Программа взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.
рабочая программа по теме
Цель создания данной программы: создание условий для развития личности, способной самостоятельно принимать решения, путём объединения воспитательных возможностей родителей и школы.
Задачи:
1. Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся.
2. Изучение воспитательных возможностей семей.
3. Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи.
4. Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры.
5. Предупреждение наиболее распространённых ошибок родителей в воспитании детей.
6. Оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования.
В данной программераскрываются формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся, дается примерный план работы с родителями в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа взаимодействия классного руководителя с родителями | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.
Составила: учитель начальных классов
МКОУСОШ №18 п.Реттиховка
Зуева А.М.
Цель создания данной программы: создание условий для развития личности, способной самостоятельно принимать решения, путём объединения воспитательных возможностей родителей и школы.
Задачи:
1. Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся.
2. Изучение воспитательных возможностей семей.
3. Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи.
4. Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры.
5. Предупреждение наиболее распространённых ошибок родителей в воспитании детей.
6. Оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования.
Современную ситуацию в образовании отличает то, что, наряду с утверждением гуманистических ценностей, созданием новых типов и видов образовательных учреждений, обновлением содержания образования, признанием вариативной педагогической практики и другими положительными тенденциями, остается без достаточного внимания проблема взаимодействия современного образовательного учреждения и семьи.
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение материального уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отделяется от родителей.
Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника
Школа и семья - естественные союзники, два основных фактора в воспитании учащихся. Объединить их усилия - значит во многом решить проблему воспитания подрастающего поколения. Для учителей и родителей необходимо единство взглядов на воспитание детей, единство воздействия на их формирование. Главное для них - условия для нормального обучения, развития и воспитания. Во-первых, школа и родители заинтересованы в том, чтобы дети были здоровы, жизнедеятельны и активны. Во-вторых, школа и родители заинтересованы в хорошей успеваемости учащихся. Очень важно, чтобы школа, родители и общественность объединили свои усилия по созданию условий для нормального обучения и воспитания учащихся.
Критерии эффективности работы в начальной школе — это сформированность положительного отношения к школе, престижность ее восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу.
В среднем и старшем звеньях — это сформированность понимания сильных и слабых сторон ребенка. Уважительное отношение к ребенку как личности и гордость за его достижения в саморазвитии.
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст благоприятные условия для развития ребенка
Одна из важнейших задач классного руководителя – способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в семье. Успешное ее решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагогов, родителей и учащихся.
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся
Традиционные формы работы с родителями
-родительские собрания
-общеклассные и общешкольные конференции
-индивидуальные консультации педагога
-посещения на дому
Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть и должны стать школой просвещения родителей, расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На таких собраниях обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблеме.
Общешкольные родительские собрания проводятся не более двух раз в год и носят характер отчёта работы школы за определённый период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитываются о своей работе родительский комитет школы. Можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье.
Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными участниками которых станут и дети. Готовятся очень тщательно, с участием психологов, социальных педагогов, которые работают в школе. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определённые решения и намечает меро-приятия по заявленной проблеме.
Индивидуальные консультации особенно необходимы, когда учитель набирает класс. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком:
•особенности здоровья ребёнка;
•его увлечения, интересы;
•предпочтения в общении в семье;
•поведенческие реакции;
•особенности характера;
•мотивация учения;
•моральные ценности семьи.
Посещение ученика на дому возможно после получения разрешения родителей. Педагог должен предупредить о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения.
Нетрадиционные формы работы с родителями
-тематические консультации
-родительские чтения
-родительские вечера
-ролевые игры
-переписка с родителями
Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет.
Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении.
Этапы проведения родительских чтений следующие:
•на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии;
•учитель собирает и анализирует информацию;
•определяется список литературы по данному вопросу;
•изучение литературы родителями;
•изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях.
Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Проводятся два-три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть разно-образными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.
Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.
Огромную роль в сотрудничестве родителей и школы играет родительский комитет. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в школьном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.
План работы с родителями учащихся 1 класса
Изучение семей учеников:
1. Родительское собрание: «Давайте
Познакомимся», «Особенности программы начальная школа ХХI века» под ред. Н.Ф.Виноградовой
2. Тестирование «Ваш ребёнок». Знакомство с родителями новых учеников класса. Привлечение родителей к участию в жизни класса.
3. Совместное планирование воспитательной работы в классе. Выбор родительского комитета.
Педагогическое просвещение родителей:
1. Педагогическая консультация: "Что такое развитие младшего школьника".
2. Педагогический практикум "Режим дня первоклассника".
3. Родительское собрание «Адаптация первоклассников».
4. Педагогическое чтение «Как помочь ребёнку стать внимательным».
Индивидуальная работа с родителями:
1. Посещение семей учащихся.
2. Индивидуальные беседы с родителями.
3.Родителям о внимании и внимательности.
Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития детей. Посещение семей учащихся.
План работы с родителями учащихся 2 класса
Изучение семей учащихся:
1. Родительское собрание «Роль семейного воспитания в жизни ребенка».
2. Сочинение о семье.
3. Формирование картотеки семей учащихся.
Педагогическое просвещение родителей:
1. Лекция "Дифференциация обучения - путь поддержки индивидуальности ребенка".
2. Выбор родительского комитета (корректировка).
3. Родительское собрание «Выполнение учащимися домашних заданий»
4. Тематическое родительское собрание «Родительский авторитет».
Индивидуальная работа с родителями:
1. Совместное определение перспектив и средств развития ученика.
2. Индивидуальные консультации для родителей психолога школы, социального педагога, врача школы (по запросам родителей).
Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития детей. Посещение семей учащихся.
План работы с родителями учащихся 3 класса
Изучение семей учеников:
1. Родительское собрание "Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться".
2. Педагогические мастерские.
3. Анкетирование.
Педагогическое просвещение родителей:
1. Вечер вопросов и ответов :"На каких психических процессах построено обучение ?"
2. Открытый урок для родителей .
3. Лекция "Познавательные процессы личности и условия их развития".
4. Выбор родительского комитета (корректировка).
5. Родительское собрание «Наказание и поощрение в семье».
Индивидуальная работа с родителями:
1. Педагогическая консультация "Как помочь ребенку в трудную минуту".
2. Выставка лучших работ учащихся, тетрадей, дневников.
Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития детей. Посещение семей учащихся.
План работы с родителями учащихся 4 класса
Изучение семей учащихся:
1. Родительское собрание "Роль семьи и школы в формировании у ребенка интереса к учению".
2. Корректировка банка данных о семье.
3. Тестирование.
Педагогическое просвещение родителей:
1. Обмен опытом воспитания детей в семье.
2. День открытых дверей. Экскурсия по учебным кабинетам школы ."Знакомимся с нашими учителями". Встреча родителей с будущими учителями - предметниками.
Индивидуальная работа с родителями:
1. Индивидуальные поручения.
2. Обзор литературы для родителей "Домашняя библиотека".
3. Подготовка и награждение учащихся.
Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития детей. Посещение семей учащихся.
Только совместные усилия семьи и школы могут достичь главных целей образования и воспитания.
Список используемых источников:
1.Маленкова Л.И. Основы родительской педагогики: Учебно-методическое пособие. М.: Издательство УЦ «Перспектива», 2011
2. Хоменко, И. Школа и родители: этапы развития социального партнерства. – Директор школы. – 2007. – № 4
3.Лаптева И. Взаимодействие родителей и педагогов в современной школе. //Педагогика, № 4, 1996.
4. Байбородова Л.В., Паладьев С.Л., Степанов Е.Н. Изучение эффективности воспитательной системы школы. Псков, 1994. (адаптировано И. А. Хоменко, 1997.)
Электронные источники:
http://www.uroki.net/docnach/docnach18.htm
www. in-exp.ru
www. webkonspect.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
взаимодействия классного руководителя с родителями в организации воспитательной работы учащихся начальной школы
в презинтации освещается взаимодействия классного руководителя с родителями в организации вопитательной работы учащихся начальной школы...
План взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, об...
Доклад - выступление на тему: *Педагогическое общение и взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся.*
Выступление на ШМО начальных классов....
Презентация "Современные формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся начальных классов"
Презентация по воспитательной работе....
«Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся»
Каким станет человек? Зависит от его воспитания, от того, что он почерпнет от своих родителей. Поэтому семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора вос...
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся, способствующие решению задач обучения и воспитания....
Основы эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся
Выступление классного руководителя на ШМО...