Пионер-движение как автономная детская организация, как социально-педагогическая опора в строительстве гражданского общества
учебно-методический материал

Сажина Евгения Эдуардовна

В статье повествуется о том, что начатое дело Надеждой Константиновной Крупской, продолжает существовать дальше. Пусть модернизированы некоторые положения в уставе, но пионерская организация продолжает жить, перейдя, как написано на их сайтах, от идеи мировой революции к идее преданной дружбы. Потому что,  нельзя полностью отказываться от лучшего опыта, традиций, методик, которые были накоплены в пионерской организации и имели эффективные  результаты в воспитании детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сажина Евгения Эдуардовна,

учитель начальных классов,

МКОУ «НОШ № 3»,

Балейский район.

Пионер-движение как автономная детская организация, как социально-педагогическая опора в строительстве гражданского общества

2019 г

Время неумолимо движется вперед. Проходят дни, года, десятилетия, сменяются эпохи. Сегодня мало кто из школьников может рассказать как жила страна под названием Союз Советских Социалистических Республик, кто такие октябрята, пионеры и комсомольцы. За 30 лет многое изменилось, но старшее поколение до сих пор бережно хранит воспоминания о своей молодости и юности.

Свою педагогическую деятельность я начала в качестве старшей пионерской вожатой в  августе  1987 года. Тогда еще существовала пионерская организация имени В.И. Ленина.

Контакт с ребятами установился быстро. Я старалась вникнуть в их желания и интересы, внести что-то новое, свежее в работу пионерских отрядов, дружины в целом.

Н.К. Крупская еще в 1922 году писала, что пионерская организация должна быть школой коллективизма, школой общей деятельности на благо социалистической Родины. И действительно, только коллективное решение поможет «воспитать детей не пассивными созерцателями строителями социализма, а активными его строителями». Мы в пионерской комнате вместе с активом (председателями советов отрядов, членами советов дружины) намечали планы работы на месяц, включая сюда и тематику проведения пионерских сборов, и шефскую помощь старших пионеров над октябрятскими группами и многое другое.

 Каким ярким событием в школе были сборы пионерской дружины. Во время сбора все отряды выстраивались по одной линии. Отдельно знаменосцы, горнисты, барабанщики. Председатели совета отряда сдавали рапорта о готовности к проведению сбора дружины. Под звуки горна и барабанную дробь вносили дружинное знамя и в чётком строю, не шелохнувшись с замиранием сердца, стояли ребята. Звучал призыв «Будь готов!», на который пионеры отвечали «Всегда готов!», звучал гимн страны. Все торжества начинались с гимна и пионерского салюта.

А разве забудется тимуровская работа? Ведь, как можно сказать, в моде в то время были честность, справедливость, порядочность, доброта, желание помочь друг другу. Ребята помогали престарелым так, чтобы они не узнали, кто помог. Иногда помощь оказывали рано утром или поздно вечером. Много тогда получали благодарностей дети от убелённых сединой людей. Зачастую они и не знали, кто им конкретно помог.

Особенно в то время  большое внимание уделялось военно-патриотическому воспитанию пионеров и школьников. Интересно проходили военизированные игры для малышей «Зарничка», для средних и старших ребят – «Зарница». В школе работали многие отряды: ЮДПД – юный друг пожарной дружины, ЮДМ – юный друг милиции, «Голубые» и «Зелёные» патрули. Все эти детские организации работали под руководством соответствующих служб города: пожарная, детская комната милиции, экологический штаб района. Интересно проходили смотры-конкурсы: к 23 февраля – конкурс «Строя и песни», к 9 мая – конкурс военной инсценированной песни.

 Большое внимание уделялось интернациональному воспитанию ребят, креплению дружбы всех народов, живущих  в  СССР.  Как активно готовились отряды к проведению дружинного сбора, посвященного дружбе народов всех союзных республик! Каждый отряд по выбору должен был больше узнать о жизни народа республик, его традициях, культуре, быту, готовили костюмы, номера художественной самодеятельности.

Ежегодно ребята собирали металлолом, макулатуру. В марте проводили традиционный «День птиц», изготавливали для этого скворечники.

Каждый пионер носил красный галстук и пионерский значок.

Красный галстук — частица Красного знамени,  символизировал единство трех поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров.

Как повяжешь галстук,
Береги его:
Он ведь с красным знаменем
Цвета одного.
А под этим знаменем
В бой идут бойцы,
За отчизну бьются
Братья и отцы.
Как повяжешь галстук,
Ты — светлей лицом…
На скольких ребятах
Он пробит свинцом!..
Пионерский галстук –
Нет его родней!
Он от юной крови
Стал еще красней.
Как повяжешь галстук,
Береги его:
Он ведь с красным знаменем
Цвета одного.

И ведь действительно – берегли!

А какая ассоциация была с салютом — пионерским приветствием? Какая честь, ответственность для пионера?  Юный ленинец отдавал салют, отвечая на пионерский призыв, приветствуя красные знамена, при подъеме Государственного флага СССР, флагов союзных республик, при исполнении Государственного гимна Советского Союза, партийного гимна «Интернационал», гимнов союзных республик,  у памятников борцам за свободу и независимость  Родины. Пионер приветствовал салютом вожатых, пионерский и воинский строй.

19 мая — день рождения Всесоюзной пионерской организации, большой праздник всей страны. В это день все пионеры собирались в Доме пионеров, подводили итоги, выбирали лучшую пионерскую дружину.

В дни празднования Великой Октябрьской социалистической революции — 7 ноября, дни рождения В. И. Ленина — 22 апреля и в другие праздники советского народа юные ленинцы вместе с трудящимися выходили на демонстрации, торжественно отмечают пионерскими парадами и шествиями, линейками и кострами, сборами и митингами эти знаменательные события.
Каждый отряд и дружина боролись за право носить имя прославленного героя, революционера, труженика, чья жизнь — пример для ребят. Имена пионерскому коллективу присваивали городской  совет  пионерской организации и комитет комсомола.

В пионерскую организацию принимались дети в возрасте от 10 лет и могли состоять в ней до 15 лет.

Вопрос о приеме в пионерскую организацию решался на отрядном сборе в индивидуальном порядке открытым голосованием. У Красного знамени вступающий давал Торжественное обещание, старший пионер, комсомолец или коммунист повязывал ему красный галстук.

Пионерская организация поощряла пионеров, звенья, отряды, дружины за успехи в учебе, труде и общественной работе.

Отличившиеся пионеры, лучшие звенья, отряды, дружины награждались Почетными грамотами советов пионерской организации и комитетов комсомола, заносились в книгу Почета Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина, в книгу Почета ЦК ВЛКСМ.

К пионерам, нарушившим Законы, применялись меры взыскания: обсуждение на сборе звена, отряда, совета дружины, замечание, порицание или предупреждение и, как крайняя мера, исключение пионера из организации.

Одной из добрых традиций пионерии считались песни у костра. Пламя костра напоминало жар-птицу, которая щедро дарила небу свои огненные перышки-искры. А те, поднявшись ввысь, становились новыми звездами

Наступил 1991 год…  Год серьезных перемен в жизни страны. Всё это наложило определенную печать на пионерскую  организацию. Как и ВЛКСМ,  она закончила свое существование. Предпринимались,  какие то попытки её реформирования.  В 1992 году появилось множество других общественных организаций — преемников пионерской, образованных с участием детей и в их интересах.  Но это были уже  негосударственные  общественные организации, они не зависели   от политических партий и движений. Главное в них не было прежнего энтузиазма, той искорки, которую зажгла Надежда Константиновна Крупская.

На пороге 21 века многие с ностальгией вспоминали свое участие в пионерском движении и предлагали вернуть пионерские организации в школы на государственном уровне.  Так в октябре 2010 г. Дмитрий Медведев высказался, что не против возрождения пионерского и комсомольского движения в России, но на уровне общественной организации, без идеологической её составляющей и без участия государства.

Сторонники  КПРФ  твердили : «Разрушили все за один миг, то, что строилось с таким трудом столько лет. Разрушили идеалы,  отменили пионерство, комсомол».   А может быть они и правы!?

Разрушив воспитательную систему, и не дав ничего взамен, взрослые совершили огромную ошибку: в стране резко возросла,  детская преступность, подростки собирались в неформальные группировки, среди которых царили наркотики, спиртные напитки.

Прошло почти десятилетие,… Что  изменилось за это время?  …

Какие они нынешние дети?   Дети 21 века?  Они сильно отличаются от школьников, что были даже 10 -15 лет  назад. Они более осведомлены, самоуверенны, пренебрегают авторитетами, чужим мнением, для них характерны поверхностные чувства, нежелание задумываться.

Не секрет,  в том, почему резко упал духовный потенциал ребят.  Национальная, гражданская принадлежность для учеников  мало что значит, значение школьной жизни, образования тоже теряют значение. Литературные герои, известные соотечественники, учителя перестают быть нравственными образцами.

В чем причина? Может быть, просто ребенку не к чему стремиться?

Именно поэтому, на мой взгляд, возникла необходимость говорить о проблемах духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые  показали им путь, который определит им жизнь.

Я считаю, что на данном этапе  очень важен пример пионеров как вариант  воспитания детей, сколько полезных дел было организовано людьми в красных галстуках, … а в целом получалось, что дети и подростки заняты делом.

В октябре 2015 года президент России Владимир Путин подписал указ о создании детско-юношеской организации «Российское движение школьников», задачи которой аналогичны существовавшей в СССР пионерской организации.
Согласно указу, целью создания организации является совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе «присущей российскому обществу системы ценностей».

Очень хорошо что, после некоторого застоя, дело, начатое Надеждой Константиновной Крупской, продолжает существовать дальше. Пусть модернизированы некоторые положения в уставе, но пионерская организация продолжает жить, перейдя, как написано на их сайтах, от идеи мировой революции к идее преданной дружбы. Потому что,  нельзя полностью отказываться от лучшего опыта, традиций, методик, которые были накоплены в пионерской организации и имели эффективные  результаты в воспитании детей.

Литература:

  1. Басов Н. Ф. «История Всесоюзной пионерской организации, имени В. И. Ленина (Вопросы методологии и теории): Учебное пособие», Ярославль, 1987 г.
  2.   «Википедия – свободная энциклопедия», Статья «Скаутское движение», http://ru.wikipedia.org/wiki/Скауты.
  3. «Википедия – свободная энциклопедия», Статья «Пионерское движение», http://ru.wikipedia.org/wiki/Пионерское_движение.
  4. Н.А. Константинов «История педагогики», М. «Просвещение», 1982г.
  5. Литературная энциклопедия: В 11 т. - М., 1929-1939.
  6.  http://www.molodguard.ru 
  7. https://www.rbc.ru/politics/29/10/2015/5632253a9a7947a084313544


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль социально-педагогических проектов в организации внеурочной деятельности школьников.

Одним из интенсивных методов воспитания является социально- педагогическое проектирование, осуществляемое как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Основная цель социального...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА.

Здоровые дети - это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества....

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА.

Здоровые дети - это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. П...

Социально-педагогическая деятельность по патриотическому воспитанию и формированию гражданской позиции школьников в современном мире (из опыта работы 291 школы)

В статье освещаются основные аспекты деятельности педагога в русле патриотического воспитания, в обобщенном виде представлен опыт работы школы 291 в этом направлении....

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в работе детских организаций и объединений.

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в работе детских организаций и объединений....

Доклад на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в работе детских организаций и объединений»

Основная   цель   гражданско – патриотического воспитания   -   формирование   чувства   гражданственности, любви к России, к родному ...