Социализация младших школьников
статья

Опыт работы классного руководителя  по использованию эффективных приемов и методов, способствующих социализации школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_i_metody_raboty_kl_ruk.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы классного руководителя по использованию эффективных приемов и методов, способствующих социализации школьников.

Учителя начальной школы: Сиротина О. А., Жибарева Р. Г., Первомайский МР Семеновская средняя школа март 2023 г.

Одной из основных задач системы нашего образования является воспитание школьников. Соответствующие нормы и положения закреплены в законодательстве, включены в основные документы, регламентирующие учебно-воспитательную деятельность, федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования. Воспитание детей является наиболее организованной и массовой практикой общественного воспитания.

На современном этапе развития общества основная цель, поставленная перед российским образованием - достичь нового уровня социализации подрастающего поколения, воспитать нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Согласно самому общему определению, социализация – процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе. Анализ различных концепций социализации показывает, что она имеет две составляющие, отражает два параллельных процесса:

1) процесс приспособления (адаптации) человека как биологического существа к жизни в обществе (усвоения социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, включения в социальную практику); это происходит преимущественно в ранний период жизни человека– в детстве, отрочестве, юности;

2) процесс формирования личности – развитие и самоизменение человека в процессе освоения и воспроизводства культуры, которое происходит на всех возрастных этапах.

Основная функция социализации: всестороннее, протяженное во времени вхождение человека в объективный мир –отдельную часть социума, семью или другую общность. Социализация дает возможность понимать себя и интерпретировать поведение других людей, взаимодействовать с окружающими. Незнание общепринятых норм, их несоблюдение создают для личности ситуацию непредсказуемости. Социализация – один из факторов нормального воспроизводства общества. Общественное воспроизводство заключается в том, что происходит не только процесс простого воспроизводства социальной структуры, но и обновления всей системы общественных отношений.

Работу по социализации младших школьников начинаю с изучения семей – это позволяет ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

Семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние школы.

Однако, в тоже время семья не может обеспечить в полном объёме воспитание активной, творческой личности. Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилось под сомнение. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими и сложнейшими задачами становления человека.

Система семейных ценностей, определяющих уклад жизни семьи, является основным средством воспитания нравственности как комплекса жизненных и семейных ценностей. Данное средство обеспечивает приобщение к ценностям семейной культуры. Важными элементами системы являются:

- ценности, на основе которых строятся отношения между членами семьи, такие как:

чувство значимости и необходимости; важно, чтобы каждый член семьи знал, что его любят, ценят и в нем нуждаются.

Гибкость в решении семейных проблем — путь к счастью и ощущению комфорта.

Уважение. Важно привить членам семьи чувство уважения друг к другу. Единственный способ, чтобы сохранить уважение в семье — показать как уважать себя на личном примере. Уважать другого — значит принимать его чувства, мысли, потребности, предпочтения. Уважение, как ценность семьи, распространяется из дома в школу, на работу и другие общественные места, где человек сталкивается с людьми.

Честность образует глубокую связь между членами семьи. Поощряйте честность, практикуя понимание, уважение любых поступков, которые совершают ваши близкие.

Умение прощать. Необходимо научиться прощать людей, которые обидели вас. Все делают ошибки. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на обиды. От обидчика вам стоит получить ответы на все волнующие вас вопросы и сделать выбор — принять , простить, отпустить и идти дальше.
Учитесь быть щедрыми на внимание, любовь, время, общение, даже на некоторые ваши материальные владения.
Щедрость — давание, не думая о том, что вы получите взамен.

Общение — отдельное искусство. Передача информации, чувств — важный элемент становления семейных отношений. Когда люди чувствуют, что легко и открыто могут выражать свои мечты, надежды, страхи, успехи, неудачи, то это способствует только укреплению брачных уз. Отсутствие общения приводит к тому, что малые вопросы перерастают в более крупные, которые заканчиваются ссорами, избеганием, разводом.

Ответственность. Все мы хотим казаться для других ответственными людьми. Некоторые из нас более ответственные, другие — менее ответственные. Чувство ответственности не требует много подталкиваний, чтобы выполнить работу вовремя и правильно.

Идеальная семья немыслима без любви. Любовь - это тепло, нежность, радость. Это главная движущая сила развития человечества, то ради чего существуем все мы.

Семейные традиции, задающие и сохраняющие основные семейные ценности;

Круг семейных событий и праздников, порождающих ценностные приоритеты семьи;

Идеал семейной жизни, определяющий ценностно-смысловую направленность семьи.

Каждый из нас должен иметь четкие представления о тех семейных ценностях, которые способствуют укреплению фундамента для создания крепкой и дружной семьи. Знание моральных и нравственных устоев играет важную роль в укреплении доверия и повышения уверенности к каждому члену семьи.

Наша учительская задача - помочь учащимся в осознании и формировании ценностей семьи, организовать свою воспитательскую работу так, чтобы педагог и родители шли в одном направлении в достижении одной цели - становление духовно-нравственной личности.

Необходимость создания ситуации успеха, потому что успех в учении и в жизни – один из источников внутренних сил учащихся, который позволяет преодолевать трудности, укрепляет желание учиться, который является условием будущей успешной социализации выпускника.

Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

В.А. Сухомлинский.

Следует помнить о возрастных особенностях учащихся.

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Если в этом возрасте ребенок не научится учиться, дружить, то он не обретет уверенность в своих способностях и возможностях.

Младший школьник не столько осознаёт успех, сколько переживает его.

Главный фактор в достижении успеха – оценка со стороны значимого взрослого (родитель, учитель). Важно все: как учитель посмотрел, что сказал, какую отметку поставил.

Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполненной работы. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Помня об этих положительных эмоциях, человек в следующий раз с удовольствием возьмется за подобную работу.

Ситуация успеха - это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, как отдельной взятой личности, так и коллектива в целом.

Условия, способствующие созданию ситуации успеха:

• Оптимальный темп деятельности;

• Соответствие материала по сложности;

• Учет психофизического развития ученика;

• Ориентация на зону «актуального» развития (опора на имеющиеся знания, учащийся может выполнить сам) и зону «ближайшего» развития (учащийся еще не может делать самостоятельно, но способен вместе со взрослым);

• Межпредметные связи;

• Индивидуальный и дифференцированный подход;

• Использование здоровьесберегающих технологий;

• Создание положительного психологического климата на уроке;

  1. (Индивидуальный и дифференцированный подход

В основе дифференцированного обучения лежит создание разноуровневых групп учащихся с определенной целью. Для каждой группы педагогом подбирается то содержание обучения, которое соответствует уровню обученности и потребностям детей.

Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения, переживать успех от осуществляемой деятельности.

  1. Использование здоровьесберегающих технологий

Двигательная активность учеников на уроках способствует лучшему овладению материалом, снятию усталости и перенапряжения, повышает мотивацию к обучению.

  1. Создание положительного психологического климата на уроке

Успешность ученика во многом зависит от учителя. Именно его умение создать атмосферу доброжелательности на уроке или вне урока вызывает положительные эмоции учеников, которые могут стать важнейшим стимулом в учебной и внеучебной деятельности.

Это подбадривающие слова и мягкие интонации, корректность обращений, а так же открытая поза и доброжелательная мимика. Все это создает в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.)

Значимую роль в процессе социализации учащихся играют классные часы, и поэтому они остаются основной формой работы. Они проходят очень разнообразно: это тематические часы, где выступления готовят сами ребята по интересующей их тематике; классные часы с приглашением родителей; мы занимаемся в библиотеке с целью ознакомления с профессиями; проводим часы-дискуссии, классные чаепития.

Работа в парах, в группах.

Групповая работа способствует активизации процессов социализации школьников, формирует умение слушать других, высказывать своё мнение, развивает коммуникативность.

Презентациисамый простой и доступный метод. Демонстрация слайдов, выполненных учащимися, позволяет донести до слушателей материал. Способствует самореализации в современном обществе.

Дидактические игры . Игровые методы можно отнести и к интерактивным методам обучения. Все зависит от выбора игры. Так, популярные игры-путешествия, спектакли, викторины, КВН — это приемы, которые предполагают взаимодействие учащихся друг с другом.

Интерактивный урок, мероприятие с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Например, тесты и олимпиады в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.

Способствует раскрытию способностей личности школьника.

Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС. Урочная проектная деятельность предназначена для формирования у школьников общеучебных и специальных умений в групповой и коллективной работе. Внеурочная проектная деятельность служит эффективным средством для определения, развития и воспитания индивидуальных свойств личности ребёнка.

Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные) — достаточно популярный метод . Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии (учителя, инспектора, экскурсовода).

Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).

Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.

Учебно – исследовательская деятельность младшего школьника должна способствовать формированию научного мышления, которое отличается системностью, гибкостью, креативностью, стимулировать познавательную активность и развитие творческого потенциала учащихся.

Одним из разновидностей методов, способствующих всесторонней социализации личности учащихся являются творческие задания. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода.Такие типы заданий придают смысл обучению, воспитанию, мотивируют учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на персональном опыте и опыте своих друзей, позволяет создать среди учащихся фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса. Это – составление по теме урока ребусов, кроссвордов, нахождение пословиц, сочинение загадок, поиск интересных фактов и т.д.

Интерактивные методы (при которой учитель и ученики активно взаимодействуют друг с другом, это так называемое диалоговое обучение) позволяют включать школьника в учебный диалог, оказывает положительное воздействие на формирование качеств личности, влияющих на ее социализацию: договариваться и приходить к единому мнению, оценивать свой вклад в общий результат, корректно действовать в предлагаемых ситуациях и с уважением принимать мнения других, работать в команде. Неслучайно в процессе становления личности психологи отводят особую роль развитию контактов с другими людьми в условиях общественно значимой совместной деятельности на уроке и во внеклассной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предусматривает такую организацию внеурочной деятельности, в ходе которой младшие школьники включаются в ее различные виды, способствующие решению задач воспитания и социализации. Кружок включает учеников в различные виды деятельности; организовывает досуг и отдых школьников; создаёт условия для общения. Особенностью проведения занятий в кружке является использование более разнообразных (чем на уроках) методов, приемов: дидактических игр, соревнований, практической деятельности, неформального общения, нетрадиционных форм подведения итогов работы (выставки, концерты, показательные выступления, конкурсы, т.д.), что увеличивает привлекательность этой формы работы для младших школьников.

Успешная социализация и развитие ребенка дают больше шансов адаптироваться ему, если ребенок занимается дополнительным образованием. В дополнительном образовании более тесная связь с практикой, именно она обеспечивает социальный опыт с правом выбора.

Такая форма работы, как тематическая неделя включает систему внеурочных мероприятий, решающих различные задачи, реализуется интеллектуальный и творческий потенциал участников. В содержание недели могут быть включены различные мероприятия.Примерами таких внеклассных мероприятий могут служить праздник осени, недели русского языка и математики, интерактивная игра по безопасности. Это яркие примеры формирования социализации учащихся при использовании таких методов, как проект, презентация, дидактическая и деловая игра.

Использую активные методы, привлекаю родителей к организации и участию во внеклассных мероприятиях для их непосредственного контакта с коллективом. Это способствует объединению, лучшему пониманию, повышает уровень коммуникативной культуры.

На каких же основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании?

На этот вопрос убедительно отвечает В.А.Сухомлинский:

"Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской "сильной рукой"...- и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам.…»

Примерами внеклассных мероприятий, способствующих формированию социализации учащихся, могут быть различные праздники, как КТД, часы общения ,экскурсии, во время подготовки к которым и их проведения учащиеся, общаясь друг с другом, реализовывают свой потенциал, раскрывают творческие возможности свои и своих товарищей.

Каждый из нас знает, что люди по жизни идут по ступеням: вверх или, к сожалению, иногда вниз. И надо сделать все для того, чтобы дети шли по лестнице успеха с определенным багажом знаний и умений, необходимых для успешной интеграции в социум.

Желаю, чтобы у наших учеников и у всех присутствующих не иссякал творческий потенциал, и для этого были силы и возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГОС НОО средствами системы учебников "Школа России": цели и задачи воспитания, социализации младших школьников.

В статье рассматриваются задачи формирования личностной, социальной, семейной культуры а так же три подхода к организации нравственного уклада школьной жизни....

Формирование толерантности на уроках и во внеклассной работе как средство успешной социализации младших школьников.

«Толерантные люди – песчинки, склеивающие наш мир, который каждый день трещит по швам.»...

Детская субкультура как механизм социализации младшего школьника.

  В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становиться одной из актуальных. Родители и педагоги ставятся вопросом, что нужно сделать ,чтобы ребёнок, входящи...

Статья "Социализация младших школьников в условиях модернизации образования в инновационном учреждении"

Данная статья была составлена исходя из опыта работы учителей начальной школы МАОУ "Гимназия № 1" г. Саратова. В ней раскрывается сущность социализации, т.к. в процессе неё человек формируе...

Влияние современных информационно-коммуникативных технологий на социализацию младших школьников.

Основным критерием современного общеобразовательного учреждения является создание условий для перехода к новому уровню образования на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)...

СОЦИАЛИЗАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ.

Статья посвящена проблеме социализации детей в современном образовательном учреждении, факторам и условиям, определяющим успешность данного процесса. Основной акцент делается на роли школы как в...

Методическая разработка по теме: «Социализация младших школьников»

Характеристика работы по  по адаптации и социализации личности....