Доклад на тему «Проектная деятельность – качественный показатель организации работы с одарёнными детьми в начальной школе»
статья

Амагзаева Тамара Ивановна

  В настоящее время все большую популярность приобретают приемы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Новая модель образования предполагает активную творческую деятельность учащихся. Проектный метод как нельзя лучше отвечает требованиям, предъявляемым к организации обучения в «новой школе».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение Управления образования

МО «Эхирит-Булагатский район»

Борисовские педагогические чтения «Современные подходы к воспитанию: опыт, технологии, перспективы»

 2022 -2023 учебный год

Доклад на тему «Проектная деятельность – качественный показатель организации работы с одарёнными детьми в начальной школе»

Докладчик:

Амагзаева Тамара Ивановна,

учитель начальных классов

МОУ Хабаровская ООШ

Проектная деятельность-  качественный показатель  

организации работы с одарёнными детьми в начальной школе

                                                        «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой  поисковой  исследовательской работе».

                                                                                       А. Н. Колмогоров

  В настоящее время все большую популярность приобретают приемы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Новая модель образования предполагает активную творческую деятельность учащихся. Проектный метод как нельзя лучше отвечает требованиям, предъявляемым к организации обучения в «новой школе». 

  Поэтому приоритетной технологией в моей работе с одарёнными детьми стал метод проектов. Так как в нашей школе мало учеников,  я стараюсь привлечь к участию  всех учеников, чтобы каждый мог проявить свои возможности, почувствовать себя успешным.

  Достоинством метода проектов является то, что при организации проектной деятельности я опираюсь на уже имеющийся опыт обучающихся и совершенствую его, учитываю собственный путь школьника в поисках истины, преодолении трудностей. Постоянная реконструкция опыта обучающихся служит основой их личностного развития. Работая над проектом, ученики учатся выделять коллективную и собственную цель деятельности, соотносить поставленную цель и условия её достижения, вследствие чего проявляют инициативу, творчество, самостоятельность, ответственность, разрабатывают программу и план действий с имеющимися возможностями, осуществляют деятельность от замысла проекта до получения конечного результата. Обучающиеся, создавая новый продукт, выступают в качестве субъекта познания и наполняют деятельность личностным смыслом. В связи с этим данное направление является актуальным.

        Под проектной технологией понимается способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу положена прагматическая направленность проекта на результат, полученный при решении проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить. Находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей знаний, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно- следственные связи.

        Если же говорить о работе над проектом как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Проект, прежде всего, цель, принятая, осознанная детьми, актуальная для них. Проект – это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели. Проект – метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды.

        Умение управлять проектной работой – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к инновационным технологиям, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

        Для организации самостоятельного добывания школьниками знаний с целью более эффективного их усвоения применяют учебные проекты. Учебный проект - это и форма организации учебного процесса, это и метод обучения, который может применяться на уроке и во внеурочное время. В учебном проекте ученики работают  самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности.

Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:

        Как видно из схемы, наша роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Мы понимаем, что проекты  в младших классах – это трудная задача. Дети еще  слишком  малы для проектирования. Скорее всего, речь не будет идти о полноценных проектах,  выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь  элементы  проектной деятельности в ее классическом понимании. Но для младшего школьника это будет его проект.

        Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, потому как это младшие школьники.

        Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.

        На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным.

        После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель вообще может  стать “малюсеньким наблюдателем”. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.

        Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала.

        На этапе оценивания учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.

         Как метод обучения учебный проект эффективен, так как он ориентирован на достижение целей самих учащихся, дает ученикам опыт деятельности, формирует невероятно большое количество умений и навыков. Процесс работы над учебным проектом направлен на достижение намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта), что позволяет научить школьников проектированию, которое помогает решать различные проблемы. Сегодня ученическое проектирование получает известность как универсальное средство решения различных проблем образования, становится популярной формой организации творческой активности учащихся. Поэтому целью моей работы является формирование у младших школьников умений использовать приемы проектирования для самоорганизации собственного учения – «научить учиться».

        Проектная деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности учеников и дает возможность младшим школьникам попробовать свои силы и возможности, приложить свои знания, и показать достигнутый результат.

        Не всегда в процессе обучения у каждого из учеников есть возможность проявить себя. Метод учебных проектов является тем механизмом, который позволяет создать в классе индивидуальную среду ребенка (среду деятельности, круг общения). Проектная работа дает возможности для самореализации и самопрезентации себя перед одноклассниками и взрослыми. В работе над проектом востребованными оказываются различные способности и личностные качества ребенка. Если же проект носит индивидуальный характер, то это возможность для каждого ребенка работать в собственном режиме, благоприятном для него темпе. В групповой проектной работе дети берут на себя определенные роли: исследователь, творец, помощник, организатор, докладчик.

        Грамотно организованная проектно-исследовательская деятельность учащихся предоставляет учителю широкие возможности для решения развивающих задач. Для успешной работы над проектом ученик должен владеть навыками организации собственной деятельности, навыками поиска и обработки информации, навыками групповой работы.

        Для себя я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности:

        1)Учёт интересов детей.

Ситуация, когда учеников  заставляют делать проект, который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включённости нет, нет и проекта.

        2) Учение через деятельность.

Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы.

        3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.

        4) Сотрудничество участников педагогического процесса.

Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но между родителями и учениками, и самими учениками.

        5) Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.

        На основе этих принципов сложилась моя методическая система работы над проектами, пришло понимание целей образования, места проектной деятельности в образовательном процессе.

        Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.

В заключение хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют в проектном методе обучения. Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.

  Мне очень интересно было наблюдать, как первые краткосрочные, не очень удачные проекты моих учеников, выполненные при помощи родителей, такие как «Весёлая АЗБУКА», «Звуки и буквы», «Что значит имя твоё?», «Моё любимое домашнее животное», «Первый день зимы» и другие, с каждым годом становились всё сложнее и объёмнее. Наибольший интерес при защите свих долгосрочных проектов вызвали проекты учащихся: «Во что играли наши бабушки и дедушки», «Национальная кухня», «Традиции и обычаи бурят», «Священные места моей малой родины».

Успешность проектной деятельности подтверждает и внешняя оценка: это результаты участия в различных интеллектуально-творческих конкурсах и олимпиадах:

Учебный год

Название и уровень мероприятия

Фамилия, имя, класс

Уровень результата

Учредитель мероприятия

2019-2020

Областной конкурс- панорама «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Амагзаева Вера, 2 класс

Сертификат

Министерство  Образования Иркутской области «Центр развития дополнительного образования детей»

2019-2020

Областной конкурс- панорама «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Ханхараева Туяна, 2 класс

Сертификат

Министерство  Образования Иркутской области «Центр развития дополнительного образования детей»

2020-21

Международный военно-патриотический фестиваль-конкурс «Катюша». Конкурс художественного чтения.

Амагзаева Вера, 3 класс

3 место

Международная Ассоциация культурного туризма

2020-21

Международный военно-патриотический фестиваль-конкурс «Катюша». Конкурс художественного чтения.

Баймеева Диана, 3 класс

3 место

Международная Ассоциация культурного туризма

2021-22

Всероссийский конкурс чтецов с Международным участием «Всюду родимую Русь узнаю…», посвящённый 200-летию со дня рождения Некрасова Н.А.

Амагзаева Вера, 4 класс

1 место

«Всероссийский центр талантливой молодёжи «Город будущего»

2021-22

Всероссийский конкурс чтецов с Международным участием «Всюду родимую Русь узнаю…», посвящённый 200-летию со дня рождения Некрасова Н.А.

Баймеева Диана, 4 класс

1 место

«Всероссийский центр талантливой молодёжи «Город будущего»

2021-22

 Олимпиада по ОМ

Амагзаева Вера, 4 класс

Сертификат

Образовательный центр «Персей»

2021-22

Олимпиада по математике

Амагзаева Вера, 4 класс

Сертификат

Образовательный центр «Персей»

2021-22

Олимпиада по русскому языку

Амагзаева Вера, 4 класс

Сертификат

Образовательный центр «Персей»

2021-22

Всероссийский математический турнир «Зелёная математика»

Амагзаева Вера, 4 класс

4 место

ООО «Центр образовательных инициатив»

2021-22

Международный творческий конкурс "Весенняя капель"

Амагзаева Вера, 4 класс

1 место

ООО «Центр образовательных инициатив»

2021-22

Региональный фестиваль  проектных и исследовательских работ «Природа родного края»

Амагзаева Вера, 4 класс

Сертификат

Министерство  Образования Иркутской области «Центр развития дополнительного образования детей»

Литература:

1.   Ступицкая А.С. Новые педагогические технологии: организация работы и содержание проектной деятельности. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2019

2.   «Творческий проект или как провести самостоятельное  исследование». Автор: Савенков А.И.

       3.  Щербакова С.Г., Выткалова Л.А., Кобиченко Н.В. Организация проектной    деятельности в школе: Система работы. – Волгоград,2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Организация исследовательской работы с одарёнными детьми в начальной школе"

В данной статье описан опыт работы с одаренными детьми в начальной школе по курсу «Я-исследователь» и программе «Родители - помощники в проектной и исследовательской деятельности обучающихся»....

Доклад на тему "Работа с одарёнными детьми в начальной школе"

Основные  направления деятельности в работе с ОД...

Организация работы с одарёнными детьми в начальной школе

В статье представлена и система работы со способными и одаренными детьми в начальной школе...

«Организация работы с одарёнными детьми в начальной школе в условиях внедрения ФГОС второго поколения»

Цель Проекта:Создание условий для оптимального развития детей, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности, развитие массовых, групповых и индивидуальных ...

Организация работы с одарёнными детьми в начальной школе

Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существ...

"Особенности организации работы с одарёнными детьми в начальной школе"

Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной проблемой современного образования....