ПРОГРАММА инновационной деятельности учителя "Организация работы с одарёнными детьми"
рабочая программа на тему

Козлова Татьяна Александровна

 

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_odaryonnye_deti.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

  Частное  общеобразовательное  учреждение  «Средняя  общеобразовательная  школа «Елена-Сервис»

                                ПРОГРАММА

         инновационной деятельности учителя

"Организация работы с одарёнными детьми"  

Составитель  Козлова  Татьяна  Александровна

Участники: ученики  ЧОУ СОШ «Елена-Сервис» (2-4 класс)

Срок  реализации  программы  2014-2017 гг. 

                                      Казань            

                       ПРОГРАММА «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

                                       Пояснительная  записка

         На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

         Никакого особого рецепта по работе с одаренными детьми нет. По своей природной сути большинство детей талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают.

 Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.

                                       I. Концепция программы

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Определение одаренных детей:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
  • имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

II. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

III. Цели и задачи работы с одаренными детьми

Цели:

Выявление одаренных детей. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии их способностей.

Задачи:

  • знакомство учителя  с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
  • обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;
  • накопление библиотечного фонда по данному вопросу;
  • знакомство учителя с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
  • проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности;
  • отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
  • предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, учителем, через самостоятельную работу.

IV. Стратегия работы с одаренными детьми

            Этап - аналитический (1-4-й год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навык содержания  учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.

         Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности - в области художественного развития. В связи с этим целесообразно использовать часы вариативной части в обучении младших школьников на организацию творческих мастерских.

Творческие мастерские:

  • мастерская художественного слова (ораторское  искусство);
  • ремесленная мастерская (изобразительное  искусство);
  • музыкальная мастерская (хоровое пение, вокальное  искусство);

V. Условия успешной работы с одаренными учащимися

    Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы ОУ.

VI. Формы работы с одаренными учащимися:

  • творческие мастерские;
  • групповые занятия  с сильными учащимися;
  • факультативы;
  • кружки по интересам;
  • конкурсы;
  • интеллектуальный марафон;
  • участие в олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам.

VII. Возможные риски:

  • неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка, что может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов. И, как следствие, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, проявления истинной одаренности снизятся;
  • рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между «одаренными» и «обычными» школьниками, невнимание к последним. Это приведет к тому, что потенциально одаренные дети, чью одаренность в силу обстоятельств не удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в число одаренных.

VIII. Предполагаемые результаты

  • увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;
  • повышение качества образования и воспитания школьников в целом;
  • положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, конференций различного уровня;
  • повышение социального престижа школы на местном, муниципальном уровне.

IX.Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы

Форма

Задачи

Элективные курсы

  • Учет индивидуальных возможностей учащихся.
  • Повышение степени самостоятельности учащихся.
  • Расширение познавательных возможностей учащихся.
  • Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Предметная неделя (декада)

  • Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
  • Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
  • Развитие творческих способностей учащихся.

Кружки, студии, объединения

  • Развитие творческих способностей учащихся.
  • Содействие в профессиональной ориентации.
  • Самореализация учащихся во внеклассной работе.

Срок реализации программы  с 2014 г по 2017 г.

                     

           План работы  с одаренными учащимися на 2014-2015 учебный год

Содержание

Сроки

Ответственные

1

Формирование банка данных учащихся  имеющих  высокий уровень учебно- познавательной деятельности

сентябрь

учителя-предметники

Козлова Т.А.

2

Психологическое тестирование, выявление уровня развития познавательной, мотивационной сфер учащихся, степени одаренности учащихся

октябрь

психолог школы

3

Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов

в течение года

учителя предметники

Козлова Т.А.

4

Организация внутри школьного тура предметных олимпиад, формирование списков на участие в городских предметных олимпиадах. Подготовка и участие в школьном туре

октябрь

зам.директора по УВР

Козлова Т.А.

5

Организация психотренинга «Готовность учащихся к участию в городских олимпиадах».

ноябрь

педагог-психолог

6

Формирование групп учащихся для дополнительных занятий. Организация консультаций, дополнительных занятий для мотивированных учащихся силами учителей школы

октябрь

ноябрь

Козлова Т.А.

7

Создание условий, обеспечивающих тесную взаимосвязь учебного процесса с системой дополнительного образования через кружки, секции. в течение года

в течение года

зам. директора по ВР

Козлова Т.А.

8

 Организация участия школьников

 2-4 классов в школьной научно –практической конференции «Я – исследователь. Первые  шаги в  науку».

февраль

март

Зам. директора по УВР нач. школы

Козлова Т.А.

9

Анализ работы с одаренными учащимися, перспективы в работе на 2015 -2016 уч. год

май

зам.директора по УВР

Козлова Т.А.

                Мероприятия, способствующие выявлению и развитию одаренных детей и созданию оптимальных условий для развития и реализации их творческого потенциала        на  2015-2016  учебный  год

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1

Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности, информационной культуры, использование информационно-коммуникационных технологий на различных учебных предметах.

Учителя – предметники

Козлова Т.А.

2

 Исследовательская работа учителя по выявлению мотивов учения;

 Разработка приемов и методов продуктивного обучения.

1 полугодие

в течение года

Зам. директора по УВР, зав. МО

Козлова Т.А.

3

Формирование системы внеурочной работы с одаренными учащимися:

организация работы кружков различных направлений;

организация системы исследовательской работы школьников;

Заместитель директора  по воспитательной  работе

Козлова Т.А.

4

Организация консультативной помощи для учащихся, направленной на творческую самореализацию школьников.

В течении года

Учителя – предметники

Козлова Т.А.

5

Эффективные формы стимулирования в школе:

-организация выставок творческих работ учащихся;

- своевременное поощрение успехов школьников;

- организация конкурсов: «Ученик года», стихов, рисунков, сочинений, поделок из природного материала.

В течении года

Учителя – предметники

 

Козлова Т.А.

Заместитель директора  по воспитательной  работе

6

Проведение школьных олимпиад по предметам, конференций, диспутов.

В течении года

Учителя – предметники

Козлова Т.А.

7

Проведение фестивалей творчества

в конце  полугодий

Заместитель директора  по воспитательной  работе

8

Проведение смотра художественной самодеятельности.

март

май

Козлова Т.А.

Заместитель директора  по воспитательной  работе

9

Привлечение спортсменов, работников музыкальных школ и других специалистов.

Классный  руководитель

10

Татарская  поэзия . Исследовательская работа.

Учителя родного языка.

Козлова Т.А.

11

Участие учащихся в международном конкурсе «Кенгуру» и «Русский медвежонок – языкознание для всех»

-март

-ноябрь

Учителя  математики

Учителя русского языка и литературы

12

Организация работы специальных элективных курсов

В течении года

Учителя - предметники

13

В ведение в практику работы школы следующих приемов:

-творческие отчеты;

-проведение предметных недель;

-предметные олимпиады;

-конкурсы, выставки

В течении года

Зам. директора по УВР нач. школы

Козлова Т.А.

14

Внедрение  оценочной деятельности учащихся и учителя -  «Портфолио»

в  течение  года

Козлова Т.А.

15

Изучение, обобщение  и распространение передового педагогического опыта по направлению одаренные дети.

в течение  года

Козлова Т.А.

Реализация программы позволит:

- усовершенствовать существующую в школе систему работы с одаренными детьми;

- внедрить в педагогическую практику технологии    индивидуализации   и дифференциации обучения;

- создать систему мониторинга личностного развития одаренных детей и результатов деятельности педагогов;

- удовлетворить спрос родителей и учащихся на образовательные услуги, позволяющие развить творческий потенциал школьников.

         

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация внеурочной деятельности в работе с одарёнными детьми"

«Наилучшим стимулом детского творчества является такая организация жизни и среды детей, которая создает потребности и возможности творчества». Л.С. Выготский...

Инновационный проект :Организация работы с одарёнными детьми"

Каждой  школе необходим проект, способствующий максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе совершенствование системы выявления одаренных детей с раннего ...

Представление собственного инновационного педагогического опыта "Работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе"

Работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе – важная и необходимая часть деятельности педагога. Кто как не учитель может помочь детям раскрыть свои таланты? Опыт моей работы может быть и...

Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.

Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...

Выступление на педагогическом совете "Дистанционные формы внеурочной деятельности как инновационное направление в работе с одарёнными детьми".

Разные виды внеурочной деятельности, в том числе дистанционные конкурсы и олимпиады, представляют собой единый, сложный и взаимосвязанный комплекс деятельности учителей, учащихся и их родителей, напра...

«Апробация инновационных форм работы с одарёнными детьми в начальной школе».

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических - особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными уч...