Педагогическая копилка
материал

В педагогической копилке предствлены приёмы, методика проведения форм внеурочных занятий, календарно-тематическое планирование внеурочных занятий по русскому языку и литературному чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedkopilka.docx63.24 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И.А. Куратова»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

основы внеурочной работы в области научно-познавательной деятельности (русский язык и литературное чтение)

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=6cd7328505ec52a66c29f229186db1612f935aa2-13265158-images-thumbs&n=13

Выполнила

 студентка 331 группы

Бояринцева Дарья

Сыктывкар,  2024


ПРИЁМЫ:

1) Дисциплина

«Звуковой сигнал». Используйте на уроке звон колокольчика, чтобы акцентировать внимание детей на том, что дисциплина нарушилась.

«Использование шумомера». Для наглядности уровня шума на уроке можно использовать шумомер.

«Лесенка шума». В начале урока учитель рисует на доске 5 ступеней. На верхнюю ступень помещают картинку кота, на нижней сидит мышка. С нарушением дисциплины кот всё ближе и ближе подбирается к мышке.

«Соревнования». В начале урока учитель устанавливает на доске по три магнита для каждого ряда. Если на ряду нарушается дисциплина, магнит с ряда убирают. Побеждает тот ряд, на котором магнитов больше.

«Тишина». Учитель записывает на доске слово «ТИШИНА» в начале урока. С нарушением дисциплины стирается буква.

«Соревнования между мальчиками и девочками». В начале урока на доске устанавливают две группы магнитов по пять штук. Пять магнитов для девочек и пять для мальчиков. Учащиеся соревнуются между собой. В зависимости от ученика, который нарушил дисциплину, магниты «путешествуют» между командами.

«Кто меня слышит». При возникновении шума на уроке, учитель тихим голосом говорит: «Кто меня слышит…(например, погладьте себя по голове, хлопните в ладоши и т.д.)». Далее учитель продолжает урок.

«Руки-ноги». На один хлопок учителя класс поднимает руки, на два хлопка – встает. Если руки уже подняты, то на один хлопок их нужно опустить (соответственно, когда дети уже стоят, то на два хлопка они должны сесть). Меняя последовательность и темп хлопков, учитель пытается сбить учеников с толку, тренируя их собранность.

«Тихая десятка». Учитель начинает неожиданно считать от 1 до 10. За это время в классе должна установиться тишина.

2) Эмоциональный настрой

«Приветствие». Начинать урок с приветствия друг друга. Учитель может предложить детям придумать необычные формы приветствия, такие как рукопожатие, объятие или танец.

«Утренний круг». Собраться в круг и поделиться своими мыслями, чувствами или новостями. Это помогает установить доверительные отношения и настроить детей на совместную работу.

«Комплименты». Дети по кругу говорят друг другу комплименты. Это повышает самооценку и создает дружелюбную атмосферу.

«Музыкальная разминка». Включить веселую музыку и вместе потанцевать или попеть. Это заряжает энергией и поднимает настроение.

Игры на внимание. Простые игры на внимание, такие как "Что изменилось?" или "Найди отличие", помогают сосредоточиться и включиться в учебный процесс.

«Улыбка». Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.

«Здравствуйте!» Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными);

большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

«Доброе утро!»

- Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).

- Доброе утро, небо! (аналогичное движение).

- Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).

«Стихотворение»

Делу время, потехе час.

Послушайте мой рассказ.

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь!

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

«Хвалилки». Положите правую руку себе на голову, погладьте и скажите: «Ах, какой я молодец!» А теперь положите руку соседу на голову, погладьте и скажите: «Ах, какой ты молодец!»

3) Рефлексия

«Цветик – многоцветик».  Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

«Шкала прогресса». На доске рисуется шкала от 0 до 100%. Ученики отмечают на ней свой уровень понимания материала. Затем учитель может задать вопросы: «Что помогло вам достичь этого уровня?», «Какие шаги нужно предпринять, чтобы продвинуться дальше?»

«Светофор». Ученики получают три карточки: зелёную, жёлтую и красную. Зелёная означает полное понимание материала, жёлтая – некоторые трудности, красная – необходимость повторения темы. Учитель собирает карточки и анализирует результаты.

«Дерево знаний». Ученики рисуют дерево, где корни символизируют базовые знания, ствол – текущие достижения, а ветви и листья – цели на будущее. На каждом листе ученики пишут, что им хотелось бы узнать или улучшить.

«Карусель вопросов». Учитель задаёт вопросы, а ученики отвечают на них, передавая друг другу мяч или другой предмет. Вопросы могут касаться как содержания урока, так и личных впечатлений учеников.

«Лестница успеха». Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.

«Карта эмоций». Участники отмечают на карте свои эмоциональные состояния в разные моменты времени или при выполнении различных задач. Это помогает лучше понять, какие факторы влияют на их настроение и продуктивность.

«Пять пальцев». Каждый участник поднимает руку и по очереди загибает пальцы, отвечая на пять вопросов:

   - Большой палец: Что нового я узнал?

   - Указательный палец: Какие у меня были успехи?

   - Средний палец: С какими трудностями я столкнулся?

   - Безымянный палец: Чему мне ещё нужно научиться?

   - Мизинец: Как я могу применить полученные знания?

«Рефлексивный экран». Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Сегодня я узнал…/Было интересно…/Было трудно…/Я выполнял задания…/Я понял, что…

«Корзина идей». Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

 «Карлики и великаны». Если Ведущий говорит великаны - дети должны стать  на носки и поднять руки вверх; если карлики - все должны присесть и вытянуть руки вперед. Ведущий может говорить и делать разные движения, детям главное не сбиться.

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево - вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.)

 Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох))

Взвился вверх и полетел. (Потрясти    кистями,    посмотреть вправо-влево.)

Три медведя шли домой: (дети идут как медведь)

Папа был большой-большой. (поднимают руки вверх)

Мама с ним – поменьше ростом, (руки на уровне груди, вытянуты вперёд)

А сыночек просто крошка, (садятся на корточки)

Очень маленький он был,

С погремушками ходил. (встают и имитируют игру на погремушках, поднимают руки вверх и произносят слова: динь-динь-динь)

Эй! Попрыгали на месте. (прыжки)

Эх! Руками машем вместе. (движение "ножницы" руками)

Эхе-хе! Прогнули спинки, (наклон вперёд, руки на поясе, спину прогнуть)

Посмотрели на картинки. (нагнувшись, поднять голову как можно выше)

Эге-ге! Нагнулись ниже. (глубокий наклон вперёд, руки на поясе)

Наклонились к полу ближе. (дотронуться руками до пола)

Э-э-э! Какой же ты лентяй! (выпрямиться, погрозить друг другу пальцем)

Потянись, но не зевай! (руками тянуться вверх, поднявшись на носки)

Повертись на месте ловко. (покружиться)

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо. (Наклоны вправо-влево.)

Ветер тише, тише, тише, (Присесть, спина прямая.)

Деревцо все выше, выше. (Встать на носки)

Раз, два - выше голова, (Поднять голову.)

Три, четыре—руки шире, (Руки в стороны.)

Пять, шесть—тихо сесть. (садятся за парты)

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.                Рывки руками: вверх, вниз.

То на стенку посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.                                 Повороты корпусом.

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись!                       Приседания.

И в последний раз присели,

А потом на место сели.                       Дети садятся.

Осенние листья.

Раз, два, три, четыре, пять – (Сжимают и разжимают кулачки.)

Будем листья собирать.

Листья берёзы, (Загибают на каждую сточку по одному пальцу.)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. (Сжимают и разжимают кулачки.)

Снеговик.

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Мы во двор пришли гулять. («Идут « по столу пальчиками.)

Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладошками.)

Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)

А ещё в снегу валялись. (Кладут ладони на стол то одно, то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки.)

Мыши.

Вышли мыши как-то раз.  

Посмотреть который час. (протираем глаза)

Раз, два, три, четыре — (загибаем по очереди пальцы)

Мыши дернули за гири. (сжимаем руки в кулаке)

Вдруг раздался страшный гром — (хлопок в ладоши)

Убежали мыши вон. (шагаем пальчиками по столу/ладони)

КВЕСТ

Квест — это развлекательная игра или задание, в котором участникам нужно решать различные головоломки, искать подсказки и исследовать окружающую среду с целью достижения определённой цели или решения загадки.

1 - Определение цели и темы квеста
2 - Создание сценария
3 - Подготовка материалов и реквизита
(задания, реквизиты, костюмы, декорации)
4 - Организация пространства
5 - Инструктаж участников
6 - Проведение квеста
7 - Подведение итогов (анализ, оценка деятельности)

ДИСКУССИЯ

Дискуссия – всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре. Другими словами, дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений.

Цель: достижение согласия её участников по спорному вопросу

1 - Подготовка к дискуссии
(Определение темы и целей, подготовка участников)
2 - Начало дискуссии
(Представление участников, постановка вопроса)
3 - Основная часть дискуссии 
(Выслушивание мнений, конструктивная критика)
4 - Заключение дискуссии

(Итоги,  оценка и обратная связь) 

УРОК-СУД

Урок-суд – одна из разновидностей деловой игры. Проводится в форме судебного процесса, между учениками распределяются роли. Задача каждого участника подготовить выступление в соответствии с ролью. В заключении выносится «приговор» относительно заявленной проблемы.

Цель – исследование обозначенной учителем проблемы.

Структура:

1 – постановка проблемы (обозначение темы и «обвиняемого»)

2 – распределение ролей (роли – обвиняемый, судья, присяжные, обвинитель(прокурор), защитник (адвокат), потерпевший, секретарь суда, свидетели, помощники (адвоката, судьи, прокурора) выбирают сами ученики или распределяет учитель.  Важно, чтобы участвовали все ученики).

3 – подготовительная работа (учитель объясняет,  как проходит судебный процесс, цель, роль каждого участника, контролирует учеников. Ученики работают с информацией и составляют план своего выступления).

4 – реализация ( воссоздание обстановки судебного зала. В конце этапа судья, выслушав все точки зрения, выносит «приговор»)

ИНТЕРВЬЮ

Интервью — разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.

Структура:

1 - Подготовительный этап (определение темы, цели, составление плана, составление вопросов)

2 – Основной этап (проведение интервью)

3 - Заключительный этап (подведение итогов, анализ информации)

МАСТЕР - КЛАСС « Памятка выразительного чтения»

Цель: Развитие у учащихся начальных классов навыков выразительного чтения через практические упражнения и анализ текстов.

Актуальность: Навык выразительного чтения важен для формирования грамотной устной речи, развития воображения и эмоциональной восприимчивости детей. Это также способствует лучшему пониманию литературных произведений и повышает интерес к чтению.

Умение выразительно читать поэтические произведения не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно. Наиболее доступной для детей формой восприятия поэтического произведения является слушание выразительного чтения.

При заучивании с детьми стихотворений перед педагогом стоят две главные задачи:

  1. Добиваться хорошего запоминания стихотворений, т.е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти.
  2. Учить детей читать стихи выразительно.

- Сядьте удобно, ноги с опорой на пол, спина прямая, между вами и партой свободно проходящая ладонь. Чтобы все могли меня слышать и видеть.
- Убедитесь, что рабочее пространство достаточно просторное и удобное.
- Подготовьте необходимые материалы: тексты для чтения, карточки с заданиями, ручки, карандаши, бумагу.
- Соблюдайте тишину и будьте внимательны.

- Выразительность – важное требование, предъявляемое к чтению стихотворений. Умение выразительно читать поэтические произведения не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно.

- Интонация - совокупность звуковых элементов речи. Интонация включает следующие компоненты: темп, силу, высоту голоса, ритм, речевое дыхание, тембр.

- При работе с детьми над тембром речи можно использовать пиктограммы с изображением эмоций. Произнесите фразу: «Открой дверь!» разными голосами (весело, грустно, раздраженно)

При работе над высотой голоса произносим фразы низким, средним или высоким голосом, например: «Кто сидел на моем стуле?» голосами трех медведей.

Упражнение на выбор адекватной громкости «Ауканье»: Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: АУ-АУ! Произносить звуки нужно сначала тихо, потом громче и затем еще громче. Чем больше ступенек вы осилите, тем больше у вас запас громкости.

В развитии мелодики речи необходимо помнить, что в вопросительных предложениях голос повышается, причем повышение голоса приходится на то слово, в котором заключена суть вопроса. При утвердительной интонации голос к концу фразы понижается. В данном случае нужно объяснить детям, что человеческий голос может изменяться «подниматься на горку и спускаться с горки». Он пришел? Он пришел.

При формировании выразительности чтения необходимо помнить о зависимости интонации от знаков препинания.

- Темп - это скорость произнесения речи. При ускоренном темпе речи снижается ее отчетливость внятность, при замедленном темпе речь теряет свою выразительность. С детьми можно потренироваться проговаривать фразы быстро, как скачет лошадка, или медленно, как ползет черепаха: На улице выпал снег.

- Ритм - это равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса. Такая упорядоченность речи делает речь мелодичной, музыкальной. Лучше всего для формирования правильного ритма подходят детские считалки.

- Также очень важна работа по формированию речевого дыхания. Упражнение «Вьюга» - на выдохе произносим: «Ууууу!» или «Цветы» - на выдохе произносим: «Роза пахнет»», «Роза хорошо пахнет», «Роза очень хорошо пахнет».

- Логическое ударение - выделение главного по смыслу слова во фразе. От постановки логического ударения зависит смысл фразы.

На поляне зреет земляника.

На поляне зреет земляника.

На поляне зреет земляника.

- Логические паузы - деление фразы на смысловые отрезки. Если пауза сделана неправильно, может исказиться смысл высказывания, и иногда очень существенно:

Что, /болит?//- Что болит?//

Ну что,/ споем?//- Ну,/ что споем?//

Как вы закончили?//- Как,/ вы закончили?//

- При выразительном чтении стихотворений важна хорошая дикция, т.е. ясное, четкое произношение каждого звука: « От топота копыт пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт».

Также хотелось бы напомнить, что выразительность речи во многом зависит и от правильной осанки.

- А сейчас, давайте попробуем, соблюдая все рекомендации, прочитать выразительно стихотворение «Киска» (И. Жуков).

Здравствуй, киска, как дела?

Что же ты от нас ушла? (ласково, вопросительная интонация)

Не могу я с вами жить -

Хвостик негде положить! (обиженно)

Ходите, зеваете,

На хвостик наступаете! (сердито)

- Отметьте в тексте ключевые моменты, которые требуют особого внимания при чтении вслух. Используйте все элементы выразительного чтения, которые помогут вам прочитать выразительно. Подготовьтесь к выразительному чтению вслух.

- Кто желает прочитать этот текст выразительно? (читают текст)

- Давайте отметим, что получилось при прочтении текста, что необходимо доработать.

- Отметьте моменты, в которых было сложно выразить эмоции или передать смысл текста.

- Поделитесь своими впечатлениями и мыслями о прочитанном тексте.

- Как использование различных элементов выразительности повлияло на восприятие текста?

- Пришло время подводить итоги:

Что нового вы узнали?

Какие трудности возникли?

Как вы планируете применять полученные знания в будущем?

- Подводя итоги нашего мастер - класса можно сделать вывод: выразительное чтение стихотворений развивает память, речь, воображение, мышление, чувство прекрасного, помогает найти внутреннюю гармонию, повышает уровень общей культуры.

КТП внеурочных занятий по литературному чтению 2 класс 1 четверть

Дата

Тема программы/учебного плана

Тема занятия

Форма

Часы

Ответственные лица

1

03.09

Русские народные песни

«Поём коми песни»

Мастер-класс

1

Классный руководитель, учитель музыки, педагог организатор

2

10.09

Потешки и прибаутки

«Весёлые потешки»

Инсценирование (мини-спектакль)

1

Классный руководитель, родители

3

17.09

Считалки, небылицы, загадки

«Мир считалок, загадок, небылиц»

Конкурс

1

Классный руководитель, родители, педагог организатор

4

24.09

Сказки

«В гостях у сказки»

Викторина

1

Классный руководитель, педагог организатор

5

01.10

Осенние листья

«Осенняя пора в глазах коми поэтов»

Мастер-класс (создание книжки-малышки)

1

Классный руководитель, библиотекарь

6

08.10

Поговорим о самом главном

«Блокадный хлеб»

Встреча с ветеранами

1

Классный руководитель, советник директора по воспитанию.

7

15.10

А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…», «Сказка  о рыбаке и рыбке»

«В гостях у Пушкина»

Стенгазета

2

Классный руководитель, библиотекарь

8

29.10

И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей»

«По следам басен И. А. Крылова»

Викторина

1

Классный руководитель, педагог организатор

КТП внеурочных занятий по русскому языку 2 класс 2 часть

Дата

Тема программы/учебного плана

Тема занятия

Форма

Часы

Ответственные лица

1

04.03

Имя существительное как часть речи

«Создаём свою историю»

Лингвистическая сказка

1

Классный руководитель, педагог организатор

2

11.03

Роль имён существительных в речи

«Существительное главный герой нашей речи»

Игра-путешествие

1

Классный руководитель.

3

18.03

Единственное и множественное число существительных

«Один или много»

Интеллектуальная игра

1

Классный руководитель, родители, педагог организатор

4

25.03

Что такое глагол?

«Мир глагола»

Викторина

1

Классный руководитель, педагог организатор

5

01.04

Единственное и множественное число глаголов

«Изменяем глаголы»

Дидактическая игра

1

Классный руководитель.

6

08.04

Правописание частицы НЕ с глаголами

«Вместе и врозь»

Стенгазета

2

Классный руководитель, советник директора по воспитанию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по формированию навыков чтения (методические разработки). В педагогическую копилку.

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, во...

Педагогическая копилка вожатого

Для учителей начальных классов и студентов...

Педагогическая копилка Вожатого

Педагогическая копилка Вожатого...

Педагогическая копилка (модель детского самоуправления, план – сетка на смену, ключевые общелагерные дела, открытие спортокиады спортивный праздник «Олимпийские игры» и т. д.)

Уважаемые вожатые и воспитатели! Вашему вниманию предлагаются конкурсные программы, праздники, коллективные творческие дела, различные игры, которые вы можете использовать при составлении досуговых де...