ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА.
статья по теме
Здоровые дети - это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdoroveesberegayushchie_tehnologii.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА.
С. С. Останина, И.В. Алексеева, Л.В. Михайлова.
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Гимназия №21»
Здоровые дети - это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества.
Образовательное учреждение - один из наиболее весомых институтов, обращенных к будущему человечества, имеющих влияние на формирующееся поколение.
Поэтому всё, что относится к образовательному учреждению - характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры учителей и воспитателей, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса, воспитательных мероприятий и т.д.- имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей.
Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года важной задачей перспективного развития школы определила сбережение и поддержание здоровья учащихся. В настоящее время, необходим здоровье сберегающий подход к организации педагогического процесса обучения, который предполагает создание условий для положительного протекания учебного процесса и сохранение здоровья учащихся в процессе учебной деятельности.
Важно создать санитарно-гигиенические, психологические и дидактические условия обучения и воспитания, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей.
Для этого необходимо приспособить дидактические и воспитательные методы к индивидуальным особенностям учащихся с учетом физического и психологического состояния здоровья детей.
Для осуществления программы здоровьесберегающего обучения необходимо тесное сотрудничество педагога, психолога, школьного врача
и родителей. Необходимо учитывать как физическое здоровье учащихся, так и психологическое состояние.
Решение данных задач осуществляется комплексно.
Соблюдение санитарно-гигеенических условий связанными с созданием внешних условий, соответствующих санитарным правилам (СП 2.4.2. 782-99г)
Воспитательные условия работы.
Психологическим службам школ и педагогам необходимо целенаправленно работать над выполнением следующих задач:
- формирование потребности здорового образа жизни у учащихся;
- формирование здоровых взаимоотношений с окружающим миром, обществом и самим собой.
Работа с родителями.
Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Вопросы сохранения и укрепления здоровья детей рассматриваются на родительских собраниях, где выступают как учителя, так и медицинские работники. В течение учебного года проводить родительские собрания по следующим вопросам: «Режим дня школьника», «Культура умственного труда», «Профилактика инфекционных заболеваний», «О психологических особенностях детей младшего подросткового возраста», «О роли матери и отца в воспитании детей»; индивидуальные беседы с родителями по вопросам организации домашнего учебного труда, создания нравственного климата в семье, психологических особенностях воспитания школьников в семье в условиях сегодняшнего времени.
Дидактические условия обучения.
Одним из факторов здоровьесберегающего обучения является фактор утомляемости, поэтому педагогам необходимо вести диагностику утомляемости учащихся на занятиях и устранять перегрузку на уроках строго дозировать домашнее задание. На двадцатой минуте каждого урока проводить физкультпаузы (упражнения для мышц глаз, позвоночника, ног, рук). Для устранения перегрузок необходимо воспитывать положительную мотивацию к учению, первые минуты каждого урока стараться сделать минутами налаживания устойчивого положительного контакта с учащимися, общение строить на уважении к чужому мнению, на доверии, использую похвалу, одобрение для создания ситуации успеха и как фактор повышения качества обучения. Взаимодействие с детьми выстраивать, учитывая индивидуально-психологические особенности каждого ученика, активно использать метод поощрения для создания положительного морально-психологического климата в классе, что способствует более комфортным условиям для успешного усвоения материала.
Для поддержания высокой познавательной мотивации младших школьников широко использовать 7 эффектов, развивающих интерес (эффект: новизны, эффект игры, эффект увлекательности форм и методов изложения, эффект разнообразия, эффект поиска, эффект парадоксальности, наглядности)
Создавать благоприятный психологический микроклимат, когда ребенок чувствует себя комфортно, это способствует повышению мотивации к учению, увеличивает работоспособность детей и повышает эффективность урока.
Формирование культуры здоровья учителей.
Повышение квалификации педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка:
- теоретическое: циклы лекций, консультации и самостоятельное изучение специальной литературы.
- практическое: сохранение собственного здоровья как профессионального качества.
Здоровье учащихся- одна из острых проблем современной жизни. Проблема многогранна и требует усилий многих специалистов. Каждому учителю следует знать основные факторы, влияющие на развивающийся организм, а также наиболее эффективные методы здравотворчества.
В системе образования заложено наше будущее. Завтрашний день будет таким, каким сегодня его увидят наши дети. Всегда нужно помнить о том, что здоровый ребенок- это гарантия жизнеспособности общества и безопасности нации.
ЛИТЕРАТУРА.
1 Хуторской А.В. Современная дидактика, Санкт – Петербург, 2001 2 Подласый И.П. Педагогика начальной школы, 2005 3 Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск 1993 4 Журнал «Начальная школа», 2004г., № 4, 7,8.
5 Подласый И.П. Педагогика Москва, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные подходы к созданию здоровьесберегающей среды в воспитательно-образовательном пространстве образовательного учреждения
Современная школа ищет пути построения образовательного процесса, имеющего в своей основе главное - сохранение здоровья учащихся. Сегодня эта проблема стоит остро и является актуальной. И хотя о...
Личностно-ориентированный подход в организации образовательного пространства.
Главное стратегическое направление образования мною видится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, т.е. такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания пед...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА.
Здоровые дети - это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества....
Инновационные подходы к преподаванию в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы (здоровьесберегающий подход).
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу...
Основные подходы к созданию здоровьесберегающей среды в воспитательно-образовательном пространстве образовательного учреждения
Статья о проблемах сохранения и укрепления здоровья младших школьников во время учебного процесса....
«Использование здоровьесберегающих технологий в современном образовательном пространстве»
Здоровьесберегающие технологии являются частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандарто...