Доклад на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в работе детских организаций и объединений»
учебно-методическое пособие

Журавлева Татьяна Александровна

Основная   цель   гражданско – патриотического воспитания   -   формирование   чувства   гражданственности, любви к России, к родному селу, проявление культуры межнационального общения.В наше неспокойное, сложное время неким островком нравственности, духовности, гражданственности остается школа. Именно здесь приобщаются ребята к вечным человеческим ценностям, познают историю, свои корни.

Как научить любить Родину? Как вырастить патриотов? Это не праздные вопросы: от них, сидящих сегодня за школьной партой, зависит будущее нашей страны. Каждая школа имеет «свое лицо», свой стиль, свои традиции, свое социальное окружение, свой педагогический и ученический коллективы. Это во многом определяет содержание, формы и методы работы школьного объединения, его место в общей структуре жизнедеятельности школы.

Где как не в школе детям прививается чувство долга, ответственности к окружающему его миру, среде.

Детское объединение, работая по направлениям, расширяет представления детей о своей малой «Родине», создавая условия для осознания детьми любимых мест в родном селе, районе, городе, так как без любви к Родине, к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота. Дети должны знать свои родные места, они должны почувствовать, что являются частью огромной страны, они - граждане России, они - россияне. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с. Каменка

Доклад

на тему:

«Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в работе детских организаций и объединений»

Выполнила

Учитель начальных классов

Журавлева Татьяна Александровна

Маркс 2023

        Основная   цель   гражданско – патриотического воспитания   -   формирование   чувства   гражданственности, любви к России, к родному селу, проявление культуры межнационального общения.

       В наше неспокойное, сложное время неким островком нравственности, духовности, гражданственности остается школа. Именно здесь приобщаются ребята к вечным человеческим ценностям, познают историю, свои корни.

       Как научить любить Родину? Как вырастить патриотов? Это не праздные вопросы: от них, сидящих сегодня за школьной партой, зависит будущее нашей страны. Каждая школа имеет «свое лицо», свой стиль, свои традиции, свое социальное окружение, свой педагогический и ученический коллективы. Это во многом определяет содержание, формы и методы работы школьного объединения, его место в общей структуре жизнедеятельности школы.

Где как не в школе детям прививается чувство долга, ответственности к окружающему его миру, среде.

Детское объединение, работая по направлениям, расширяет представления детей о своей малой «Родине», создавая условия для осознания детьми любимых мест в родном селе, районе, городе, так как без любви к Родине, к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота. Дети должны знать свои родные места, они должны почувствовать, что являются частью огромной страны, они - граждане России, они - россияне. Гражданское воспитание школьников в условиях детской общественной организации будет более эффективным, если:

- гражданское воспитание происходит в социально значимой деятельности, направленной на участие школьников в жизни родного края, изучение его истории и традиций;

- формы работы соответствуют возрастным и индивидуальным особенностями детей и подростков;

- ведется работа по повышению мотивации к социально значимой деятельности;

- осуществляется психолого-педагогическая диагностика уровня гражданской воспитанности членов организации с целью определения его эффективности и внесения корректив в воспитательный процесс;

- проводится подготовка квалифицированных педагогических кадров для работы по гражданскому воспитанию в условиях детской общественной организации;

- объединены усилия семьи, школы и детской общественной организации с целью гражданского воспитания подрастающего поколения.

Деятельность детских общественных объединений и организаций имеет широкие возможности для эффективности осуществления гражданского воспитания личности: включение подрастающего поколения в социально значимую деятельность и гражданско-правовые отношения; формирование новой для школьника роли – члена общества, приобретение опыта гражданской деятельности.

Прежде всего, в каждом ребенке важно сформировать идею Родины, помочь ему понять, что в его жизни есть нечто священное, ни с чем несравнимое – Родина. А с чего начинается Родина для маленького первоклассника, впервые пришедшего на торжественную линейку, посвященную 1 сентября? С чувства сопричастности ко всему происходящему вокруг: внос знамен, исполнение Гимна РФ, торжественность и взволнованность присутствующих на линейках учителей, почетных гостей, родителей - все это, несомненно, запомнится и первоклассникам, и всем присутствующим, ведь первоклассники впервые были не просто зрителями, а участниками, учениками и даже виновниками всего происходящего, впервые они ощутили свою сопричастность к жизни нашей школы, города, страны.

Также считаю необходимым проводить мероприятия, которые раскрывают традиции русской культуры, знакомят с фольклором, так как средства духовной культуры (обряды, традиции, обычаи, игры, и т.д.) играют более существенную роль в гармоничном развитии личности младшего школьника. Еще одна из причин использование фольклора для патриотического воспитания школьников — это то, что фольклор как исторически-конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. В план учебы актива включаем изучение русских народных игр, сказок, пословиц, песен. А также проводятся различные внеклассные мероприятия, на которых дети получают теоретические знания о прошлом своей Родины и эмоциональное   удовольствие от подвижной деятельности. К таким внеклассным мероприятиям могу отнести традиционные праздники Масленица, Святки.  Эпиграфом к таким праздникам могут послужить слова Вадима Шафрана: «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, хоть новому принадлежим».

Развитие лидерских навыков и творческих способностей, необходимых для лучшей адаптации подростка в обществе, его социализации и личностного развития проходит через участие в работе детского объединения, через коллективные творческие дела. Это различные акции и проекты «Тепло родного дома», «Спешите делать добро», «Старость, согретая нашим теплом», встречи с ветеранами войны и труда. Беседы о тех далеких событиях способствуют взаимопониманию между поколениями, формируют патриотические чувства.

Самоуправление, включающее богатство оригинальных воспитательных приемов, в нашей школе способствует организации и самовоспитанию ребенка.

Перечисленные виды деятельности и формы работы по патриотическому воспитанию позволяют почувствовать учащимся радость познания, приобрести умение трудиться, научиться любить близких, беречь природу, приобрести уверенность в своих способностях и возможностях, а самое главное получить социальный опыт.

 Подводя итог, могу сказать, что патриотическое воспитание, воспитание патриота, гражданина своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Работа по патриотическому воспитанию школьников должна вестись не эпизодически, а ежедневно. И тогда будет результат этой работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»

Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призва...

Выступление на ГМО учителей ИЗО на тему: "Гражданско-патриотическое воспитание в программе изобразительного искусства"

Патриотическое воспитание. В программе ИЗО искусства предусмотрены задания по обеспечению воспитания гражданственности, толерантности, привития общечеловеческих ценностей....

Обобщение опыта на тему "Гражданско-патриотическое воспитание учащихся младшего школьного возраста"

В работе представлено обобщение опыта учителя начальных классов с презентацией, рассказывающее об основных аспектах гражданско-патриотического воспитания учащихся младших классов....

Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Выступление на тему "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в ГПД"

Текст моего выступления на конференции на тему "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в ГПД"...

Обобщение опыта работы по теме «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся через духовно-нравственное развитие личности»

Материал поможет педагогам начальных классов обобщить свой опыт работы по данной проблеме, увидеть недочеты и взять на заметку ещё неизвестное....

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в работе детских организаций и объединений.

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в работе детских организаций и объединений....