Индивидуальный маршрут развития одарённого ребёнка
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Индивидуальный маршрут развития одарённого ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный маршрут                        развития одарённого ребёнка

                                                                                                                                                       Выполнила: учитель начальных классов

МБОУ «СШ  №22»                                                                                                                     Салимова Светлана Геннадьевна

2024

Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка                                        

Индивидуальный образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении учителями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

Цель: Сформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в школе для успешного развития индивидуальности  ребёнка. Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные

педагогические задачи:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности  обучения и самообучения;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
  • формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную  деятельность;
  • содействовать индивидуализации  воспитания и образования школьников;
  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Индивидуальные программы развития ребёнка планируются и реализуются на основе наблюдений педагога и психологической диагностики.

Этап 1 – диагностический.

Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.

Задач:

1. Провести  психологическое обследование ребенка для  определения  его психологического развития

        Приоритетные направления:

  • диагностика познавательной деятельности учащихся;
  • исследования эмоционально-личностной сферы;
  • диагностика межличностных отношений;
  • диагностика психологического здоровья;        

        

          2.   Занести полученные результаты в базу данных.

По результатам работы составляется

Карта индивидуального психологического развития ребенка 

1.Характеристика познавательных процессов.

  • Мышление (уровень развития, особенности интеллектуальной деятельности).
  • Память (уровень развития процессов запоминания и воспроизведения материала, особенности мнемической деятельности)
  • Внимание (уровень развития произвольного внимания, особенности организации и прявления внимания).

          2.Сильные стороны познавательной деятельности ребенка.

          3. Слабые стороны познавательной деятельности ребенка.

          4. Выводы.

Этап 2 -  Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута.

  • Прогнозирование - индивидуальный учебный план – «Я выбираю предметы для изучения»;
  • Проектирование – индивидуальная образовательная программа – «Я составляю программу образовательной деятельности»;
  • Конструирование – индивидуальный образовательный маршрут – «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа».

Этап 3 -  Разработка программы проектной деятельности второй половины дня.

Выбор проектов, согласование расписания, целей, форм и способов деятельности, критериев оценки результата: кружки, факультативы, проектная деятельность, экскурсии.

Этап 4 - Разработка программы здоровьесбережения:

  •  выбор форм и расписания спортивных занятий, определение спортивной нагрузки;
  •  осознание состояния собственного здоровья, его ограничений и возможностей;
  •  составление программы здоровьесбережения;
  •  консультации со специалистами, значимыми взрослыми.

Этап 5 - «Интеграция с другими специалистами» 

Привлечение (если необходимо) к работе с данным ребенком других                 специалистов.

Этап 6 - «Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника» 

Самооценка: «Что я хотел?», «Что я сделал для достижения цели?», «Чему научился?», «Что необходимо сделать ещё?».

Способы оценки результатов: показ достижений, персональная выставка, презентация – портфолио достижений, экзамен, зачётная работа.

   Индивидуальный маршрут К. Анны, ученицы 2 класса

Ф.И.О. ребенка

К. Анастасии

Возраст

          18.07.2016г.

Класс

               2

Школа

МБОУ «СШ №22»

Ф.И. О. родителей

Мать – К. Татьяна Александровна

Отец – К. Кирилл Фёдорович

Ф.И.О. классного руководителя

Салимова Светлана Геннадьевна

Ф.И.О. специалистов сопровождения

Учитель иностранного языка –                             К. Анастасия Андреевна

Учитель  природоведения  - Салимова Светлана Геннадьевна                                

Учитель ИЗО – Салимова Светлана Геннадьевна

Учитель музыки-                                                      Н. Ольга Ивановна

Учитель духовно-нравственной культуры народов мира-                                                             Салимова Светлана Геннадьевна

Этапы

Результаты

Психолого  – педагогическая поддержка, кураторство

1Этап. Диагностика.

Установлено, что ему присущи такие качества эмоционально-волевой сферы, как целеустремлённость, настойчивость, самостоятельность, активность. Оптимизм, общительность, отзывчивость; решительность, энергичность, настойчивость; средний уровень силы нервных процессов, высокая уравновешенность нервных процессов, очень высокая подвижность нервной системы.

Методика изучения самооценки показала, что Александра обладает несколько завышенной самооценкой.

Составить карту индивидуального психологического развития ребенка.  

Карта индивидуального психологического развития ребенка

Фамилия – К.Анна

Тип нервной системы: сильный уравновешенный подвижный. Доминирующее полушарие головного мозга: амбидекстр (лево – право). Преобладающие типы темперамента — сангвинический.  Этот тип соответствуют таким характеристикам ученика, как высокая трудоспособность, но в то же время неустойчивость в интересах и склонностях; оптимизм, общительность, отзывчивость; решительность, энергичность, настойчивость; средний уровень силы нервных процессов, высокая уравновешенность нервных процессов, очень высокая подвижность нервной системы. Утомляемость и работоспособность: несмотря на резкие подъемы и спады темпа сильной утомляемости в течение дня не наблюдается.

Ведущая репрезентативная система: визуальная 

Мотивация к обучению: очень высокая. 

1.Характеристика познавательных процессов.

  1. Мышление: вербальное мышление (выявление связей между понятиями, нахождение подобных понятий, анализ и синтез понятий, структура языка) - в норме. 
  2. Память: моторно-слуховая и комбинированная (коэффициент памяти в обоих типах составил 70). Менее развит слуховой тип памяти (коэффициент составил 60).
  3. Внимание - Уровень развития произвольного внимания  - высокий.                                       Она отличается способностью к своевременному переключению и распределению внимания.

2. Сильные стороны познавательной деятельности ребенка – математические способности (умение выполнять математические действия, выявлять закономерности и, исходя из них, прогнозировать) - высокие.  Высокий уровень мотивации в обучении .

3. Слабые стороны: у девочки очень высокая подвижность нервной системы,  ей необходимо тренировать усидчивость.

 4. Выводы: Познавательная сфера не требует дополнительных воздействий. 


Рекомендации психолога: 
1. Познавательная сфера не требует дополнительных воздействий. 
2. Полезно на уроках по возможности давать мальчику творческие задания, которые позволяют тренировать усидчивость.  Можно привлекать её к участию в мероприятиях класса, связанных с рисованием или украшением кабинета, т. е. давать задания, где она может проявить свои творческие способности. 

Психолого-педагогические рекомендации (урок, самоподготовка): 
1. Объем домашнего задания. Способен выполнять полный объем после продолжительного активного отдыха. 
2. Письменные предметы. Давать возможность выполнять задания своим способом. 

Этапы

                                            Рефлексия

Психолого  – педагогическая поддержка, кураторство

Этап 2 -  Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута.

  • Прогнозирование - индивидуальный учебный план –                      «Я выбираю предметы для изучения»;

  1. Хороший уровень знаний по всем предметам.
  2. Особый интерес вызывают математика, технология.

Обеспечить вариативность внеурочной деятельности учащегося. 

  • Проектирование – индивидуальная образовательная программа – «Я составляю программу образовательной деятельности»;

   Заниматься исследовательской деятельностью.                  

 Заниматься  в научном обществе «Путь в науку»                        

  Продолжить успешное участие в научно-практических конференциях разного уровня. 

Продолжить успешное участие в конкурсах разного уровня.

   Составить ИМ с учетом интересов ребенка. 
   Развивать навыки исследовательской деятельности. 
Совершенствовать в дальнейшем творческий потенциал и лидерские качества обучающегося.

  • Конструирование – индивидуальный образовательный маршрут – «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа».

октябрь

ноябрь

декабрь

февраль

апрель

1.участие в конкурсе «Лисёнок».

2.участие в научно -пракиче ской конферен ции.

1.Участие в конкурсе по русскому языку "Русский медвежонок".

2. Представление исследовательского проекта на открытом уроке.

Участие в предметной неделе начальных классов










1. участие в конкурсе по ПДД.

Участие в конкурсе по математике «Кенгуру»

Консультации куратора.

Этап 3 -  Разработка программы проектной деятельности второй половины дня.

Выбор проектов, согласование расписания, целей, форм и способов деятельности, критериев оценки результата: кружки, факультативы, проектная деятельность, экскурсии и др.

Спортивно-оздоровительное направление («В движение к гармонии»)

Духовно-нравственное направление («Мир добра»)

Социальное направление (Классный час, экскурсии)

Общеинтеллектуальное направление (Работа над проектом «Мультфильмы -детское ли развлечение»)

Общекультурное направление («Танцевальный», «Волшебный сундучок»).


Научно-исследовательская работа.

Участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах различных уровней по интересам обучающегося. 

Этап 4 - Разработка программы здоровьесбережения:

  • составление программы здоровьесбережения;

Программа здоровьесбережения                                     «Здоровье –это спорт!»

1 четверть:

- Месячник безопасного поведения на дорогах «Внимание дети».

-КВН «Ударим юмором по вредным привычкам».

- Викторина «Гигиена и движение – это всех проблем решение»

2 четверть:

- Классный час – игра «В гостях у Мойдодыра».

- Социальный проект «Дерево здоровья»

- Профилактика токсикомании, наркомании и употребления ПАВ

3 четверть:

- Круглый стол «Еда, которая убивает».

- Социальный проект «Меню для школьной столовой»

- Диспут «Незаменимый помощник или? О пользе и вреде компьютера»

4 четверть:

-Участие в спортивной эстафете «Весне – физкульт-ура!»

- Классный час «В здоровом теле – здоровый дух».

- Проект «Проведи каникулы с пользой»

Консультации классного  руководителя, учителя ОБЖ и физической культуры.

Этап 5 - «Интеграция с другими специалистами» 

Привлечение (если необходимо) к работе с данным ребенком других специалистов

Занятие в танцевальном кружке.

Курирование с преподавателем танцев.

Этап 6 - «Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника» 

Самооценка: «Что я хотел?», «Что я сделал для достижения цели?», «Чему научился?»,


Завершил обучение в начальной школе с отличием.

Принимал  участие в предметных неделях, конкурсах, викторинах.

Призёр НПК «Путь в науку»  школьного  уровня.

Работа по ИТМ способствовала развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, позволила ему достичь хороших успехов в учебной деятельности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг и контроль знаний в системе коррекционно-развивающего обучения начальной школы как основа для планирования индивидуального маршрута развития обучающегося с ОВЗ.

Проблема оценки знаний учащихся с ЗПР давно беспокоит педагогов и специалистов, сопровождающих данные классы. Учителям прихо­дится самостоятельно разрабатывать контрольно-диагностические материалы по ...

Индивидуальные маршруты развития школьников

Планирование работы с детьми...

Индивидуальный маршрут развития одаренного школьника

Индивидуальный маршрут развития одаренного школьника...

Индивидуальный маршрут развития одарённого ребёнка.

Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возм...

Индивидуальная образовательная программа одарённого ребёнка

Выявление одарённых детей должно начинаться в начальной школе. Одарённые дети - интеллектуальное богатство государства. Индивидуальная программа направлена на развитие интеллетуальных умений обучающих...

Индивидуальный маршрут развития одарённого ребенка

Индивидуальный образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации об...

Индивидуальный маршрут развития одарённого ребёнка

Индивидуальный маршрут                        развития одарённого ребёнка...