез.
И другие вести, горше первой,
Принесли грачи в лесную глушь:
На кресте распятый, всех прощая,
Умер Бог, Спаситель наших душ.
От таких вестей сгустились тучи,
Воздух бурным зашумел дождем…
Поднялись – морями стали реки,
И в горах пронесся первый гром.
Третья весть была необычайна:
Бог воскрес, и смерть побеждена!
Эту весть победную примчала
Богом воскрешенная весна!
И кругом леса зазеленели,
И теплом дохнула грудь земли,
И, внимая трелям соловьиным,
Ландыши и розы зацвели.
1 ученик: Пасха - праздник светлого и радостного отдохновения от повседневных трудов и забот. Это главный праздник всех христиан. Христианская Пасха от греческого «пасхейн» - «страдать». Это потому, что Христос страдал, прежде, чем воскреснуть.
2 ученик: Но с 5 века Пасха превратилась в радостный праздник Воскресенья Христова. По новому завету Пасха – праздник избавления (через Христа) всего человечества от рабства , от всего низкого, дьявольского и дарование вечной жизни и вечного блаженства людям. И поэтому всю Светлую Пасхальную неделю звонят во все колокола.
1 ученик: Каждый год высчитанная по лунному календарю Пасха попадает на разные числа (с 4 апреля по 8 мая). У православных христиан является не только самым большим праздником, но и празднуется дольше всех праздников – целую неделю (седмица).
2 ученик: (Пасхальные приметы) Светлое Воскресенье Христова у народа издревле связано с солнцем. У крестьян существовало поверье, что на Пасху «солнце играет». И люди старались подкараулить, подсмотреть мгновения игры солнца. С игрою солнца связывали и виды на урожай, на погоду. В первый день Пасхи примечали:
1 ученик: на Пасху небо ясное и солнце играет – к хорошему урожаю и красному лету;
2 ученик: на святой дождь – добрая рожь;
1 ученик: на святой гром – к урожаю;
солнышко с пасхальной горки в лето катиться;
2 ученик: если на второй день Пасхи будет ясная погода – лето будет дождливое, если пасмурная – лето будет сухое.
1 ученик: Считалось, что от пасхального яйца может быть облегчение от любого недомогания. Если яйцо продержать от трех до двенадцати лет, то потом можно даже вылечить болезни. А если освященную крашенку положить в зерно, то будет хороший урожай. Есть еще и такое мнение: если яйцо оставить до следующей Пасхи, то оно может исполнить любое желание.
2 ученик: (игры) Чисто пасхальные были игры с крашенками (вареными крашенными яйцами). В эти игры можно поиграть и сегодня.
1. Ребята раскладывают принесенные яйца на столе разными кучками и накрывают их шапками. На столе лежат шапки, под которыми нет ничего. Затем шапки двигают по столу. Один из участников в это время находится вне комнаты. Его вызывают и спрашивают: «Где коки?» Водящий поднимает шапку и, если там есть крашенки, забирает их себе. Игра ведется до тех пор, пока все крашенки не разберут. Кто удачливее, тот домой целую шапку яиц унесет.
2. Соревнуются, чье яйцо будет дольше крутиться. По команде дети одновременно раскручивают свои крашенки. Чье яйцо дольше крутиться, тот и победитель, тот и забирает яйцо проигравшего.
3. Еще крашенки с горки катали. Чье яйцо дальше укатится, тот и победитель.
1 ученик: (пасхальные обряды и обычаи)
По обычаю всего Пасха празднуется сорок дней. От весеннего языческого праздника христианская Пасха взяла ритуал освещения куличей, изготовление творожной пасхи и крашение яиц. Существует очень приятный обряд – «Христосование». При нем в день светлого святого воскресенья нужно троекратно похристосоваться со всеми родными и знакомыми. При этом люди целуются, прощая друг другу все обиды, недоразумения, а может быть и злобу. Как же иначе? ведь это светлый радостный день воскресенья. Пятница и суббота перед воскресеньем – самое строгое скорбное время поста. Великая пятница – день суда над Христом, распятие, смерть и погребение. А в субботу в полночь из церковных ворот выходят крестные ходы, возвещая о Воскрешении Богочеловека.
(Одна ученица подходит с крашенным яйцом в руке к другой со словами: «Христос Воскрес», а та ей отвечает: « Воистину Воскрес»)
2 ученик: Красить яйца – это пасхальный обычай. Крашенными яйцами обмениваются в знак приязни и забвении накопившихся обид. Из-за всех красок предпочитают красный, кирпичный цвет. Своим цветом воскресенское яйцо напоминает бесценную кровь Христа, которая предвещала нам спасение. И еще яйцо было знаком весеннего возрождения солнца и многие полагали, что мир произошел из яйца, вылупился, как цыпленок. Очень часто яйца раскрашивали и вкладывали в это творчество свою свою душу, любовь Христу любовь к ближним. Обычай этот жив и поныне. Давным – давно подаренные яйца хранили целый год, до следующей Пасхи. Существует много суеверий. Если в первый день Пасхи пройти по двору с первым снесенным яйцом, ката его по углам, то можно выгнать нечистую силу.
1 ученик: Существует еще один обычай – посещать могилы умерших родственников, как бы с ними похристосоваться, выложить на могилы яйца и куличи.
2 ученик: Специально к этому празднику готовили разные кушанья: пасху из творога, куличи, прянички, булочки.
1 ученик: А еще на Пасху колядовали, как и на Рождество. Колядовщиков называли волочебниками. Им надо было преподносить крашенки, сало, пироги, молоко и даже деньги. Если хозяева скупились, колядовщики выкрикивали обидные слова:
Кто не даст нам яйца – околеет овца.
Кто не даст нам пирог – околеет телок.
Хотите, чтоб корова пала, - не давайте хлеб и сало.
(Ребята, находящиеся вне комнаты, выкрикивают данные слова).
Угощение
Песня в исполнении девочек «Вербочки» А. Блок, муз. Р. Глиэра. (Исполнение песни с горящими свечами)
Мальчики и девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня.
В воскресенье светлое
Завтра встану первая
Для святого дня!
ВЕДУЩИЙ:
Итак, мы сегодня увидели, что самые большие традиционные религиозные праздники живут по сей день. Очень хорошо, что традиции соблюдаются и ребята уважают и чтят их, чтят свою религию. На самом деле, в основе всех религий лежит вера в бога, а следовательно добро, человеколюбие, уважение к старшим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка русского народного праздника "В бабушкином сундучке"
Цель праздника: 1. Познакомить учащихся со старинной русской одеждой. Донести до сознания детей то, что они являются носителями русской народной культуры. 2. Формировать душевные качества ребёнка, р...
Сценарий праздника «Пасха, Светлая пасха» в 4 классе
Знакомство детей с событиями Страстной седмицы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Бабушкин сундучок" 1-4 классы
В основе программы «Бабушкин сундучок» лежит модифицированная авторская программа Л.Н. Михеевой «Праздники, традиции и ремёсла народов России».Почему «Бабушкин сундучок»? Всё п...
Авторская программа внеурочной деятельности для 2А класса «Бабушкин сундучок» общекультурное направление Веденеевой Светланы Анатольевны
Авторская пронрамма составлена для учеников 2 класса, внеурочная деятельность.Цельработы-авторская пронрамма внеурочной деятельности в начальных классах соответствует требованиям ФГОС НОО.Тема актуаль...
Внеурочное занятие по русскому языку «Слова из бабушкиного сундучка. «Устаревшие слова»»
Цель занятия: Закрепить знания учащихся об устаревших словах....
"Бабушкин сундучок"
Презентация по татарскому языку, о традициях народа...
Занятие фольклорного кружкового объединения "Из бабушкиных сундучков..."
Русский народ- создатель богатого фольклора: мудрые пословицы, хитрые загадки, весёлые и печальные песни, торжественные былины, сказки… В этом наследии - достоинство, ум народа, его нравс...