Доклад на тему "Методологическая база и техника работы учителя по теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной"
статья (4 класс)
Теория формирования умственных действий
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА И ТЕХНИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ
ПО ТЕОРИИ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ П.Я. ГАЛЬПЕРИНА И Н.Ф.ТАЛЫЗИНОЙ
Выполнила: Батуева Ольга Геннадьевна
Учитель начальных классов
МБОУ Ворот-Онгойская ООШ
olgabatueva.73@mail.ru
2024г
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Принцип концепции формирования умственных действий и понятий……4
2. Этапы формирования умственных действий и понятий……………………7
Заключение……………………………………………………………………….10
Список источников и литературы………………………………………………11
Введение
К настоящему времени сложилось много образовательных методик и подходов, и педагогика продолжает развиваться как в отношении теории, так и практики организации образовательного процесса. Одной из наиболее популярных в наши дни стала концепция планомерно-поэтапного формирования умственных действий, которая лежит в основе системно-деятельностного подхода. И в своей работе считаю нужным освежить эти знания.
Автором теории поэтапного формирования умственных действий является выдающийся отечественный психолог и педагог Петр Яковлевич Гальперин (1902-1988 гг), начавший над ней работать в середине прошлого века.
В начале 1950-х гг. П. Я. Гальперин выступил с гипотезой поэтапного формирования умственных действий и новым пониманием основных проблем психологии. Ученый дал оригинальное решение проблемы предмета психологии как науки о психической деятельности ориентировочной по своей жизненной функции, представил все проявления психики (восприятие, память, мышление, внимание, волю и другие психические функции) как разные формы ориентировочной деятельности субъекта. Выдвинутая Петром Яковлевичем Гальпериным теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий завоевала всемирную известность. Внутри этой теории ученым были выдвинуты и развиты положения о видах и свойствах человеческих действий, о типах ориентировочной основы действия и соответствующих им типах учения, шкала поэтапного формирования.
Он исходил из того, что есть неразрывная связь между психическими процессами и внешними действиями, которые производит индивидуум. Соответственно, в процессе обучения ребенок реагирует на перемены в окружающей его действительности, и внешнее материальное действие способно повлечь внутренние изменения, влияющие на процесс мышления.
Совместно с доктором психологических наук Ниной Федоровной Талызиной Петр Яковлевич Гальперин реализовал теорию поэтапного формирования умственных действий на практике в процессе обучения.
Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина развивается его последователями и широко применяется специалистами разных областей отечественной и зарубежной психологии.
Цель работы - проанализировать теорию поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи контрольной работы:
- изучить принципы формирования умственных действий и понятий;
- выявить этапы формирования умственных действий по П.Я. Гальперину.
1. Принцип концепции формирования умственных действий и понятий
Одной из более популярных концепций в педагогической психологии является теория поэтапного формирования умственных действий, которая создана П.Я. Гальпериным.
Данная теория предусматривает учение как систему конкретных видов деятельности, в ходе которых образуются новые знания и умения. Известно, что основополагающими «единицами» деятельности являются действия. Поэтому основной акцент в ней делается на анализ освоения действий, а знания описываются как образования, производные от действий и качества их освоенности [1, c.276]
Данная теория рассматривает учение в виде системы определенных видов деятельности, в процессе выполнения которых, исполнитель приобретает новые знания и умения или формируются новые качества у ранее приобретенных знаний и умений. Освоение новых знаний и умений может происходить в различных видах деятельности, не только в процессе обучения. Главной особенностью является то, что учебная деятельность специально организована для усвоение нового опыта, но в других случаях усвоение проходит параллельно реализации других целей и задач [2, с.213].
Учением называется усвоение в условиях определенной организации процесса либо человеком, либо прибегая к помощи специализированной для этого программы.
Само же учение имеет ряд отличительных признаков. Во-первых, процесс усвоения является основным и направлен на приобретение новых знаний и умений или на совершенствование уже имеющихся. Во-вторых, процесс происходит в специально организованных условиях. Учение в психологии рассматривается как один из основных видов деятельности человека. В свою очередь каждый вид деятельности состоит из действий, объединенных мотивом и обеспечивающих достижения цели самой деятельности. Для выполнения анализа учения нужно выделить деятельность, которую необходимо выполнить для решения поставленной задачи, затем выделить слагающие действия деятельности, а после произвести структурный и функциональный анализ каждого слагающего. Значит, основным звеном данной теории выступает действие как единица деятельности самого учения [3, с. 187].
Под деятельностью понимается процесс решения задач субъектом, который порождается целью, на достижение которой он направлен. Действие же побуждается не целью, а мотивом деятельности, в состав которой они входят. Способы для осуществления действия называются операциями. Например, решение любой арифметической задачи будет деятельностью, если есть совпадение мотива и цели. То, что на одном этапе обучения является действием, то на другом этапе станет операцией. Однако, действие всегда может стать деятельностью и наоборот. Например, если учащийся первоначально выполнял задания без присущего интереса, им руководит лишь долг и обязанность обучаться, то процессом решения задания является выполнение учащимся действий. Но если учащегося на определенном этапе выполнения заинтересовали данные задания и у него появился интерес к их выполнению, то процесс решения станет деятельностью, в связи с тем, что мотив сместился к цели и стал совпадать с ней. Если же учащийся пройдет данные этапы в обратном порядке, в период выполнения интерес к заданию пропадает, то учащийся совершит обратный переход - от деятельности к действию. Действие по выполняемому функционалу подразделяется на три части: ориентировочную, контрольную и исполнительную [4, с.12].
Действие рассматривается как общая единица анализа в новой психологии. Содержание, функции и свойства действий рассматриваются как основа их классификации и систематизации. Рассмотрены также три принципа деятельностного:
а) неразрывная связь психики с деятельностью;
б) первичность материальных форм и вторичность психических;
в) социальная природа законов психического развития человека [5, с.1].
Исходными теоретическими постулатами теории послужили следующие положения, разработанные в отечественной психологии Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым.
Психическая функция выступает вначале как внешняя, интерпсихическая, а потом как внутренняя, интрапсихическая; т.е. всякое психическое есть превращенное, интериоризованное внешнее.
Психика (сознание) и деятельность представляют собой особый тип единства: психическое формируется в деятельности, а деятельность регулируется психическим. Внутренняя, психическая деятельность имеет ту же структуру, что и внешняя, предметная деятельность.
Психическое развитие имеет социальную природу: развитие человеческих индивидов пошло не путем развертывания внутреннего, наследственно заложенного видовым опытом, а путем усвоения внешнего общественного опыта.
Деятельностная природа психического образа позволяет рассматривать в качестве его единицы действие; отсюда следует, что и управлять формированием образов можно только через посредство тех действий, с помощью которых они формируются.
В основу теории П. Я. Гальперина было положено представление о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями. Ученый считал, что развитие мышления ребенка на ранних этапах его развития непосредственно связано с предметной деятельностью, с манипулированием предметами и т. д. Однако перевод внешних действий во внутренние с превращением их в определенные мыслительные операции происходит не сразу, а поэтапно. На каждом этапе преобразование заданного действия осуществляются лишь по ряду параметров.
Гальперин поставил перед обучением принципиально новые задачи: - описать любое формируемое действие совокупностью его свойств, подлежащих формированию; - создать условия для формирования этих свойств; - разработать систему ориентиров, необходимых и достаточных для управления правильностью формирования действия и избегания ошибок.
П. Я. Гальперин разграничил две части осваиваемого предметного действия: его понимание и умение его выполнить. Первая часть играет роль ориентировки и названа "ориентировочной", вторая – исполнительная. Ученый придавал особое значение ориентировочной части, считая ее "управляющей инстанцией", позднее он назовет ее "штурманской картой".
Так в конце концов сложилась система условий, которая получила название «поэтапного формирования» и которую лучше назвать «планомерно-поэтапным формированием умственных действий и понятий» [6, с.3-9].
2. Этапы формирования умственных действий по П.Я. Гальперину.
П.Я. Гальперин выделяет следующие этапы формирования умственных действий:
1. Этап мотивационной основы. Прежде чем приступить к формированию определённого действия, у обучаемых нужно вызвать мотив, побуждающий его принять намеченные действия и знания. Важно раскрыть перед детьми практическую значимость формируемого действия, чтобы обучающиеся ясно видели, для чего оно им пригодится. На данном этапе происходит предварительное ознакомление учащихся с целью обучения, создания "внутренней или познавательной мотивации"
2. Этап предварительного знакомства с действием, создание ООД. На этом этапе учителю необходимо показать детям, чему они должны научиться, каким действием овладеть, т.е. конечный результат, это настраивает обучающихся на работу. На данном этапе составляется схема ориентированной основы действия (ООД), ученик разбирается в содержании усваиваемого действия: в свойствах предмета, в результате - образце, в составе и порядке исполнительных операций. ООД-это система ориентиров и указаний, объяснений учителя, сообщение им сведений обо всех компонентах действия, которое должен совершить школьник, выполняя учебное задание (предмет, продукт, средства, состав и порядок выполнения операций).
3. Этап формирования действия в материализованной форме. На данном этапе задача учителя состоит в том, чтобы показать обучающимся процесс выполнения формирующего действия и организовать его осуществление детьми во внешней, материальной форме. Практические действия с реальными предметами называются материальными, а действия с использованием различных моделей-материализованными. Материализованная форма действия является разновидностью материального действия и сохраняет его основные достоинства. В тех случаях, когда предмет выходит за пределы чувственного познания человека, в качестве исходной используется материализованная форма, удобная и доступная. При этом все операции действия осознаются, а замедленное их выполнение позволяет увидеть и осознать содержание как операций, так и всего действия в целом. Обязательным условием этого этапа является сочетание материальной формы действия с речевой, что позволяет отделить усваиваемое действие от тех предметов или их заместителей, с помощью которых оно выполняется.
4. Этап формирования действия в громкой речи. Этап связан с продолжением освоения заданного действия, но уже без опоры на
реальные предметы. Происходит перенесение действия из внешнего, наглядно-образного плана во внутренний план. Главной особенностью данного этапа является использование внешней громкой речи в качестве заменителя манипулирования с реальными предметами. П. Я. Гальперин считал, что перенос действия в речевой план означает прежде всего речевое выполнение определенного предметного действия, а не его озвучивание.
5. Этап формирования действия во внутренней речи "про себя". Ученик использует ту же речевую форму действия, что и на предыдущем этапе, но без произношения. Обучаемые проговаривают выполняемое действие, операцию про себя, при этом проговариваемый текст необязательно должен быть полным, обучаемые могут проговаривать только наиболее сложные, значимые элементы действия, что способствует его дальнейшему мысленному свертыванию и обобщению. Здесь возможен пооперационный контроль: педагог может уточнять последовательность производимых операций или результат отдельной операции. Этап завершается, когда достигается быстрое и правильное выполнение каждой операции и всего действия.
6. Этап автоматизированного действия. На этом заключительном этапе обобщенное и сокращенное действие, выходит за пределы сознания, и, выполняясь автоматически, ребенок сразу получает продукт этого действия. В результате очередного прохождения через все этапы процесса усвоения у обучаемого формируется полноценное умственное действие со всеми указанными свойствами. Обучаемые автоматически выполняют отрабатываемое действие, даже мысленно не контролируя себя, правильно ли оно выполняется. Это свидетельствует о том, что действие интериоризировалось, перешло во внутренний план, и необходимость во внешней опоре отпала.
Особое место в концепции поэтапного формирования умственных действий занимает учение об ориентировочной основе действия (ООД). ООД складывается на этапе, когда ученик еще не приступает к выполнению задания. Тем самым качество будущего действия (понятия) в значительной мере определяется в самом начале обучения характером выработанной его ориентировочной основы.
Исходя из этого ученый выделил три типа ООД, которые были положены им в основу типологии учений. Типология ООД строилась им в опоре на три критерия: степени полноты, меры обобщенности и способа получения ориентировочной основы. По степени полноты ООД может быть полная и неполная - полнота ориентировочной основы определяется наличием в ней сведений обо всех операциях действия. Обобщенность ООД (обобщенная - конкретная) характеризуется широтой класса объектов, к которым применимо данное действие. По способу получения ООД может быть самостоятельно построенной и заданной другим (учителем)
Типология ООД (Объектно-ориентированного дизайна) по П.Я. Гальперину включает в себя три типа объектов:
1. Объекты предметной области - это объекты, которые являются представлением реальных объектов или понятий в предметной области. Они характеризуются своими свойствами и методами.
2. Объекты интерфейса - это объекты, которые представляют пользовательский интерфейс, через который пользователь взаимодействует с приложением. Они могут содержать элементы управления, такие как кнопки, поля ввода, меню и т.д.
3. Объекты управления - это объекты, которые обеспечивают управление и координацию работы приложения. Они включают в себя объекты контроллеров, менеджеров ресурсов, объекты, управляющие потоком данных и т.д.
Таким образом, типология ООД по П.Я. Гальперину позволяет строить приложения путем создания объектов, которые представляют реальные объекты и понятия в предметной области, а также используются для управления и координации работы приложения.
Сформированные действия характеризуются высокой устойчивостью к изменению условий и неограниченным переносом - после окончания обучения каждое новое задание того же рода выполняется с ходу правильно и безошибочно. Ориентировочная основа третьего типа обеспечивает как глубокий анализ изучаемого материала, так и формирование познавательной мотивации. Процесс формирования умственных действий происходит на протяжении всей жизни человека, и он является ключевым в развитии интеллекта и переходе к новым ступеням обучения и профессиональной деятельности.
Заключение
Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина является одной из основных теорий развития познавательных процессов. Она основана на идее, что умственные действия и понятия формируются поэтапно, начиная с простых умственных операций и постепенно переходя к более сложным.
Ключевые понятия теории Гальперина:
- "психическое действие" - основная единица познавательной деятельности;
- "операция" - совокупность психических действий, направленных на достижение определенной цели;
- "понятие" - обобщенное представление о множестве объектов или явлений, имеющих общие признаки.
Теория Гальперина предполагает, что развитие умственных действий происходит по следующим этапам:
1. Этап элементарных психических действий - ребенок учится различать объекты и явления по отдельным признакам;
2. Этап сложных психических действий - ребенок учится сочетать элементарные действия в более сложные операции;
3. Этап понятийных действий - ребенок учится обобщать знания и формировать понятия.
Таким образом, теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина представляет собой систему, описывающую развитие познавательных процессов у ребенка. Она имеет практическое применение в образовании и психологической практике.
Список литературы
1. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. – М.: Книжный дом «Университет», 2016.
2. Исаев, Е.И. Педагогическая психология / Е.И. Исаев. – М: Юрайт, 2021.
3. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб.. – М: Логос, 2020.
4. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.
5. Талызина Н.Ф. Сущность деятельностного подхода в психологии -2007.Том 2. Выпуск 4.
6. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1985. - С.3-9.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над ошибками, как способ формирования регулятивных действий
Как исправлять ошибки, кому исправлять ошибки, способы исправления ошибок....

Активизация познавательной деятельности и формирование умственных действий у обучающихся со сложной структурой дефекта на уроках трудового обучения.
Практическое пособие....
ИКТ в работе учителя-логопеда с обучающимися с умственной отсталостью
в данной статье рассказано об использовании информационных технологий в деятельности учителя-логопеда школы-интерната для детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС...

Поэтапное формирование умственных действий (П.Я. Гальперин).
К современным теориям развивающего обучения относится теория поэтапного формирования умственных действий, созданная Петром Яковлевичем Гальпериным, которая направлена на формирование у учащихся умстве...

Доклад на тему:"Интернет - технологии в работе учителя - логопеда"
В докладе освещены вопросы применения ИКТ в работе учителя - логопеда, представлен краткий обзор ЭОР и профессиональных сайтов....

Поэтапное формирование умственных действий на уроках математики.
Все мы прекрасно понимаем, что в современном мире активно происходят разного рода изменения, процессы. Естественно они затрагивают образование и требуют от него высокой мобильности и возможности соотв...

Доклад на педсовет « Здоровьесберегающие технологии в работе учителя – логопеда».
Доклад на педсовет « Здоровьесберегающие технологии в работе учителя – логопеда»....