Роль коммуникативных игр в коррекционной работе школьного логопеда
статья
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проекта Формирование коммуникативных навыков младших школьников с легкой умственной отсталостью - актуальная проблема, так как уровень сформированности данных навыков влияет не только на результативность обучения детей, но главным образом на процесс их социализации.
Цель проекта: развитие коммуникативных навыков у учащихся младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью Задачи: 1. Помочь учащимся в установлении контактов друг с другом; 2. Создать атмосферу доброжелательности и взаимопомощи; 3. Дать элементарные сведения о культуре общения и через игры и упражнения, стимулировать развитие диалогической и монологической речи, развития умения выражать свои суждения и мнения.
Этапы работы 1 этап – подготовительно-информационный, сбор информации. 2 Этап – Практический – познавательный. 3 Этап - Заключительный.
1 этап Календарно - тематический план на месяц. Модель взаимодействия с другими педагогами. Перечень методов и приемов на развитие коммуникации.
Календарно - тематический план на месяц. Неделя Занятие № Тема Задачи Прогнозируемые результаты 1 2 Владение речью -средство общения и культуры. Учить владеть речью, как средством общения и культуры. Уметь владеть речью. 2 2 Невербальные формы общения. Формировать у детей невербальные формы общения: умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнеру при общении. Уметь общаться. 3 2 Рука, как средство коммуникации. Формировать умения детей пользоваться рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные на другого человека движения рукой, телом и глазами. Уметь пользоваться рукой, как средством коммуникации. 4 2 Речевые высказывания детей. Побуждать детей к речевому высказыванию по результатам действий с игрушками. Уметь высказываться по результатам действий.
Модель взаимодействия с другими педагогами Ученик Учитель-логопед Классный руководитель Учителя-предметники Педагог-организатор дефектолог Педагог-психолог
Методы и приемы развития коммуникации: Наглядные: - непосредственное наблюдение; - опосредованное наблюдение ( изобразительная наглядность); - экскурсии; - рассматривание картин и предметов. Словесные: - чтение и рассказывание коротких и простых по содержанию художественных произведений; - заучивание наизусть коротких стихов; - пересказ небольших текстов; - обобщающие беседы. Практические: - дидактические игры; - инсценировки; - игры-драмматизации;
2 Этап – Практический – познавательный Особенности речевого развития младших школьников с умственной отсталостью Орудием человеческого мышления, средством общения и регуляции деятельности служит речь. У всех без исключения умственно отсталых учащихся наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии, которые обнаруживаются на различных этапах речевой деятельности. Одни из них относительно быстро поддаются коррекции, другие сглаживаются лишь в некоторой мере, проявляясь при осложнённых условиях. Для олигофренов характерна задержка становления речи, которая обнаруживается в более позднем, чем в норме понимании обращенной к ним речи и в дефектах самостоятельного пользования ею. Недоразвитие речи может наблюдаться на различных уровнях речевого высказывания. Оно обнаруживается в затруднениях, имеющих место при овладении произношением, широко представленным в первых классах. Это дает основания говорить о более позднем и дефектном по сравнению с нормальным уровнем развития, становлении у детей-олигофренов фонематического слуха, столь важного для обучения грамоте, о затруднениях, возникающих при необходимости точно координировать движения речевых органов.
Перечень методик коммуникативного развития. Метод непосредственного наблюдения; Опосредованное наблюдение; Чтение и рассказывание художественных произведений; Заучивание наизусть; Пересказ; Дидактические игры и упражнения; Игры-драмматизации.
Картотека коммуникативных игр : «Замри» «Восстановление деформированного диалога» «Звери на болоте» «Что случилось?» « Кто ты?» «Что в сундучке?» «Через стекло» «Магазин игрушек» «Пойми меня» «Я бросаю тебе мяч» « Магазин» «Угадай, кто это?»
2 Этап – Заключительный (Создание презентации)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология коррекционной работы учителя-логопеда на школьном логопункте.
Описание опыта коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда с учащимися начальных классов....
Значение дидактической игры в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
На современном этапе развития образования проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. В связи с данной проблемой количество детей,...
Роль кроссвордов в коррекционной работе учителя-логопеда
Роль кроссвордов в коррекционной работе учителя-логопеда...
Пескотерапия- как инновационный метод формирования и развития коммуникативной культуры в воспитательной работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста.
Пескотерапия – это метод развития, коррекции и воспитания посредствам художественного творчества. Цель данного метода заключается в формировании начальной социально-коммуникативной компетенции ш...
«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе школьного логопеда»
Разработка посвящена вопросу использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе школьного логопеда....
Презентация «Коррекционная работа учителя-логопеда по устранению нарушений темпо-ритмической организации речи (заикание) в условиях школьного логопедического пункта»
Заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое ...
Программа коррекционной работы учителя-логопеда на школьном логопедическом пункте
Программа коррекционной работы учителя-логопеда направлена на реализацию системы логопедической помощи обучающимся с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общег...