КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Технологии коррекционной работы с детьми с нарушениями интеллекта»
материал по логопедии (3 класс)
«Анализ учебника по чтению для 3 класса специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Авторы: В. В. Воронкова, З.Д. Будаева»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k.r._intellekt.docx | 932.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Шуйский филиал ИвГУ
Кафедра педагогки и специального образования
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Технологии коррекционной работы с детьми с нарушениями интеллекта»
тема: «Анализ учебника по чтению для 3 класса специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Авторы: В. В. Воронкова, З.Д. Будаева»
Работу выполнила:
Чичваркина Лорэна Эдуардовна,
студентка 5-го курса 2-ой группы
заочной формы обучения
факультета педагогики и психологии
направления подготовки:
44.03.03 Специальное (дефектологическое)
образование (профиль "Логопедия")
Руководитель:
Ташина Татьяна Михайловна,
Доцент, Кандидат психологических наук
Шуя, 2017
Содержание
- Введение 3-4
- Анализ учебника по чтению 5-9
- Заключение 10
- Список использованной литературы 11
Введение.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Основной целью обучения чтению является научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.
В 3 классе изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
образовательные:
- последовательно перевести учащихся с послогового чтения на плавное и правильное чтение целыми словами вслух и про себя;
- осмысливание прочитанного текста;
- совершенствование техники чтения;
- расширение и активизация словарного запаса;
коррекционная:
- формирование познавательной деятельности школьников, коррекция высших психических функций (внимания, памяти, логического мышления);
воспитательная:
- воспитание личностных качеств обучающихся воспитанников.
Основные направления коррекционной работы:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- умения работать по словесной инструкции, алгоритму.
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).
6. Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Анализ учебника по чтению для 3 класса специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.
Авторы: В. В. Воронкова, З.Д. Будаева
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
- Здравствуй школа
- Люби всё живое
- Учимся трудиться
- Славная осень
- Что такое хорошо…
- Народные сказки
- Вот пришли морозы – и зима настала…
- Смешные истории
- Весна в окно стучится…
- Лето красное идёт…
В учебнике В. В. Воронковой для чтения подобраны доступные пониманию произведения народного творчества и классиков русской литературы, которые обеспечивают воспитывающий характер обучения и формируют материалистическое мировоззрение. Этому свидетельствуют целые темы «Люби всё живое», «Что такое хорошо…» с такими произведениями, как: рассказ В. Осеевой «Просто старушка» стр. 64; стихотворение К. Россетти «Никого не обижай» стр. 103; рассказ по Б. Бушулевой «Ко мне пришел гость» стр.67 и т.п.
Научно-достоверные данные обозначенные в пределах программы, в учебнике по литературному чтению сообщаются в произведениях о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей. Например: на стр. 13 стихотворение Е. Серовой «Одуванчик», на стр. 14 рассказ по И. Соколову-Микитову «Незабудки», на стр.27 сказка Н. Сладкова «Осень на пороге», рассказы И. Соколова-Микитова «Черемуха» на стр. 119 и стр. 116 «Ландыши». Специальные занятия, направленные на ознакомление с окружающими предметами, явлениями, на развитие речи, создают достаточный запас представлений, помогающий детям быстрее осмысливать содержание доступных им текстов.
В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение для мыслительных операций. Доступность анализа обеспечивается за счет группировки материала в соответствии с определенными темами, связанными с жизнью и опытом детей. Доступность понимания читаемого достигается также и за счет специального отбора произведения по жанрам. В книги для чтения для 3 класса включают, как правило, произведения малых форм: небольшие по объему и доступные по сюжету рассказы, сказки, стихотворения, басни, пословицы, загадки. Пример 1 (на формирование умственной деятельности с опорой на жизненный опыт): рассказ и задания к нему на стр. 15-16 И. Соколова – Микитова «Рассвет в лесу»:
Пример 2 (на развитие мышления): на стр. 49-50 стихотворение «Загадки на снегу» Е. Ровинской
Пример 3. В вопросах по пройденной теме, наблюдаются задания на развитие мыслительных операций. Одно из них задание: «Отгадайте загадки. Найдите соответствующие отгадкам рисунки».
А также имеются произведения для заучивания наизусть: стихи и загадки.
Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план. Например: на стр.77-79 русская сказка «Каша из топора» и т.п.
Для понимания читаемого проводится словарная работа, так как после каждого произведения в заданиях выделяют новые слова. Это способствует повышению уровня осознанности в работе над текстом.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.
По содержанию, учебник В. В. Воронковой соответствует возрастным и эмоциональным особенностям учащихся.
В учебнике 3 класса по чтению, при каждом произведении присутствует достаточное количество иллюстративного материала, который облегчает восприятие, понимание и запоминание материала, а также формирует познавательную деятельность учащихся. Например: стр.50-56 русская – народная сказка «Лиса и волк» и т.п.
Во многих произведениях включаются задания, стимулирующие развитие самостоятельности при решении поставленных задач, формирование умений пользоваться запасом имеющихся знаний.
Пример 1: стр. 95-97 после рассказа В. Бирюкова «Весенняя песня» дано задание: «Прочитать рассказ по ролям. Придумать его продолжение».
Пример 2: стр. 120-121 после рассказа И. Яковлева «Драчуны»
В учебнике соблюдается принцип коррекционной направленности обучения, требования индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.
Заключение.
Таким образом, учебник отвечает целям и задачам специального образования, а также программе обучения в коррекционной школе VIII вида. Учебник построен в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся и основывается на следующих дидактических принципах: доступности, последовательности и систематичности, сознательности и воспитания активности, наглядности, а также на принципе индивидуального дифференцированного подхода.
Книга содержит интересные, занимательные тексты различных жанров: пословицы, загадки, стихотворения, сказки, рассказы. Рассказы и отрывки из крупных произведений имеют выраженную воспитательную направленность и высокий обучающий потенциал. Знакомство учащихся с произведениями, духовно-нравственного и эстетического содержания, активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Представленная в учебнике система заданий направлена на развитие творческих возможностей учащихся и обеспечивает поэтапное формирование у них умений работать с текстом произведений и пересказывать их. Особое внимание уделено словарной работе, позволяющей расширять не только лексический запас учащихся, но и их представления об окружающем мире, что влияет на формирование творческих возможностей детей. Методический аппарат книги нацелен на коррекцию познавательной, речевой и мыслительной деятельности третьеклассников.
Список использованной литературы.
- В. В. Воронкова, З.Д. Будаева, С.К. Казакова, Т.В. Лусс, И.Е. Пушкова, В.В. Строганова. Чтение: Учебник для 3 класса специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 128 с.: ил. – (Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа с детьми с нарушенным слухом - презентация
в презентации представлены условия коррекционной работы с детьми с нарушеннным слухом...
Технологии коррекционной работы с детьми с нарушениями в развитии
Технологии коррекционной работы с детьми с нарушениями в развитии ...
Коррекционная работа с детьми с нарушениями интеллекта
Коррекционная работа с детьми с нарушениями интеллекта...
Полифункциональные развивающие игры в работе с детьми с нарушением интеллекта
Методическая разработка по полифункциональным развивающим играм в работе с детьми с нарушением интеллекта...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Здоровьесберегающие технологии – это комплекс средств и мероприятий, направленных на укрепление психофизического и психологического здоровья детей. В современной России проблема сохранения...
Значение зрительной гимнастики в коррекционной работе с детьми с нарушением интеллекта.
Гимнастику для глаз с детьми нужно делать регулярно, только в этом случае она будет по-настоящему эффективной. Если ребенок на протяжении нескольких лет занимается такой гимнастикой, ему проще будет п...
Доклад на тему: «Использование современных инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи»
Инновационные технологии – это внедрённые новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся результатом интеллектуальной деятельности педагога.Можно выделить о...