Рабочая программа "Подготовка детей к обучению в первом классе "
рабочая программа на тему

Золина Алевтина Михайловна

Программа по подготовке детей к школе, проводимая в МБОУ СОШ №28, авторская. Программа состоит из пояснительной записки, содержания материала, планируемых результатов и формы роведения занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_podgotovka_detey.doc261.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 28»

Рассмотрено и принято

на заседании МО учителей

начальных классов

Протокол от 30.05.2013  № 5                     Руководитель МО

_____________Н.Е. Аверина

         Согласовано

на заседании НМС школы

Протокол от 10.06.2013 №  7                         Зам. директора по НМР

     _____________ Л.И. Пентехина

         «Утверждаю»

 Директор МБОУ СОШ № 28

Приказ от 30.08.2013 №  75-о              

 ________ А.А. Фаизов

Рабочая программа

курса «Подготовка детей к обучению в первом классе»,  развивающий  уровень,

на 2013-2014 учебный год

Золина А.М., учитель начальных  классов, высшая  квалификационная  категория

город Ульяновск

2013

Пояснительная записка

              Рабочая программа курса «Подготовка детей к обучению в первом классе » (далее - Программа)  предназначена для  работы с  детьми 6-7 лет с целью подготовки к школьному обучению и обеспечению преемственности ступеней дошкольного и начального общего образования. Программа составлена  в соответствии с требованиями:

- Федерального закона  «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;

- Постановления Правительства Российской Федерации от 15  Августа 2013 года № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;

- Приказа  Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

        Автор программы - учитель начальных классов высшей категории  МБОУ СОШ № 28  Золина А.М. Рецензент программы -  Давлетшина А.А., доцент кафедры начального обучения УИПК ПРО, кандидат педагогических наук.

Цель программы – подготовка детей старшего дошкольного возраста  к обучению на ступени начального общего образования.

В процессе реализации программы  решаются следующие задачи:

- обеспечить преемственность содержания  дошкольного и начального общего образования;

- сформировать личностную готовность ребёнка к школьному образованию;

- развить умения и навыки, необходимые для обучения в начальной школе.

Основные принципы реализации программы:

- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;

- уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

- комплексный подход при разработке занятий;

- систематичность и последовательность реализации содержания программы;

- вариативность  форм и методов при проведении занятий;

- наглядность.

Реализация Программы создаёт условия для формирования у детей дошкольного возраста   мотивации к обучению в школе и способностей в различных видах деятельности. В соответствии с требованиями  ФГОС дошкольного образования   Программа  охватывает следующие направления  развития детей:

- социально-коммуникативное;

- познавательное;

- речевое;

- художественно-эстетическое.

Социально-коммуникативное направление включает в себя освоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе,  развитие навыков общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.

 Познавательное направление предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной деятельности; развитие воображения и творческой активности.

Речевое направление включает в себя  совершенствование  речевых  навыков детей   как средств вербального общения и формирование  речевой культуры; развитие звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения  грамоте.

Художественно-эстетическое направление обеспечивает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру.

При реализации Программы предусматривается использование педагогом системно-деятельностного, здоровьесберегающего, гуманно-личностного и культурологического подходов к организации деятельности детей.

Занятия проводятся на базе школы по следующему графику: 1 раз в неделю по 3 занятия в день. Продолжительность занятий 20 минут, между занятиями  предусмотрены перерывы продолжительностью  10 минут. Общее количество занятий – 96.

        В процессе реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики. Балльное оценивание не осуществляется.

Результаты педагогической диагностики  могут использоваться педагогом исключительно для решения следующих образовательных задач:

-  организации индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

- оптимизации работы с группой детей.

        По результатам освоения программы у детей должны быть сформированы:

- инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, конструировании, познавательно-исследовательской деятельности;

- установка  положительного отношения к миру, к разным видам труда, к другим людям и  самому себе,  чувство собственного достоинства; навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

-  развитое воображение;

-  навыки  устной речи и умения выражать свои мысли и желания;

-  произвольность моторики, поведения;

-  любознательность, познавательная активность;

- самостоятельность.


Содержание программы:

тема раздела, занятия

кол–во

часов

тип, форма занятия

планируемые результаты

Вид и формы контроля

дата занятия

предметные

метапредметные

личностные

Раздел «Математика»

1

Различение предметов по размеру и форме

Счёт предметов. Знакомство с клеткой.

Занятие-путешествие в мир математики.

Уметь сравнивать предметы по размеру и форме, считать предметы, ориентироваться в тетради.

Формирование умения сравнивать предметы, проводить наблюдения, анализировать, классифицировать математические объекты, развитие воображения.

Развитие мотивации к обучению, интереса к познанию.

Тесты

2-3

Представление о пространственных отношениях (слева, справа, вверх, вниз), (больше, столько же меньше, равно)

Занятие в форме сюжетно-ролевой игры

«Что, где, как?».

Уметь ориентироваться в пространстве, знать понятия: (слева, справа, вверх, вниз), (больше, столько же, меньше, равно).

Развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности.

Развитие умения преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться

Выполнение задания в печатной тетради

  4-5

Число – цифра 1.. Найди «лишний» предмет, найди пару

Занятие-игра «Третий лишний».

Знать

цифру 1, находить «лишний» предмет, пару.

Формирование инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности: игре, общении.

Формирование требовательности к себе, дисциплинированности;

навыков  взаимодействия со сверстниками и взрослыми

Выполнение задания по карточкам

6-7

Число – цифра 2.. Обозначение количества предметов знаком - цифрой

Занятие в форме сюжетно-ролевой игры «1 да ещё 1».

Знать

цифру 2,

разницу понятий число и цифра, образование числа – 2.

Формирование у детей представлений о числе и цифре, названии числительных и их последовательность при счете;

умения ставить вопросы и отвечать на них.

Формирование добросовестности  и ответственности, чувства гордости за  свои успехи.

Тесты

8-9

Число – цифра 3. Отношения «выше, ниже»

Решение задач

Занятие-путешествие в мир задач.

Знать

цифру 3, уметь её писать, знать состав числа 3,

знать понятия «выше, ниже», решать простые задачи.

Формирование познавательно-исследовательской деятельности; умения создавать проблемные ситуации, находить способы их преодоления при работе над задачами

Формирование положительного отношения к миру, к разным видам труда, к другим людям и  самому себе

Выполнение задания в печатной тетради

10-11

Числа – цифры 4 и 5. Прямой и обратный счёт. Знаки >, <, =

Занятие-тренинг.

Знать

цифры 4 и 5, уметь их писать, знать состав чисел 4, 5, знаки >, <, =, проводить прямой и обратный счёт.

Формирование умения понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме и переводить её в словесную форму; развитие произвольности моторики.

Развитие произвольности поведения.

Диагностика тренажёр

12-13

Числа – цифры 6 и 7. Состав чисел

Решение задач

Занятие –соревнование.

Знать

цифры 6 и 7, уметь их писать, знать состав чисел 6, 7, решать простые задачи.

Формирование способности выражать словом свои чувства; понимать другого; уметь согласовывать свои действия с действиями товарища; навыков  устной речи и умения выражать свои мысли и желания

Формирование у детей мотивации к обучению;  помощь им в самоорганизации и саморазвитии.

Опрос  по теме

14-15

Числа – цифры 8 и 9.Составление задач. Знаки «+,  - »

Занятие-игра «Назови соседей».

Знать

цифры 6 и 7, уметь их писать, знать состав чисел 6, 7,  знаки «+,  - »,  уметь составлять простые задачи.

Формирование умения

решать разные виды заданий, составлять модели, анализировать свою  работу, сравнивать её с эталоном.

Формирование

любознательности познавательной активности;  развитие самостоятельности

Тесты

16-17

Число 0, цифра 0, число 10.

Решение задач

Занятие –соревнование.

Знать

Цифру 0, уметь её писать, знать состав числа 10,  уметь его  писать, решать задачи.

Формирование умения                    создавать проблемные ситуации, находить способы их преодоления при работе над задачами.

Формирование уверенности в себе, способности эмоционально и адекватно формулировать оценочные суждения; формирование  инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности: игре, общении, конструировании, познавательно-исследовательской  деятельности.

Беседа, работа в печатной тетради

18

Название действий и их обозначение. Закрепление пройденного

Занятие в форме сюжетно-ролевой игры «Рассуждайки».

Знать

 название действий и их обозначение, повторить изученное.

Формирование умения                    создавать знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); способности выражать словом свои чувства.

Формирование умения понимать другого; уметь согласовывать свои действия с действиями товарища.

Наблюдение  за работой и развитием детей

19-20

Тестирование

Занятие-тренинг.

Проверить свои знания.

Формирование умения

решать разные виды заданий, составлять модели, анализировать свою  работу.

Формирование у детей мотивации к обучению,  к самоорганизации и саморазвитию.

Диагностика

Раздел «Чтение»

1

Звуки и буквы А ,У,О,Ы

Игра – беседа

«А -_Я».

Знать и выделять[а, у, о, ы], различать буквы, находить их в словах.

Формирование умения сравнивать звуки и буквы, проводить наблюдения за их работой, анализировать, классифицировать звуки;  развитие воображения.

Формирование у детей мотивации к обучению,  к самоорганизации и саморазвитию.

Выполнение задания по составлению звуковых схем, букв

2-3

Звук и буква Э

Чтение слов АУ, УА, закрепление пройденного

Занятие в форме инсценировки.

Знать и выделять из речи звук[э], обозначать его буквами Э, э, уметь читать простые слова на изученные буквы.

Развитие воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности.

Формирование  умения преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.

Выполнение задания в печатной тетради

 

  4-5

Звуки и буквы Л, М, Н, чтение слогов, слов, ударение знакомство с предложением,.

Занятие-путешествие в мир звуков и букв.

Знать и выделять из речи звуки [л,м,н], обозначать их буквами Лл, Мм, Нн, уметь читать слоги и слова с ними, ставить ударение.

Формирование умения

решать разные виды заданий, составлять модели, анализировать свою  работу.

Формирование требовательности к себе, дисциплинированности,

навыков  взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Выполнение задания  по составлению букв-мякишей

6-7

Закрепление пройденного материала, гласные и согласные звуки и буквы, чтение слогов, слов

Занятие-игра «Определи звук».

Знать и выделять из речи изученные звуки, различать

гласные и согласные звуки,

читать слова с ними.

Формирование у детей представлений о звуках, составлять графические звуковые схемы, выделять из текста  гласные и согласные звуки.

Формирование добросовестности  и ответственности, чувства гордости за  свои успехи

Тренажёр - тесты

8-9

Буквы Я,  Ю,Е,

Ё, И, чтение слогов, чтение слов

Занятие в форме сюжетно-ролевой игры «Я и мои друзья».

Знать и выделять из речи звук [и],

буквы Я,  Ю, Е,

Ё, И, чтение слогов и  слов с ними.

Формирование  умения                      понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме и переводить её в словесную форму; развивать произвольность моторики.

Формирование уверенности в себе, способности эмоционально и адекватно формулировать оценочные суждения.

Выполнение задания  по составлению книжки-малышки

10-11

Согласные звуки  и буквы:[ Г-К, ГЬ- КЬ] Г,К,

[Д – ДЬ, Т – ТЬ], Д,Т,  [В– ВЬ,Ф – ФЬ],  В,Ф, [ЗЬ – З , С –СЬ],  З,С, [Б –БЬ, П –ПЬ],  Б,П,  [Х- ХЬ], Х, Ж – Ш, Звуки и буквы Ч – Щ,

Занятие-путешествие «Остров согласных, очень-очень разных».

Знать и выделять из речи согласные звуки [Г-К, ГЬ- КЬ] Г,К,

[Д – ДЬ, Т – ТЬ], Д,Т,  [В– ВЬ,Ф – ФЬ],  В,Ф, [ЗЬ – З , С –СЬ],  З,С, [Б –БЬ, П –ПЬ],  Б,П,  [Х- ХЬ], Х, Ж – Ш, Звуки и буквы Ч – Щ, уметь читать

слоги и  слова с ними.

Формирование способности

достраивать схемы и создавать свои конструкции слов и звуков, изменять их по заданию учителя.

формирование способности выражать словом свои чувства; понимать другого; уметь согласовывать свои действия с действиями товарища; навыков  устной речи и умения выражать свои мысли и желания

Беседа, составление

рассказа, чтение

12-13

Звуки и буквы Ц, Й, буквы Ь и Ъ чтение слов, стихотворных текстов

Занятие –соревнование

«Эстафета знаков».

Знать и выделять из речи  согласные звуки [Ц, Й ],   знать роль в речи этих

букв и новые знаки  Ь и Ъ,  уметь читать

слоги и  слова с ними.

Формирование умения  создавать проблемные ситуации, находить способы их преодоления при чтении; формирование  инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности: игре, общении, создании схем, познавательно-исследовательской деятельности;

Формирование

любознательности познавательной активности,  инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности: игре, общении, создании схем, познавательно-исследовательской деятельности;

Выполнение задания в печатной тетради

14-15

Алфавит, чтение слов, слогов, предложений

составление и запись предложений

Занятие в форме сюжетно-ролевой игры «Всех расставит по местам».

Знать  алфавит, уметь читать

слоги и  слова, составлять и записывать предложения

Формирование познавательно-исследовательской деятельности; умения создавать проблемные ситуации, находить способы их преодоления при работе над предложением, текстом

Формирование  положительного отношения к миру, к разным видам труда, к другим людям и  самому себе

Чтение текстов,

пересказ

16

Тестирование

Занятие-тренинг.

Проверить свои знания.

Формирование умения

решать разные виды заданий, составлять модели, анализировать свою  работу.

Формирование у детей мотивации к обучению,  к самоорганизации и саморазвитию

диагностика

Раздел «Письмо»

1

История письма. Правила гигиены Обведение фигур

Занятие в форме сюжетно-ролевой игры «Грамотей».

Уметь ориентироваться в пространстве, знать  правила гигиены, положение тетради.

Формирование умения правильно держать ручку, карандаш; правильно  сидеть при письме;  развитие мелкой моторики.

Формирование

мотивации к обучению, интереса к познанию.

Выполнение задания по

обведение фигур  

2-3

Рабочая строка. Обведение контура рисунка и его штриховка

Занятие в форме инсценировки

«Штрих - рисунок».

Знать и уметь находить  рабочую строку,

правила штриховки.

Развитие воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности;  умение ребёнка проводить анализ и синтез графического образа букв.

Формирование умения преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.

Выполнение задания для  штриховки.

 

  4-5

Письмо наклонных прямых. Обведение контура рисунка и его штриховка.

Упражнения на координацию

Занятие-путешествие в мир букв.

Умение писать  наклонные прямые, знать порядок горизонтального                

и вертикального

письма.

Формирование умения анализа образа букв, характеристика их элементов; развитие мелкой моторики.

Формирование требовательности к себе, дисциплинированности;

навыков  взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Выполнение задания с буквами –мякишами..

6-7

Письмо наклонных прямых с закруглением вверху и внизу. Обведение контура рисунка.

Занятие-игра «Определи букву».

Иллюстрация  «Девочка на катке».

Умение писать  наклонные прямые с закруглением вверху и внизу.

Формирование у детей представлений о правильном начертании элементов букв;

развитие мелкой моторики.

Формирование

чувства ответственности за  свою работу.

Выполнение задания по карточкам,

работа в печатной тетради.

8-9

Письмо наклонных прямых с закруглением вверху и внизу. Обведение контура рисунка и его штриховка.

Занятие –соревнование

«Эстафета знаков»,

иллюстрация.

«Солнышко».

Умение писать  наклонные прямые с закруглением вверху и внизу, координация движений при письме.

Формирование умения понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме и переводить её в графическую форму; развивать произвольность моторики.

Развитие  произвольности поведения, психологической и личностной готовности к систематическому школьному обучению.

Беседа, работа в печатной тетради.

10-11

Письмо удлиненной петли вверху и внизу. Обведение контура рисунка и его штриховка.

Занятие в форме сюжетно-ролевой игры «Буква заблудилась»,  иллюстрация

«Гриб».

Умение писать  удлинённую петлю  вверху и внизу, понимать и воспринимать

понятие  параллельные линии.

Формирование навыков  письма, дифференциация образа букв;  развитие мелкой моторики.

Формирование способности выражать словом свои чувства; понимать другого; уметь согласовывать свои действия с действиями товарища;

Тренажёр – тесты.

12-13

Письмо правых и левых полуовалов и овалов. Обведение контура рисунка и его штриховка

Занятие –соревнование

«Эстафета знаков»,  иллюстрация

« Дождь ».

Умение писать  правые и левые полуовалы,   научиться понимать, чувствовать, что рука может двигаться в разных направлениях.

Учиться  создавать проблемные ситуации, находить способы их преодоления при письме; формирование  инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности: игре, общении, создании схем

Формирование

любознательности познавательной активности.

Выполнение задания в печатной тетради.

14-15

Письмо буквы «а». Раскрашивание бордюра. Обведение контура рисунка и его штриховка.

Занятие в форме сюжетно-ролевой игры «Всех расставит по местам».

Умение выполнять   упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта

Формирование познавательно-исследовательской деятельности; положительного отношения к разным видам труда, умение создавать проблемные ситуации, находить способы их преодоления при работе над образом буквы

Формирование  положительного отношения к миру, к разным видам труда, к другим людям и  самому себе

Выполнение

творческой работы, проекта

16

Письмо буквы «о». Обведение контура рисунка.

Занятие-игра «Футбол с буквами».

Умение выполнять   упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта

Формирование инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности: игре, общении, конструировании

Формирование у детей мотивации к обучению,  к самоорганизации и саморазвитию.

Выполнение задания в печатной тетради.

17

Буквы «и», «у». Обведение контура рисунка и его штриховка.

Занятие-путешествие в мир букв.

Умение выполнять   упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта

Развитие воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности; умения преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.

Формирование

чувства ответственности за  свою работу

Выполнение задания по

созданию образа букв.

18

Знакомство с соединением букв.

Занятие-тренинг «Желейные буквы».

. Формирование элементарных графических умений.

Формирование элементарных графических умений, пространственного расположения элементов в букве.

Формирование

любознательности познавательной активности

Графический диктант.

19-20

Составление орнаментов. Тестирование

Занятие-тренинг.

Проверить свои умения.

Формирование умения

решать разные виды заданий, составлять модели, анализировать свою  работу.

Формирование уверенности в себе, способности эмоционально и адекватно формулировать оценочные суждения

Наблюдение  за работой и развитием детей:

Диагностика.

Раздел «Развитие речи»

1

Слова вежливости. Чтение стихов про осень. Стихи для детей  С.Я. Маршака Штриховка по образцу

Занятие в форме инсценировки

Знать и уметь рассказывать стихи для детей

С.Я. Маршака,

уметь пользоваться  словами вежливости.

Формирование способности выражать словом свои чувства; понимать другого; навыков  чтения.

Формирование умения согласовывать свои действия с действиями товарища

Выполнение задания в печатной тетради

инсценирование

2

Виды  транспорта. Игра «Стой, внимание, иди».

Сказки-загадки

Занятие-путешествие в мир знаков и транспорта

Знать виды

транспорта, умение подчиняться ПДД.

Формирование познавательно-исследовательской деятельности; умение создавать проблемные ситуации, находить способы их преодоления при работе над образом сказки

Формирование положительного отношения к разным видам труда, людям.

Беседа, работа в печатной тетради,

игра,

3- 4

Беседа Моя любимая игрушка Составление рассказов об игрушках. Разучивание стихотворений.

А.Барто  Слова, предложения.

Занятие в форме сюжетно-ролевой игры «Найди героя»,  

Знать стихи А. Л.

Барто, уметь составлять рассказы об игрушках.

Развитие воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности; умения преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться

Развитие умения преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.

Наблюдение  за работой во время сюжетно-ролевой игры

5

В лесу. Беседа «Лес и мир животных». Игра «Где  чей дом».

Русская народная сказка «Колобок». Рисование узоров на основе круга.

Слова, предложения.

Занятие в форме инсценировки

Знать мир животных, русскую народную сказку «Колобок»,

уметь поддерживать беседу, составлять предложения из слов

Формирование способности выражать словом свои чувства; развивать воображение, навыки  пересказа, строить модели своих сказок.

Развитие умения

понимать другого; согласовывать свои действия с действиями товарища.

Беседа, работа в печатной тетради.

.

6

В деревне. Беседа по картине. Моя Родина. Загадки про овощи.. Русская народная сказка «Репка».

Занятие-путешествие в мир природы и загадок

Знать загадки русскую народную сказку «Репка», уметь

составлять рассказы по картине,

Учиться  создавать проблемные ситуации, находить способы их преодоления при беседе; формирование  инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности: игре, общении, создании схем

Формирование

чувства ответственности за  свою работу.

Пересказ от имени репки

7

Насекомые. К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха»

Штриховка по образцу.  Сказка «Теремок»

Занятие-путешествие в мир природы и сказок

Знать мир насекомых, сказки «Муха-Цокотуха»,«Теремок», уметь пересказывать сказки в лицах.

Развитие воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности.

Формирование  положительного отношения к миру, к разным видам труда, к другим людям и  самому себе.

Опрос, заучивание наизусть.

8

Чтение и пересказ сказки «Волк и коза», драматизация сказки « Теремок»

Занятие в форме инсценировки

Знать сказки «Волк и коза»,

«Теремок» уметь читать и пересказывать сказки, драматизировать их.

Формирование способности выражать словом свои чувства; навыков  пересказа, умения обыгрывать сказочные

ситуации.

Формирование у детей мотивации к обучению,  к самоорганизации и саморазвитию

Выполнение задания в форме общения персонажей

сказок

9-10

Сказочное ассорти. Разнообразие сказок и сказочных героев. Тестирование

Занятие –соревнование

 «Отгадай чей голосок».

Занятие-тренинг

Уметь ориентироваться в сказках, характеризовать их персонажей.

Проверить свои умения.

Развитие воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности

Формирование уверенности в себе, способности эмоционально и адекватно формулировать оценочные суждения.

Наблюдение  за работой и развитием детей:

диагностика.

Раздел «Развивающие занятия»

1

Чему учат в школе?        

Сравнение фигур,игры с палочками

1

Занятие-путешествие в мир знаков и

фигур.

Уметь сравнивать фигуры, конструировать с помощью палочек.

Развитие внимания, слуховой памяти, логического мышления, воображения,  конструкторских способностей, рефлексии;  

Развитие умения преодолевать застенчивость, нерешительность,  неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться

Беседа, работа в печатной тетради,

тест № 1

игры Зака

2-3

Про звонок и про урок .Игры с палочками. Определение закономерности

Занятие в форме сюжетно-ролевой

игры ««Попугайчик»

Уметь определять закономерность,строить с помощью палочек

Развитие способности к классификации, развитие зрительной памяти и внимания, воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности

Формирование умения согласовывать свои действия с действиями товарища

Наблюдение  за работой детей,

тест № 2

игры Зака

4-5

Порядок расположения цветов в Российском флаге

Рисуем бусы

Занятие-путешествие в мир знаков и истории

Уметь правильно

располагать цвета Российского флага.

Установление контакта, развитие восприятия величины, цвета, навык прямого и обратного счета

Формирование

чувства ответственности за  свою работу.

Выполнение задания в печатной тетради, рисунки.

6

Дни недели        

 История возникновения названий и порядок следования дней недели. Установление общего и частного

Занятие в форме инсценировки

Знать дни недели, порядок их следования.

Развитие способности к классификации, развитие зрительной памяти и внимания, воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности

Формирование у детей мотивации к обучению,  к самоорганизации и саморазвитию.

Опрос

7-8

Предметы, имеющие геометрическую форму. Логические цепочки

Занятие –соревнование

«Отгадай, что это?»

Умение находить

предметы геометрической формы, строить

логические цепочки.

Развитие умения  создавать проблемные ситуации, находить способы их преодоления, построение моделей и схем по заданию учителя.

Развитие умения преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.

Беседа, работа в печатной тетради.

9

Игры на внимание, конструирование из геометрических фигур. Трудные задания от Василисы Премудрой

Занятие-игра «Волшебные  фигуры»

Умение конструировать из  геометрических фигур, выполнять задания по указанию учителя.

Развитие внимания, фонематического слуха, мышления, воображения, рефлексии слуховой и смысловой памяти,  чувства рифмы, умения преодолевать

трудности.

Формирование  положительного отношения к миру, к разным видам труда, к другим людям и  самому себе.

  Наблюдение  за работой детей, игра

«Танграм»,

тест № 3.

10-11

Составление узоров. Лабиринты и выход из них

Занятие в форме сюжетно-ролевой игры «Зайчик»

Умение составлять узоры и лабиринты, способы выхода из них.

 Развитие целостности восприятия образа, умения составлять узоры по заданию,  развитие логического мышления.

Формирование умения согласовывать свои действия с действиями товарища.

Выполнение задания в форме индивидуального общения.

12-13

Предмет в пространстве. Игры на развитие памяти. Решение заданий разными способами

Занятие –соревнование

«Чудесные окошки»

Умение находить

предметы в пространстве,  решать задачи разными способами.

Формирование познавательно-исследовательской деятельности; умения создавать проблемные ситуации, находить способы их преодоления при работе над выполнением заданий.

Формирование положительного отношения к разным видам труда.

Выполнение задания в форме теста № 4.

14

Логические упражнения на определение закономерности,

Сравнение картинок, нахождение общего и различий

Занятие-путешествие

«Волшебные картинки»

Умение находить закономерность,сравнивать предметы

Развитие воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности, умения выполнять логические операции в соответствии с заданиями.

Формирование

любознательности познавательной активности.

Выполнениетворческой работы.

15

Тестирование.

Занятие-тренинг

Проверить свои умения.

Формирование умения

решать разные виды заданий, составлять модели, анализировать свою  работу.

Формирование уверенности в себе, способности эмоционально и адекватно формулировать оценочные суждения.

Наблюдение  за работой и развитием детей:

диагностика.

Раздел «Лепка»

1

Лепка овощей и фруктов.

Занятие в форме

практической работы.

Знакомство с техникой безопасности, лепка  овощей и фруктов.

Развитие целостности восприятия образа,  общей и мелкой моторики, тренировка мышц рук, умение выполнять действия по образцу.

Формирование положительного отношения к разным видам труда.

Презентация

готового изделия.

2

Лепка зверей и птиц.

Занятие в форме практической работы.

Умение   ориентироваться  в пространстве,

 передавать форму и цвет поделки.

Работа над развитием зрительно-пространственного восприятия, мелкой моторики, воображения, умение выполнять действия по образцу.

Формирование  положительного отношения к миру, к разным видам труда, к другим людям и  самому себе.

Выставка изделий.

3

Лепка игрушек.

Занятие в форме практической работы.

Умение   ориентироваться  в пространстве,

передавать форму и цвет поделки.

Развитие зрительно-пространственного восприятия, мелкой моторики, воображения, умение выполнять действия по образцу.

Формирование у детей мотивации к обучению,  к самоорганизации и саморазвитию.

Выставка изделий.

4

Нанесение пластилина на рисунки.

Занятие в форме практической работы.

Умение работать в технике нанесения пластилина на рисунки, передавать форму и цвет поделки.

Развитие мелкой и общей моторики, умение контролировать свои действия, следить за аккуратным выполнением работы.

Формирование

чувства ответственности за  свою работу.

Выполнение задания в форме картинки – пластилинки.

5

Лепка посуды.

Занятие в форме практической работы.

Умение   ориентироваться  в пространстве,

 передавать форму и цвет поделки.

развитие воображения, логического мышления, общей и мелкой моторики, зрительно – пространственного восприятия, тренировка мышц рук, развитие зрительно -пространственного восприятия, умение выполнять действия по образцу.

Формирование уверенности в себе, способности эмоционально и адекватно формулировать оценочные суждения.

Презентация

готового изделия.

Раздел «Изобразительное искусство»

1

Рисование на тему «Моё любимое занятие».

Занятие в форме

практической работы.

Умение   ориентироваться  в пространстве, передавать  форму и цвет в рисунке.

Умение строить свою деятельность по словесным инструкциям, изображать своё занятие, развитие мелкой моторики рук, координация  движения рук, навыки работы с цветными карандашами (штриховка, ведение вертикальных линий, кривых линий с разным нажимом, не отрывая карандаша от бумаги).

Формирование положительного отношения к разным видам труда.

Презентация

Рисунков.

2

Рисование цветов.

Занятие в форме

практической работы.

Умение   ориентироваться  в пространстве, передавать  форму и цвет в рисунке.

Развитие воображения ,мелкой моторики, эстетический вкус, обучение ориентированию  на листе бумаги,

контролю  движения  руки, кисти, контролю силы нажима.

Формирование у детей мотивации к обучению,  к самоорганизации и саморазвитию.

Выставка рисунков.

3

Рисование  любимой игрушки.

Занятие в форме

практической работы.

Умение   передавать  форму и цвет в рисунке.

Развитие мелкой моторики, внимания, воображения.

Формирование

чувства ответственности за  свою работу.

Презентация

рисунков.

4

Первый снег (рисование пальцами), рисование своей ладони.

Занятие в форме

практической работы.

Знакомство с техникой рисования пальцами, умение   передавать  форму и цвет в рисунке.

Развитие воображения, ориентировка на листе бумаги.,  развитие мелкой моторики рук.

Формирование  положительного отношения к миру, к разным видам труда, к другим людям и  самому себе.

Выполнение задания в форме творческой работы.

5

Композиция «игры для детей», «Ветка ели» (рисование ватными палочками).

Занятие в форме

практической работы.

Умение рисовать хвою на определенном расстоянии друг от друга, знакомство с нетрадиционной техникой рисования – ватными палочками.

Развитие зрительно – пространственного восприятия, воображения, мелкой моторики рук.

Формирование уверенности в себе, способности эмоционально и адекватно формулировать оценочные суждения.

Презентация

творческой работы.

Раздел «Технология»

1

Аппликация с использованием ватных дисков «Колобок».

Занятие в форме

практической работы.

Умение выполнять работу в технике аппликации.

Развитие мелкой и общей моторики, умение контролировать свои действия, следить за аккуратным выполнением работы.

Формирование у детей мотивации к обучению,  к самоорганизации и саморазвитию.

Выставка

Работ.

2

Объёмная работа «Зонтик».

Занятие в форме

практической работы.

Умение  выполнять  объёмную работу.

Развитие умения работать с клеем, ватными дисками, блеском, следить за аккуратностью выполнения работы.

Формирование положительного отношения к разным видам труда.

Презентация

творческой

работы.

3

Изготовление объемной открытки к Новому году.

Занятие в форме

практической работы.

Умение выполнять  объёмную  открытку.

Развитие воображения, положительные эмоции, развитие мелкой и общей моторики.

Формирование  положительного отношения к миру, к разным видам труда, к другим людям и  самому себе.

Выполнение задания в форме подарка другу.

4

Мозаика из рваной бумаги «Морская звезда».

Занятие в форме

практической работы.

Умение выполнять работу в технике

мозаики из рваной бумаги.

Развитие воображения,  тренировка мышц рук, развитие зрительно -пространственного восприятия.

Формирование

чувства ответственности за  свою работу.

Презентация

творческой работы.

5

Оригами «Аквариум»,

«Рыбка».

Занятие в форме

практической работы.

Умение выполнять работу в технике оригами.

Развитие воображения, логического мышления, мелкой моторики, зрительно – пространственного восприятия.

 

Формирование уверенности в себе, способности эмоционально и адекватно формулировать оценочные суждения.

Презентация

творческой работы в форме

коллективного панно.


 Перечень учебно-метолического обеспечения:

         

 - Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / [Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А.Дедюшкина и др.; науч. рук. Н. А. Федосова.] – М. : Просвещение, 2012

 -     Серия тетрадей на печатной основе для дошкольного образования «Солнечные ступеньки»ООО «ВК «Дакота»  2013г (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации)

-     Узорова О., Нефедова Е. 350 упражнений для подготовки детей к школе: Игры, задачи, основы письма и рисования. – М.: Новая школа, 2001.

-    Подготовительные занятия к школе : рабочая программа, мониторинг учебных навыков, конспекты занятий / авт.-сост. Е. В. Минкина, Е. А. Семятина. – Волгоград : Учитель, 2011.

      Печатные пособия :

-      Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв.

-     Наборы сюжетных (предметных) картинок Словари по русскому языку: толковый словарь.

-      Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы (в том числе и в цифровой форме).

                                                                       

Список литературы:

                       

- Безруких М.М., Готов ли ребёнок к школе. М. «Вента-Граф»,  2001 г  

-  Зак А.З. «Интеллектика»,  «Интеллект - Центр»,  Москва, 2007г.

              -   Интернет – ресурсы

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение в первом классе - обучение на опережение

Это обобщение моего опыта по внедрению в практику опережающего обучения. Как результат - при написании в третьем классе итоговой работы по русскому языку за 4 класс 20% детей справились на отлично. Дв...

Реализация способов безотметочного обучения в первом классе.

Безотметочное обучение введено нормативно в 1-ом классе. Для развития внутренней мотивации учебной деятельности первоклассников предлагаю вашему вниманию один из способов решения проблемы безотметочно...

Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по трудовому обучению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Безотметочная система обучения в первом классе. Как мотивировать детей?

При безотметочной системе обучения в первом классе важно поддерживать интерес учеников к учёбе и самому процессу обучения.Хочу поделиться своим опытом и рассказать, что мы делаем с первоклассниками.В ...