Активизация познавательной деятельности и формирование умственных действий у обучающихся со сложной структурой дефекта на уроках трудового обучения.
статья на тему

Фурсова Надежда Валерьевна

Практическое пособие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivizatsiya_poznavatelnoy_deyatelnosti.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности и формирование умственных действий у обучающихся со сложной структурой дефекта на уроках трудового обучения

Практическое пособие

               

Белово

2013

Автор-составитель: Володина Н.В.,

учитель начальных классов

  В практическом пособии представлены материалы,  раскрывающие основные задачи обучения труду школьников со сложной структурой дефекта, специфику трудового обучения как учебного предмета, описаны приёмы активизации познавательной активности обучающихся данной категории. В приложение вошли разработки уроков труда и фотографии готовых работ обучающихся.

Работа предназначена для педагогов, работающих в классах для обучающихся со сложной структурой дефекта.

                                                           Оглавление

Введение

  1. Основные задачи обучения труду школьников со сложной структурой дефекта.
  2. Специфика трудового обучения как учебного предмета
  3. Активизация познавательной активности обучающихся со сложной структурой дефекта на уроках трудового обучения
  4. Формирование умственных действий

Вместо заключения………………………………………………………

Приложение

Введение

      Проблема сложной структуры дефекта становится всё более актуальной для современной психопатологии детского возраста, патопсихологии и коррекционной педагогики.

За последние десятилетия специалисты, работающие в области этих наук, отмечают рост числа случаев сложных нарушений развития. Не вызывает сомнений, что основной причиной этого феномена является влияние неблагоприятных генетических и средовых факторов. Также хочется отметить, что развитие специализированной помощи, повышение квалификации специалистов и большая информированность населения привели к тому, что диагностика стала более точной и дифференцированной. Соответственно, во многих случаях там, где мы ставили диагноз глубокой умственной отсталости и советовали поместить ребёнка в учреждения социальной защиты населения, теперь выявляют сложную структуру дефекта и предлагают таким детям медицинскую помощь вне стационара и психолого-педагогическую коррекцию. Тот факт, что в России общество постепенно начинает признавать необходимость обучения и социальной адаптации детей, страдающих сложными формами нарушений развития, заставляют специалистов всё больше задумываться о том, как строить систему работы с данным контингентом.

В настоящее время среди воспитанников образовательных учреждений увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии. Значительная часть таких детей не справляется с темпами освоения материала традиционных коррекционных программ воспитания и обучения, испытывает трудности социальной адаптации и обучения в школе. Эти дети нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватными их возможностям.

Обучение детей со сложной структурой дефекта является сложным и специфическим периодом, особенно в начальной школе. По своим психофизическим особенностям эти дети страдают тяжёлыми нарушениями интеллекта, поведения, деятельности и всей личности. Дети со сложной структурой дефекта, поступающие в начальные классы общеобразовательных специальных (коррекционных) школ – интернатов VIII вида,  отличаются помимо значительного снижения интеллекта, грубыми нарушениями моторики, сенсорики, внимания, памяти, мышления, высших эмоций, что ведет к нарушению социальных контактов,  необходимых им для дальнейшей интеграции в общество.

       Педагоги, работающие с такими детьми, ищут новые подходы к коррекционно-воспитательному процессу с целью оказания им помощи в адаптации  к жизни в обществе.

Самое важное – это научить детей переживать чувство радости от самостоятельно выполненного труда, приучить их преодолевать трудности. Следует, однако, помнить, что чрезмерно трудное задание может погасить интерес к работе, необходимо поддерживать ребёнка доброжелательным отношением, поощрением, похвалой. При изготовлении многих  поделок ребёнок сталкивается с необходимостью овладеть техникой соединения различных материалов, и здесь ему особенно нужна доброжелательная и умелая помощь педагога.                                                                                                            

В классах для обучающихся со сложной структурой дефекта с 4 класса введён  предмет трудового обучения  (картонажное дело).  Работа с бумагой и картоном способствует развитию у детей данной категории координированной деятельности различных анализаторов, корригирует мелкую моторику пальцев рук и общее физическое недоразвитие.

  Работа с бумагой и картоном требует лишь незначительного мускульного напряжения, а потому доступна даже для наиболее слабых детей.                                                                                                                                          

В процессе     трудового обучения дети со сложной структурой дефекта должны освоить изготовление клеевых и сборных коробок, научиться в течение продолжительного времени выполнять определённую работу, у них необходимо сформировать организационные навыки производительного труда.

Обучение картонажному делу должно быть построено таким образом, чтобы обучающиеся могли выполнять работу как  коллективно (пооперационно), так и самостоятельно от начала до конца.                                                          

  1. Основные задачи обучения труду школьников со сложной структурой дефекта.

Основные задачи  обучения труду детей со сложной структурой дефекта те же, что и в общеобразовательной школе. Программа трудового обучения предусматривает:  воспитание у обучающихся трудолюбия, уважения  к людям труда;  формирование у них культуры труда;  бережного отношения к материалам и окружающей среде; обучение элементарным приёмам работы с картоном и бумагой. Однако при обучении детей со сложной структурой дефекта роль уроков труда в учебно-воспитательном процессе  возрастает, т.к. перед данным учебным предметом наряду с общими задачами встают ещё и коррекционные.

Специфические (коррекционные) задачи трудового обучения вытекают из особенностей развития детей рассматриваемой категории и направлены на коррекцию недостатков их мыслительной и речевой деятельности, на повышение познавательной активности, на формирование учебной деятельности. В процессе обучения труду компенсируется недоразвитие эмоционально-волевой сферы школьников, формируются такие личностные качества, как наблюдательность, целенаправленность, самостоятельность.

Уроки трудового обучения необходимо использовать для развития мелкой моторики рук, для формирования пространственных представлений обучающихся, а также для развития познавательных интересов в плане трудовой деятельности.

В процессе практической деятельности при изготовлении конкретных изделий происходит коррекция недостаточного осмысления выполняемой работы и  ослабленности речевой регуляции действий.

Общей особенностью детей со сложной структурой дефекта при выполнении заданий по любому виду труда является то, что они недостаточно выслушивают инструкцию, спешат, хотят скорее начать действовать. У них не выработана привычка к трудовому усилию, к организованности, к доведению начатой работы до конца.

Как известно, важной составной частью любой трудовой деятельности являются умственные действия, выражающиеся в различных умениях: ориентировка в задании, осознание цели рабочих движений, организация их по определённому плану, контролирование правильности выполнения работы. «Умственные действия, являясь обязательными компонентами в структуре трудовой деятельности человека, придают труду характер целесообразной деятельности, свойственной только человеку» [ 1 ].

        

  1. Активизация познавательной активности обучающихся со сложной структурой дефекта на уроках трудового обучения.

           Развитию познавательной активности обучающихся способствуют положительное отношение к труду, интерес к овладению трудовыми умениями и навыками. Одним из условий воспитания этих качеств является чёткое представление ребёнка о назначении изготавливаемого изделия.

           Интерес детей к труду повышается благодаря воспитанию уважения к его результатам, пониманию назначения трудовой деятельности.

          Привлекательным должен быть демонстрируемый учителем образец: крупный, яркий, удобный для обозрения, он вызывает у ребёнка желание сделать собственными руками такое же изделие.

          Чрезмерно важное значение  для активизации познавательной деятельности имеют вопросы, которые учитель ставит перед обучающимися на различных этапах урока. Вопросы должны быть тщательно продуманы заранее, с учётом ответов, которые могут дать дети.

         При разборе образца вопросы учителя помогают обучающимся точно, последовательно и полно анализировать объект. Стимулирующими для развития мыслительных операций являются вопросы, требующие сравнения двух похожих, но не тождественных предметов или их изображений.

        Вопросы, которые ставит учитель во время исполнительского этапа работы, носят разный характер: одни помогают обучающимся в поиске более рационального способа действий, другие связаны с предвидением возможных ошибок (чтобы их не допустить), треть направлены на анализ уже допущенных ошибок (почему произошла данная ошибка и что нужно сделать, чтобы она не повторилась). Вопросы на этом этапе, способствуют осознанию выполняемой работы, развитию навыков самоконтроля, активизации  мыслительной деятельности.

        Правильно оценивать выполненную работу – как собственную, так и своих товарищей – также помогают вопросы учителя. Обучающиеся обычно обращают внимание только на внешние характеристики выполненного изделия – чистоту, аккуратность. Поэтому важно учить их проводить оценку путём сравнения изготовленной поделки с заданным образцом.

       Радостные переживания детей вызывает введение на уроках труда элементов игры. Продуктом труда часто являются игрушки, которые могут быть использованы после урока для игры: кукольная мебель из картона, ёлочные игрушки, кораблики. При изготовлении аппликаций можно предусмотреть игрушечные или сказочные персонажи.

        Важным условием для поддержания интереса обучающихся к трудовому заданию является тон учителя (эмоциональный, радостный и в то же время деловой), его положительное отношение к детским работам, готовность прийти на помощь.

        Учитывая такие особенности детей, как отвлекаемость, несобранность, а также быструю утомляемость от монотонной работы, приводящие к разнообразным ошибкам в их изделиях, можно организовать смену видов деятельности на уроке, чередование умственного и физического труда. Чем меньше ошибок сделают дети, чем меньше учитель будет их поправлять, тем с большим интересом будут они работать, тем выше будет их познавательная активность.

        

  1. Формирование умственных действий.

Затруднения детей со сложной структурой дефекта в умении анализировать образец  изготавливаемого изделия, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, отчитываться о выполненной работе, а также важность этих умственных действий не только для уроков труда, но и для обучения в целом вызывают необходимость специальной работы, направленной на формирование указанных умений.

Анализ образца является важным исходным этапом деятельности, тесно связанным с ориентировкой в задании, т.е. с умением определять исходные данные, представлять конечный результат работы и необходимые для его достижения действия.

Способность целенаправленно рассматривать объект, вычленять и описывать все его признаки развивается в ходе выполнения таки заданий, где ученик должен полностью копировать образец, добиваться точного совпадения с ним своего изделия. Для этого могут быть использованы различные аппликации («Светофор», «Скворечник», Ракета», «Закладка» и многие другие). Осуществлять вариации основного задания следует разрешить детям лишь тогда, когда умение анализировать модель и действовать в соответствии с ней будет у них уже сформировано; иначе их внимание может рассредоточиться, деятельность станет менее целенаправленной и в выполненных изделиях могут оказаться отсутствующими существенные признаки образца.

Важно научить детей при анализе и описании объекта указывать все необходимые его характеристики, в том числе и расположение деталей относительно друг друга. Обучающиеся должны выполнять измерительные операции, так как, измеряя объект, они приучаются к более тщательному его анализу.

Следует помнить, что один лишь призыв «рассмотри внимательно образец» ни к чему не приводит. Детей нужно учить способу анализа образца, последовательности проведения этой операции. Сначала учитель ставит перед классом определённые вопросы, корригируя ответы детей, добиваясь их максимальной активности; затем ученики должны описать объект самостоятельно. В случае затруднений учитель помогает ребёнку, но в конечном счёте требует от него полного и правильного самостоятельного анализа.

Большую пользу приносят вопросы о том, какую геометрическую форму имеет рассматриваемый предмет или его деталь. Отвечая на вопросы, обучающие сравнивают детали по форме, находят сходство и различие между ними, благодаря чему, полученные знания на уроках счёта и развития речи, совершенствуя мыслительные операции.

Важнейшей стороной трудовой деятельности, её интеллектуальным компонентом является планирование предстоящей работы. Умение планировать получает направленное развитие на уроках по всем учебным предметам школьного курса. На уроках труда обучающиеся учатся предварительному планированию трудовых действий как органической составной части создания любого изделия. У них начинает формироваться мысленный образ  устройства предмета, способа его изготовления и порядка выполнения трудовых операций. Чувственно-предметная  трудовая деятельность детей становится понятийной, т.е. переходит в мысленную деятельность.

Не менее важным разделом коррекционной работы является формирование у обучающихся навыков самоконтроля и адекватной оценки выполненной работы. Умение держать под контролем свою деятельность, сверять с образцом, замечать различия делает ученика активным, самостоятельным, способствует осмыслению осуществляемой работы, пониманию производимых действий. Следует учить детей находить ошибки в собственных работах и в работах товарищей, доказывать правильность и осознавать неточность выполненных действий.

Формирование умственных действий теснейшим образом связано с регулирующей и направляющей ролью речи. Речь способствует точности и осмысленности деятельности, её упорядочению. Особую значимость в этом плане имеют словесные отчёты детей. Полноценный словесный отчёт, способствуя развитию целенаправленной деятельности, значительно помогает и развитию речи детей: постепенно их высказывания приобретают лексическую полноту и чёткость, большую точность грамматического оформления. Отражение в речи произведённых действий приводит к более полному и продолжительному запоминанию учебного материала.

        

Вместо заключения

При правильной организации и индивидуальном подходе удаётся добиться значительных результатов в усвоении обучающимися со сложной структурой дефекта необходимого учебного материала. В классе 7 обучающихся. За весь период обучения у детей класса улучшились звукопроизношение и произносительная сторона речи, увеличился словарный запас, речь стала более чистой и связной. 70% обучающихся овладели навыками письма и счёта в пределах программного материала.  Все обучающиеся научились классифицировать группы предметов по разным признакам, способны составлять короткие связные рассказы по картинкам или серии картинок, отвечать на вопрос полным ответом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию коммуникативных навыков у детей со сложной структурой дефекта в условиях индивидуального обучения на дому

В материале представлена компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности (личного вклада в развитие образования) учителя начальных классов школы VIII вида (для атт...

Доклад «Формирование графомоторных навыков у детей со сложной структурой дефекта».

Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела....

Дидактические игры по математике для обучающихся со сложной структурой дефекта «Дроби в мире профессий»

В презентации представлены варианты заданий, используемых при изучении дробей....

Рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся со сложной структурой дефекта

Данная рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой  степенью интеллектуальной недостаточности, а также с де...

Конспект логопедического занятия "В зоопарке" для обучающихся со сложной структурой дефекта

Цель: Совершенствовать навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза словЗадачи:коррекционно-образовательные:• Формирование умений и навыков деления слов на слоги;• Формирование ...

Рабочая программа по письму и развитию речи, для обучающихся со сложной структурой дефекта.

программа для работы с детьми со слдожной структурой дефекта...