Комплекс коррекционно-развивающих занятий по формированию навыков межличностного общения подростков с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР. с элементами тренинга.
план-конспект занятия (4 класс)

Шолинян Лилит Арутюновна

В данном материале создан комплекс воспитательных коррекионно-развивающих занятий взаимосвязанных между собой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_korrekionno-razvivayushchih_uprazhneniy.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс коррекционно-развивающих занятий

по формированию навыков межличностного общения подростков

с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР.

с элементами тренинга.

Цель: Формирование навыков межличностного общения у подростков

с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР.

Задачи:

- Актуализация потребности в общении для детей;

- Знакомство с основными принципами и правилами эффективного межличностного общения;

- Анализ видов неэффективного общения (конфликты, гнев, агрессия), их причин.

- Изучение способов решения проблем в общении (конфликтности, неуверенности, комфортности).

Структура занятий:
1. Приветствие участников занятия, обсуждение настроения, с 
которым пришли участники, объявление темы.

2. Разминка (игры и упражнения на расширение представления о себе, сплочение, раскрепощение, поднятие настроения).

3. Основная часть (беседа, упражнения, направленные на раскрытие темы занятия).

4. Практическое закрепление темы занятия (инсценировка, этюд, игра-драматизация и т.д.).

5. Подведение итогов. Заключительное упражнение на сплочение и поднятие настроения – круг дружбы.

Занятие №1.

Тема: Страна Общения.

Цель: Актуализация потребности в общении, знакомство с понятием - общение.

Содержание:

1. Приветствие. Обозначение темы данного занятия.

2. Разминка – «Какое у меня сегодня настроение».

3. «Открытие страны Общения».

Воспитатель: Мы с вами много общаемся друг с другом?

- Нам всегда нравится общаться?

- Когда общение доставляет нам удовольствие? Когда нет? Почему так происходит? Потому, что иногда мы не умеем общаться!

- Вы бы хотели научиться общаться с людьми и получать от общения больше удовольствия?

Для этого я вам предлагаю открыть новую страну, в которой мы будем с вами жить. Я знаю об этой стране мало, мне известно лишь, что там не принято обижать людей, всех там принимают такими, какие они есть, и, если в этой стране начинается какое-нибудь дело – в нем участвуют все без исключения. Каждый делает свою часть работы, как умеет, а остальные ему помогают. Больше я об этой стране ничего не знаю, даже её названия. Поэтому давайте начнем с того, что вместе придумаем её название.

4. Взаимодействие.

Воспитатель сообщает участникам задание, которое им необходимо выполнить без слов, причем каждый должен быть задействован (накормить игрушечного зайца, напилить дрова).

Чтение педагогом басни Л.Н. Толстого «Галка и голуби»

Вопросы для обсуждения:

- Почему галка решила прикинуться голубем?

- Умела ли галка общаться так как общаются голуби?

- Почему галку не приняли обратно свои?

5. Анонс на следующее занятие:

В каждой стране есть правила, по которым она живет. Эти правила – Конституция страны. О некоторых из них вы узнали уже сейчас. Какие это правила?

На следующем занятии узнаем об остальных.

Рефлексия:

- Что было интересного?

- Что понравилось?

 - Что не совсем получилось?

Затем участникам предлагается встать в круг – круг дружбы и подарить соседу что-нибудь приятное в словесной форме, сопровождая пожатием руки.

Занятие № 2

Тема: «Конституция общения»

Цель: Актуализировать правила и приемы эффективного общения.

Содержание:

1. Приветствие. Обозначение темы данного занятия.

2. Разминка – Комплимент. Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное, соблюдая 3 условия: коснуться соседа, назвать его по имени, сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушателю.

3. Составление «Конституции Общения»

- Что такое Конституция? (выслушиваются предположения участников). Это основной свод законов, по которым живут люди в различных странах. У каждой страны своя Конституция. Нам с вами предстоит создать конституцию для страны Общения, что бы ее жителям было хорошо там жить, что бы они не ругались и не ссорились.

Каждому участнику предлагается подумать над правилами общежития в открытой на прошлом занятии стране – минимум 3 правила от одного человека. Все предложения записываются воспитателем на отдельном листе, затем совместно выбираются наиболее полезные и интересные правила эффективного общения (не более 10) и записываются в Конституцию. Все участники приносят обещания постараться следовать данным правилам Конституции и расписываются в ней.

4. Отработка некоторых правил на практике с помощью этюдов «Вежливая просьба», «Слушаю внимательно», «Все вместе» и так далее.

5. Подведение итогов. О чем сегодня говорилось на занятии? Важна ли и применима ли Конституция Общения в жизни участников?

Круг дружбы. Участники встают в круг, берут друг друга за руки и по очереди желают что-нибудь хорошее своему соседу.


Занятие № 3

Тема: «Как важно уметь общаться»

Цель: Формирование коммуникативных навыков и мотивации к их совершенствованию.

Содержание:

1. Приветствие. Обозначение темы данного занятия.

2. Разминка – «Приветствие без слов» Каждый участник должен поздороваться со своим соседом с помощью жестов и мимики (лучше, чтобы приветствие было контактным).

3. Актуализация важности пантомимики в процессе общения, примеры воспитателя – проговаривание одной и той же фразы с разной интонацией (Как я рад тебя видеть! Давно тебя не было! И др.)

Упражнение «Зеркало».

Цель: опробовать пантомимические возможности участников. Обсуждение впечатлений участников.

4. Упражнение «Я – сказочный герой».

Цель: развитие навыков вербального и невербального общения, адаптивности.

Воспитатель раздает участникам роли различных сказочных героев (лучше характеры, которых не соответствуют особенностям участников), затем детям необходимо выполнить определенное действие в роли соответствующего персонажа (Поздороваться, обратиться с просьбой о помощи, защитить друга, вступить в спор и др.).

5. Подведение итогов.

- Сложно ли общаться?

- Нужно ли учиться общению?

-  Что понравилось?

- Что было сложным?

Круг дружбы.

Занятие № 4

Тема: Конфликты. Что это такое?

Цель: Изучение такого явления межличностного общения как конфликты, причины их возникновения.

Содержание:

1. Приветствие. Обозначение темы данного занятия.

2. Разминка - упражнение «Разборка имени».

Цель: формирование навыков самопрезентации.

Участникам предлагается записать по буквам свое имя и подобрать начинающиеся на каждую из этих букв слова (картинки сказочных героев), характеризующие их. На размышления дается 4-5 минут. Потом каждый называет свое имя и те характеристики, которые ему удалось придумать.

Обсуждение: Кому хотелось бы добавить другие характеристики, которые вам очень подходят, но их названия не начинаются на буквы, входящие в имя?

3. Информационный блок.

«Вы, наверное, сами замечаете, что иногда ваши отношения друг с другом изменяются и не всегда в лучшую сторону. В жизни мы с вами и дружим, и спорим, и попадаем в конфликтные ситуации. Давайте вместе разберемся, что такое конфликты, почему они происходят, как вести себя в конфликтной ситуации и можно ли конфликтов избежать».

Идет обсуждение актуальности темы. Участники по очереди вытягивают листочки с вопросами, на которые им надо ответить:

- Что такое конфликт?

- Из-за чего люди ссорятся, ругаются?

- Что происходит во время ссоры?

- Как чувствуют себя люди во время ссоры?

- Чем заканчиваются ссоры и конфликты?

- Как часто происходят конфликты в вашей жизни?

4. Вместе с детьми даем определение «конфликта».

Затем детям предлагается подобрать различные ассоциации к слову «конфликт»? (цвет, погода, музыка, еда, животное, природное явление, время года, фильм и др.)

5. Подведение итогов. Что узнали нового? Что понравилось? Что было сложным?

Круг дружбы.


Занятие № 5

Тема: Конфликты. Что это такое?

Цель: Изучение такого явления межличностного общения как конфликты, причины их возникновения.

Содержание:

1. Приветствие. Напоминание темы предыдущего занятия. Обозначение темы данного занятия.

2. Разминка – упражнение «Какого цвета настроение».

Каждому участнику выдается набор цветных полосок, и ведущий просит указать, какого цвета сейчас у ребенка настроение, описать его. Далее ведущие задает вопрос, какого цвета у людей настроение, когда они находятся с кем-то в ссоре или во время ссоры, описать его ( неговорящие дети- с помощью картинок и пиктограмм).

3. Информационный блок. Обсуждение правил выхода из конфликта:

- Не рубить с плеча, успокоиться (посчитать до 10);

- Говорить о том, что вас не устраивает и стараться делать это спокойно; говорить о своих чувствах и отношении (Мне не нравиться, что ты без спросу взял мою вещь, я очень расстроюсь, если с ней что-то случиться);

- Высказать ваши ожидания, предложения (Надеюсь больше такого не произойдет, лучше попроси у меня и я при возможности дам тебе попользоваться…).

4. Отработка данных правил при разборе и проигрывании 3-х конфликтных ситуаций.

5. Подведение итогов. Можно обойтись без ссоры и ругани даже в неприятной ситуации?

Круг дружбы.


Занятие № 6.

Тема: «Ребята, давайте жить дружно»

Цель: Сплочение, формирование навыков эффективного общения.

Содержание:

1. Приветствие. Обозначение темы данного занятия.

2. Разминка – «Ролевая гимнастика»

Воспитатель предлагает участникам различные задания:

- Пройти как старичок, как малыш;

- Попрыгать как кузнечик, зайчик, кенгуру, лев…

- Устать как после часа работы, как поднявший тяжесть…

- Нахмуриться как осенняя туча, рассерженный человек, разъяренный Карабас-Барабас…

3. Согласованные действия. Дети разбиваются на пары. Им предполагается показать парные действия:

-распиливание дров;

-танец;


- гребля в лодке…

4. Игра «Путаница»

Цель: сплочение группы учащихся.

Выбирается один водящий, который выходит за дверь. Участники становятся в круг, держась за руки, и начинают запутываться, создавать «путаницу». Задача водящего распутать участников, но так чтобы получился такой же полноценный круг, который был в самом начале.

Разыгрывание ситуаций.

Участникам предлагается разыграть следующие ситуации:

- Твои друзья поссорились – помири их;

- Ты и твой друг хотят смотреть программы по разным каналам, а телевизор один;

- Твой друг обижен на тебя – извинись перед ним и попробуй помириться.

Обсуждение. Что вызвало трудности?

5. Подведение итогов. Круг дружбы.

Занятие № 7.

Тема: «Когда я злюсь»

Цель: Помочь детям осознать у себя наличие такой эмоции как злость, задуматься над ее последствиями для себя и окружающих.

Содержание:

1. Приветствие. Напоминание темы предыдущего занятия. Обозначение темы данного занятия.

2. Разминка – упражнение «Какого цвета настроение».

1) Участникам выдаются цветные карточки, с помощью которых они выражают своё настроение в данный момент. Затем они должны выразить настроение словами.

2) Далее участникам с помощью пиктограмм демонстрируются различные эмоции, в том числе гнев, предлагается показать цвет, с которым они связывают ту или иную эмоцию.

Фиксируется внимание на том, что яркие светлые цвета связаны с эмоциями радости, веселья, интереса, спокойствия, удовольствия…), а темные – с такими эмоциями как злость, печаль, страх, обида… Какие эмоции для нас приятны, а какие нет?

3. Беседа с детьми о своем гневе.

- Вы когда-нибудь злились?

- Можете вспомнить, когда вы злились последний раз и по какой причине?

 - Как вы себя чувствуете, когда злитесь, как ведете?

- Как вы думаете, что чувствует человек, на которого вы злитесь?

4. Проигрывание гнева, работа с пиктограммой эмоции гнева. Участники при помощи воспитателя попробуют проиграть злость и гнев, обращая его на большую мягкую игрушку или куклу «Бобо».

5. Подведение итогов.

- Все ли люди испытывают гнев и злость?

- Когда мы чаще всего злимся?

- Гнев – это приятная эмоция или нет?

Круг дружбы.


Занятие № 8.

Тема: «Когда я злюсь: практика»

Цель: Формирование и тренировка навыков регуляции своего поведения в гневе.

Содержание:

1. Приветствие. Напоминание темы предыдущего занятия. Обозначение темы данного занятия.

2. Разминка – упражнение «Ругаемся овощами, хвалим фруктами».

Участникам предлагается поругаться, но не плохими словами, а овощами.

Затем участники должны будут похвалить друг друга с помощью различных фруктов.

Обсуждение чувств участников.

3. «Мозговой штурм». Каждому участнику предлагается поделиться с остальными своим способом борьбы с гневом. Все способы фиксируются, затем происходит обсуждение и отработка данных способов:

- счет до 10;

- дыхательные упражнения;

- самовнушение;

- сила воображения (представить что-то смешное, беззащитное и так далее);

- физические упражнения и так далее…

4. Упражнение  «Нарисуй свой гнев»

Участникам предлагается подумать и определить, на что похож их гнев (животное, вещь, погода и т.д.), затем нарисовать это. После этого психолог предлагает победить свой гнев, порвав или скомкав его.

5. Подведение итогов. Какой способ справляться с гневом вам понравился больше всего?

Круг дружбы.

Занятие № 9.

Тема: «Секреты уверенного общения: как сказать нет»

Цель: Формирование и тренировка умения проявлять уверенность в межличностных отношениях.

Содержание:

1. Приветствие. Напоминание темы предыдущего занятия. Обозначение темы данного занятия.

2. Разминка – упражнение «Лабиринт».

В кабинете выстраивается лабиринт из стульев и игрушек. Участники разбиваются на пары. Один из каждой пары проходит лабиринт с закрытыми глазами, а второй руководит его движениями. Потом они меняются ролями.

Обсуждение: Что оказалось легче – быть исполнителем или руководителем?

3. Знакомство с техниками отказа «нет, это нельзя» и «да, но…»

4.Упражнение «Умение сказать нет».

Участникам предлагается опробовать две техники отказа: «нет, это нельзя» и «да, но…»

Воспитатель пытается убедить участников сделать что-то неприемлемое, запретное или не желаемое самими участниками (покурить, обозвать кого-то, подстроить неприятный розыгрыш, отдать свой  телефон и т.д.). Участники должны отказать, применив одну из техник или две сразу.

5. Обсуждение.

- Легко ли было отказывать? Почему?

- Каким способом чаще пользуешься в жизни?

- В каких случаях надо соглашаться, а в каких – сказать нет?

Круг дружбы.


Занятие №10.

Тема: «Правила хорошего общения»

Цель: Подведение итогов, обобщение знаний, полученных на занятиях.

Содержание:

1. Приветствие. Напоминание темы предыдущего занятия. Обозначение темы данного занятия.

2. Разминка – упражнение «3 слова» (третье слово – общение, дружба и так далее).

3. Опрос по правилам хорошего общения.

Участники по очереди называют правила общения, ведущий их записывает.

- серьезно относиться к собеседнику;

- проявлять интерес к другому человеку;

- улыбаться, быть дружелюбным;

- задавать вопросы, быть внимательным;

- внимательно слушать, не перебивать;

- стараться говорить правильно;

- быть вежливым и так далее).

4. Коллаж на тему «Правила общения».

Участникам предлагается, работая вместе, на каждое правило общения подобрать картинки из журналов и составить из них композицию, оформить ее как картину.

Вывод: Нам известны данные правила, они делают общение легким и приятным, поэтому их надо стремиться соблюдать.

5. Итог: Чему были посвящены наши занятия? Чему научились?

«Хорошие пожелания». Каждый участник говорит своему соседу комплимент и желает что-нибудь хорошее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями (Ва

Аттестация обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тя...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отстало...

рабочая учебная программа по предмету «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР Вариант 2 6б общеобразовател

рабочая программа по предмету «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нару...

Конспект классного часа «Правила поведения в школе» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития 2-3 класса

Классный час Тема: «Правила поведения в школе»Данный конспект будет полезен учителям и воспитателям, работающим с обучающимися начальных классов коррекционной школы VIII вида.А так же с де...

Рабочие программы для обучающихся с РАС с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 8.4).

Рабочие программы по учебным предметам  разработаны на основе:- Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями зд...

Рабочая коррекционно-развивающая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» (Вариант 2)

Данная программа предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Вариант 2. Програм...

Мониторинг уровня сформированности двигательных умений (навыков) у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) и ТМНР.

В материале представлен инструментарий диагностических параметров "Двигательные действия" и "Физические способности"....