«Взаимодействие классного руководителя и родителей по развитию у обучающихся творческой активности и самостоятельности.»
материал (1 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Взаимодействие классного руководителя и родителей по развитию у обучающихся творческой активности и самостоятельности.»
Учитель: Чинкова Ю.В.
Взаимодействие классного руководителя и родителей по развитию у обучающихся творческой активности и самостоятельности.
Развитие творческих способностей ученика имеет важнейшее значение для дальнейшей его учёбы и жизни.
Развитие творческих способностей детей следует признать одной из самых важных задач в воспитании личности. От этого зависит его будущее, его место в социуме. С поступлением в школу значительно расширяются возможности включения ребенка в ту или иную творческую деятельность, его интересы и способности. Творчество основывается на тех знаниях, умениях, опыте, которые приобретает ребёнок. Способности ребёнка связаны с его навыками, умениями. И поэтому родители и учителя должны помочь ребенку развить и закрепить его творческие возможности. Воспитывая творческие способности детей, надо развивать у них настойчивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприятные задатки и способности не дадут результата. Иногда школьник, обладающий хорошими способностями, опускает руки при неудачах, теряет веру в свои силы, охладевает к прежде любимым занятиям. В этих случаях учитель и родители должны подбодрить ребенка, помочь ему преодолеть трудности, помочь пережить радость победы над препятствиями. Стремясь развить способности детей, нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность, умение критически относиться к себе. Важно формировать у детей правильное отношение к своим способностям, успехам и достижениям. Не надо внушать способному ребенку, что он исключительный человек, так как зачастую такие дети не могут адекватно переживать свои поражения и неудачи.
Воспитание ребенка начинается в семье. Именно семья выступает как первичное звено в системе духовных и нравственных ценностей, норм этики и морали, форм социализации личности человека. Семья – это первый скульптор, который начинает лепить и физически, и духовно новую родившуюся личность. От семьи зависит, найдут ли возможность развития положительные задатки растущей личности и будут ли заторможены отрицательные наследственные особенности. Именно в семье воспитываются новые поколения россиян, формируется личность гражданина и патриота. И поэтому ее благополучие является основой национальной безопасности России. Сегодня особенно актуально стоит задача взаимодействия с родителями. Семья способна реально обеспечить непрерывность процесса воспитания, его системность. Семья – персональная среда жизни и развития ребенка. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в эффективности его жизнедеятельности на том или ином этапе играет семья, поэтому очень актуально вовлечение родителей в образовательную деятельность, создание союза трех социальных сил: педагоги-дети-родители. Родители заинтересованы в творческом развитии своего ребенка. Педагогу необходимо с первой встречи заинтересовать этого ребенка своим видом деятельности, суметь влюбить его в то, чем он будет заниматься. Здесь важно все – характер общения, отношений, индивидуальный подход к каждому ребенку. Таким образом у ребенка формируется желание получать дополнительное образование, а у родителей – поддерживать его деятельность. Родители являются не сторонними наблюдателями, а полноценными участниками воспитательной деятельности.
Первое собрание выявило, что родители по-разному относятся к образованию и воспитанию своих детей. Однако все, кто посетил, выразили свое желание сотрудничать.Собрания проводились онлайн. Многие хотели бы помочь своим детям, но не знали, Для плодотворной совместной работы был выбран комитет, в который вошли самые активные, творческие и инициативные родители и председатель, являющийся правой рукой учителя, первым помощником и советчиком.
Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей. Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции. Одной из главных функций является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса. Чем активнее сотрудничество детей, родителей и педагогов в учебной и внеклассной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьями. Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и стремимся. Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся является залогом полноценного развития ребенка. Выстраивая систему сотрудничества с родителями, мы ставим перед собой следующие задачу – познакомить родителей с основным законом воспитания детей в семье. Взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом. Привлекать родителей к жизни и проблемам класса. Создать единую систему «Педагоги + родители + ученики = МЫ» Вовлекать родителей во все классные и школьные мероприятия. Знакомить родителей с достижениями их детей. Единство родителей, учащихся и педагогов помогает в решении разных проблем: в ситуации, когда все участники воспитательного процесса ставят перед собой единую цель. Цель одна, а путей достижения её много. Ведь сколько людей, столько разных мнений. Родители с пониманием относятся к тому, что происходит в классе. Взаимодействие с родителями позволяет сделать их участниками воспитательного процесса, включить в общую сферу интересов детей и родителей. Как же мы сотрудничаем с родителями в направлении творческого развития наших учеников?
Наши родители, учащиеся и учителя демонстрируют свои произведения рукоделия, а также родители – активные помощники детей в различных конкурсах, акциях. Способов развития творческих способностей множество. Но именно родители могут лучше всего организовать процесс творческого развития ребёнка. Об этом говорят следующие факты:
- ребенок высоко ценит общение с родителями, которые являются для него авторитетами;
- родители хорошо знают своего ребенка и потому подбирают те возможности развития, которые понравятся ребёнку и будут ему интересны;
- творческая деятельность – один из самых продуктивных вариантов времяпрепровождения взрослого и ребенка;
- внимание мамы или папы целиком посвящено ребенку, тогда как педагог старается распределить его равномерно между всеми детьми в классе;
- эмоциональный контакт со значимым взрослым доставляет ребёнку особые впечатления радости совместного творчества;
- у ребенка формируется представление о родителе как о человеке, с которым интересно быть вместе;
- мама и папа выбирают, как правило, разные средства для развития ребенка, а потому творческий опыт дитя, который он получает в семье, умножается вдвое.
Тесное, правильно организованное сотрудничество с родителями позволило выявить творческие личности и среди родителей.
Мое взаимодействие с родителями строится на основе таких идей-принципов, как умение разглядеть в каждом ученике положительные черты; уважение личности отца и матери, их родительских забот, трудовой и общественной деятельности и вовлекаю их в учебно-воспитательный процесс можно с помощью такой формы деятельности как совместное творчество «союз детей и их родителей». Только равноправное творческое взаимодействие классного руководителя с детьми и их родителями является залогом полноценного развития ребенка.
Как показывает практика, без помощи родителей работа по воспитанию школьников не будет эффективной. Только взрослые могут вселить детям надежду, научить анализировать реальность, справляться с проблемами, страхами, развивать силу воли, пройти успешную адаптацию и дальнейшую социализацию и т.д.
Объединение усилий школы и родителей является обязательным условием успешного решения усложнившихся воспитательных задач. При этом нужно чётко осознавать, что главное условие организации современного образовательного процесса строится на таком понятии как «содействие», то есть совместное действие педагога, родителя и ребёнка. Никогда никакая семья не даст ребенку того, что могут дать ему школа и учреждение дополнительного образования, и никакие, самые лучшие социальные институты не заменят ребёнку семью. Поэтому только в содружестве и общими усилиями школы и семьи создаются самые благоприятные условия для всестороннего развития творческих сил и способностей детей.
Анализируя первый год обучения, можно сделать вывод, что не все родители были активны, в основном проявлял инициативу родительский комитет. Остальные выступали в роли зрителей. Но в 2 классе ситуация изменилась, благодаря совместным мероприятиям родители стали активней участвовать в жизни класса. Для детей провожу классные часы, где говорю об уважительном, заботливом отношение к родителям; стараюсь воспитывать чувство гордости за свою семью, стремление поддерживать и развивать лучше семейные традиции.
Неотъемлемой частью воспитательного процесса являются индивидуальные беседы в школе с детьми и родителями.
Работа с родителями включает в себя и посещение семей. О посещении квартир сообщаю заранее.
Сотрудничество семьи и школы выражается ещё и в том, что родители участвуют в оформлении изготовлен открыток угрушек на Н.г.. Конечно, не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним. Здесь необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Начинаю работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает мои начинания, даже если таких родителей меньшинство. Постепенно, тактично вовлекаю остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, учитываю интересы каждого ребенка и его семьи. Сложившаяся система отношений в нашем классе позволила добиться главной цели – сплотить детский коллектив. Все самое запоминающееся, яркое я стараюсь фотографировать, чтобы к окончанию начальной школы создать фильм и подарить его детям.
- Создание ситуации успеха и радости от собственных достижений и достижений своих товарищей. Работа происходит лучше, если она основывается на индивидуальных беседах, когда учитель делится накопленным педагогическим опытом и знаниями, организует совместные праздники, проводит открытые уроки. Очень важно после урока выслушать родителей, узнать их мнение.
Важные аспекты общения учителя с родителями.
Взаимоотношения с родителями укрепляются, когда:
- учитель уделяет общению с родителями столько времени, сколько требуется;
- начинает разговор не с проблем детей, а с общих приятных вопросов, не спешит решать проблемы;
- оказывает внимание родителям, интересуется их работой, домом;
- учитель стремится раскрыть способности родителей в отдельных областях воспитания детей;
- учитель не избегает обсуждать эмоции, возникающие из-за школы, учителей, детей;
- внимательно слушает и принимает то, что говорят родители, не критикует их мнение, а старается понять, что позволяет им так думать; учитель помнит, что нельзя родителям указывать, а тем более ругать их детей;
- учитель на родительских собраниях говорит о том, что важно всем;
- учитель надеется на победу добра в душе ребенка;
- учитель информирует родителей лично, при помощи писем или индивидуальных бесед, информацию, предназначенную для родителей, не передает через детей или других лиц, сохраняет конфиденциальность.
- родители содержательно, интересно и очень разнообразно проводят свой досуг вместе с детьми, а именно: путешествуют, ходят в походы на природу, совершают поездки к морю. На второе место можно поставить совместные игры и чтение, кроме этого родители вместе с детьми навещают родственников и друзей, выполняют работу по дому, ходят в кино, театры и на концерты, посещают выставки, беседуют и делятся впечатлениями, смотрят телевидение, а также многое другое.
- Большинство родителей интересуются, с кем дружат их дети, поддерживают эту дружбу сами, организуют детские праздники, дни именинника.
- Очень внимательно следует относиться к просьбам, с которыми родители часто обращаются к учителю. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может принести вред ребенку. Если же просьба продиктована состоянием здоровья ребенка или другими серьезными обстоятельствами, ее следует обязательно учесть в работе.
- Бывают просьбы, не относящиеся к здоровью ученика, – пересадить на другую парту, чаше спрашивать на уроках, быть строже, требовательнее или, наоборот, мягче в обращении с детьми, проследить, чтобы ребенка не обижал кто-то из товарищей, я т. д. К этим просьбам, если они не продиктованы чрезмерной заботливостью мамы или папы, тоже следует прислушаться, так как родители хорошо знают своего ребенка.
- Индивидуальное общение не только дает возможность учителю оказывать влияние на родителей, но и, в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям.
- Многое в отношениях школы и семьи зависит от первой встречи, первого разговора родителя будущего первоклассника с учителем, администрацией школы. Этот разговор обычно бывает при первом посещении семьи, до начала учебного года, или же, если учитель не успел посетить эту семью, при записи ребенка в школу. Доброжелательный тон, готовность выслушать, терпеливо ответить на вопросы, рассеять родительские опасения – обязательное условие этой встречи.
Большую роль играют индивидуальные беседы, консультации с родителями, где предоставляется возможность узнать больше о его интересах и увлечениях, или каких-либо проблемах, комплексах, если таковые существуют, и совместно с родителями помочь ребенку справиться с ними. Эта форма самая распространенная и эффективная. На индивидуальных беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат. Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встречи или по телефону) или по инициативе самих родителей. В приглашении важно сформулировать цель беседы с родителем, недопустима такая формулировка, как «Зайдите ко мне, пожалуйста на следующей неделе», так как данное высказывание приводит родителей в состояние ожидания, мучительной неопределенности и неведения. Зная цель консультации, родитель сможет подготовиться к ней не только психологически, но и информационно. Как минимум консультация длится 20 минут. Консультация «между делом» в шумном общем коридоре никакой пользы не принесет. Успех беседы во многом зависит от педагогического такта, чуткости, способности заинтересовать, понять родителя. Девиз консультации: «Мы вместе против проблемы, но не против друг друга». Важно всегда находить время для индивидуального общения с родителями и учащимися. Вовлечение родителей в образовательный процесс осуществляется через разнообразные формы: открытые занятия; праздники; помощь в оформлении и подготовке к мероприятиям; совместные экскурсии и поездки. Для родителей очень важно наблюдать за творческим ростом своего ребенка. Для этого в своей практике я провожу открытые мероприятия для родителей, на которых они могут следить за деятельностью, за отношением учащихся к занятиям, за их поведением. По тому, как занимается их ребенок, они видят, насколько ему интересно и увлекательно заниматься данным видом деятельности, получается у него или есть какие-то трудности. Одной из эффективных форм является участие родителей в досуговой деятельности. Все проводимые праздники, концерты, конкурсы разрабатываются с привлечением родителей.
В заключение хотелось бы привести прекрасные слова Яноша Корчака: «И пусть ребёнок ищет, только бы не заблудился, пусть карабкается, только бы не упал, пусть корчует, только бы не поранил рук, пусть борется, только осторожно…».
Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Для того, чтобы работа с родителями дала наибольший эффект, необходимо использовать различные формы. В работе с родителями целесообразно сочетать коллективные и индивидуальные формы. К индивидуальным формам относятся анкетирования, посещения ребенка на дому, индивидуальные беседы или консультации, использование различных памяток, изучение семьи школьника на основе документов и встреч. Коллективные включают в себя родительские собрания, тематические мероприятия, лекции, клубы, беседы и консультации родителей. Разъяснительную работу, начатую на родительских собраниях, следует продолжать при индивидуальных встречах с родителями. Тесное сотрудничество классного руководителя с родителями значительно расширяет сферу организованного воспитанного воздействия на учащихся.
Рефлексия. Притча "Крылья" Амонашвили Шалвы Александровича. Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов. – Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий. – Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание? – Верно! – удивился человек. – Так бери с собой мудрость: принимаете Соглашение Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо. Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна. Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым. – Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек. – Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо. Прошли годы. Старик сидит на том же месте и смотрит в небо. Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель. Они опустились перед стариком и поклонились ему. – Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ... Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника. Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал: – Меня больше радуют твои перышки... Итог: Воспитать «крылатого» ребенка может только «крылатый» педагог; Воспитать счастливого может только счастливый, а современного – только современный. А вы какой педагог? Желаю всем педагогам больших и красивых крыльев за спиной. Окрылённый учитель дарит их и своим ученикам! Крылатый – красный кружок Счастливый – синий кружок Современный – желтый кружок. Разместить на мольберте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
взаимодействия классного руководителя с родителями в организации воспитательной работы учащихся начальной школы
в презинтации освещается взаимодействия классного руководителя с родителями в организации вопитательной работы учащихся начальной школы...
Программа взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.
Цель создания данной программы: создание условий для развития личности, способной самостоятельно принимать решения, путём объединения воспитательных возможностей родителей и школы. ...
Презентация "Взаимодействие классного руководителя с родителями"
В презентации показана работа учителей с родителями и что можно сделать работая вместе....
Взаимодействие классного руководителя с родителями
Можно обсудить с родителями следующие вопросы:1. Что понимают под сотрудничеством людей?2. Почему необходимо сотрудничество педагога и родителя?3. Что мешает педагогу и родителю успешно сотрудничать?4...
Взаимодействие классного руководителя с родителями и опекунами в воспитательном процессе
Взаимодействие классного руководителя с родительской общественностью в учебно – воспитательном процессе. Сценарий праздника «Раз ступенька, два ступенька, три ступенька». Цели праздника: Формирование ...
Взаимодействие классного руководителя и родителей классного коллектива
Взаимодействие классного руководителя и родителей классного коллективаШирикова Татьяна Михайловна МБОУ «СОШ № 1» Основным структурным элементом в школе является клас...
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями обучающихся
В материале представлены традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями...