Конспект классного часа "День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками" (4 класс)
классный час (4 класс)
Цель: формировать представления обучающихся о жертвах среди мирных советских граждан и преступлениях нацистов в годы Великой Отечественной войны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Конспект классного часа
«День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками».
Выполнили
студенты 25 группы:
Байгильдина Карина,
Файзуллина Аделина
Проверила: Корнилова Е.В.
Челябинск, 2023г.
Дата проведения мероприятия: 17.04.2023г.
ФИО учителя: Кузнецова Вероника Викторовна
Класс: 4
Тема: «День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками»
Цель: формировать представления обучающихся о жертвах среди мирных советских граждан и преступлениях нацистов в годы Великой Отечественной войны.
Формирующиеся ценности: жизнь, достоинство, патриотизм, высокие нравственные идеалы, историческая память и преемственность поколений.
Ход работы.
Этап | Время | Содержание | Примечание |
1. Организационный | 5 мин. | Карина: (в начале классного часа напомнить детям про цветок-дисциплину) Карина: Ребята, сегодняшняя тема нашего классного часа очень серьёзная и важная. Давайте попробуем составить ему вместе. На доске вы видите слова, которые разбросаны в хаотичном порядке. Перед тем, как мы составим тему нашего классного часа, давайте разберём значение некоторых слов: геноцид – кто-нибудь знает значение этого слова? Это преступные действия, совершаемые по отношению к какой-либо группе людей с целью ее уничтожения. Нацисты – это те, кто считают, что только одна раса идеальна и превосходна по сравнению с другими. Пособники – люди, которые содействовали совершению преступления через указания. Совсем скоро мы будем отмечать один из самых важных праздников нашей страны - День Победы! Вы уже знаете, что много лет назад у нас в стране была большая война: Великая Отечественная война. Она была жестокой и разрушительной. Когда она началась? Когда закончилась? (ответы детей: 22 июня 1941 – 8 мая 1945) Давайте попробуем сформулировать цель классного часа. (ответы детей: обсудить, вспомнить про этот важный период времени) Аделина: Победила наша страна в этой войне благодаря стойкости и сплоченности нашего народа, и мужеству нашей Армии. На разговоре о важном, посвященном Дню защитника Отечества, вы говорили о качествах наших солдат, благодаря которым мы смогли спасти нашу страну и весь мир от фашизма. | |
2. Основной | 24 мин.. | Карина: Давайте ещё раз назовем эти качества. Я говорю вам качество, и если оно правильное – вы хлопаете в ладоши 1 раз, если не правильно – топаете 1 раз ногами.
Аделина: Итак, вы верно определили все качества, молодцы! Ребята, в городе Берлине, в Германии, в стране, которая напала на Советский Союз, тем не менее стоит памятник русскому солдату. Посмотрите на экран. Демонстрация фотографии памятника «Воину-освободителю» в Берлине Карина: История этого памятника связана с подвигом Николая Масалова. Давайте прослушаем сюжет и узнаем, какой отважный поступок совершил Николай Масалов и что символизирует памятник русскому солдату с девочкой на руках. Также запоминайте информацию, которую сейчас услышите. Прослушивание сюжета (дикторский текст) 30 апреля 1945 года старший сержант Николай Масалов, рискуя своей жизнью, вынес из-под огня немецкую девочку... Это событие стало сюжетом памятника Воину-освободителю в Берлине. История произошла в самом конце войны в Тиргартене — одном из центральных районов германской столицы, во время боёв за взятие Берлина. Солдаты 79-й гвардейской стрелковой дивизии под началом Василия Чуйкова обнаружили вражеские войска, которые защищали бункер Гитлера. Незадолго до решающей атаки воцарилась тишина. И вдруг в этой тишине прозвучали крики маленькой девочки, которая звала маму. Их услышал Николай Масалов и бросился на помощь. Укрываясь от осколков и пуль, он 5 дополз до ребёнка, взял на руки и понёс. Девочка начала кричать ещё громче, тогда, чтобы крик ребёнка не выдал его немецким солдатам, он попросил своих прикрыть его, и советские воины ответили шквальным огнём. Под прикрытием этого огня сержант Масалов невредимым добрался до своих и передал спасённого ребенка в штаб полка. | |
Аделина: Итак, что вы запомнили из прослушенного сюжета? (ответы детей) Карина: А теперь давайте немного обсудим:
(ответы детей; во время боя, рискуя своей жизнью, спасая немецкую девочку, русский солдат думал только об одном: ребенок может погибнуть, нужно унести его в безопасное место. Солдат понимал, что чужих детей не бывает: ребенок любого цвета кожи, любой национальности, любой страны мира нуждается в защите, бережном отношении и любви. Подвиг Николая Масалова еще называют Подвигом Победы!)
(ответы детей; потому что дети не виновны в том, что происходит).
(ответы детей; нет, для него не было это важным, так как это ребёнок) И памятник, который стоит в Берлине, напоминает всему миру не только о подвиге Николая Масалова, но и о человечности русских солдат, потому что практически каждый русский человек поступил бы точно также, окажись он на месте Николая Масалова. Аделина: Ребята, какие чувства вы испытываете, когда смотрите на этот памятник русскому солдату с немецкой девочкой на руках? (ответы детей) Аделина: Великая Отечественная война стала одной из самых страшных войн в истории человечества. За 4 года войны погибли не только миллионы русских солдат, но и миллионы мирных жителей. Фашисты, захватывая территории нашей страны, создавали концлагеря – лагрея смерти, где погибали от голода и изнеможения женщины, старики, и самое страшное, дети. Представляете, существовали даже детские концлагеря! Нам сейчас очень трудно представить, что это такое. Карина: Посмотрите на эти две фотографии (демонстрация презентации – фото «Дети концлагеря»). Смотреть на них страшно, хочется заплакать от жалости к этим детям, которые стали жертвами фашизма. Но об этом нужно знать каждому, это нужно помнить каждому, чтобы ни один ребенок ни одной страны мира никогда не испытал этого. Карина: Скажите, какие чувства вы испытываете, глядя на лица худых, изможденных детей, которых раз в день кормят хлебом из отрубей и древесных опилок? (ответы детей) А глядя на детей за колючей проволкой, которые остались одни без родителей, наедине с фашистами? (ответы детей) Спросить всех. Аделина: Фашиста нельзя сравнивать даже со зверем, потому что любой зверь защищает детенышей, неважно, своих или чужих. А за время войны 5 млн детей из 30 стран мира были лишены родного дома, материнской заботы в фашистских концлагерях. Страшно представить, что испытали дети, которых мы с вами видим на фотографии. Карина: Вот как описала поэтесса Л. Голодяевская свои чувства о жизни детей в концлагерях: Дети войны и веет холодом, Дети войны и пахнет голодом, Дети войны и дыбом волосы: На челках детских седые волосы. Земля омыта слезами детскими, Детьми советскими и не советскими. Какая разница, где был под немцами… Карина: Какие главные слова в этих стихотворных строчках? (обобщая ответы детей: холод, голод, седые волосы, слезы – эти слова передают состояние пленников фашистских лагерей. В них погибло около 2 миллионов детей. Освобождая лагеря, советские войска спасали не только наших детей, но и детей многих стран Европы). Аделина: В годы Великой Отечественной войны фашисты хотели, чтобы весь наш народ исчез с лица земли. Получилось ли у них это? (ответы детей) Нет! Не удалось фашистам реализовать свой страшный план! Справедливость восторжествовала! Более того, преступления, совершенные фашистами, были решительно осуждены во время Нюрнбергского трибунала – судебного процесса, проходившего в городе Нюрнберг (в Германии) в 1945 - 1946 гг. На скамье подсудимых оказались первые лица фашисткой Германии, обвиняемые в совершении военных преступлений. Все подсудимые были признаны виновными! | Резервное задание Карина: Давайте вернёмся к стихотворению Людмилы Голодяевской. Сейчас мы раздадим вам каждому это стихотворение, у вас будет 2 минуты, чтобы прочитать его про себя, а потом мы вызовем несколько человек к доске и вы прочитаете его выразительно. | ||
3. Заключительный | 5 мин. | Карина: Мы сегодня с вами обсуждаем очень непростую, тяжелую тему, потому что понимаем, что нельзя забывать прошлого. Наш долг — бережно хранить память о тех страшных событиях, чтобы они не повторились. Аделина: На территории нашей страны существует ряд памятников и мемориалов, хранящих память трагических страницах нашей истории. Например, в Крыму – на месте детского концлагеря «Красный», в Ростове-на Дону – на месте самого большого захоронения жертв фашизма. Демонстрация фотографий памятников и мемориалов Мемориал детям концлагеря «Красный» Это памятное и страшное место называют еще «детской Хатынью». В 1943 году в деревне Красный Берег Жлобинского района нацисты создали донорский концлагерь для детей. Сейчас на его месте расположен мемориал, покидая который большинство посетителей не могут унять слёзы. Фашисты заняли Красный Берег 5 июля 1941 года. Мемориал жертвам фашизма «Змиёвская балка» Змиевская балка - самое большое в современной России место захоронения жертв холокоста. В 1942 году, германскими оккупантами были расстреляны и умерщвлены другими способами около 27 тысяч жителей Ростова, в основном евреев. 5-6 августа 1942 года советские военнопленные вырыли в Змиёвской балке большие ямы и рвы, после чего были там же расстреляны. А 9 августа был опубликован приказ, предписывающий еврейскому населению Ростова явиться к 8 часам утра 11 августа на сборные пункты для «переселения». Оттуда людей группами по 200-300 человек перевозили и перегоняли к месту казни. Вечный огонь Ве́чный ого́нь — постоянно горящий огонь, символически знаменующий собой торжественную память народа о павших героях, борцах за свободу, за честь Родины. В российском праве — элемент воинского захоронения или мемориального сооружения, находящегося вне воинского захоронения, с постоянным горением огня. Карина: Ребята, а теперь поговорим о сегодняшнем дне. Снова поднимают фашисты головы, снова хотят войны, гибели и горя людей. Наша страна пришла на помощь Донецкой и Луганской народным республикам, российские воины помогают людям сохранить свободу и независимость. Трудное сейчас время на земле Донбасса. Демонстрация фотографий разрушенных школ Донецка Карина: Рассмотрите фотографии сегодняшних школ в Донецке. Что можете сказать, глядя на них? (ответы детей) К сожалению, вашим сверстникам, жителям Донецкой и Луганской республик пришлось столкнуться с проявлением фашизма. И наша страна делает все возможное, чтобы на нашей земле не было места фашизму. Демонстрация фотографии Мемориальный комплекс «Саур-Могила» в Донбассе Карина: Ребята, посмотрите на фотографию мемориала «Саур-Могила» в Донецкой Народной Республике, который был воздвигнут в память о героизме наших предков в борьбе с врагом в годы Великой Отечественной войны, с 9 нацизмом. Во время боев в 2014 году он был разрушен новоиспеченными фашистами. А в 2022 году силами России памятник был восстановлен. Аделина: Почему же нам так важно было восстановить этот памятник? (ответы детей) Очень-очень важно хранить эту память. Разве это можно забыть? Разве можно допустить, чтобы одна страна нападала на другую страну, желая захватить ее земли, богатства, лишить детей радостного детства?! Карина: Предлагаю встать, минутой молчания вспомнить всех погибших в Великой Отечественной войне. Кто скажет, что такое минута молчания и для чего она нужна? (ответы детей: Мину́та молча́ния — символический ритуал в память о каком-либо трагическом событии и погибших в нём людях. Участвующие в ритуале встают и чтят память, не произнося речей и не разговаривая друг с другом). (Дети встают) Аделина: Наш классный час подходит к концу, скажите, кто помнит, какие цели мы ставили в начале классного часа? Через что мы достигли их и достигли ли вообще? (ответы детей) Карина: Сейчас мы раздадим каждому изображение вечного огня, ваша задача раскрасить его и внизу листочка, под картинкой написать слова благодарности солдатам, которые боролись за мирное небо над нашими головами. Потом мы все вместе приклеим их. (на доске висит ватман) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект классного часа на тему: «Опасность электрического тока» Для учащихся 1-4 классов
Конспект классного часа на тему:«Опасность электрического тока» Для учащихся 1-4 классов...

Конспект классного часа "Необычное путешествие на необычном поезде в обычной школе";2 класс
Классный час в игровой развлекательной форме для учащихся 2 класса....
Конспект классного часа "Правда и ложь в сказках и в жизни", 4 класс
Конспект классного часа "Правда и ложь в сказках и в жизни", 4 класс...

Конспект классного часа по теме: «Людей не интересных в мире нет» (3 класс)
Цель: создание дружного и сплочённого коллектива....
Конспект классного часа в группе продленного дня с презентацией "Блокада Ленинграда" 2 класс.
Самая страшная осада города в военной истории человечества длилась 871 день. Летом 1941 года на Ленинград шла группа армий "Север", общей численностью 500 тысяч человек, под командовани...

Конспект классного часа «Твои поступки. Что такое хорошо, что такое плохо?» (2 класс)
Класс: 2Тема: «Твои поступки. Что такое хорошо, что такое плохо?»Цель:формирование умения у учащихся анализировать свои поступки....

Разговоры о важном. ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1-2 классов по теме «ДЕНЬ ПАМЯТИ О ГЕНОЦИДЕ СОВЕТСКОГО НАРОДА НАЦИСТАМИ И ИХ ПОСОБНИКАМИ» 17.04.2023
Цель занятия: формировать представления обучающихся о жертвах средимирных советских граждан и преступлениях нацистов в годы ВеликойОтечественной войны.В ходе занятия актуализируются ценности: жизнь, д...