Игра в жизни ребенка
статья по физкультуре (1 класс) по теме
В статье рассказывается о роли игры в физическом развитии ребенка. Так же в материале раскрываются такие аспекты, как решение педагогических задач при проведении игр, методические рекомендации для организации подвижных игр и эстафет. Дана методическая разработка сюжетного урока для обучающихся 1 класса "Путешествие в страну "Поиграй".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_v_zhizni_rebenka.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- -
Игра в жизни ребенка
Введение.
Игра – исторически сложившееся средство воспитания и образования подрастающего поколения. Специально организованная для решения широкого круга педагогических задач, она помогает подготовить детей, подростков и юношей к трудовой жизнедеятельности.
Игры являются хорошим средством физического воспитания, способствуют развитию внимательности, сообразительности, ловкости, быстроты, силы, выносливости, а коллективные игры – воспитанию дружбы и товарищества.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский, говоря об игре, отмечал, что в ней формируются все стороны души человеческой: его ум, сердце, воля. В игре не только выражаются наклонности ребенка и сила его души, но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а, следовательно, и на будущую судьбу.
А. С Макаренко утверждал, что как ведет себя ребенок в игре, так позже он будет вести себя и на работе. Ребенок вялый, малоактивный и медлительный, равнодушный к проигрышу не в состоянии будет позже загореться трудовыми задачами.
Игра как средство и метод физического воспитания
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ (« Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору» и т.д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в играх диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.
Игра учит детей сознательному подчинению правилам, соблюдению определенных ограничений, т.е. она воздействует на волю детей, регулирует действия и поведения детей, их взаимоотношения, развивает в них чувство самообладания, контроль над собой, т. е. она обеспечивает условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Игра приучает детей к дисциплине, честности, справедливости. Она требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи («один - за всех и все – за одного»), ответственности, смелости, находчивости.
Самой положительной чертой подвижных игр является то, что дети свободно и с удовольствием подчиняются правилам игры.
Понять природу игры – значит познать природу детства. Младший и средний школьный возраст -–наиболее благоприятное время для включения подвижных игр в процесс воспитания.
Решение педагогических, образовательных, воспитательных и оздоровительных задач при проведении подвижных игр.
Основными задачами физического воспитания в школе являются укрепление здоровья, содействие правильному развитию, обучение учащихся жизненно необходимым двигательным навыкам, воспитание физических, волевых и моральных качеств.
Подвижные игры содействуют решению образовательных задач: совершенствование и закрепление навыков в беге, прыжках, метаниях, умений, приобретенных на занятиях гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, лыжной подготовкой. С помощью их осуществляется и развитие физических качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, ловкости), а так же морально-волевых качеств (смелости, честности, коллективизма и др.). Подвижные игры на уроках способствуют укреплению костно-мышечного аппарата и здоровья в целом.
Одна из основных педагогических задач – научить детей играть не только под руководством педагога, но и самостоятельно. С этой целью, приступая к играм в 1-м классе, я начинаю обучать детей организованным действиям в игровом коллективе. В объяснениях правил игры ставлю им задачи: бегать, не мешая и не толкая других; слышать и видеть сигнал и быстро действовать по сигналу; подчиняться авторитету водящего в игре; следовать правилам игры и т.д. Но и этого мало. Надо, что бы дети развивали самостоятельность и инициативу в игровом коллективе, воспитывали в себе смелость и решительность, выдержку и настойчивость. С освоением подвижных игр идет развитие и совершенствование навыков в беге, прыжках, метаниях, передаче и ловле мяча и т.п.
Во 2-м классе эти задачи дополняются. Нужно научить детей согласовывать свои действия в паре и небольшой группе, проявлять настойчивость в достижении игровой цели, своими словами излагать содержание пройденной игры.
В 3-м классе с помощью подвижных игр учащиеся учатся уже действовать совместно со всем коллективом, развивают умение оценивать силы товарищей и в связи с этим определять свой вклад в общий успех, подчинять личные интересы коллективным. Идет совершенствование чувства коллективизма, поскольку в этом возрасте много внимания обращается на командные игры, в которых участники отстаивают интересы определенного игрового коллектива. Большое место в занятиях с учащимися3 класса занимают игры на развитие силы и выносливости.
Начиная с 5 класса, подвижные игры на уроках используются в целях освоения техники и тактики спортивных игр, а так же совершенствования в технике других разделов учебной программы физические и морально-волевые качества продолжают совершенствоваться в играх более сложного содержания, требующих от учащихся и более высокого уровня быстроты действий, координированности, целеустремленности, распределенного внимания и быстроты ориентировки.
Подвижные игры всегда эмоциональны. Поэтому в игре дети быстрее отдыхают, снимают усталость после статических и умственных нагрузок. Большинство подвижных игр, используемых на уроках физической культуры, включают весь класс или большинство присутствующих в активные действия, что значительно повышает физическую нагрузку на уроке. Исходя из этого, их нередко применяют для повышения моторной плотности урока.
Игры, рекомендуемые школьной программой, направлены на решение не только образовательных, но так же воспитательных и оздоровительных задач. Это особенно важно, так как всех, кто причастен к педагогике, в последнее время беспокоит гиподинамия детей.
Как показали исследования, двигательный режим ребенка заметно сокращается с момента поступления его в школу, что связано с началом новой деятельности – учебы. Единственным средством профилактики гипокинезии детей может стать создание оптимального объема двигательной активности с правильной постановкой учебной и внеклассной работы по физической культуре в школе.
Важно отметить и следующее. Дефицит движений детей школьного возраста становится причиной ослабления всего организма, что сказывается на снижение его общей биологической устойчивости. Среди школьников особенно распространены хронические заболевания дыхательных путей, и это служит причиной многих болезней внутренних органов. Особую роль в профилактике заболеваний органов дыхания играет организация разнообразных подвижных игр и других физических упражнений на открытом воздухе. Установлено, что при систематических занятиях резко сокращается количество заболеваний дыхательных путей, заметно улучшается осанка детей, снижается избыточный у многих детей вес.
Когда у ребят урок физической культуры следует сразу после контрольной работы, большой умственной нагрузки, я начинаю свой урок с игры малой интенсивности, но эмоциональной, вовлекающей в активные действия всех учащихся. Особенно я этот метод применяю в младших классах.
« Чтобы «Веселые старты» были веселыми».
В педагогической практике по физическому воспитанию особое место занимают игровые соревнования типа эстафет, в которых участвуют две и более команд. Согласно классификации коллективных подвижных игр, разработанной профессором В. Г. Яковлевым, эстафеты относятся к группе игр, в которой участники ведут борьбу за свою команду самостоятельно или группами при взаимоподдержке своих товарищей, не вступая в соприкосновение с соперником. Личная ответственность каждого участника за победу команды и коллективные действия играющих – ценный воспитательный фактор.
Эстафеты исключительно эмоциональны, но требования строго соблюдать установленные правила дисциплинируют участников, приучают их управлять своими эмоциями, помогают совершенствовать волевые качества.
Особенностью эстафет является наличие соревнования, спортивной борьбы между двумя и более командами. Победители и призеры эстафет могут определяться следующим образом: по быстроте выполнения задания; по точности и качеству их выполнения; по комплексной оценке быстроты и качества исполнения.
В первом варианте результат может фиксироваться:
а) по всей команде в целом: какой по счету она закончила эстафету;
б) по каждому участнику отдельно, суммируя полученное ими число очков за занятое место в общекомандный результат, по которому и определяется занятое место.
Во втором случае действует очковая система, в которой наименьшее число допущенных ошибок в выполнении двигательных действий дает команде право стать победителем.
Особое место занимают эстафеты в соревнованиях «Веселые старты», «А ну-ка парни!», « Папа, мама и я – спортивная семья» и других массовых физкультурных праздниках. Здесь немаловажным фактором становится зрелищность этих состязаний, т.е. учитывается, насколько интересны, увлекательны и информированы будут эстафеты для болельщиков. Подбираются эстафеты количественного характера. Имеет значение и очередность эстафет. Общие эстафеты чередуются с игровыми заданиями для отдельных групп (по возрасту и полу) и индивидуальными заданиями типа конкурса капитанов или представителей команд. В конце программы проводится наиболее сложная и увлекательная комбинированная эстафета с участием всех игроков каждой команды.
Эстафеты – это соревнование, в котором очень важно объективно определить команду – победительницу. Следовательно, надо вовремя фиксировать все нарушения правил игры и по возможности предупреждать их.
Организация подвижных игр.
В педагогической практике известно, что настоящий организатор и воспитатель детей должен обладать способностью до предела сокращать расстояние между собой и детьми. Инструментом, помогающим решать эту задачу, является игра. « Не может быть педагога, который не умел бы играть», - утверждал А. С. Макаренко.
Учитель физической культуры и любой педагог, понимающий значение игры и применяющий её в работе, должен овладеть методикой игры. « Руководство играми составляет очень трудную задачу», писал основоположник отечественной системы физического воспитания П.Ф.Лесгафт. Замечание это справедливо и сегодня. Руководитель коллективом играющих, решать образовательные задачи и осуществлять воспитательное влияние в процессе организации и проведения игры – дело не простое, требующее подготовки и опыта.
Чтобы успешно провести игру, учителю нужно кратко и точно объяснить учащимся условия игры и сразу же организовать детей.
Организация играющих – важная предпосылка для дальнейшего успешного хода игры. Разместить играющих и правильно выбрать место для объяснения игры – первое важное условие. Прежде всего выбирают водящего или разделяют играющих на команды. Я в своей школе назначаю водящего или сама, или применяю считалку, или определяем водящего по жребию. Последующий водящий выявляется обычно в ходе игры или по результату прошедшей игры.
Любую игру нужно объяснять примерно по следующей схеме:
- название игры (можно сказать, с какой целью игра проводится);
- роли играющих и их расположение на площадке;
- ход игры;
- цель игры (кто будет назван победителем);
- правила игры.
Заканчивается объяснение игры ответами на вопросы играющих.
При проведении знакомой игры учеником следует напомнить содержание и правила, причем лучше, если это сделают дети.
Подбирая игры для урока, учителю надо учитывать его задачи, учебный материал, намеченный планом, физиологическую нагрузку в игре, условия работы.
Подбор подвижных игр связан с возрастными особенностями школьников, их физической подготовленностью, игровым опытом.
Итак, подвижной игрой является каждая игра с правилами, во время которой наряду с другими воспитательными задачами в первую очередь выполняется задача развития движений.
Наша цель – не только способствовать физическому и морально-волевому воспитанию детей, но и научить их играть активно, самостоятельно, правильно, честно, смело и решительно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дети приобретают важные качества, необходимые им в дальнейшей жизни.
Заключение
Итак, игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
Список литературы:
- Л. В. Былеева. Подвижные игры на уроках. М.: ФК в школе, № 8,1985
- Г. А. Васильков, В. Г. Васильков. От игры – к спорту. М: ФиС, 1985
- О. Гомцыова, Л. Клиндова, Я. Бердыхова. Игры в детском саду. М.: Просвещение, 1966
- В. М. Качалкин. Физическое воспитание в начальной школе. М.:Просвещение. 1967
- А. В. Кенеман, Т. И. Осокина. Детские народные подвижные игры. М.: просвещение. Владос. 1995
- И. М. Коротков. Подвижные игры в школе. М.: Просвещение, 1979.
Методическая разработка
«Путешествие в страну «Поиграй»
(сюжетный урок для учащихся 1 класса).
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь: магнитофон, кегли, кубики, гимнастическая скамейка.
Задачи:
1. Проведение подвижных игр с включением строевых и гимнастических упражнений.
2. Развитие двигательных навыков и физических качеств.
3. Воспитание у детей дисциплины и любви к занятиям физической культурой.
Вводная часть (15 мин.)
В классной комнате ученики строятся в колонну, выполняют переход в спортивный зал, и после построения их в шеренгу учитель приветствует своих подопечных.
Школьники отвечают «Здравствуйте!».
Учитель: «Сегодня мы отправляемся путешествовать в самую лучшую в мире детскую страну «Поиграй». В этой стране дети учатся быстро бегать, высоко и далеко прыгать, преодолевать различные препятствия, метать разные снаряды. У них все получается легко, весело, играючи. Пойдем в эту страну?».
Учащиеся отвечают: «Да!».
Учитель: « Тогда взяли рюкзаки (имитация действия) и выходим из школы на улицы города. А на улицах большое движение, много автомашин, и перейти через дорогу нам поможет светофор».
Проводится игра «Светофор». Учитель читает стихотворение С. Михалкова, недостающие слова дети подсказывают хором и выполняют соответствующие тексту действия.
Учитель: «Если свет зажегся красный,
Значит двигаться … (опасно)». (Стоят неподвижно.)
«Свет зеленый говорит:
Проходите, путь … (открыт)». (Маршируют на месте.)
«Желтый свет … (предупрежденье) (Хлопают в ладоши),
Жди сигнала для движенья».
Инвентарь для игры: кубики красный, желтый, зеленый. Если учитель показал красный кубик, дети стоят неподвижно, зеленый - маршируют на месте, желтый - хлопают в ладоши. Сигналы меняются неожиданно. Тот, кто перепутал сигналы, делает шаг вперед из шеренги и продолжает игру.
Учитель: «Ребята, у нас есть такие дети, которые неправильно перешли дорогу. Возьмем их в путешествие?»
Учащиеся отвечают «Да!».
Учитель: «Тогда пусть они становятся в строй и учатся у вас правилам дорожного движения. Продолжаем путь».
Учитель проводит строевые упражнения. По его команде «Шагом марш!» школьники выполняют обычную ходьбу.
Учитель: «мы идем по улицам города. Расправьте плечи, спина прямая. Покажите всем, что вы не дети из детского сада, а уже ученики 1 класса.
Теперь мы в лесу! Вокруг тишина… В берлоге спит медведь. (Ходьба на носках, руки на поясе.)
Ой! Мы зашли в болото! (Ходьба на пятках, руки за голову.)
Впереди лесные заросли. (Ходьба в полном приседе, руки на коленях.)
Мы не успеваем по времени в эту страну!» (обычный бег с переходом на ходьбу.)
Учитель показывает все виды бега, ходьбы, сопровождая показ методическими указаниями.
Учитель: Ребята, пора сделать остановку, устроить привал. Сняли рюкзаки (имитация действия). Я взяла с собой магнитофон. Мы сейчас сделаем зарядку, а потом поиграем».
По команде учителя «На зарядку становись!» дети, произвольно расположенные по спортивному залу, принимают основную стойку.
Проводится ритмическая гимнастика в трех частях – медленной, быстрой, медленной; учитель показывает, школьники повторяют движения.
Основная часть (21 мин.)
Учитель: «Поиграем в кошки-мышки» (проводится игра «Кошки-мышки»).
Учитель: «Пока мы играли, на наши рюкзаки налетел воробьи. Посмотрите, как они клюют наши бутерброды. Погоняем воробьев?» На полу чертят круг, дети становятся вне круга.
Идет игра «Попрыгунчики-воробушки».
Учитель: «Ребята, а у кого есть дома кошка?» Дети поднимают руки, называют клички своих кошек и становятся поочередно водящими в центр круга.
Кошка должна ловить – пятнать воробьев. Пойманный садится на гимнастическую скамейку. Когда кошка поймает 3-4 воробьев, выбирают новую кошку.
Игровые задания: прыжки на обеих ногах; прыжки на одной ноге; прыжки в полном приседе; прыжки боком. Прыжки выполняют, впрыгивая в круг и выпрыгивая из него.
Учитель: «Всех воробьев разогнали и ноги свои укрепили, теперь нам и горы нипочем. Взяли рюкзаки (имитация действия) и построились в одну шеренгу» (расставить по спортивному залу инвентарь: барьеры из полуобручей, кегли, гимнастическую скамейку).
Учитель продолжает: «Перед нашим взором выросли горы, нам надо их преодолеть. За мной, шагом марш!»
Ходьба по кругу, преодолевая препятствия: кегли – ходьба змейкой, не сбивая их; барьеры – перешагивание; гимнастическая скамейка – ходьба, руки на поясе. Первый круг школьники идут за учителем, остальные круги – самостоятельно.
Учитель: «Горные вершины остались далеко за горизонтом. Наступила ночь, пора отдохнуть. А ночью летает совушка-сова и забирает всех неспящих детей к себе в дупло».
Проводится игра «День и ночь». Выбирают водящего (совушку). Учитель подает команду « День» – дети летают как бабочки; прыгают как зайцы; летают как птицы (выполняют имитацию движений); «Ночь» – замирают, изображая спящих.
Учитель: «Кто не спал? Кто побывал у совы?» Дети, которые побывали у совы, поднимают руки. Затем закрывают глаза, все остальные читают им до пяти.
Учитель: «Теперь вы все отдохнули, можно продолжать путешествие.
Страна «Поиграй» предлагает нам устроить спортивные соревнования. В соревнованиях принимают участие команда мальчиков и команда девочек».
Идет игра « По местам!». По команде «Разбегись!» школьники произвольно разбегаются по спортивному залу, по свистку останавливаются, по команде « По местам!» строятся в шеренгу или колонну. Игру проводят 3 раза, определяют победителей.
Учитель: « В соревнованиях победила команда мальчиков (девочек)». Команда победителей делает круг почета (обычная ходьба), а проигравшая ей аплодирует.
Заключительная часть (4 мин.)
Учитель: «Ребята, сейчас я проверю, все ли вы внимательны во время путешествия. Играем в игру «Класс, смирно!»
Проводится игра «Класс, смирно!». Дети должны правильно выполнять команду учителя. Проигравшие делают шаг вперед и продолжают игру. Выигрывают те ученики, которые не допустили ни одной ошибки.
Учитель: «Видим, что у нас есть , к сожалению, и немного рассеянные путешественники. Вам пожелание – будьте всегда внимательны!».
Подведение итогов. Участники команды – победительницы в игре « По местам!» получают оценку «5» с занесением в дневник.
Учитель: « Путешествие окончено. Дома расскажите родителям о своем путешествии в страну « Поиграй». Попрощаемся с ней: «До свидания!» А теперь, ребята, Покажите, какие вы стали большие, побывав в стране « Поиграй».
Ходьба на носках, руки вверх с последующим выходом из спортивного зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Телевизор в жизни ребенка"
Основными задачами материала являются: обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с телевизором; определить наименование и количество передач для просмотра деть...
Телевизор в жизни ребенка
Как телевизор влияет на психику и здоровье ребенка? Сколько времени можно смотреть телевизор ребенку младшего школьного возраста? Как не повредить здоровью? Рекомендации родителям....
Презентация к родительскому собранию на тему: "Телевизор в жизни ребенка. За и против."
В данной презентации показаны положительные и отрицательные стороны влияния телевидения на воспитание младших школьников....
"Образ жизни семьи - образ жизни ребенка"
презентация к родительскому собранию...
Статья - Подвижные игры в жизни ребенка
Игровые виды спорта – важнейшая составная часть культуры. Занятия баскетболом, футболом, другими спортивными и подвижными играми способствуют развитию силы, ловкости, быстроты, выносливости, коо...
Консультация для родителей на тему : «Пальчиковая игра в жизни ребенка»
Консультация для родителей на тему :«Пальчиковая игра в жизни ребенка»...
Игра в жизни ребенка
Роль игры в жизни ребенка...