Внеурочная деятельность как форма организации работы с одарёнными детьми.
материал (1 класс)

Альбахтова Надежда Валерьевна

Сегодня в рамках ФГОС создаются специальные программы для работы с одаренными детьми. Проблема выявления и развития одаренных детей, проявляющих способности в той или иной области, приобретает особую актуальность. Поэтому одной из приоритетных социальных задач современной школы является создание условий, обеспечивающих реализацию их потенциальных возможностей, Главная цель в том, чтобы воспитать личность активную, творческую, осознающую глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении. Выявление одаренных детей, развитие степени их одаренности должно начинаться в начальной школе. Работа с одаренными детьми должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность как форма организации работы с одарёнными детьми.

                               

Учитель МБОУ « Асекеевская НОШ»

Альбахтова Надежда Валерьевна

 « В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

 Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».

                                                           В.А. Сухомлинский

В современном мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования. Ни у кого не вызывает сомнений, что прогресс цивилизации во многом зависит от исключительно одаренных людей. Значит, основной задачей является выявление одаренного ребенка и развитие его способностей. Сегодня в рамках ФГОС создаются специальные программы для работы с одаренными детьми. Проблема выявления и развития одаренных детей, проявляющих способности в той или иной области, приобретает особую актуальность. Поэтому одной из приоритетных социальных задач современной школы является создание условий, обеспечивающих реализацию их потенциальных возможностей, Главная цель в том, чтобы воспитать личность активную, творческую, осознающую глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении. Выявление одаренных детей, развитие степени их одаренности должно начинаться в начальной школе. Работа с одаренными детьми должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности.( слайд 3) 

Внеурочная деятельность — форма организации работы с одарёнными детьми, которая позволяет продуктивно осуществлять их воспитание и развитие в свободное от обучения время.  Некоторые формы внеурочной деятельности для работы с одарёнными детьми:

•        Творческая мастерская. Через неё оказывается учебно-методическая помощь детям и преподавателям, обеспечивается расширение кругозора учащихся и совершенствование педагогического мастерства преподавателей, работающих с одарёнными детьми.  

•        Факультативные занятия. Одарённые учащиеся на факультативных занятиях повышают уровень изучения отдельных предметов и могут успешно готовиться к предметным олимпиадам и конкурсам.  

•        Предметные кружки.  Они служат средством привития интереса к предмету, расширения и углубления знаний, полученных на уроке.  ( Слайд 4)

 Как показывает практика, наиболее эффективным методом взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальное занятие с акцентом на его  самостоятельную работу с материалом. За последние годы сложилась определенная система работы с одаренными детьми:

- конкурсы, олимпиады, турниры, научные общества учащихся, конференции, творческие мастерские, кружки, факультативы и т.д.

Эти мероприятия способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в различных областях, в научной и практической деятельности. За время своей работы в школе, я убедилась, что традиционная педагогика не ориентирована на работу с одаренными детьми, а условия массовой общеобразовательной школы значительно затрудняют работу с одаренными детьми. А также затрудняет работу наличие в классе детей с разным социальным и интеллектуальным уровнем. Традиционная школьная диагностика по выявлению уровня одарённости, дает картину внешней успешности, но не служит показателем внутренних дарований ребенка. Учитель начальных классов в большой степени может самостоятельно определить уровень общей умственной учебной одаренности, так как наблюдает ребенка в разнообразных видах деятельности. Тогда как учитель – предметник видит ребенка односторонне, чаще всего выявляя способность или неспособность к изучению учеником предмета. Я считаю, что учитель должен «выращивать» способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий, исследовательского характера (порой ограничивающихся выпуском плакатов и газет по конкретно заданной тематике). Назначение каждого педагога – распознавать и развивать задатки, превращая  их в способности, а по большому счету – талант. При работе с одаренными детьми необходимо уметь:

– обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования; 
– стимулировать познавательные способности учащихся; 
– работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся; ; 
– анализировать свою  воспитательную деятельность и всего класса; 
– отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.

(  Слайд 5)

Принципы моей педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

– принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
– принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
– принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
– принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
– принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.( Слайд 6)

В качестве основных направлений работы с одаренными детьми выделяю:

а) создание условий для индивидуализации обучения одаренных детей в начальной школе;
б) систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности.( Слайд 7)

       Самой распространенной формой организации внеурочной деятельности учащихся по интересам,  являются предметные кружки. Они предназначены в основном для учеников, у которых интересы выходят за пределы программы, но не исключают возможности посещения их всеми учащимися. На занятиях в предметных кружках,  все участники найдут себе дело по душе. Обучающиеся моего класса посещают кружок по бисероплетению                       « Калейдоскоп» ,  иностранного языка, кружок по ИЗО, « Футбол»(Слайд 8,9)

    Перед каждым из педагогов внеурочной деятельности стоит задача в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно.

     Для этого,  при организации внеклассной работы по предметным областям, необходимо проводить предметные недели. Например в рамках недели окружающего мира , приняли участие все дети. Каждый выбрал для себя интересное: проект «Посади дерево», викторина, создание книги ,  конкурс поделок.

             Театрализованные праздники также играют немаловажную роль в работе с одаренными детьми, поскольку в них учащиеся имеют возможность реализовать актерские способности и проявлять свои творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развивают склонность к литературному творчеству, проявляют эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с учителем и в работе по самосовершенствованию.

  Очень важно, чтобы ученик чувствовал удовольствие от своей деятельности, чтобы увлечение дарило  радость ему, его друзьям, родителям, всем окружающим .Праздник « Посвящение в Первоклассники» я готовила и предложила детям, как готовое мероприятие. Праздник «День именинника» мы проводили уже в форме игры, где можно было детям экспериментировать, изменять ход конкурсов. Осенний праздник мы готовили вместе: дети подобрали стихи, сообщения, загадки ,пословицы, подготовили номера.(Слайд 10)

    Для поиска одарённых детей серьёзное значение имеет проведение олимпиад. Популярностью у моих учеников пользуется сайт «Учи. ру». Здесь они с удовольствием принимают участие в марафонах знаний, предметных олимпиадах. (Слайд 11)

   Использование во внеурочной деятельности  проектного метода представляет такой способ обучения, когда учащиеся сами непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор нужной информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя « по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт.(Слайд 12)

  Художественная одарённость - высокая избирательность в отношении зрительных образов и представлений появляется в раннем детстве в острой наблюдательности, сильной впечатлительности, способности всё вокруг видеть в красках, в цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать надолго. Большую роль играет собственная активность ребёнка, его стремление к творческому поиску. Талант без творческого поиска немыслим.(Слайд 13)

Социальная одарённость.

   Не заметить лидера в группе детей невозможно. Быстро обратит на себя внимание уверенный, инициативный ребёнок. У него хорошо развита речь, он не боится и не стесняется обратиться к другому ребёнку, к взрослому. У такого ребёнка обнаруживается свой деловой подход ко всему происходящему. Его отличительная особенность – такому ребёнку до всего есть дело.

Коллективным творческим делом стал праздник « Посвящение в « Орлята России». Думаю, что вступив в эту организацию,  мои дети приобретут многие качества «лидеров», которые помогут им в дальнейшем. Дети отозвались на участие в акциях : « Синичкин день , « Поздравь бойца СВО с Новым Годом» .(Слайд 14,15)

Музыкальное дарование. (Слайд 16)

   Можно сказать, что внеурочная деятельность является одним из самых важных этапов в развитии способностей одарённых детей, так как позволяет работать индивидуально с каждым ребёнком. Кроме того, такие занятия посещают дети, проявляющие повышенный интерес к предмету. Именно они, впоследствии, и становятся основными участниками творческих конкурсов, олимпиад и научно-практических конференций разного уровня.

 Убеждена, что работать надо со всеми детьми, максимально развивая их умение и навыки, познавательные и интеллектуальные способности.  Развитие способностей ребенка – объяснение успеха учителя. Необходимо создавать побудительные условия для развития инициативности, самостоятельности мышления ребенка.  Как сказал Луи Паскаль «Доводы, до которых человек додумался сам, убеждают больше, чем те, которые пришли в голову другим». А так же актуальны слова  И В. Франкла «Смысл нельзя видеть, его нужно найти». Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.

 Таким образом, можно сделать вывод, что выявление и воспитание одаренных детей занимает важную роль в становлении ребенка, как личности.  Я стараюсь строить  внеурочную деятельность так, чтобы любые индивидуальные особенности детей, их таланты реализовались в разных видах деятельности. И всё же, работая с одарёнными детьми много лет, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто как не учитель сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты. Поэтому, в перспективе я планирую продолжать работу с одарёнными детьми.

Рекомендации по работе с одарёнными детьми.

Изучайте индивидуальные особенности поведения одарённого ребёнка. Должное внимание уделяйте индивидуальности и дифференциации обучения во внеурочное время, уменьшив нагрузку в расписании и выделив большее количество на кружковую и индивидуальную работу с одарёнными детьми. При этом должен присутствовать принцип добровольности выбора внеурочной деятельности.

Старайтесь преподавать на высоком уровне сложности, ориентируйтесь на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.

Обязательно создавайте ситуацию успеха. 

Развивайте чувство юмора. Но надо иметь в виду, что одаренные дети очень гордые, ранимые, с повышенной чувствительностью - и не очень удачная шутка может надолго их выбить из колеи.

Постарайтесь создать благоприятную атмосферу для работы с детьми. Будьте дружелюбны, не критикуйте. Одаренные дети наиболее уязвимы.

 Стимулируйте ученика, хвалите его, не бойтесь поставить более высокую оценку, но не наоборот.

Экспериментируйте. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.

 Пусть дети свободно задают вопросы. Когда ребенок чем-то интересуется, он думает, а когда он думает, учитель чего-то добился.( Слайд 17)

Литература:

1.Матюшкина А.А. «Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей» (М: Омега – Л 2008) 
2. Матюшкин А.М. «Концепция творческой одаренности» Вопросы психологии 1989 г. № 6.

3. Трот Е. Я воспитываю одаренного ребенка.

4. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
5. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999.– № 9.
6. Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого В.М. – М.: «Прогресс», 1991
7. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.
8. Психологическая энциклопедия. 2-е изд./Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб., 2003.

9. Майорова, Г. А. Работа с одаренными детьми в современной школе в условиях модернизации российской системы образования / Г. А. Майорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11.1 (91.1). — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/archive/91/18978/ (дата обращения: 06.06.2022).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект :Организация работы с одарёнными детьми"

Каждой  школе необходим проект, способствующий максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе совершенствование системы выявления одаренных детей с раннего ...

Формы организации работы с одарёнными детьми.

Формы и методы диагностики успешности одарённых детей;признаки, отличающие одарённых детей;поиск и методы организации работы с одарёнными....

Организация работы с одарёнными детьми в начальной школе

В статье представлена и система работы со способными и одаренными детьми в начальной школе...

Организация работы с одарёнными детьми.

Материал вебинара на тему:" Организация работы с одарёнными детьми"...

ПРОГРАММА инновационной деятельности учителя "Организация работы с одарёнными детьми"

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способным...

Внеурочная деятельность как форма организации работы с одарёнными детьми

Слайд 1  В качестве эпиграфа своего выступления взяла высказывание Георгия Валентиновича Плеханова, автора работ по философии , социологии , эстетике, этике.Слайд 2   Есть мнение, что п...

Доклад на тему «Проектная деятельность – качественный показатель организации работы с одарёнными детьми в начальной школе»

В настоящее время все большую популярность приобретают приемы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делат...