Клубный праздник. Возможности мира игры для самореализации ребенка..
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Ширяева Татьяна Александровна

Методическая статья о важности клубных праздников для учащихся начальной и средней школы в учреждении дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Клубный праздник. Возможности мира игры для самореализации ребенка.

Ширяева Т.А., зав. организационно-массовым отделом

ЦДЮТТ Кировского района

Успех — достижение поставленных целей, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо (с).

Безусловным фактом современного решения проблемы свободного времени и потребности в интерактивных формах досуга для человека стали информационные технологии - компьютер и Интернет, которые изменили традиционные формы игры и ее предметной среды. Образование виртуальных игровых площадок, которые влияют на формирование неодушевленной (виртуальной) «картины мира», способствует социальной изоляции подрастающего поколения.

Вместе с тем, можно отметить следующий факт: несмотря на то, что в современной общественной жизни изменился статус игры и изменился «человек играющий», игровая культура не утратила своей роли, моральных и ценностных качеств, своего развивающего значения для личности.

Игра является эффективным методом обучения и обладает уникальной особенностью воспроизводить реальную жизнедеятельность в той или иной ее модели. В игре, как и в реальности, осуществляется выбор способа и выполнения действия.

Современные школьники ориентированы преимущественно на развлекательные способы проведения свободного времени, что оборачивается снижением общего уровня культуры детей и подростков, усвоением примитивных способов общения, ростом асоциальных проявлений. Вот почему так важно научить детей соединять развлечения с саморазвитием, делать свой досуг содержательным, «работающим» на совершенствование личности. Не случайно этимологически слово «досуг» связано с глаголом «досягнуть», т.е. иметь возможность что-то сделать, чего-то достичь, добиться успеха.

Сегодня праздничная игровая программа должна носить выраженный образовательный и развивающий характер. В ее реализации можно использовать синтез различных форм – игровых, конкурсных, праздничных. Несомненная ценность таких программ в том, что они стимулируют развитие умений и навыков у детей, предоставляют им возможность для самореализации в различных областях творчества, способствуют социальной адаптации и социальной активности детей.

Клубный праздник с его играми, конкурсами, интерактивными заданиями, командной работой имеет неограниченные возможности для вовлечения каждого ребенка в мир игры, в атмосферу праздничной программы. А это значит, что каждый способен оказаться в ситуации успеха.

Интересна этимология слова «клуб». Клуб (от англ. сlub) – это место встречи людей с едиными интересами: деловыми, познавательными, развивающими, развлекательными и прочими. Поэтому одна из задач клубного праздника – объединить всех присутствующих, и детей, и взрослых, дать им возможность общаться и поддерживать друг друга. Клубный праздник – это, прежде всего, камерное мероприятие, где царит индивидуальный подход, а, значит, у ребенка нет шансов остаться незамеченным, остаться в стороне, не проявить себя, не почувствовать себя успешным в том или ином общем деле. Можно сказать, что клубный праздник сегодня – это именно та форма педагогической деятельности, которая призвана помочь в воспитании счастливого, успешного, эффективного во всех областях как личной, так и общественной, жизни человека, которое начинается в детстве.

Игровые технологии – это важнейшая составляющая клубного праздника. Они открывают ребенку путь в мир взрослых, в успешное взаимодействие с этим миром. Коллективные игры открывают перед ребенком мир человеческих отношений, происходит тренировка различных социальных умений. Игра с установленными задачами формирует у участника важнейшую способность оценивания себя, своих качеств и навыков. В дальнейшем самооценка занимает фундаментальную позицию в личности человека. И здесь очень важно дать ребенку возможность проявить себя, дать ему возможность высказать свою точку зрения, похвалить за смелость, находчивость, терпение, за то, что не подвел команду или просто за то, что очень старался, поддержать аплодисментами, которые прозвучат именно в его адрес, вручить утешительный приз.

В ЦДЮТТ клубные праздники для детей и их родителей стали многолетней традицией. Например, клубный праздник «Кто мы, сколько нас?» для учащихся первого года обучения знакомит участников с историей Центра, его традициями и разносторонней деятельностью, победами лучших учеников и другими интересными фактами. Также на этом празднике ребята и взрослые имеют возможность в игровой форме познакомиться друг с другом и настроиться на позитивное дружеское общение, сотрудничество на основе уважения ко всем участникам образовательного процесса, к традициям Центра. Особенность этого праздника – работа с разновозрастным коллективом.

Одной из ярких игровых форм праздника является эстафета «Перезагрузка», в которой принимает участие каждый ребенок. Задача участника – преодолеть тернистый тоннель, выбрать подходящий аксессуар или деталь костюма (шляпа, шарф, букет цветов, корона, магический посох и пр.), забраться на постамент, застыть в эффектной позе героя, а после аплодисментов зрительного зала и фотографии на память проделать обратный путь и передать эстафету. В этой забавной игре участвуют все дети, а иногда и взрослые. Здесь каждый может почувствовать себя героем, а ситуация успеха неизбежна.

Традиционно праздник заканчивается интерактивом «Дерево Дружбы». К импровизированному дереву прикреплены листочки с именами детей, присутствующих в зале, и их положительными качествами, которые они сами написали перед началом мероприятия. Это поддерживает самооценку ребят, ведь в каждом из них обязательно есть что-то хорошее, достойное внимания.

Еще один интересный клубный праздник, который с нетерпение ждут девочки 7-12 лет – «Принцесса Осень». Участницы этой программы соревнуются между собой на звание Принцессы Осень, выполняя непростые задания, в которых нужно проявить свои творческие способности, эрудицию и смекалку, чувство вкуса, умение сотрудничать, общаться, импровизировать. Это яркая, визуально красивая, эмоциональная и жизнеутверждающая программа.  Здесь всем участницам предоставляется возможность заявить о себе, продемонстрировать чувство ритма, а также и нарядный костюм, в конкурсе «Бал», придумать герб своей семьи, узнать сказочных героев, появляющихся на экране, и найти волшебный предмет, потерянный героем. На этом празднике не бывает «неуспешных» участниц, каждая из них получает заслуженные аплодисменты зала и становится победительницей в какой-либо номинации. Детская газета «Парадокс», которая освещает мероприятия Центра, всегда публикует информацию об этом замечательном празднике. А фотографии, которые сопровождают публикацию, пожалуй, самые яркие и красивые в этом осеннем выпуске газеты.

Ежегодным любимым мероприятием взрослых и детей является также клубный праздник «Единственной маме на свете», посвященный Дню Матери. Это программа с интерактивными играми, участием студии журналистики ЦДЮТТ, творческими испытаниями, которые дети и родители преодолевают вместе. Завершается программа творческой лабораторией и подарками hand-made для любимых мам. Праздник всегда проходит в теплой камерной атмосфере, ведь на нем присутствуют не только дети и их мамы, но и бабушки, дедушки, папы, а также совсем маленькие братья и сестры. Трудно передать словами, как дети переживают и «болеют» за своих мам, участвующих в конкурсах и эстафетах, а в совместных играх никто не остается в стороне, каждый ребенок хочет поддержать свою маму и стремится на игровую площадку, чтобы оказаться в той самой ситуации успеха. Как известно, в честных играх проигравших нет, как не бывает и на этом празднике тех, кто ушел бы без счастливой улыбки. В трогательном настроении проходят последние минуты праздника: дети вручают своим мамам символические медали и произносят теплые слова благодарности. На финальной фотографии праздника можно увидеть взрослых, в глазах у которых блестят слезы. Но это слезы счастья и радости за своих детей. И это уже наш, общий, успех.

Современный педагог, воспитатель, классный руководитель, организуя то или иное мероприятие для учащихся, ожидает от него высокого воспитательного воздействия. И каждый согласится, что более результативной является та деятельность, которая нравится человеку. Игра, будь она рассчитана на детей или на взрослых, должна способствовать подаче информации в таком виде, в котором будет более понятна и интересна аудитории. Сегодня метод воспитания по принципу «сверху вниз» изжил себя, он порождает ситуацию «Кот из дому – мыши в пляс». Необходимо в игровой форме создать такие условия для ребенка, чтобы они помогли ему выработать внутренние механизмы самоконтроля, и тогда дети смогут научиться управлять собственными эмоциями и импульсами. Воспитывая уверенного в своих силах ребенка, мы закладываем прочную основу для развития навыков, определяющих будущий успех в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра в жизни ребенка

В статье рассказывается о роли игры в физическом развитии ребенка. Так же в материале раскрываются такие аспекты, как решение педагогических задач при проведении игр, методические рекомендации для орг...

Создание условий для самореализации ребенка на уроках чтения

Решение одной из главных проблем начальной школы - чтения...

Опыт работы "Использование технологии проектного обучения на уроках окружающего мира как средство самореализации младших школьников"

Применение технологии проектной деятельности способствует развитию коммуникативных умений младших школьников, определённой  "интеллектуальной  зрелости", опыта развёрнутой, содержательной, д...

Клубный час "В мире профессий"

Занятие о профессиях....

«Создание благоприятной образовательной среды, способствующей раскрытию индивидуальных особенностей обучающихся, обеспечивающей возможности их самоопределения и самореализации и укрепление здоровья школьников».

         «Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Эти хорошо известные слова В. Г. Белинского не только не теряют своей актуальности, но и приобретают ...

Конспект клубного часа "В мире животных"

Игра для учащихся начальных классов "В мире животных"...

«Самореализация ребенка в семье через формирование сознательной дисциплины».

Поведение в разных социальных ситуациях во многом зависит от понимания ребенком самого себя, своих поступков, намерений и последствий. Ребенок в процессе взросления осмысливает себя, как личность, поз...