«Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»
консультация на тему

Ковалева Наталья Савельевна

«Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Уренская коррекционная школа – интернат» Уренского муниципального района Нижегородской области»

Тема педагогического совета:

Профилактическая работа с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Выступление на педсовете по теме: «Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Н.С.Ковалева

Урень, 2016

Воспитание – сложный многогранный процесс, осуществляемый многими людьми одновременно, результат которого отсрочен во времени, а классный руководитель является координатором воспитательной деятельности и его роль важна.  

 Наверное, нет такого учителя, у которого в классе не бывает детей , попавших в трудную жизненную ситуацию . Главное для педагога быть внимательным, неравнодушным и своевременно выявлять в классе таких детей и такие семьи. Как и во всех других школах , в нашей также свою работу классный руководитель начинает со знакомства с детьми класса и их семьями.  Знакомство с детьми своего класса начала еще, когда дети учились в 4 классе: посещала уроки, наблюдала со стороны за детьми, но и вела беседы с учительницей о каждом ребенке.  

Таким образом, уже заочно я познакомилась с детьми и их семьями. На первом родительском собрании провела  анкеты, которые помогли выявить микроклимат, взаимоотношения в семье, участие родителей в жизни ребенка, интересы ребенка, его взаимоотношения со сверстниками, конечно же, пока глазами родителей. Для пополнения информации о ребенке и его семье я посещала семьи, знакомилась с жилищно-бытовыми условиями,  в которых проживает ребенок.

Сейчас в 9классе, в котором я являюсь классным руководителем  , 13 человек, из них 1 уч-ся находится на домашнем обучении, 6 детей проживают в приемных семьях (Бахтин Илья, Занозин Денис, Занозин Максим, Майорова Валентина, Романов Алексей), двое состоят на учете в ПДН (Смирнов Данил, Сергеев Алексей), одна семья из неблагополучной   перешла в статус неполной семьи (Михеева Диана). Класс большой, дружный, нет проблем с посещаемостью детьми школьных занятий.

Социальный паспорт семей, анкеты, тесты, наблюдения за учащимися в дальнейшем, изучение учебной, общественной, трудовой деятельности учащегося, характера его взаимоотношений с одноклассниками, друзьями, учителями, родителями, а также результат бесед и сбора независимых характеристик, которые дают тому или другому учащемуся, взаимодействие с социальными службами школы, в лице социального педагога, инспектора, психолога позволяет выявить детей , находящихся в трудной жизненной ситуации . Если быть внимательным к детям , любить детей , ответственно относиться к своей работе таких детей заметить несложно:

 – ребенок систематически приходит в школу невыспавшимся, голодным, без необходимых школьных принадлежностей и т.д.;

 – у ребенка имеются проблемы в поведении на уроках или переменах; – ребенок систематически опаздывает на учебные занятия;

 – ребенок постоянно пропускает учебные занятия без уважительной причины, имеются сообщения от родственников о ситуации неблагополучия в семье и т.д.

Если такие дети мною выявлены, я обращаюсь к социальному педагогу школы, инспектору и мы вместе посещаем семьи и оформляется акт обследования жилищно-бытовых условий жизни семьи и ребенка.   Моя работа, как классного руководителя направлена на то, чтобы организовать совместную работу родителей, классного руководителя , социального педагога, психолога, преодолению семьей и ребенком трудной жизненной ситуации , в которую они попали. Что для этого делается?

 Работа с обучающимися “группы риска”

  • Систематический контроль за посещаемостью уроков  .
  • Своевременное информирование родителей об успеваемости и пропусках уроков - регулярно.
  • Связь с учителями-предметниками по поводу успеваемости, дисциплины на уроках, опозданий - регулярно.
  •  Профилактические беседы с учащимися и их родителями - постоянно.
  •  Привлечение учащихся к участию в классных и общешкольных мероприятиях

Очень важно детей , попавших в трудную жизненную ситуацию , стимулировать принимать участие во внеклассной, внеурочной работе , занятиях в кружках, секциях, в походах, экскурсиях . 6. Как учитель оказываю педагогическую поддержку и помощь в подготовке домашних заданий, преодолении трудностей в обучении. 7. Стараюсь создать теплый, доверительный микроклимат в   коллективе, чтобы каждому ребенку было комфортно. 8. С целью профилактики разъясняю опасность насилия, ориентирую детей на то, чтобы, находясь в трудной жизненной ситуации , они в любой момент обращались за помощью к педагогу .

Работа с родителями – еще одно направление,  в профилактической работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Правильная организация работы с родителями – залог успеха работы классного руководителя. Каждый родитель должен осознать, что он главный воспитатель своего ребенка, соратник и помощник классного руководителя. Только четко видя задачи и позицию классного руководителя, родители вспомнят о своих детях и начнут оказывать реальную помощь.

 Как правило, провожу родительские собрания со следующей тематикой: «Учебные трудности пятиклассников», «Как научить ребенка планировать свои действия, прогнозируя их последствия », «Поощрения  и наказания в  воспитании детей » «Характер, наследственность и воспитание ». «С чего начинать воспитание воли у подростка», часы общения с классом, направленные на воспитание нравственных качеств (доброта, толерантность, милосердие, дружба, взаимопонимание), беседы, направленные на профилактику пагубных и вредных привычек.  

  Спланированные и продуманные совместные действия многих людей, направленные на воспитание класса, могут дать хорошие  результаты.   На мой взгляд, ни один воспитательный ресурс по отдельности не может дать четкий устойчивый результат. Хочется надеяться, что слаженная совместная деятельность позволит детям моего класса по окончании школы не просто стать частью современного общества, но и занять в нем достойное место, на то, что став взрослыми и создав свои семьи, они смогут избежать ошибок родителей, а их дети уже не попадут в категорию «трудных». Это и будет лучшим показателем работы классного руководителя, сумевшего объединить вокруг себя единой воспитательной целью множество неравнодушных к детям людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации( из опыта работы0...

План работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

В данном плане отражена воспитательная работа с детьми, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Он предназначен также для детей "группы риска"....

План работы с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении

ПЛАНПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫС ОБУЧАЮЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА»  на 2018-2019 учебный год...

План работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

План организации мероприятий для детей , находящихся в трудной жизненой ситуации...

Программа работы с детьми, попавшие в трудные жизненные ситуации

Рабочая программа по работе с детьми, попавшие в трудные жизненные ситуациии. Изменения социально-экономической ситуаци с и в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали ...

Организация адресной работы с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации и их семьями через использование социально – педагогических технологий

Организация адресной работы с обучающимися,находящимися в трудной жизненной ситуации и их семьямичерез использование социально – педагогических технологий...