Роль воспитателя ДОУ в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
презентация к уроку
Презентация может быть использована для консультаций с родителями обучающихся, воспитателями и учителями начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_vospitatelya_v_korrektsionnoy_rabote.pptx | 1.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дети с ограниченными возможностями здоровья Федеральный Закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.12 ст.2 определяет обучающегося с ограниченными возможностями здоровья , как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и/или психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий .
Категории детей с ОВЗ Дети с тяжелым нарушением речи (ТНР) Дети с задержкой психического развития (ЗПР) Дети с интеллектуальной недостаточностью (УО) Дети с нарушением зрения (слепые/слабовидящие) Дети с нарушением слуха (глухие/ слабослышащие) Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) Дети с комплексными нарушениями (сочетанные нарушения)
Алгоритм действий родителей для оформления логопедического сопровождения ребенка 1. Получение Медицинского заключения о состоянии здоровья и рекомендациях по организации образовательного процесса в государственных образовательных учреждениях города Москвы для лиц с ограниченными возможностями здоровья (Приложение 3 к приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 01.04.2013 г. № 297) - оригинал; ( По- другому «Справка ВК ». Получают в учреждениях здравоохранения.) 2. Запись на ЦПМПК Запись на ЦПМПК г. Москвы осуществляться на Портале государственных и муниципальных услуг (функций) г. Москвы. (в разделе "Образование, учеба" - "Запись на ЦПМПК г. Москвы") Контакты ЦПМПК г. Москвы 8 (499) 322-34-30 info.cpmpk@mcko.ru 3. Получение в школе/саду психолого-педагогического направления (характеристики) для предоставления на ЦПМПК.
Результаты прохождения ЦПМПК Ребенку рекомендовано обучение по основной общеобразовательной программе (ООП) Ребенку требуется помощь в усвоении основной общеобразовательной программе (ООП). В заключении ЦПМПК указываются специалисты. Ребенку показано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП). Указывается тип программы (ТНР/ЗПР/НОДА и т.д.) и специалисты.
АООП В нашем учреждении реализуются программы: для детей с ТНР: логопед, психолог Для детей с ЗПР: логопед, психолог, дефектолог Общеобразовательная программа адаптируется по содержанию и времени усвоения Воспитатель при планировании занятий указывает индивидуальную работу с детьми ОВЗ Индивидуальную работу или особенности работы прописывают в своих планах и другие специалисты (инструктор по физическому развитию, музыкальный руководитель)
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) Индивидуальный образовательный маршрут в образовательной организации – система конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, междисциплинарной команды специалистов сопровождения образовательной организации, родителей в процессе включения ребенка с инвалидностью в образовательный процесс.
Адаптированная образовательная программа (АОП) В рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку с инвалидностью специалистами психолого-педагогического сопровождения и учителем разрабатывается – индивидуальная программа (АОП) Адаптированная образовательная программа (АОП) — документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка. Основная цель АОП — построение образовательного процесса для ребёнка с в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей. АОП – результат проектирования ИОМ для ребенка.
Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики. Развитие правильного речевого дыхания. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков. Развитие фонематических представлений. Целенаправленная активизация отработанной лексики. Упражнения в правильном употреблении сформированных грамматических категорий. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале. Формирование связной речи. Закрепление навыков чтения и письма. воспитатели по заданию учителя-логопеда реализуют следующие коррекционные задачи:
Основные направления коррекционной работы Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой). Для того чтобы язык и губы приобрели необходимую подвижность и двигательные навыки закрепились, артикуляционную гимнастику необходимо проводить ежедневно по 3-5 раз в день. Продолжительность ее - 10-15 мин. В случае если ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а продолжается отработка старого задания.
Основные направления коррекционной работы Пальчиковая гимнастика - выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день, а также во время занятий как общеобразовательной, так и коррекционной направленности. Корригирующая мини-гимнастика для профилактики нарушения осанки и стопы выполняется ежедневно после сна.
Основные направления коррекционной работы Воспитатель включает в свои повседневные обязанности наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждый период обучения. Воспитатель контролирует их речевую активность, правильное использование поставленных звуков, отработанных грамматических форм; расширяет словарный запас; совершенствует мелкую моторику; развивает основные психические процессы и т.д.
Организация коррекционной работы Коррекционная работа также проводится в режимные моменты, на занятиях, прогулках, экскурсиях, в играх и развлечениях. Иногда работа воспитателя предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования правильной речи. В других случаях воспитатель закрепляет результаты, достигнутые на логопедических занятиях. Длительность группового и подгруппового занятия 20 - 25 мин., индивидуального - от 5 до 15 мин. На подгрупповое занятие берется от 3 до 6 детей.
Организация взаимодействия С целью формирования лексико-грамматических навыков, расширения словаря, развития связной речи специалисты группы организуют свою работу в рамках определенной лексической темы . Работа по лексической теме продолжается в течение недели. Тема определяет содержание дня, является центральной в планировании. Например: тема «Поздняя осень. Изменения в природе. Лиственные деревья». Воспитатель и специалисты планируют занятия в соответствии с этой темой. На математике воспитатель может использовать для счета осенние листочки от разных пород деревьев и упражнять детей в согласовании числительных с существительными, в это время дети рисуют, лепят осенние деревья и т.д. Занятие по развитию речи, которое проводит воспитатель, должно быть обязательно связано с лексической темой.
Примерная структура коррекционного часа Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения (3 мин.). Упражнения на автоматизацию звуков (произнесение изолированного звука, проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук (4 мин). Упражнения и игры на развитие фонематического слуха ( звуко-слоговой анализ и синтез) (7 мин.). Физкультминутка (2 мин.). Повторение лексико-грамматических упражнений (например: согласование числительного с существительным, изменение окончаний в падежных конструкциях» (3-5 мин.). Упражнения и игры на развитие общей и мелкой моторики (2 мин.). Повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов (2 мин.). М.Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения»
Тесное взаимодействие воспитателя и специалистов при обучении и воспитании детей с ОВЗ – необходимое условие для успешного формирования у данных детей базовых компетенций, необходимых для дальнейшего обучения в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации( из опыта работы0...
«Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»
«Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»...
РОЛЬ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
РОЛЬ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ...
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Технологии коррекционной работы с детьми с нарушениями интеллекта»
laquo;Анализ учебника по чтению для 3 класса специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Авторы: В. В. Воронкова, З.Д. Будаева»...
Эссе «Новая роль педагога дополнительного образования при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) становится актуальной в связи с тем, что таких детей становится все больше, а с другой, появляющимися новыми возможностями дл...
Консультация для воспитателей " Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"
В ФГОС ДО одним из психо-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми,соответствующих их психолого-возрастн...