Поэтапное формирование умственных действий на уроках математики.
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Все мы прекрасно понимаем, что в современном мире активно происходят разного рода изменения, процессы. Естественно они затрагивают образование и требуют от него высокой мобильности и возможности соответствовать всем требованиям современного информационного общества. Как результат возникает потребность пересмотреть все традиционные ориентиры, цели и методы образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poetapnoe_formirovanie_umstvennyh_deystviy_na_urokah_matematiki.docx | 18.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Поэтапное формирование умственных действий на уроках математики.
Усилия учителя, направленные на выявление пробелов в знаниях учащихся, их учет, а затем ликвидацию, не приводили к желаемому результату. Выход из создавшегося положения можно найти , обратившись к теории поэтапного формирования умственных действий. В работах Талызина Н.Ф., Гальперина. Главное в системе обучения циклическая организация процесса обучения, позволяющего научить каждого ученика самостоятельно приобретать теоретические знания и успешно применять их на практике. Новизна в теоретическом использовании идей теории поэтапного формирования умственных действий в условиях средней школы.
Продуктивность такой системы работы в создании условий для:
- осознания каждым учащимся, в том числе и 'сильным', необходимости владения приемами решения заданий обязательного уровня как условия успешного овладения приемами решения заданий продвинутого уровня;
- обучение каждого учащегося в зоне ближайшего развития; - предупреждения и снятия психологического 'срыва' перед любыми формами проверки знаний.
Трудоемкость в структурировании учебного материала и учебного процесса, подборе разноуровневых задач и упражнений. Доступность. Опыт доступен любому педагогу. Внедрение требует разработки адаптивной системы упражнений разных уровней сложности.Результативность в создании «ситуации успеха» на каждом уроке, отсутствия неуспевающих и повышении интереса к предмету.
Система работы учителя
Изучение программного материала ведется по темам. По каждой теме уроки делятся на 2 блока:
I блок - обязательный уровень
II блок - продвинутый уровень
На I уровне каждый ученик должен знать, КАК сделать, на II уровне - должен разбираться в том, ЧТО делать. Задания для I уровня одношаговые, для II уровня, требующие выполнения нескольких операций. При работе над каждой темой учитель значительно больше уделяет времени элементарным упражнениям и задачам, преследуя цель - добиться усвоения обязательного уровня каждым учеником.
Циклическая организация процесса обучения:
1 урок - ориентировка в новом материале (объяснение учителя, чтение учебника, громкая речь);
2 урок - подконтрольное оперирование (громкая речь -> внутренняя речь)
3 урок - снятие контроля (действия в умственном плане) ;
4 урок - коррекция ;
Подготовительный этап: 1 урок а) математический диктант б) качественная самооценка в) проверка и исправление ошибок г)повторная самооценка
а) В диктанте содержатся задания, актуализирующие изученный ранее материал, необходимый для усвоения новой темы. Диктант выполняется в тетрадях и на листах (через копировальную бумагу); б) В младших классах используется качественная самооценка в виде «смайликов». Учитель предлагает учащимся оценить выполненную работу перед сдачей тетрадей на проверку: не знаю, думаю, все не доволен собой, как написал что справился сделал разочарован
г) После работы над ошибками учитель предлагает провести повторную самооценку, отражающую настроение после проверки.
Цель - учить учащихся делать выводы по самооценке, стимулировать мотивы учения. Например, - ты переоценил себя, нужно поработать, повторить правила.
- будь уверен, ты учился старательно.
2 урок - урок решения задач Цель: продолжить постепенный переход от поэтапного контроля к самоконтролю. Дидактическая задача: - важно, чтобы в ходе решения задач школьник выступал и в роли обучаемого и в роли учителя, вслух обосновывая каждый свой шаг теоретическими понятиями. Приемы организации деятельности учащихся:
- учащиеся рассажены так, чтобы соседями по парте оказались приблизительно одинаково успевающие ученики; ученик, нуждающийся в помощи, сидит со среднеуспевающим, готовым прийти ему на помощь;
- на доске записаны задания для всех учащихся;
- учитель решает задачу с целью подготовки учащихся к выполнению самостоятельной работы;
- объем самостоятельной работы определен так, чтобы она закончилась за 10-15 минут до звонка;
- проверка работы проводится учащимися по образцу (оценка работы в парах производится друг у друга – «смайлики»), учащиеся, работавшие в парах, сдают анонимные карточки со встретившимися затруднениями);
- учитель предлагает учащимся алгоритм самостоятельной работы.
Алгоритм самостоятельной работы учащихся: 1. Задачу или упражнение попробуй выполнить самостоятельно, но если не получается, обратись к соседу. 2. Если сосед обратился за помощью, помоги ему найти то место в условии задачи, записи, которое поможет ему решить задачу самостоятельно. 3. Если с задачей не справляетесь вдвоем, обратитесь за помощью к учителю. 4. Ученик, верно решивший задачу, должен проверить решение соседа. 5. Если задачи, упражнения выполнены правильно, то по очереди расскажите друг другу правила, использованные при решении каждой из задач.
3 урок - проверочная работа Структура: I. Актуализация основного содержания изучаемого материала (10-15 минут). Варианты: а) математический диктант б) запись алгоритма в) воспроизведение опорного сигнала II. Подготовка к проверочной работе: - устное решение 2-3-х задач, аналогичных тем, что будут в проверочной работе (фронтально). III. Проверочная работа организуется на этом же уроке. Учитель оценивает качество усвоения материала, используя формулу: KL = , где KL - коэффициент усвоения; L - правильно выполненные операции; P - операции, предложенные для выполнения. При KL >/ 0,7 процесс обучения можно считать завершенным на данном уровне усвоения, т.к. в последующей деятельности учащийся способен в ходе самообучения совершенствовать свои знания. При KL <>/ 0,7 до KL = 1 учащийся может самостоятельно осуществлять переход от одного уровня к другому.
Организация работы по второму направлению: - индивидуальная работа учителя с учеником; - работа ученика-консультанта с учеником.
Четырехступенчатая организация дидактического процесса дает возможности учителю видеть достижения учащихся. Немаловажно и то, что при такой организации сильные ученики включены в серьезную работу по усвоению обязательной части, осознавая необходимость этой работы как основы для обучения на более высоком уровне. Наравне с такой организацией учебной деятельности учащимися используются и другие формы (уроки-бенефисы, бинарные уроки и др.).
Литература:
- Гальперин П.Я. – Развитие исследований по формирование умственных действий. Москва, 1958 г. - 133 с.
- Гальперин П.Я., Кабельницкая С.Л. Экспериментальне формирование внимания. Издательство Московского университета, 1974 г. – 216с.
- Волович М.Б. Математика без перегрузок. Москва, 1991 г. – 58 с.
- Виленкин. Н.Я., Чесноков А.С., Шварцбург С.И. Математика 5. Москва, 2015 г.- 233 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода
Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...
Активизация познавательной деятельности и формирование умственных действий у обучающихся со сложной структурой дефекта на уроках трудового обучения.
Практическое пособие....
Поэтапное формирование умственных действий (П.Я. Гальперин).
К современным теориям развивающего обучения относится теория поэтапного формирования умственных действий, созданная Петром Яковлевичем Гальпериным, которая направлена на формирование у учащихся умстве...
Формирование приемов умственной деятельности на уроках математики в начальных классах
Мною подробно рассмотрены такие мыслительные операции, как анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение, аналогия. Приведен фрагмент урока в 3 классе по обучению логическим приемам на практике...
Тема самообразования: "Способы и приёмы формирования рефлексивных действий на уроках математики в условиях ФГОС"
В данной статье можно познакомиться с понятием "рефлексия", с видами и приёмами рефлексии, для чего она нужна на уроке. Также можно узнать, когда проводить рефлексию на уроке, и, какие...
«Формирование базовых учебных действий у школьников с лёгкой умственной отсталостью на уроках математики в процессе обучения решению задач».
Как показывает практика, учащиеся с умственной отсталостью испытывают значительные трудности при изучении математики, особенно связанные с решением арифметических задач. Однако именно п...
Этапы формирования умственных действий по Гельперу
Этапы формирования умственных действий по гельперу....