Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Сказочная страна"
рабочая программа (2 класс)

Бриль Татьяна Александровна

Роль театрального искусства в формировании личности. Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда артистов театра.

История возникновения театра. Виды театрального искусства. Культура поведения в театре. «Зритель» и «фанат». Структура театра, основные профессии: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Театральное здание. Зрительный зал. Сцена. Мир кулис. Сценарий и правила работы с ним. Выразительное чтение разных текстов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_teatra_skazochnaya_strana.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПИХТОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Согласована

на педагогическом совете

МКОУ «Пихтовская ООШ»

Протокол от ________  № ___

Утверждена

приказом  МКОУ «Пихтовская ООШ»

от ___________  №____

Рабочая программа

 курса внеурочной деятельности

 «Сказочная страна»

для учащихся 2,6,9  классов

(общекультурное направление)

на 2023-2024 уч. г

Составитель: Бриль Татьяна Александровна,

                                                   учитель начальных классов

                                                                    первой квалификационной категории

Пихтовка 2023

II. Содержание учебного предмета, курса.

         РАЗДЕЛ 1. Основы театральной культуры. Театр как вид искусства

Роль театрального искусства в формировании личности. Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда артистов театра.

История возникновения театра. Виды театрального искусства. Культура поведения в театре. «Зритель» и «фанат». Структура театра, основные профессии: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Театральное здание. Зрительный зал. Сцена. Мир кулис. Сценарий и правила работы с ним. Выразительное чтение разных текстов.

РАЗДЕЛ 2. Ритмопластика  

Ритмопластика массовых сцен и образов. Совершенствование осанки и походки. Владение своим телом, свобода и выразительность движений.

Постановка танцев (для отдельных эпизодов).  

Раздел 3. Театральная игра

Театральные игры, импровизация. Действия с воображаемым предметом. Пластические, ритмические, музыкальные игры.

Этюд. Сценический этюд. Беспредметный этюд на контрасты (2 человека, сцена разделена перегородкой). Артикуляция. Работа над дикцией.

РАЗДЕЛ 4. Этика и этикет  

«Этика», «этикет», «этикетка» Такт. Золотое правило нравственности. Культурный человек…  Какой он?

РАЗДЕЛ 5. Культура и техника речи  

Учимся говорить красиво. Развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Правильная артикуляция, чёткая дикцией, разнообразная интонация. Дыхательные и артикуляционные упражнения. Выразительное чтение поэзии и прозы. Работа над выразительностью речи.

III. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  •  формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе  творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

• умение организовывать самостоятельную творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

• анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

• планировать свои действия на отдельных этапах работы над выступлением, пьесой;

• осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности

• осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; позитивной самооценки своих актёрских способностей.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

۰ пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя.

۰ понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

۰ проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям, в инсценизации.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

۰ включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;

۰работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

۰ обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; понимать свой успех и неуспех;

۰предлагать помощь и сотрудничество другим;

۰ слушать собеседника и слышать его;

۰ договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

۰ формулировать собственное мнение и позицию;

۰уметь слушать и слышать товарищей; понимать их позицию;

۰осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

обучающиеся научатся:

۰ выполнять упражнения актёрского тренинга;

۰строить этюд в паре с любым партнёром;

۰ развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

۰учатся говорить четко, красиво;

۰ видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

۰ сочинять этюды на заданную тему;

۰изучать особенности декламации стихотворного текста и прозы;

۰ умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение, счастье).

IV. Учебно-тематический план

Количество часов: 34  часа,   в неделю: 1 час

№ п/п

Разделы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Организационное занятие. Основы театральной культуры. Театр как вид искусства

16

5

11

Ритмопластика

3

1

2

Театральная игра

7

2

5

Этика и этикет

2

1

1

Культура и техника

6

1

5

Итого:

34

10

24

V.Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Теоретические навыки

Практические

навыки

Дата

План

Факт

ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. ТЕАТР КАК ВИД ИСКУССТВА

1

Вводное занятие «Что такое театр?». Особенности театра.

1

Словарь: театр, актер, аншлаг, бутафория, декорации.

Игра «Назови свое имя ласково».

2

Виды театрального искусства. Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример.

1

Драма, комедия, трагедия, интермедия

3

Подготовка ко Дню учителя. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Распределение ролей.

1

Словарь: балет драматический;

Театр зверей, кукольный.

Представьте разные театры. Подготовка костюмов, декораций.

4

Подготовка  декораций и костюмов. Репетиция. Работа над темпом, громкостью речи.

1

Декорации.

Выразительное чтение стихов.

5

Что такое сценарий? Обсуждение сценария сказки «Репка» на новый лад.

6

Выразительное чтение сказки по ролям.

1

Учимся выразительному чтению

7

Культура поведения в театре. Понятия  «зритель» и «фанат». Обсуждение сценария.

1

8

Театральное здание. Зрительный зал. Сцена. Мир кулис.

1

Кулисы, рампа, подмостки.

9

Подготовка ко Дню матери. Распределение ролей.

1

Подбор стихотворений о маме.

Подготовка костюмов, декораций.

10

Подготовка  декораций и костюмов. Изготовление поздравительных открыток.

1

Декорации.

Выразительное чтение стихов.

11

Знакомство с Новогодними сказками. Чтение сказок по ролям.

1

Работа над артикуляцией звуков.

12

Выбор  сценария для постановки на Новый год. Распределение ролей с учетом пожеланий артистов.

1

Сценарий, сценарист

13

Подбор музыкального сопровождения. Репетиция. Изготовление декораций.

1

Декорации

14

Изготовление декораций, костюмов. Репетиция.

1

Изготовление декораций и костюмов

15

Выразительное чтение стихотворений о зиме.

1

Подбор стихотворений о зиме

Работа над артикуляцией звуков.

16

Генеральная репетиция Новогоднего сценария.

1

РИТМОПЛАСТИКА

17

Ритмопластика массовых сцен и образов. Совершенствование осанки и походки. Учимся создавать образы животных.

1

Осанка, и походка.

18

Творческие задания «Изобрази», «Войди в образ». «Профессионалы», «Что бы это значило», «Перехват». Упражнения «Исходное положение», « Зернышко»

1

Учить показывать животных с помощью мимики.

19

Музыкальные пластические игры и упражнения. Работа в парах, группах, чтение диалогов, монологов.

1

Работа над дикцией и пластикой.

ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА

20

Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславский).

1

Этюд, диалог, монолог.

21

Подготовка ко Дню защитника Отечества. Выбор сценок и распределение ролей. Подбор музыкального сопровождения.

1

   

Работа над движениями на сцене.

22

Генеральная репетиция. Подготовка костюмов и декораций.

1

Учить высказывать свое мнение, аргументируя.

23

Шутливые словесные загадки. Найди ошибку и назови слово правильно.

24

Подготовка ко Дню 8 Марта. Выбор сценок и распределение ролей. Подбор музыкального сопровождения.

1

   

Работа над движениями на сцене.

25

Генеральная репетиция. Подготовка костюмов и декораций.

1

Учить высказывать свое мнение, аргументируя.

26

Сценический этюд: «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных. (Курица – петух, свинья-корова, лев-баран, собака – кошка, две обезьяны, большая собака – маленькая собака)

1

Д/и «Угадай животное».

Показ «разговора» животных.

ЭТИКА И ЭТИКЕТ

27

«Этика», «этикет», «этикетка», научиться их различать. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».

1

Познакомить с понятиями «этика», «этикет».

Ирга: « Я начну, а вы кончайте...»

28

Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибки, мягкость и жесткость речи. Подготовка и показ сценических этюдов.

1

КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ.

29

Культура и техника речи. В мире пословиц, поговорок, скороговорок.                      

1

Произнесение скороговорок с разными интонациями.

30

Подготовка ко Дню Победы. Выбор сценок и распределение ролей. Подбор музыкального сопровождения.

1

   

Работа над движениями на сцене.

31

Разработка идеи и сценария бенефиса класса «Старые истории на новый лад».

32

Выбор сценок и распределение ролей. Подбор музыкального сопровождения.

1

   

Работа над движениями на сцене.

33

Генеральная репетиция.

1

Работа над движениями на сцене.

34

Премьера бенефиса. Итоги работы за год.

1

Работа над дикцией.

VII. Программное и учебно-методическое обеспечение

Литература для учителя:

  1. Баряева Л.Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми.. – С-П., 2001.
  2. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.
  3. Буров А.Г. Режиссура и педагогика. М. 1987. (Б-чка "В помощь худож. самодеятельности". N 23).
  4. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.
  5. Гапелин Е.Р. Школьный театр. СПб. 1999

Литература для обучающихся:

  1. Габбе Т.А. Быль - небыль. Русские народные сказки, легенды, притчи.- Новосибирское книжное издательство, 1992
  2. Детская энциклопедия, т.12 «Искусство».- М.: «Просвещение», 1968.

Интернет – ресурсы

  1. Имена.org- популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org    
  2. World Art -  мировое искусство http://www.world-art.ru

Материально-техническое обеспечение: 

  1. Компьютер с выходом в Интернет
  2. Аудио- и видеозаписи, презентации
  3. Материал для изготовления реквизита и элементов костюмов;
  4. Реквизит для этюдов и инсценировок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Страна Картонная"

Содержание программы представлено различными видами работы с бумагой и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы.Физиологи установили, что наш...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Страна рукоделия"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Страна рукоделия"...

Программа курса внеурочной деятельности "Страна МАСТЕРОВ""

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании учащихся. Программа разработана на основе  Программ общеобразо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов « Волшебная страна ИЗО»

Цель данной программы – состоит в том, чтобы  дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства, формировать   художественную  к...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука правил дорожного движения» основного общего образования срок реализации программы: 1 год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности составленав соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомосновного общего образования,с учетом Примерной основной образовательно...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Путешествие в страну Грамматики»

Рабочие  программы по   внеурочной деятельности разрабатываю на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравстве...