Влияние современных информационно-коммуникативных технологий на социализацию младших школьников.
статья по теме
Основным критерием современного общеобразовательного учреждения является создание условий для перехода к новому уровню образования на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) посредством формирования компетентностной информационной образовательной среды. Применение современных образовательных технологий в практике обучения является неотъемлемым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.Компьютер - мощное средство обучения – от незаменимого источника информации до средства моделирования различных явлений (физических, химических).
А.Я. Цукарь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 21.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние современных информационно-коммуникативных технологий на социализацию младших школьников.
Сергеева Виктория Александровна.
Учитель начальных классов МОУ - СОШ № 6 г. Армавира Краснодарского края.
E-mail: sergey-vika2003@yandex.ru
Основным критерием современного общеобразовательного учреждения является создание условий для перехода к новому уровню образования на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) посредством формирования компетентностной информационной образовательной среды. Применение современных образовательных технологий в практике обучения является неотъемлемым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.Компьютер - мощное средство обучения – от незаменимого источника информации до средства моделирования различных явлений (физических, химических).
А.Я. Цукарь.
Проблема социализации с каждым годом становится всё более актуальной. Сложная, стремительно меняющаяся социальная среда требует от общеобразовательного учреждения создания соответствующих условий для обучения, воспитания и развития человека разностороннего, владеющего многообразными умениями и навыками, адаптировать младшего школьника к современным условиям жизни, воспитывать гражданина-патриота, формировать чувство коллективизма, самостоятельность, развивать творческие способности, организовывать интересный и плодотворный досуг.
С большой долей вероятности можно утверждать, что в ближайшее время педагогам предстоит работать в условиях масштабно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать, FM-радио) и видео-аудио-компьютерной индустрии; разрастания в обществе стилей и форм жизни, деятельности и отдыха, уводящих от реальности.
Достойно ответить на все эти вызовы сможет только педагог, постоянно осуществляющий в отношении их ценностное самоопределение и способный организовать и поддержать самоопределение детей.
Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) на уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Кроме того, они позволяют уже в начальной школе перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Влияние на развитие и социализацию ребенка младшего школьного возраста современных коммуникационных средств, таких как настольные и карманные компьютеры, мобильные телефоны, электронные игровые системы и т.п., пока мало изучено. Авторы практически единодушны в том, что современный ребенок сравнительно легко и свободно владеет всеми этими техническими средствами и овладевает новыми.
Можно говорить о том, что более изученным является влияние образовательных и развлекательных компьютерных и других форм видеоигр, однако получаемые в ходе исследований данные, и делаемые на их основе выводы достаточно двойственны. Диапазон мнений об их влиянии огромен – от констатации безусловного вреда, до неоспоримой пользы и использования игр для новых вариантов игровой терапии и обучения [Прихожан А.М. Влияние электронной информационной среды на развитие личности детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. N 1(9)].
Позитивные стороны.
1. Мультимедийные игры имеют позитивный развивающий и обучающий эффект, повышают результаты тестов интеллекта [Керделлан, Грезийон, 2006; Малева, интернет-ресурс, Шмелев, 1990, и др.]. По данным П.Гринфилд (Greenfield P.M.), существует устойчивая взаимосвязь между игровой практикой и тестовым интеллектом, причем рост происходит в основном за счет показателей невербального интеллекта.
2. Компьютерные игры обучают действовать с помощью проб и ошибок, искать новые пути.
3. Игры способствуют развитию концентрации и переключения внимания.
4. Компьютерные игры способствуют повышению интереса к чтению.
5. Компьютерные игры развивают ловкость, усидчивость и настойчивость.
6.Игры обучают принципиально иному взаимодействию с техникой.
7.Игра позволяет детям экспериментировать в различных сферах социума.
Негативные стороны.
1. Игры тормозят развитие воображения, образного мышления: картинки, движущиеся объекты, натуральное изображение препятствуют полету фантазии.
2. Игры способствуют поверхностному, безответственному отношению к жизни, к поступкам.
3. Игры препятствуют исследовательской деятельности детей, они усваивают операции, которые необходимо произвести, но не задают вопроса: «почему», не рассматривают причинно-следственные связи.
4. Многие игры учат насилию и жестокости, а также представлению о том, что насилие может быть единственным путем к успеху.
5. Увлечение компьютерными играми способствует развитию компьютерной зависимости, бегства от действительности.
6. Компьютерные игры при их чрезмерном использовании препятствуют нормальной адаптации ребенка в реальной жизни.
Столь же противоречивые данные имеются и по поводу использования Интернета, хотя, по данным исследований, лишь незначительная часть младших школьников использует Интернет. Как правило, он используется для приготовления уроков, подготовки каких-либо докладов или рефератов. Вместе с тем, практически все исследователи подчеркивают опасность случайного попадания детей на порнографические, эротические сайты, сайты, содержащие призывы к насилию, описывающие способы изготовления бомб и т.п.
Мы будем говорить о том, что и влияние компьютерных игр, и влияние Интернета, как и телевидения, всецело зависит от семейной ситуации, от той среды, в которой растет и воспитывается ребенок. Рекомендации для родителей ориентированы не столько на запрет определенных видеоигр или сайтов, сколько на общение по их поводу, на совместные «прогулки» по Интернету.
Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся начальной школы, а для учителей стали нормой работы – это, на наш взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в современной школе.
1. Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике // Школьные технологии. 2005. №1
2. Босова Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // 3. Информатика и образование. - 2002. - №1
4. Керделлан, Грезийон, 2006; Малева, интернет-ресурс, Шмелев, 1990, и др.
5. Прихожан А.М. Влияние электронной информационной среды на развитие личности детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010.
№ 1(9)].
Сборник тезисов. ХII Международный форум
образовательных технологий «Дополняя реальность»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние интерактивных информационно-коммуникативных технологий на повышение качества обучения.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информа...
Положительные и отрицательные стороны использования информационно-коммуникативных технологий в обучении младших школьников.
В связи с использованием в обучении детей большого количества компьютеров, мультимедийных устройств, возникает вопрос, какое же влияние оказывают информационно-коммуникационные технологии ...
Использование современных информационно-коммуникационных технологий в обучении младших школьников
В статье рассказывается о внедрении ИКТ в учебную деятельность для повышения интереса по предметам и активизации учебной работы в новых условиях....
Использование современных информационно-коммуникационных технологий в обучении младших школьников
статья...
Влияние ЗОЖ на социализацию младшего школьника.
. Обучение здоровью должно способствовать формированию культуры здоровья, которая является частью культуры общества. Культура охватывает всю совокупность проявлений социальной жизни индивидов и социум...
Тема инновационного педагогического опыта «Использование информационно – коммуникативных технологий в обучении младших школьников»
Использование мультимедийных средств, интерактивной доски, документ-камеры, презентаций, позволяет повысить эффективность учебного процесса и качества обучения детей. Всё это п...
Использование современных информационно-коммуникативных технологий в работе учителя – логопеда с учащимися младшего школьного возраста.
Практика работы школьных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно – коммуникативных технологий в организации образовательного процесса. С...