Из опыта работы по формированию навыков чтения (методические разработки). В педагогическую копилку.
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Поэтому необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу.
Очень важна помощь родителей при обучении детей. Поэтому, на родительских собраниях стараюсь убедить каждого родителя в том, что чтение должно войти в ежедневную привычку ребенка. При этом, особенно на перв Очень важна помощь родителей при обучении детей. Поэтому, на родительских собраниях стараюсь убедить каждого родителя в том, что чтение должно войти в ежедневную привычку ребенка. При этом, особенно на первых ступенях грамотного чтения, необходимо создавать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение. Хорошо, когда родители проявляют живой интерес к содержанию рассказа, отрывка и т.д. Очень важно, родителям, быть предельно сдержанным, терпеливым, снисходительным и доброжелательным к ребенку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_po_formirvaniyu_navykov_chteniya.docx | 14.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы по формированию навыков чтения.
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Поэтому необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу.
Большое место на уроках отвожу чтению детей вслух и про себя. При этом систематически пользуюсь приемами, направленными на формирование осознанного беглого чтения.
1. Внедряю, в частности жужжащее чтение, которое помогает ясному и правильному произношению слов и развитию скорости чтения.
2. Большое внимание уделяю хоровому чтению знакомого и незнакомого текста. При громком чтении детей вслух отрабатываю одинаковый темп, ритм, правильную постановку ударения в словах, логические паузы. Такое чтение использую как для чтения всем классом, так и группами, парами.
3. Чтение про себя. Совершенствует навыки сознательного, правильного, беглого чтения и учит самостоятельности в работе с текстом.
4. Многократное чтение. Развивает и совершенствует беглость чтения, умение сознательно и правильно чии тать вслух и про себя, совершенствует механизм памяти.
5.Индивидуальное чтение. Показывает, насколько сформирована техника чтения учащихся.
6. Поочередное чтение текста учителем и учениками. Читаю 2-3 слова, а ученики продолжают. Это вызывает у школьников интерес к чтению, помогает найти ключ к пониманию прочитанного.
7.Объяснительное чтение. Развивает логическое мышление и эстетический вкус учащихся, способствует обогащению языка и развитию речи.
8.Эмоционально окрашенное чтение. Связано с выборочным. Ученики должны отыскать в тексте вопросительные, восклицательные, побудительные предложения. Эта работа направлена на развитие глубокого восприятия текста, умение быстро ориентироваться в нем.
9. Чтение по ролям. Позволяет работать над дикцией, интонацией голоса, выразительностью.
10. Чтение цепочкой. Способствует формированию ритма, темпа чтения.
11. Чтение в парах. Используется жужжащее чтение. Сидящие за одним столом ученики по очереди читают друг другу. Это чтение даёт возможность развивать внимание, беглость, взаимопонимание между учащимися.
12. «Продолжи чтение». Ученик читает текст с любого абзаца, остальные ребята находят его в тексте и продолжают чтение. Это помогает осмыслению прочитанного, развитию зрительной памяти.
13. «Найди предложение». Учитель читает ключевое слово из фрагмента текста, а детям нужно найти и прочитать все предложения с ним. Это развивает вдумчивое чтение, мышление, память.
Очень важна помощь родителей при обучении детей. Поэтому, на родительских собраниях стараюсь убедить каждого родителя в том, что чтение должно войти в ежедневную привычку ребенка. При этом, особенно на первых ступенях грамотного чтения, необходимо создавать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение. Хорошо, когда родители проявляют живой интерес к содержанию рассказа, отрывка и т.д. Очень важно, родителям, быть предельно сдержанным, терпеливым, снисходительным и доброжелательным к ребенку.
Родителям предлагаю следующие приёмы.
1.Чтение пред сном.
Оно дает хорошие результаты. Последние события дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
2. Режим щадящего чтения (если ребенок не любит читать).
Ребёнок прочитывает две – три строчки и после этого получает кратковременный отдых, а в это время один из родителей сам вслух прочитывает такое же количество текста. Постепенно ребёнок сам предлагает увеличить объём читаемого им отрывка.
3. Интересен и такой приём. Родители читают сказку (рассказ и др.) ребёнку, но на самом интересном сюжете прекращают чтение и ребёнку, для того, чтобы узнать, что же произошло далее, приходится начинать читать самому.
Используя эти приёмы по формированию навыка правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения, я добиваюсь неплохих результатов при проверке техники чтения в моём классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический материал «Моя педагогическая копилка» Словарная работа на уроках русского языка.
Методы и приемы работы над словарными словами...
Методическая разработка"Карточка педагогического обследования первоклассника"
Карточка педагогического обследования первоклассника...
Методическая разработка. Тема: «Педагогическое просвещение родителей по семейным проблемам с помощью родительского ринга»
Методическая разработка содержит практические рекомендации по психолого-педагогическому просвещению родителей с помощью нетрадиционных форм проведения родительского собрания....
Методическая разработка «Психолого-педагогическое обследование учащихся 2-4 классов на предмет их адаптации в школе»
В данной разработке представлены материалы по организации процедуры проведения диагностики в групповой форме, описание батареи диагностических методик, табличная форма представления обработанных матер...
Методическая разработка ( обобщение педагогического опыта) Мероприятия, направленные на устранение пробелов в знаниях учащихся НОО
Систематическая работа по выявлению и устранению недостатков и пробелов в знаниях учащихся — одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель должен использовать общепринятые формы ...
методическая разработка "Психолого-педагогические особенности обучающихся с умственной отсталостью"
Методическая разработка посвящена психолого-педагогическием особенностиям обучающихся с умственной отсталостью...
методическая разработка "Психолого-педагогические особенности детей с СДВГ"
методическая разработка "Психолого-педагогические особенности детей с СДВГ" раскрывает особенности детей с гиперактивностью...