Рабочая программа по внеурочной деятельности "Первый раз в первый класс"
рабочая программа
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Первый раз в первый класс"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 139.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МО «Курумканский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дыренская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании МО _____/ Тудупова Ж.Ч. Протокол № 1 от "30" августа 2024г. | Согласовано зам. директора по УВР ______/ Вандаев З.Б. Протокол № 1 от "30" августа 2024г | Утверждено И.о. директора школы ____/ Тудупова Ж.Ч. Приказ № 6 от "1" сентября 2024г. |
Внеурочная деятельность
Направление: научно- познавательное
Программа
«Первый раз в первый класс»
Срок реализации – 1 год
1 класс
с. Алла, 2024г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Первый раз в первый класс»
Программа по внеурочной деятельности «Первый раз в первый класс» разработано на основании:
-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г;
-Закона Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия»;
-Федерального государственного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 6 февраля 2015 г., рег. номер 35915);
-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г №1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования»;
-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937);
- СанПиНа 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., рег. номер 19983);
-постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 г. №16 «Об утверждения санитарно-эпидемических требований к устройству, содержанию и организации работы образовательных организации и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
-Примерной основной образовательной программы начального общего образования протокол №1/15 от 08 апреля 2015 г;
-Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа»;
-Устава МБОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа», утвержденного постановлением администрации МО «Курумканский район» № 439 от 21.12. 2015 г.
-Учебного плана МБОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа» на 2024-2025 учебный год.
Цель данной программы: развитие личности ребенка, в частности его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания».
Через работу с материалом психологии как науки и с психологическим материалом как содержанием внутреннего мира каждого конкретного ученика, через построение связи между этими пространствами посредством метафоризации психологических представлений – к самопознанию и личностному развитию. Такова основная концептуальная идея программы.
Программа призвана решить следующие задачи:
помочь детям быстрее и по возможности безболезненно адаптироваться к школьным условиям;
познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии;
учить методам и приемам познания себя;
учить осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики, эффективно использовать их во всех основных видах и формах познания;
помочь детям осознать ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира;
познакомить детей с типологиями индивидуально-психологических особенностей человека;
познакомить детей с понятиями «чувства» и «эмоции»;
научить детей осознавать и называть собственные переживания;
помочь осознать свои задатки и способности;
ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения.
Общая характеристика занятий внеурочной деятельности
Основной принцип, лежащий в основе обучения – принцип метафоризации психологических представлений, благодаря которому достигается единство общего материала психологии с психологическим материалом конкретной личности. Этот принцип подразумевает отсутствие строгой пропорциональности объемов того или иного содержания. В зависимости от конкретных ситуаций, возникающих вопросов, уровня развития класса, других условий строится логика обучения. Ученик должен проявить себя как «соавтор», опираясь на свой личностный опыт.
Программа учит детей замечать проявления психологических фактов, закономерностей вокруг себя, в повседневной жизни, в своем поведении и поведении окружающих.
Метафоризация психологических представлений реализуется через использование методов и средств сказкотерапии как особого направления психологии, нацеленного на развитие самосознания и новых форм взаимодействия ребенка с другими.
Максимально используется личностный потенциал ученика, раскрывать который он должен самостоятельно, но при участии и помощи психолога и одноклассников.
Занятия проводятся в дополнительной форме - факультативной внеурочной деятельности. Программа предполагает проведение одного занятия в неделю с подгруппой обучающихся-12-14 человек.
Одна из важных особенностей занятий по программе заключается в том, что они не только позволяют развивать самосознание детей, но и дают возможность самому педагогу-психологу лучше узнать детей, держать их в поле профессионального зрения, отслеживая ход их психического развития, замечая возникающее психологическое неблагополучие, предупреждать появление серьезных психологических проблем. Подобная работа по сопровождению психического развития и обучения младшего школьника подразумевает постоянный и содержательный контакт с учителями и родителями детей.
Продолжительность каждого занятия от 30 минут в первой половине учебного года и по 40 минут- со второго полугодия. В программу включено 5 разделов. Количество занятий внутри разделов позволяет приурочить завершение важнейших тем к окончанию четвертей.
Применяемые в программе методы обладают следующими особенностями. Они:
активны и основаны на проживании опыта: дети не просто усваивают знания, а через действия, игру, сказку погружаются в содержание собственного внутреннего мира;
эмоционально окрашены, пробуждают разнообразные эмоции, «затрагивают» интересы детей;
рефлексивны: большинство игр, упражнений, психологических техник предусматривает наличие рефлексивной позиции участников;
оптимальны по трудности, что связано с ориентацией на зону ближайшего развития;
метафоричны: во-первых, используемые упражнения, игры, психологические техники являются, по сути дела, поведенческими метафорами- ведь они говорят об одном предмете через признаки другого, а во-вторых, сказкотерапевтические процедуры, которых очень много в программе, не могут обойтись без метафор;
событийны: методы программ должны давать возможность со-бытию детей и взрослого, а также событиям, ведущим к личностным изменениям.
Классификация развивающих методик, используемых в программе:
традиционные обучающие методы;
ритуалы знакомства, представления, прощания;
«ледокольные» (разогревающие, разминочные) техники;
приемы сосредоточения, фокусировки, настройки;
техники релаксации;
психотехники самооценки и взаимооценки;
упражнения, направленные на самораскрытие и рефлексию;
экспрессивные техники (приемы самовыражения);
развивающе-тренировочные упражнения;
сказкотерапевтические упражнения;
иллюстративно-демонстрационные задачи;
подвижные игры.
Структура занятий
Занятие включает в себя следующие компоненты:
введение в тему занятия и разминки: используются ритуалы приветствия, разминочные задания;
основная часть, которая может быть реализована в двух вариантах: 1-если занятие первое в разделе, то используется схема: настрой как подготовка к восприятию нового материал- введение нового содержания-его закрепление. 2-если занятие продолжает изучаемый раздел, то схема несколько иная: актуализация предыдущего материала-повторение-углубление, расширение, наполнение новыми смыслами;
подведение итогов: рефлексия результатов занятия, происходящая в два этапа. Первый-эмоциональное отреагирование (что понравилось на занятии, что заинтересовало). Второе –осмысление (зачем, для чего нужно то, чем занимались, о чем шла речь, в чем польза нового материала);
домашнее задание.
Разумеется, при необходимости структура может быть изменена, её отдельные составляющие могут быть более или менее насыщены, длительны и дифференцированы.
Место занятий внеурочной деятельности в учебном плане
Курс рассчитан на 33 учебных часа. Занятия проводятся в течение года 1 раз в неделю в форме мини-тренингов продолжительностью 30 минут (1 полугодии) и 40 минут (во втором полугодии).
Личностные, метапредметные результаты освоения программы
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях, межличностных отношениях.
Коммуникативные УУД- обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей-партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Регулятивные УУД- обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
Познавательные УУД- обеспечивают возможность познания предметного и социального мира; включают общеучебные, логические УУД, а также УУД, связанные с постановкой и решением проблемы.
Для учащихся занятия по данной программе-один из уроков. Но это не совсем обычный урок: дети играют, рассказывают о себе, свободно выражают себя в рисунке, танце, движении, размышляют вслух, разыгрывают психологические загадки, слушаются и обсуждаются специально придуманные сказки, расслабляются под музыку, участвуют в конкурсах. По задачам и используемым методам программа представляет собой систему развивающих групповых занятий.
В ходе занятия дети знакомятся с основными психологическими понятиями, получают возможность тренировать элементарные навыки рефлексии.
В плане формирования личностных УУД будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне эмоционально-положительного отношения к школе; ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятия образа «хорошего» ученика как примера для подражания;
знание основных моральны норм и ориентация на их выполнение.
В плане формирования коммуникативных УУД:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе, не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
В плане формирования регулятивных УУД:
принимать и сохранять учебную задачу;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
В плане формирования познавательных УУД:
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Полученные навыки во время работы:
- позволят детям формировать адекватную самооценку, что поможет развитию основных черт будущей личности, контролировать себя и повышать уверенность в своих силах;
-будут способствовать формированию доброжелательности, соучастия и сотрудничества в процессе общения со сверстниками.
-помогут формировать положительные эмоции в различных ситуациях, что в дальнейшем может доставлять радость окружающим людям, а так же учащийся научиться управлять своим настроением и поведением при общении с окружающим миром;
- получит развитие такое качество, как устойчивость к фрустрации, т. е. умение спокойно и продуктивно реагировать на собственные ошибки, необходимое в процессе усвоения новой деятельности - обучения в школе;
- в результате системной работы уменьшится тревожность, увеличится самостоятельность, инициативность, коммуникабельность, дисциплинированность, что обеспечит ребенку право быть принятым детьми и взрослыми таким, какой он есть, и изменить отношение к нему.
Содержание занятий внеурочной деятельности (33 часа)
Тема1: Я теперь школьник (5 часов). Знакомство. Беседа о школе-диагностика. Я теперь школьник. Что значит быть школьником? Знакомство с Пси-Магом.
Тема2: Введение в мир психологии (7 часов) Королевство Внутреннего мира. Сказка о волшебных зеркалах-1. Сказка о волшебных зеркалах-2.Что я знаю о себе? Что я знаю о себе и других? Я-это кто?. Диагностика познавательной сферы. Диагностика самооценки. Диагностика тревожности, мотивации.
Тема3: Психика и познание мира (7 часов) Мои ощущения. Мое восприятие мира. Мое внимание. Как быть внимательным? Развиваем свое внимание. Я умею быть внимательным.
Тема4: Темперамент и характер.(6 часов) Что такое темперамент? Типы темперамента. Разные люди-разные типы темперамента. Разные люди- разные характеры. Какой у меня характер? Какой характер у других? Мой характер-оценим недостатки.
Тема5: Я и мои эмоции (5часов) Что такое эмоции? Какие бывают эмоции? Конкурс чувствоведов. Что я знаю о своих эмоциях? Королевство Внутреннего мира.
Тема 6: Итоговая диагностика сформированности УУД (3часа) Диагностика системного, линейного мышления, внимания, работоспособности, интеллектуального потенциала.
Тематическое планирование
Раздел | Название занятия | Ключевые задачи, решаемые на занятии | Планируемые образовательные результаты | Количество часов | Дата проведения |
Я теперь школьник | Знакомство | Познакомиться друг с другом и ввести в игровую атмосферу | -эмоционально-положительное отношение к школе; -адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; Принятие образца «хорошего ученика» как примера для подражания. | 1 | 03.09 |
Знакомство продолжается, Беседа о школе-диагностика | Создать условия для самораскрытия и мотивирование на взаимопознание | 1 | 10.09 | ||
Я теперь школьник | Познакомить с правилами школьной жизни и занятий | 1 | 17.09 | ||
Что значит быть школьником? | Помочь в осознании социальной позиции школьника | 1 | 24.09 | ||
Знакомство с Пси-Магом. | Создать мотивацию на познание самих себя и дать первоначальное представление о специфике психической реальности | 1 | 1.10 | ||
Введение в мир психологии | Королевство Внутреннего мира | Поддержать мотивацию на познание самих себя и одноклассников, создать первоначальное представление о специфике психической реальности | -способность к самопознанию и самооценке; -зачатки личностной рефлексии | 1 | 8.10 |
Сказка о волшебных зеркалах-1 | Укрепить интерес к самопознанию, познакомить с основными составляющими Я-образа, развивать самоанализ и рефлексию | 1 | 15.10 | ||
Сказка о волшебных зеркалах-2 | 1 | 22.10 | |||
Что я знаю о себе? | Актуализировать рефлексивную позицию, развивать потребность в самоанализе и рефлексии | 1 | 29.10 | ||
Что я знаю о себе и других? | Помочь посмотреть на себя глазами других людей | 1 | 12.11 | ||
Я-это кто? | Помочь осознать собст-венную уникальность и себя самого в прошлом, настоящем и будущем, развивать способности к самоанализу и рефлексии | 1 | 19.11 | ||
Диагностика познаватель- ной сферы | Мониторинг | 1 | 26.11 | ||
Психика и познание мира | Мои ощущения | Показать роль ощущений в познании окружающего мира, развивать осознание различных видов ощущений | -осознание и оценка особенностей своих ощущений, восприятия, внимания как причин успешности/неуспешности учебной деятельности; -стремление к самоизменению | 1 | 3.12 |
Мое воспри-ятие мира | Содействовать осознанию уникальности собственного восприятия окружающего мира | 1 | 10.12 | ||
Мое внимание | Содействовать осознанию актуального состояния своего внимания, развивать внимательность | 1 | 17.12 | ||
Как быть вни-мательным? | Развивать умение замечать свои ошибки, концентрацию, устойчивость, распределение и переключение внимания | 1 | 24.12 | ||
Развиваем свое вни-мание | Помочь в осознании значимости целенаправленного сосредоточения внимания для достижения успеха, активизировать и развивать произвольное внимание и наблюдательность | 1 | 14.01 | ||
Я умею быть вниматель- ным | Мотивировать на развитие собственного внимания, развивать произвольное внимание и наблюдательность | 1 | 21.01 | ||
Диагностика тревожности, мотивации, самооценки | Мониторинг | 2 | 28.01 4.02 | ||
Темперамент и характер | Что такое темперамент? | Содействовать осознанию индивидуальных различий между людьми, познакомить с психологическими особенностями различных типов темперамента | -осознание и оценка особенностей своего темперамента и характера как причин успешности/неуспешности общения в школе; -позитивное самоотношение; Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей | 1 | 11.02 |
Типы темперамента | Способствовать осознанию уникальности и неповторимости каждого человека, мотивировать на познание особенностей того или иного типа темперамента, развивать умение различать его типы | 1 | 25.02 | ||
Разные люди-разные типы темперамента | Закрепить умение различать типы темперамента, содействовать осознанию собственной уникальности и неповторимости через обнаружение у себя особенностей того или иного типа темперамента, развивать эскпрессивные возможности | 1 | 4.03 | ||
Разные люди-разные характеры | Обогатить запас слов, используемых для обозначения черт характера, развивать умение описывать черты характера других людей и произвольность поведения | 1 | 11.03 | ||
Какой у меня характер? | Мотивировать на осознание черт собственного характера, актуализировать нравственные представления о хороших и плохих чертах характера, способствовать осознанию особенностей собственного характера на основе нравственной оценки своих поступков, поддержать позитивное самоотношение при обогащении представлений о себе | 1 | 18.03 | ||
Какой характер у других? | 1 | 1.04 | |||
Мой характер: оценим недостатки | Содействовать осознанию непривлекательных черт своего характера за счет получения от одноклассников обратной связи, развивать рефлексивные способности и способности оценки других людей | 1 | 8.04 | ||
Я и мои эмоции | Что такое эмоции? | Мотивировать на познание собственного эмоционального мира, способствовать осознанию собственных эмоций | -осознание и оценка собственных эмоций как регуляторов межличностного взаимодействия; -использование речевых и неречевых средств для выражения и понимания эмоций; -зачатки эмпатии как понимания чувств других людей | 1 | 15.04 |
Какие бывают эмоции? | Показать богатство и многообразие эмоциональных проявлений людей, расширить активный словарь для обозначения эмоций, мотивировать на понимание собственных и чужих эмоций, развивать способности к их «прочтению», мимический и жестовый репертуар выражения эмоций, содействовать осознанию способов выражения собственных эмоций | 1 | 22.04 | ||
Конкурс чувствове дов | 1 | 29.04 | |||
Что я знаю о своих эмоциях? | Способствовать осознанию богатства и уникальности собственного эмоционального мира, развивать способности к дифференцировке различных эмоций и выражать свои эмоции через рисунок | 1 | 6.05 | ||
Королевство Внутреннего мира | Стимулировать интерес к самопознанию, содействовать осознанию содержания собственной психической реальности, развивать рефлексию | 1 | 13.05 | ||
Итоговая диагностика сформированности УУД | 3 | 20.05 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература:
Вачков И.В. Книга для чтения «Сказки о самой душевной науки»
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. Москва. 1972г.
Готовность к школе /Под ред. И.В. Дубровиной/ Москва. 1995 г.
Готовимся к школе: Книга для родителей будущих первоклассников. Москва.1999г.
Диагностическая и координационная работа школьного психолога /Под ред. И.В.Дубровиной/ Москва. 1987 г.
Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие
для практических работников . Москва. 2003г.
Дубровина И. В. Готовность к школе. Москва. 2001г.
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. Москва.1995г.
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.Москва. 1991 г.
Костина Л.Н. Игровая терапия с тревожными детьми. Санкт-Петербург. 2001г.
Крюкова СВ., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь .Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. Москва. 1999г.
Мазепина Т.Б. Развитие навыков ребенка в играх, тренингах, тестах. Ростов-на-Дону. 2003 г.
НижегородцеваН.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. Москва. 2001г.
Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л. Венгера/ Москва. 1988 г.
Панфилова М.А. Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. Москва. 2002г.
Прима Е.В., Филиппова Л.В. Развитие социальной уверенности у дошкольников и младших школьников: Пособие для практических работников. Москва. 2003г.
Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2000-304с. (Серия «Библиотека педагога-практика).
Романюта В.Н.Ты и твои друзья. Учим детей общаться: Методическое пособие для учителей начальной школы, психологов, воспитателей и родителей. Москва. 2002г.
Синицина Е. Умные занятия. Москва. 1998г.
Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками и младшими школьниками. Москва. 2000г.
Щур В. Г. Методика изучения представлений ребенка об отношениях к нему других людей / Психология личности: теория и эксперимент. Москва. 1982г.
Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей //Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей.Москва. 1981г.
Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, бланки заданий на бумажных носителях по теме занятия, карандаши, секундомер, магнитофон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" первый год обучения.
В процессе обучения используется следующее учебное пособие: Экологический дневник Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное ес...

Рабочая программа "Подготовка детей к обучению в первом классе "
Программа по подготовке детей к школе, проводимая в МБОУ СОШ №28, авторская. Программа состоит из пояснительной записки, содержания материала, планируемых результатов и формы роведения занятий....

Рабочая программа "Разговор о правильном питании для первого класса" (в соответствии с ФГОС)
Программа "Разговор о правильном питании" играет существенную роль в формировании у младших школьников навыков здорового питания.Программа предназначена для внеурочной деятельности "Правильно пит...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ , ПЕРВЫЕ ШАГИ"
Цель программы –Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся....

Рабочая программа по внеурочной деятельности с учащимися первых классов.
Внеурочная деятельность наряду с учебным планом школы выступает средством реализации Основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность органи...

Рабочая программа учителя-дефектолога(тифлопедагога). Сопровождение обучающихся первых классов с нарушением зрения и группы риска в образовательном процессе.
Наибольшее значение сопровождение тифлопедагога учащихся с нарушением зрения и группы риска приобретает на начальных этапах обучения детей. Это диктуется необходимостью восполнения пробело...