Индивидуальный маршрут развития одарённого ребёнка
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Индивидуальный маршрут развития одарённого ребёнка
Выполнила: учитель начальных классов
МБОУ «СШ №22» Салимова Светлана Геннадьевна
2024
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка
Индивидуальный образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении учителями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Цель: Сформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в школе для успешного развития индивидуальности ребёнка. Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные
педагогические задачи:
- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
- формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
- содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Индивидуальные программы развития ребёнка планируются и реализуются на основе наблюдений педагога и психологической диагностики.
Этап 1 – диагностический.
Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.
Задач:
1. Провести психологическое обследование ребенка для определения его психологического развития
Приоритетные направления:
- диагностика познавательной деятельности учащихся;
- исследования эмоционально-личностной сферы;
- диагностика межличностных отношений;
- диагностика психологического здоровья;
2. Занести полученные результаты в базу данных.
По результатам работы составляется
Карта индивидуального психологического развития ребенка
1.Характеристика познавательных процессов.
- Мышление (уровень развития, особенности интеллектуальной деятельности).
- Память (уровень развития процессов запоминания и воспроизведения материала, особенности мнемической деятельности)
- Внимание (уровень развития произвольного внимания, особенности организации и прявления внимания).
2.Сильные стороны познавательной деятельности ребенка.
3. Слабые стороны познавательной деятельности ребенка.
4. Выводы.
Этап 2 - Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута.
- Прогнозирование - индивидуальный учебный план – «Я выбираю предметы для изучения»;
- Проектирование – индивидуальная образовательная программа – «Я составляю программу образовательной деятельности»;
- Конструирование – индивидуальный образовательный маршрут – «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа».
Этап 3 - Разработка программы проектной деятельности второй половины дня.
Выбор проектов, согласование расписания, целей, форм и способов деятельности, критериев оценки результата: кружки, факультативы, проектная деятельность, экскурсии.
Этап 4 - Разработка программы здоровьесбережения:
- выбор форм и расписания спортивных занятий, определение спортивной нагрузки;
- осознание состояния собственного здоровья, его ограничений и возможностей;
- составление программы здоровьесбережения;
- консультации со специалистами, значимыми взрослыми.
Этап 5 - «Интеграция с другими специалистами»
Привлечение (если необходимо) к работе с данным ребенком других специалистов.
Этап 6 - «Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника»
Самооценка: «Что я хотел?», «Что я сделал для достижения цели?», «Чему научился?», «Что необходимо сделать ещё?».
Способы оценки результатов: показ достижений, персональная выставка, презентация – портфолио достижений, экзамен, зачётная работа.
Индивидуальный маршрут К. Анны, ученицы 2 класса
Ф.И.О. ребенка | К. Анастасии |
Возраст | 18.07.2016г. |
Класс | 2 |
Школа | МБОУ «СШ №22» |
Ф.И. О. родителей | Мать – К. Татьяна Александровна Отец – К. Кирилл Фёдорович |
Ф.И.О. классного руководителя | Салимова Светлана Геннадьевна |
Ф.И.О. специалистов сопровождения | Учитель иностранного языка – К. Анастасия Андреевна Учитель природоведения - Салимова Светлана Геннадьевна Учитель ИЗО – Салимова Светлана Геннадьевна Учитель музыки- Н. Ольга Ивановна Учитель духовно-нравственной культуры народов мира- Салимова Светлана Геннадьевна |
Этапы | Результаты | Психолого – педагогическая поддержка, кураторство |
1Этап. Диагностика. | Установлено, что ему присущи такие качества эмоционально-волевой сферы, как целеустремлённость, настойчивость, самостоятельность, активность. Оптимизм, общительность, отзывчивость; решительность, энергичность, настойчивость; средний уровень силы нервных процессов, высокая уравновешенность нервных процессов, очень высокая подвижность нервной системы. Методика изучения самооценки показала, что Александра обладает несколько завышенной самооценкой. | Составить карту индивидуального психологического развития ребенка. |
Карта индивидуального психологического развития ребенка
Фамилия – К.Анна
Тип нервной системы: сильный уравновешенный подвижный. Доминирующее полушарие головного мозга: амбидекстр (лево – право). Преобладающие типы темперамента — сангвинический. Этот тип соответствуют таким характеристикам ученика, как высокая трудоспособность, но в то же время неустойчивость в интересах и склонностях; оптимизм, общительность, отзывчивость; решительность, энергичность, настойчивость; средний уровень силы нервных процессов, высокая уравновешенность нервных процессов, очень высокая подвижность нервной системы. Утомляемость и работоспособность: несмотря на резкие подъемы и спады темпа сильной утомляемости в течение дня не наблюдается.
Ведущая репрезентативная система: визуальная
Мотивация к обучению: очень высокая.
1.Характеристика познавательных процессов.
- Мышление: вербальное мышление (выявление связей между понятиями, нахождение подобных понятий, анализ и синтез понятий, структура языка) - в норме.
- Память: моторно-слуховая и комбинированная (коэффициент памяти в обоих типах составил 70). Менее развит слуховой тип памяти (коэффициент составил 60).
- Внимание - Уровень развития произвольного внимания - высокий. Она отличается способностью к своевременному переключению и распределению внимания.
2. Сильные стороны познавательной деятельности ребенка – математические способности (умение выполнять математические действия, выявлять закономерности и, исходя из них, прогнозировать) - высокие. Высокий уровень мотивации в обучении .
3. Слабые стороны: у девочки очень высокая подвижность нервной системы, ей необходимо тренировать усидчивость.
4. Выводы: Познавательная сфера не требует дополнительных воздействий.
Рекомендации психолога:
1. Познавательная сфера не требует дополнительных воздействий.
2. Полезно на уроках по возможности давать мальчику творческие задания, которые позволяют тренировать усидчивость. Можно привлекать её к участию в мероприятиях класса, связанных с рисованием или украшением кабинета, т. е. давать задания, где она может проявить свои творческие способности.
Психолого-педагогические рекомендации (урок, самоподготовка):
1. Объем домашнего задания. Способен выполнять полный объем после продолжительного активного отдыха.
2. Письменные предметы. Давать возможность выполнять задания своим способом.
Этапы | Рефлексия | Психолого – педагогическая поддержка, кураторство | ||||||||||
Этап 2 - Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута.
|
| Обеспечить вариативность внеурочной деятельности учащегося. | ||||||||||
| Заниматься исследовательской деятельностью. Заниматься в научном обществе «Путь в науку» Продолжить успешное участие в научно-практических конференциях разного уровня. Продолжить успешное участие в конкурсах разного уровня. | Составить ИМ с учетом интересов ребенка. | ||||||||||
|
| Консультации куратора. | ||||||||||
Этап 3 - Разработка программы проектной деятельности второй половины дня. Выбор проектов, согласование расписания, целей, форм и способов деятельности, критериев оценки результата: кружки, факультативы, проектная деятельность, экскурсии и др. | Спортивно-оздоровительное направление («В движение к гармонии») Духовно-нравственное направление («Мир добра») Социальное направление (Классный час, экскурсии) Общеинтеллектуальное направление (Работа над проектом «Мультфильмы -детское ли развлечение») Общекультурное направление («Танцевальный», «Волшебный сундучок»). |
| ||||||||||
Этап 4 - Разработка программы здоровьесбережения:
| Программа здоровьесбережения «Здоровье –это спорт!» 1 четверть: - Месячник безопасного поведения на дорогах «Внимание дети». -КВН «Ударим юмором по вредным привычкам». - Викторина «Гигиена и движение – это всех проблем решение» 2 четверть: - Классный час – игра «В гостях у Мойдодыра». - Социальный проект «Дерево здоровья» - Профилактика токсикомании, наркомании и употребления ПАВ 3 четверть: - Круглый стол «Еда, которая убивает». - Социальный проект «Меню для школьной столовой» - Диспут «Незаменимый помощник или? О пользе и вреде компьютера» 4 четверть: -Участие в спортивной эстафете «Весне – физкульт-ура!» - Классный час «В здоровом теле – здоровый дух». - Проект «Проведи каникулы с пользой» | Консультации классного руководителя, учителя ОБЖ и физической культуры. | ||||||||||
Этап 5 - «Интеграция с другими специалистами» Привлечение (если необходимо) к работе с данным ребенком других специалистов | Занятие в танцевальном кружке. | Курирование с преподавателем танцев. | ||||||||||
Этап 6 - «Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника» Самооценка: «Что я хотел?», «Что я сделал для достижения цели?», «Чему научился?», |
Принимал участие в предметных неделях, конкурсах, викторинах. Призёр НПК «Путь в науку» школьного уровня. | Работа по ИТМ способствовала развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, позволила ему достичь хороших успехов в учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг и контроль знаний в системе коррекционно-развивающего обучения начальной школы как основа для планирования индивидуального маршрута развития обучающегося с ОВЗ.
Проблема оценки знаний учащихся с ЗПР давно беспокоит педагогов и специалистов, сопровождающих данные классы. Учителям приходится самостоятельно разрабатывать контрольно-диагностические материалы по ...
Индивидуальные маршруты развития школьников
Планирование работы с детьми...
Индивидуальный маршрут развития одаренного школьника
Индивидуальный маршрут развития одаренного школьника...
Индивидуальный маршрут развития одарённого ребёнка.
Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возм...
Индивидуальная образовательная программа одарённого ребёнка
Выявление одарённых детей должно начинаться в начальной школе. Одарённые дети - интеллектуальное богатство государства. Индивидуальная программа направлена на развитие интеллетуальных умений обучающих...
Индивидуальный маршрут развития одарённого ребенка
Индивидуальный образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации об...
Индивидуальный маршрут развития одарённого ребёнка
Индивидуальный маршрут развития одарённого ребёнка...