Паспорт воспитательной практики "Мы разные - но мы вместе"
методическая разработка (3 класс)

Игнатова  Светлана  Рафаиловна

обобщение опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_vospitatelnoy_praktiki_ignatova_s.r.docx80.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Миасская общеобразовательная школа № 1»

ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

«Мы разные, но мы вместе»

Автор: учитель начальных классов

 МОУ «Миасская СОШ№1»

Игнатова Светлана Рафаиловна

С. Миасское

2025г.

  1. Обоснование актуальности воспитательной практики.

В век современных информационных технологий общество требует от учителя совершенно иного подхода к организации воспитательной деятельности обучающихся. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, взаимная нетерпимость к людям с ограниченными возможностями здоровья. Причин этому много – средства массовой информации, социальное окружение людей, также непонимание друг к другу, возникают в связи с разными ценностями, культурой воспитания в семье. Практический опыт по формированию у детей навыков социальной ответственности, уважительное отношение между детьми, независимо от физических возможностей, национальности ещё не достаточен.

 В связи с вступлением в силу федерального государственного образовательного стандарта воспитание толерантности является обязательным для любого детского образовательного учреждения. Инклюзивное образование исключает любую дискриминацию в обучении и воспитании детей. Огромной проблемой стаёт в современном обществе принятие особых детей, включение их в детский коллектив и создание благоприятных и комфортных условий для совместного обучения и воспитания всех категорий детей. Ребёнку с особенностями в развитии необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих стратегий. Правильно организованная среда в образовательном учреждении способствует накоплению у ребёнка конструктивного опыта коммуникативного взаимодействия, учит его отстаивать свои интересы, не нарушая при этом интересов и потребностей окружающих, учит социально-приемлемыми способами выражать своё несогласие, свои возражения, своё негодование по поводу ущемлений его желаний.

  1. Краткое описание (аннотация) воспитательной практики.

Данная практика позволяет выстроить систему взаимодействия между обучающимися разных категорий детей: включить ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в существующую систему межличностных отношений, оказание помощи в освоении  социального  опыта, воспитать в учащихся социальную активность.

Воспитательная практика «Мы разные, но мы вместе» помогает объединить классного руководителя, обучающихся и их родителей в один единый механизм, в котором работа одного «звена» зависит от работы второго. Только таким путем мы можем достигнуть наивысшей точки успеха.

Воспитательная практика является социально – значимой, так как её реализация, повысит знания родителей в области воспитания толерантности у своих детей. А дети в свою очередь, научатся доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости, толерантности к людям с ОВЗ. Это поможет внести значительные изменения в психологический климат класса, а также повлиет на качественность образовательного процесса.

  1. Цель воспитательной практики

Социализация ребёнка с ограниченными возможностями здоровья через построение социально-педагогической развивающей среды и создание условий для формирования у детей общечеловеческих ценностей, толерантного отношения к окружающему миру.

  1. Задачи воспитательной практики:

- Вовлечение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный и воспитательный процесс.

- Выявление особенностей межличностных отношений ребёнка с особенностями в развитии с детьми класса.

- Повышение уровня социальной активности, активной жизненной позиции детей.

- Внедрение современных образовательных технологий

- Формирование у детей особого отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, желание им помочь посредством личного общения с детьми и их родителями

- Повышение знаний родителей в области воспитания детей и толерантного отношения к окружающему миру посредством изучения семьи учащихся.

5. Планируемые результаты воспитательной практики.

Планируемые результаты

Участники воспитательной практики

Ожидаемый результат

1.

Ребёнок с ОВЗ 

Расширение круга познавательных интересов ребёнка с ОВЗ. Повышение качества обучения ребёнка с ОВЗ

Снижение коммуникативных барьеров и как следствие повышение социальной активности ребёнка с ОВЗ

2.

Родители

Уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семье, имеющей ребенка с особенностями развития.

Повышение знаний родителей в области воспитания толерантности у своих детей.

3.

Ребёнок, педагоги

Формирование навыков общения с ребёнком с ОВЗ. Развитие толерантного отношения к ребёнку с особенностями развития.

Воспитание социальной активности у детей разных категорий.

4.

Педагоги

Адаптация образовательной программы, методических рекомендаций, разработка сценариев мероприятий.

  1. Целевая аудитория воспитательной практики.

- Обучающиеся 1-4 классов.

- Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (с синдромом Дауна)

- Родители обучающихся.

7. Кадровые ресурсы реализации воспитательной практики.

- учитель, классный руководитель (Игнатова Светлана Рафаиловна)

-методическое объединение учителей начальных классов МОУ «Миасская СОШ № 1»

- педагог-психолог (Калашникова Галина Александровна)

- советник по воспитанию МОУ «Миасская СОШ № 1» (Чиннова Наталья Радиковна)

8. Научно-методические ресурсы реализации воспитательной практики.

- План воспитательной работы школы

- План воспитательной работы классного руководителя

- Программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России»

- интернет-ресурсы

https://www.maam.ru/users/3528302

https://nsportal.ru/

https://multiurok.ru/

https://infourok.ru/

9. Материально-технические ресурсы реализации воспитательной практики.

Компьютерное учебное оборудование.

10. Ресурсы социального партнёрства и проч.

- центральная районная библиотека

- Районный краеведческий музей им. В.К. Егорова

- Центр дополнительного образования

- КСЦОН Красноармейского муниципального района

11. Формы реализации воспитательной практики (краткое описание мероприятий в рамках реализации воспитательной практики)

- проведение классных часов (согласно плану воспитательной работы школы и плану воспитательной работы классного руководителя)

  • Цикл классных часов по культуре человека «Нравственные корни» (Приложение 2)

- организация конкурсов

  • Конкурс чтецов (стихи о войне, стихи о доброте, стихи о разных временах года, о природе)
  • Конкурс рисунков (в зависимости от календарных мероприятий и праздников)
  • Конкурс поделок (из природного материала, экологического направления- кормушки для птиц, из бросового материала и т.д., новогодние игрушки)
  • Участие в акциях («Открытка ветерану», «Георгиевская ленточка», «Им нужна помощь», «Твори добро», «Письмо солдату»)

- Участие в программе развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России»

- Совместные экскурсионные поездки.

- Родительские собрания – круглые столы.

  • «Поговорим о толерантности»
  • «Мы – родители. Родительский авторитет»
  • «Эффективное общение с ребёнком»
  • «Причины и последствия детской агрессии»
  • «Мы разные – но мы вместе»
  • «Как научить ребёнка общаться»
  • «Родителям о внимании и внимательности»
  • «Социальная активность – залог успешности в будущем»

- Совместные праздники в классе.

  • «День рождения класса» (1 класс)
  • «До свидания, 1 класс» (1 класс)
  • «Мы разные – но мы вместе» (2 класс)
  • «Мальчишки&Девчонки» (1,2,3,4 класс)
  • «День Матери» (3 класс)
  • «До свидания, начальная школа» (4 класс)

12. Период реализации воспитательной практики.

Данную воспитательную практику реализую на протяжении 12 лет, начиная с 2014г. (с момента появления в моём классе ребёнка с синдромом Дауна. Он обучается в рамках системы домашнего обучения, но посещает индивидуально уроки в школе и включён в систему воспитательной работы с каждым новым набором детей.)

  1. 2014 – 2018г (1-4 класс)
  2. 2018 – 2022г (1-4 класс)
  3. 2022 – 2026г (1-4 класс)

13. Результаты реализации воспитательной практики.

Участники воспитательной практики

Результат реализации воспитательной практики

1.

Ребёнок с ОВЗ (синдром Дауна)

- Значительно расширен круг познавательных интересов ребёнка. Ребёнок успешно осваивает рекомендованную ему программу обучения.

- Значительно снижен коммуникативный барьер в общении. Ребёнок идет на контакт с педагогами и детьми, не боится школьного шума и значительного количества участников образовательного процесса.

- Значительно повысилась социальная активность. Ребёнок с удовольствием участвует в различных конкурсах, акциях, классных часах, экскурсиях.

2.

Родители

- Отмечается значительное уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семье, имеющей ребенка с особенностями развития. Родители достаточно открыто говорят о возникающих проблемах воспитания, прислушиваются к мнениям педагога, с удовольствием взаимодействуют с другими родителями, участвуют в жизни школы и класса.

- Отмечается растущий интерес среди родителей к проблемам воспитания детей, толерантности в отношениях. Открыто говорят о проблемах, не стесняются задавать вопросы и искать пути решения.

- Рост желания родителей в участии в жизни школы и класса. (участие в конкурсах, совместных проектах и мероприятиях)

3.

Ребёнок, педагоги

- За 12 лет работы сформированы навыки общения с ребёнком с ОВЗ, его принятие, учёт индивидуальных особенностей развития, обучения и воспитания.

- Дети разных категорий спокойно общаются между собой. Практически нет в классных коллективах вспышек агрессивного поведения среди детей, взаимных обид. А если и возникают такие недопонимания, то дети вместе с педагогом стараются найти пути решения конфликтов.

- Активное сотрудничество с педагогами- психологами по вопросам толерантного отношения между детьми, профилактика буллинга.

- Повышение социальной активности детей. Отмечается стремление участвовать в жизни школы и класса.

4.

Педагоги

- разработан цикл классных часов по культуре человека «Нравственные корни».

- адаптирована образовательная и воспитательная программы работы с разными категориями детей.

- сценарии праздников и мероприятий для воспитания культуры поведения детей и толерантности в отношениях

14. Дополнительные материалы (рисунки, диаграммы, таблицы и т.п.)

  Приложение 1. Приложение 3.

15. Использованная литература

15. Использованная литература

  • Игнатова Светлана: [сайт].- URL: https://www.maam.ru/users/3528302
  • Ковалёва, Е.М. Дети-инвалиды в современном обществе. – М.: Лист-Нью, 2005.-  23с.
  • Лютова, Е.К., Монина, Г.Б. Тренинг общения с ребёнком. – СПб, 2002.- 177с.
  • Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2019. -  212с.
  • Сборник научно-методических материалов/ под ред. А.Ю.Белогурова, О.Е.Булановой, Н.В.Поликашевой «Социализация детей с ОВЗ на современном этапе». - М.: Спутник, 2014.-  335с.
  • Солодянкина, О.В. Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007. -  132 с.

Приложение 1.

Результаты реализации воспитательной практики.

Приложение 2.

Диагностические методики изучения семьи учащихся.


Классный руководитель при общении с семьями учащихся должен соблюдать определенные правила, а именно:

- к родителям каждого ребенка нужно проявлять искреннее уважение;

- общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо;

- изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;

- изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу. Классный руководитель должен иметь следующую информацию о семье ученика:

- общие сведения о родителях или людях, их заменяющих;

- жилищные условия семьи и ее материальная обеспеченность;

- образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;

- уровень педагогической культуры родителей;

- авторитетность семьи в глазах ребенка;

- степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;

- семейные традиции, обычаи и ритуалы;

- положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное);

- воспитательные возможности семьи.

Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

Для изучения семьи классный руководитель может использовать различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры.

Часто сетуют на то, что родители не хотят посещать собрания, не приходят на встречи с классным руководителем. Но, видимо, не стоит этому удивляться. Очень часто родительские собрания и встречи превращаются в «разбор полетов», на которых унижается человеческое достоинство родителей. Классному руководителю следует помнить -родительское собрание - это, в первую очередь, обучение родителей быть ими с помощью теории и практики. Один из видов практики - это диагностические методики, которые позволяют родителю остаться один на один с серией вопросов и честно признаться себе в том, что получается у него хорошо в воспитании ребенка, а что не очень и требует исправления.

Можно приводить много различных исследований, с помощью которых классный руководитель сможет вызвать у родителей интерес к воспитанию своих детей и желание общаться с классным руководителем, посещать школу, однако главное, чтобы родители усвоили одно очень важное и глубокое правило, продиктованное жизнью: «Воспитание детей в семье - это обучение их умению обходиться без родителей».

Анкета «Знакомство с родителями»

На первой встрече с родителями можно попросить их ответить на следующие вопросы:

1. Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребенок?

2. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?

3. Каким бы вы хотели видеть класс, в котором предстоит учиться вашему ребенку?

4. Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?

5. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?

6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?

Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребенка»

1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?

2. Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе?

3. Знаете ли вы друзей своего ребенка в коллективе? Назовите их.

4. Создает ли школа, по вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребенка?

5. Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?

Анкета «Ваш ребенок»

С целью изучения характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят можно использовать в анкетировании следующие вопросы:

1. Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?

2. Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?

3. Как ведет себя ваш ребенок дома?

4. Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?

5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?

Методика «Незаконченные предложения»

А) Эта методика используется для диагностики взаимоотношений родителей и учащихся (3-4-х классов). Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей. Ни для кого ни секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка.

Проанализировав ответы учащихся и их родителей, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий как с родителями, так и с учащимися.

Предложения для учащихся:

- Школа для меня - это...

- Класс, в котором я учусь, - это...

- Учителя для меня - это люди, которые...

- Мои одноклассники - это...

- Уроки для меня - это...

- Предметы, которые мне нравятся, - это...

- Предметы, которые мне не нравятся, - это...

Предложения для родителей:

- Школа, в которой учится мой ребенок, - это...

- Класс, в котором учится мой ребенок, - это...

- Одноклассники моего ребенка - это...

- Выполнение домашних заданий для моего ребенка - это...

- Учебные предметы, нравящиеся моему ребенку, - это...

- Предметы, которые не нравятся моему ребенку, - это...

Б) Для изучения традиций и обычаев семей учащихся, нравственных ценностей семьи можно использовать такие незаконченные предложения.

Для учащихся

- Я радуюсь, когда...

- Я огорчаюсь, когда...

- Я плачу, когда...

- Я злюсь, когда...

- Мне нравится, когда...

- Мне не нравится, когда...

- Я верю, когда...

- Если у меня хорошие новости, то я...

- Если у меня, плохие новости, то я....

- Если у меня что-то не получается, то я...

Для родителей

- Я радуюсь, когда мой ребенок...

- Я огорчаюсь, когда мой ребенок...

- Я плачу, когда мой ребенок...

- Я злюсь, когда ребенок...

- Мне нравится, когда мой ребенок...

- Мне не нравится, когда мой ребенок...

- Я не верю, когда мой ребенок...

- Я верю, когда говорят, что мой ребенок...

- Если у моего ребенка хорошие новости, то...

- Если у моего ребенка плохие новости, то... :

- Если у моего ребенка что-то не получается, то...

Рисуночный тест «Выходной день в моей семье»

Интересные результаты дают рисуночные диагностики, которые можно предлагать выполнить детям и родителям на одну и ту же тему. Например, ребятам предлагается нарисовать рисунки по следующим темам: «Выходной день в моей семье», «Наша семья», «День рождения в моей семье».

И детям, и родителям раздаются листы бумаги, на которых нарисованы круги, в которые нужно поместить предметы или членов семьи в выходной день. Члены семьи должны что-либо выполнять.

Это может выглядеть так:

мама

папа

я

книга

газета

уроки

кухня

диван

друзья

Сравнительный анализ рисунков позволяет классному руководителю выявить различные противоречия в организации жизни семьи, помочь найти детям и родителям взаимопонимание.

Тест «День рождения в моей семье»

Родителям в ходе родительского собрания, а ребятам на классном часу можно предложить расположить на рисунке в определенной последовательности гостей на дне рождения. Сравнительный анализ выполненных рисунков позволяет увидеть, какие традиции и обычаи, связанные с этим праздником, существуют в семьях.

Можно также предложить учащимся и родителям построить ассоциативный ряд на выражение «день рождения». Лексический ряд, который получается в ходе записи, говорит о том, что является значимым, приоритетным и традиционным в семьях учащихся.

Сочинение-размышление

Такая диагностика возможна там, где классный руководитель и родители - единомышленники, объединенные единой целью - сделать жизнь учащихся и в школе, и в семье теплее, лучше, добрее. Темы размышления могут быть самыми разнообразными. Главное - родители и дети должны быть искренними в своих размышлениях.

Темы подобных сочинений для детей и родителей могут быть следующими:

«Быть отцом (матерью) первоклассника это...»

«Мой дом - моя крепость?!»,

«Моя будущая семья... Какой ей быть?»,

«За что я люблю своих родителей»,

«Радости моего дома»,

«Люди, без которых моя жизнь была бы невозможна»,

«Праздники и будни моей семьи»,

«Истории и предания моего рода»,

«Самый печальный день в жизни моей семьи»,

«Советы родителям по воспитанию детей»,

«Законы жизни семьи» и др.

Такие сочинения-размышления заставляют родителей по-новому взглянуть на своих детей, на их отношение к жизни, к своей семье, позволяют предположить, с какими проблемами могут столкнуться их дети в будущем.

Определение самостоятельности ребенка

Можно предложить родителям выполнить следующее задание - определить с помощью таблицы степень самостоятельности собственного ребенка.

Родителям предлагается перечень действий ребенка. Они распределяют эти действия в две колонки таблицы самостоятельно.

Ваш ребенок делает самостоятельно

Только по вашему требованию с вашей помощью и с вашего разрешения

Перечень действий:

- собирается в школу;

- выбирает себе одежду для школы и для праздника;

- делает уроки;

- определяет, с кем ему дружить;

- готовит еду, если это необходимо;

- помогает по дому и на даче.

Работа с перечнем действий и с таблицей помогает родителям взглянуть на свою семью со стороны, увидеть результативность своей воспитательной системы. Многие, работая с таблицей, начинают осознавать, что в семье растет ребенок, которому не дают возможности быть самостоятельным, предупреждают все его желания, действия и поступки, сдерживают проявление им какой бы то ни было самостоятельности.

Выявление эмоциональной атмосферы в семье

Еще одна таблица, которую уместно заполнить родителям - это показатель словесного проявления положительных эмоций в семье по отношению к ребенку. Такая диагностика полезна при подготовке к тематической консультации или к психолого-педагогическому консилиуму. Она позволяет определить причину высокой тревожности учащихся. Принято считать, что высокий уровень тревожности связан с проблемой адаптации. Однако дело не только в адаптации. Это связано еще и с изменением положения ребенка в семье. «Раньше ты был маленький, а теперь большой! Я не буду сюсюкать с тобой, как раньше!» -такие высказывания демонстрируют изменение эмоционального восприятия ребенка в семье, которое выражается в жестах, мимике, взглядах и, конечно же, в словах.

Таблица для родителей

Слова и фразы, с помощью которых я

поддерживаю ребенка

ругаю его

Таблица для детей

Слова и фразы, которыми мои родители меня:

Поощряют

Как часто

Ругают

Как часто

Тест «Мера заботы о ребенке»

Для определения степени проявления заботы родителей по отношению к собственному ребенку можно предложить родителям выполнить следующий тест.

Инструкция

Вам необходимо проанализировать 15 утверждений. Некоторые из утверждений оставляют такое впечатление, что они к воспитанию не относятся. Однако вы должны высказать свое мнение по каждому суждению и выставить свой балл.

Школа оценок

1 - категорически не согласен;

2 - мне трудно с этим согласиться;

3 - может быть, это и верно;

4 - совершенно верно. Я с этим согласен.

Утверждения теста

1. Родители должны предвидеть все проблемы, с которыми может столкнуться их ребенок, чтобы помочь ему в их преодолении.

2. Для того чтобы быть хорошей матерью, достаточно общения только с собственной семьей.

3. Маленького ребенка следует всегда держать при себе, чтобы предупредить его падения и ушибы.

4. Если ребенок делает то, что он обязан делать, он находится на правильном жизненном пути.

5. Ребенок не должен заниматься теми видами спорта, которые могут привести к физическим увечьям.

6. Воспитание ребенка - труд тяжелый и зачастую неблагодарный.

7. У ребенка не должно быть тайн от родителей.

8. Если мать не успевает уделять время воспитанию детей из-за собственной профессиональной деятельности, значит отец плохо содержит семью материально.

9. Любовью родителей ребенка не испортить.

10. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон реальной жизни.

11. Главное, чем должен заниматься ребенок - это учеба. Все остальное в доме в состоянии сделать родители.

12. Мать - главное лицо в доме.

13. Семья должна жить под девизом: «Все лучшее - детям!»

14. Защитить ребенка от любой инфекции можно путем ограничения его контактов с окружающими.

15. Родители должны помочь ребенку в определении круга его друзей и приятелей.

Итоги

40 баллов и выше - все ваши усилия направлены на то, чтобы интересы вашего ребенка были надежно защищены. Однако это вскоре может вызвать его протест. Ваш ребенок личностно зависит от вас, что не способствует формированию его интересов, самооценки. У него не развивается умение самостоятельно принимать решения и нести свой груз ответственности за них.

25-40 баллов - вы заняли верную позицию в воспитании своего ребенка. Он получает достаточное количество внимания и заботы старших, но при этом получает возможность проявлять свою независимость и взрослость.

Меньше 25 баллов - вы мало уделяете внимания вопросам воспитания своего ребенка. Вас больше волнуют ваши проблемы на работе и супружеские взаимоотношения.

Методика «Наказания в семье»

Одна из больших проблем в воспитании - это наказание ребенка, оставляющее глубокие шрамы в формировании личности, приводящее к проявлению двуличности и лжи. Наказание детей в детстве могут спровоцировать проявление у них вседозволенности во взрослой жизни.

Классному руководителю необходимо проводить исследования в классном коллективе по изучению отношения и учащихся, и их родителей к применяемым наказаниям в семье. Однако нужно помнить, что эта тема весьма деликатная. Родители и дети будут откровенны с классным руководителем только в том случае, если они ему доверяют.

Родителям предлагается заполнить следующую таблицу:

Вид наказания

Наказывали вас в детстве (отметьте знаками «+» или «-»)

Отметьте те виды наказания, которые вы используете в воспитании

Отметьте самые действенные из них

1 . Ставили в угол

2. Прекращали общаться на длительный период времени

3. Применяли телесные наказания

4. Ограничивали свободу

5. Лишали любимого занятия

6. Читали бесконечные нотации

7. Стыдили при друзьях и знакомых

8. Оскорбляли и ругались

9. Лишали любимых лакомств

10. Ограничивали в покупках

11. Выгоняли из дому

Учащимся класса можно задать следующие вопросы:

- Какие способы наказания используют родители в твоем воспитании?

- Какие из них ты считаешь самыми действенными?

- Какие из них ты считаешь самыми болезненными и страшными?

- Какие способы наказания в своей будущей семье ты не будешь применять никогда?

Приложение 3.

Цикл классных часов по культуре человека «Нравственные корни»

Цель курса – воспитание нравственных т творческих качеств личности, в процессе обучения учащихся основным правилам культуры жизнедеятельности и самостоятельному принятию решений в различных жизненных ситуациях. Реализация цели достигается в процессе выполнения следующих задач на воспитательных занятиях (классных часах)

- воспитание нравственных качеств путём ознакомления учащихся с правилами нравственного поведения, анализа нравственных ситуаций и проведения мероприятий нравственного содержания; воспитание творческих качеств путём ознакомления учащихся с методами творческой деятельности и осуществления коллективных и индивидуальных творческих дел.

- ознакомление с правилами культурной жизнедеятельности и поведения в различных жизненных ситуациях;

- формирование и развитие умений анализировать проблемы взаимоотношений между людьми и находить их оптимальные решения; обучение практическим приёмам поведения в различных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, нравственности, экологической и общей культуры;

- формирование среды воспитания в классе и обучение учащихся организации и проведению коллективных и индивидуальных творческих дел;

Осуществление положительной коррекции среды воспитания в семьях.

Нравственные корни.

Тема 1. ДОБРОТА И МИЛОСЕРДИЕ.

  1. Добро и зло.
  2. Добрые и злые дела.
  3. Милосердие.
  4. Что такое родительская доброта?
  5. Добрые отношения с друзьями.
  6. Как сделать людей добрее?

Тема 2. СПАВЕДЛИВОСТЬ И СОЧУВСТВИЕ.

  1. Что такое справедливость и сочувствие?
  2. Справедливые и несправедливые поступки.
  3. Справедливые отношения в семье.
  4. Традиции школы и справедливость.
  5. Справедливые отношения с друзьями. Что значит посочувствовать другу?

Тема 3. ВЕЖЛИВОСТЬ И СКРОМНОСТЬ.

  1. Что такое вежливость и скромность?
  2. Скромность и хвастовство.
  3. Вежливые отношения в семье.
  4. Вежливость на уроках и переменах.
  5. Вежливость на улице и в общественных местах.

Тема 4. УВАЖЕНИЕ, ВЗАИМОПОМОЩЬ, ДРУЖБА.

  1. Что такое уважение, взаимопомощь, дружба?
  2. Уважение, безразличие, бойкот.
  3. Кому и как помогать?
  4. Дружба и вражда.
  5. Как нужно дружить?
  6. Мы разные – но мы вместе!

Тема 5. ПОРЯДОЧНОСТЬ И ЧЕСТНОСТЬ.

  1. Что такое порядочность и честность?
  2. Порядочность и непорядочность.
  3. Честность и ложь.
  4. Порядочность и честность в классе.
  5. Как стать порядочным человеком?

Тема 6. СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ.

  1. Что такое традиции?
  2. История нашей семьи. Составление родословной семьи.
  3. Познавательные традиции нашей семьи.
  4. Забота о себе и близких.
  5. Праздничные традиции нашей семьи.
  6. Как решать семейные проблемы.
  7. Викторина «Вместе- дружная семья»

Тема 7. ТРАДИЦИИ НАШЕГО КЛАССА.

  1. Когда в классе учиться интересно.
  2. Зачем всё время учиться?
  3. Что такое порядок?
  4. Что может быть важнее здоровья?
  5. Праздники в нашем классе.
  6. Как нужно отдыхать?
  7. Музеи, театры, выставки.

Тема 8. ТРАДИЦИИ НАШЕЙ ШКОЛЫ.

  1. Правила поведения в школе.
  2. Что делать, если…
  3. Соревнования и конкурсы.
  4. Олимпиады.
  5. Праздники.
  6. Каникулы. Чтобы отдых был в радость!

                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный уголок "Мы разные, но мы вместе"

Для учителей, оформляющих классный уголок. Взято с разных сайтов в помощь заинтересованным классным руководителям....

Социальный проект для учащихся 4 класса: "Мы разные, но мы вместе"

Поэтапная разработка работы над проектом. Разнообразные творческие задания для учащихся. Отчет по проектной деятельности....

Занятие-игра о толерантности "Мы такие разные, но мы вместе" 2 класс

Занятие в доступной игровой форме расширяет знания второклассников о толерантности. Ситуации из жизни, любимые герои мультфильмов помогут ребятам вывести главное правило толерантности. Учащиеся учатся...

КЛАССНЫЙ ЧАС «МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ»

Цели:Формирование толерантного и уважительного отношения к личности.Создание доброжелательной атмосферы, направленной на повышение внутригруппового доверия и сплоченности классного коллектива.Стимулир...

Использование приёмов ТРИЗ (паспорт) с обучающимися разных образовательных возможностей

Использование приёмов ТРИЗ (паспорт) с обучающимися разных образовательных возможностей...

Использование приёмов ТРИЗ (паспорт) с обучающимися разных образовательных возможностей на уроке окружающего мира

Использование приёмов ТРИЗ (паспорт) с обучающимися разных образовательных возможностей на уроке окружающего мира...