Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в работе детских организаций и объединений.
статья

Дергачева (Тюрбеева) Анастасия Геннадьевна

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в работе детских организаций и объединений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в работе детских организаций и объединений.

  Одним из основных направлений  во  2 в классе МБОУ « Мужевская СОШ им. Н.В.Архнгельского»  с. Мужи  является работа по патриотическому воспитанию, которое направлено на  реализацию Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

        Основная   цель   его   -   формирование   чувства   гражданственности,  любви к России, к родному селу, проявление культуры межнационального общения.

       В наше неспокойное, сложное время неким островком нравственности, духовности, гражданственности остается школа. Именно здесь приобщаются ребята к вечным человеческим ценностям, познают историю, свои корни.

       Как научить любить Родину? Как вырастить патриотов? Это не праздные вопросы: от них, сидящих сегодня за школьной партой, зависит будущее нашей страны. Каждая школа имеет «свое лицо», свой стиль, свои традиции, свое социальное окружение, свой педагогический и ученический коллективы. Это во многом определяет содержание, формы и методы работы школьного объединения, его место в общей структуре жизнедеятельности школы.

Где как не в школе  детям прививается чувство долга, ответственности к окружающему его миру, среде.

  Детское объединение,  работая по направлениям,  расширяет представления детей о своей малой « Родине»,  создавая условия для осознания детьми любимых мест в родном селе, районе, городе, так как без любви к Родине, к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота. Дети должны знать свои родные места, они должны почувствовать, что являются частью огромной страны, они - граждане России, они - россияне. Гражданское воспитание школьников в условиях детской общественной организации будет более эффективным, если:

- гражданское воспитание происходит в социально значимой деятельности, направленной на участие школьников в жизни родного края, изучение его истории и традиций;

- формы работы соответствуют возрастным и индивидуальным особенностями детей и подростков;

- ведется работа по повышению мотивации к социально значимой деятельности;

- осуществляется психолого-педагогическая диагностика уровня гражданской воспитанности членов организации с целью определения его эффективности и внесения корректив в воспитательный процесс;

- проводится подготовка квалифицированных педагогических кадров для работы по гражданскому воспитанию в условиях детской общественной организации;

- объединены усилия семьи, школы и детской общественной организации с целью гражданского воспитания подрастающего поколения.

 Деятельность детских общественных объединений и организаций имеет широкие возможности для эффективности осуществления гражданского воспитания личности: включение подрастающего поколения в социально значимую деятельность и гражданско-правовые отношения; формирование новой для школьника роли – члена общества, приобретение опыта гражданской деятельности.

Прежде всего, в каждом ребенке важно сформировать идею Родины, помочь ему понять, что в его жизни есть нечто священное, ни с чем несравнимое – Родина. А с чего начинается Родина для маленького первоклассника, впервые пришедшего на торжественную линейку, посвященную 1 сентября? С чувства сопричастности ко всему происходящему вокруг: внос знамен, исполнение Гимна РФ,  торжественность  и взволнованность  присутствующих на линейках учителей, почетных гостей, родителей - все это, несомненно, запомнится и первоклассникам, и всем присутствующим, ведь первоклассники  впервые были не просто зрителями, а участниками, учениками и даже виновниками  всего происходящего, впервые они  ощутили свою сопричастность к  жизни нашей школы, города, страны.

Также считаю необходимым проводить мероприятия, которые раскрывают традиции русской культуры, знакомят с фольклором, так как средства духовной культуры (обряды, традиции, обычаи, игры, и т.д.) играют более существенную роль в гармоничном  развитии личности младшего школьника. Еще одна из причин использование фольклора для патриотического воспитания  школьников это то, что фольклор как исторически-конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало

ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. В план учебы актива включаем изучение русских народных игр, сказок, пословиц, песен. А также проводятся различные внеклассные мероприятия, на которых дети получают теоретические знания о прошлом своей Родины и эмоциональное   удовольствие от подвижной деятельности. К таким внеклассным мероприятиям могу  отнести традиционные  праздники  Масленица, Святки.  Эпиграфом к таким праздникам могут  послужить слова Вадима Шафрана: «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, хоть новому принадлежим».

Развитие лидерских навыков и творческих способностей, необходимых для лучшей адаптации подростка в обществе, его социализации и личностного развития проходит через участие в работе детского объединения, через коллективные творческие дела. Это различные акции и проекты «Тепло родного дома», «Спешите делать добро», «Старость, согретая нашим теплом»,       встречи с ветеранами войны и труда. Беседы о тех далеких событиях способствуют взаимопониманию между поколениями, формируют патриотические чувства.

Самоуправление, включающее богатство оригинальных воспитательных приемов, в нашей школе способствует организации и самовоспитанию ребенка.

       Перечисленные виды деятельности и формы работы по патриотическому воспитанию позволяют почувствовать учащимся радость познания, приобрести умение трудиться, научиться любить близких, беречь природу, приобрести уверенность в своих способностях и возможностях, а самое главное получить социальный опыт.

        Подводя итог, могу сказать, что патриотическое воспитание, воспитание патриота, гражданина своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Работа по патриотическому воспитанию школьников должна вестись не эпизодически, а ежедневно. И тогда будет результат этой работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы детских организаций

Работа с детскими организациями....

Работа детской организации в рамках реализации ФГОС

В работе представлена рабочая программа и планирование работы детской организации "Светлячки"...

Внеурочная деятельность младших школьников и работа детских организаций как средства реализации ФГОС НОО. Детская организация "Мы - занковцы".

13 ноября 2008 года в МОУ СОШ №3 г. Балашова создана детская организация «Мы-занковцы!». У организации есть свои символы и атрибуты. Знамя оранжевого цвета - любимый цвет романтиков и  мечтател...

План работы детской организации "Радуга"

Деткая школьная организация  - это увлекательный мир детства, где ребята учатся, дружат, играют, принимают активное участие в интеллектуальных играх, марафонах, конкурсах и соревнованиях....

Организация гражданско-патриотического воспитания учащихся через развитие любви к своей малой Родине.

В настоящее время формирование основ толерантного поведения является одной из задач воспитательной работы. Мое убеждение состоит в том, что любое уважительное отношение к представителям другой национа...

«Характеристика детских общественных организаций, осуществляющих гражданско-патриотическое воспитание младших школьников»

laquo;Характеристика детских общественных организаций, осуществляющих гражданско-патриотическое воспитание младших школьников»...