Детская субкультура как механизм социализации младшего школьника.
презентация по теме
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становиться одной из актуальных. Родители и педагоги ставятся вопросом, что нужно сделать ,чтобы ребёнок, входящий в мир его окружающий стал уверенным, счастливым, умным успешным. В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становиться одной из актуальных. Данный материал предлагает использовать р педагогической деятельности различные формы и виды работы в развитии детской субкультуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.docx | 95.14 КБ |
prezintaciya_k_pedsovetu_1_klass_shipilova.pptx | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Астраханской области, Икрянинского района
Начальная школа - детский сад «Автомобилист»
Педсовет на тему:
«Детская субкультура как
механизм социализации младшего школьника.»
Подготовила и провела
учитель нач. классов
Шипилова О.В.
Апрель 2012 уч.г.
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становиться одной из актуальных. Родители и педагоги ставятся вопросом, что нужно сделать ,чтобы ребёнок, входящий в мир его окружающий стал уверенным, счастливым, умным успешным. Общекультурная среда, формирование жизненного опыта ребенка, принятие возрастных норм поведения в группе сверстников, умение эффективно выйти из трудных ситуаций, решение своих эмоциональных проблем, умение влиять на других, познавать мир, себя и окружающих.Всё это ничто иное как детская субкультура.
Детская субкультура – особая система бытующих в детской среде представлений о мире, ценностях, совокупность особенностей поведения, форм общения и деятельности самих детей. Она регулирует взаимодействие детей внутри своей группы и на уровне возрастных подгрупп. Носителями основных культурных ценностей является детское сообщество, которое транслирует их через соответствующие традиции, обычаи, ритуалы и социального опыта от поколения к поколению. Благодаря детской субкультуре, передающей из поколения в поколение специфические способности организации детской деятельности, нормы и ценности мировосприятия, взаимоотношение со сверстниками, ребёнок оберегает свою сущность, конструирует свой собственный мир. Так, например:
- дразнилки и обзывалки, высмеивающие ябедничество, плаксивость, жадность. Выполняют воспитательную функцию, помогают при нападках сверстников отстаивать себя в форме словесной самозащиты, тренируют эмоциональную устойчивость ;
-колыбельные песни, потешки, прибаутки для маленьких имеют мировозренчиское значение, так как знакомятся с простейшей моделью мироустройства: дом- защита и опасный внешний мир, который до определённого времени ребёнку знать не надо;
-детское собирательство, тайники, секреты дают возможность ребёнку материализировать своё тайное присутствие, и утвердить себя через эти предметы: «я есть», « я могу». Что помогает пережить чувство одиночества, при формировании личности.
В содержании современной детской субкультуре разные
- 1 -
авторы(В.В.Абраменков, Т.И.Алиев, Н.М.Зарянова) выделяют различные компоненты. Обобщенный анализ разных точек зрения позволяет выделить следующие компоненты детской субкультуры:
-детский правовой кодекс, раскрывающий своеобразие норм поведения, взаимоотношений со сверстниками. Это правила вступления в различные формы и виды деятельности и выхода из них, знаки собственности, взыскание долгов, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах;
- детский фольклор( колыбельные песни, прибаутки,потешки, считалки…)
- детский юмор( анекдоты,розагрыши)смеховой мир детства ( перевёртыши, истории-небылицы);
- детское собирательство и коллекционирование
-детская мода ( составление веночков и букетов);
- интерес к посещения страшных мест, свалок.
Всё перечисленное это процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения воспроизводства социокультурного опыта. Важнейшая проблема становления человека с точки зрения общества- обеспечение успешной социализации подрастающего поколения.
Социализация-это адаптация личности к обществу путём усвоения социального опыта, ценностей, норм, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам. Социализация- это формирование собственной позиции и неповторимой индивидуальности, процесс саморазвития и самореализации. В ходе которого создаётся новый социокультурный опыт. Начальной школой с первого дня пребывания ребёнка как ученика целенаправленно создаются условия, обеспечивающие приобщение школьника в детское сообщество, накопление опыта регуляции взаимодействия между детьми возраста и пола, завоевание личностного статуса отличного от статуса ребёнка в семье. Перед педагогом стоит задача приобщения к детской субкультуре:
- формирование знаний, умений, навыков конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне;
- создание условий для приобретения важных качеств, как самостоятельность,
-2-
активность, социальная уверенность.
Для этого надо использовать такие формы работы в школе, в ходе которых происходит ознакомление с учебным заведением(экскурсии, целевые посещения предметных кабинетов ),формы работы способствующие сближению и первоклассников и учеников 2-4 классов и учеников среднего звена( встречи, беседы со всеми учениками школы, недельные итоговые линейки, совместная трудовая деятельность).Всё перечисленное выше способствует гармонизации социализации- индивидуализации ребёнка в классе и группе сверстников, осознанию своего социального «Я». Рассмотрим несколько форм приобщения школьника к детской субкультуре.
ВЫСТАВКИ, по определению В.И.Даля,- собрание каких либо замечательных предметов. Для выставки определяется специальное место в классе. Выставочный материал должен содержать информацию о владельце, экспонате(название, имя, фамилию владельца)
- 3 -
Темы могут быть различными: моя любимая игрушка, осенние причуды, семейные фотографии, персональная выставка детских рисунков, бисероплетение, вышивка, моделирование. К семейным выставкам обязательно привлечь родителей для оказания помощи в оформлении выставки, с выставочными объектами должны соседствовать семейные фотографии(те которые отражают туризм, отдых, рыбалку…)А персональные выставки выявляют способности детей и их увлечения.
Презентация
Это активная форма работы, позволяющая в различных видах детской деятельности выразить общие интересы коллектива, в работе дети налаживают отношения со сверстниками, овладевают разнообразными способами и средствами общения. Участвуют в общем деле и получают результат коллективного творения. Большую роль играет подготовка предварительной работа, в которую входят:
Тематика презентации рассматривает все интересы учащихся. Это экскурсии по фотовыставкам (городов, отдых , здоровый образ жизни, «я в детском саду», давайте познакомимся, мои увлечения, в гостях у сказки)
-4-
Очень активно используются игровые проекты как форма взаимодействия детей в деятельности и развивают способности организовать игру. Задача социализации игры- обогащение опыта детей, осознание норм и правил поведения, освоить разнообразные социальные роли в коллективной жизни сверстника. Сформировать у ученика умение сотрудничать, отстаивать свои суждения и сравнивать себя с другими. Проекты могут быть долгосрочные, которые включают ряд мероприятий и короткосрочные. В проектной деятельности обязательное требование получение продукта, которые в дальнейшем будут использоваться в детской деятельности.
Отдельной формой приобщения к детской субкультуре рассматривается события. События- форма, с помощью которой создаются условия для самореализации ребёнка в группе сверстников и развитие у него адекватной самооценки своих возможностей.
В словаре С.И.Ожегова событие трактуется как значительное явление, факт общественной, личной жизни. В педагогике события предполагают наличие в жизни детей ярких, эмоционально-насыщенных дел, которые значимы и привлекательны как для коллектива, так и для личности. Основная задача такой формы это самореализация ученика в группе сверстников, развить адекватную
- 5 -
оценку своих возможностей и непременно воспитывать нравственные качества у младшего школьника. Использовать в работе предпочтительно упражнения на обучение нормам и правилам поведения, культурного общения.
Цель школы-формирование ключевых компонентов, которые являются универсальными и применяются в различных жизненных ситуациях. Этими компонентами должен обладать каждый ученик, чтобы эффективно действовать в ситуациях профессиональных, личностной и общественной жизни. Все перечисленное нами выше помогает нам с формулировать основные компоненты освоения учащимися способов деятельности в неопределённых проблемных ситуациях. Умение самостоятельно вступать в контакт с любым собеседником, поддерживать контакт в общении, соблюдать нормы и правила общения, а также использовать невербальное общение, проявлять уважение и терпимость к чужому мнению. Высказывать и аргументировать собственное мнение, грамотно разрешать конфликтные ситуации всё это как ничто иное - коммуникативный компонент.
Умение самостоятельно находить партнёров для сотрудничества и объединяться с ними в группы, распределять между собой роли и задачи, координировать свои действия с действиями других членов группы, решать общие задачи, разрешать противоречия всё это развивает кооперативные качества.
- 6 -
Основа формирование детской субкультуры- это опыт учащихся, полученный в жизненных и учебных ситуациях, актуализированный на уроках или во внеурочной деятельности; новый, приобретённый в ходе проектной деятельности, ролевой игры, психологических тренингов и т.д.
-7-
Литература:
- Иванов Н.В., Бардинова Е.Ю., КалининаА.М. Социальное развитие детей в ДОУ. М:ТЦСфера,2008г.
- Хирьянова И.С. Комплесный подход в учебном процессе начальной школы.Журнал управление начальной школой 2009 №10.
- Страницы интернета: Современная детская юношеская субкультура в Росс
ии.Т.Д.Попкова.
-8-
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Детская субкультура особая система бытующая в детской среде представленной в мире, ценностях, совокупность особенностей поведения, форм общения самих детей .
Социализация-процес развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта(Ф.В.Мудрик) Адаптация личности к обществу путём усвоения социального опыта,ценностей,норм, установок присущих ,как обществу так и отдельных групп. Формирование собственной позиции и неповторимой индивидуальности, процесс саморазвития и самореализации.
Осознание своего социального «Я»
Компоненты детской субкультуры Выставка - собрание каких-либо замечательных предметов(В.И.Даль ) тематические авторские
ВЫСТАВКИ В классе определяется специальное место, на работе содержаться информация о владельце, экспонате . Условия для раскрытия мира ребёнка
Презентация- активная форма работы, позволяющая в различных видах детской деятельности общие интересы группы.
СОБЫТИЯ- форма условий самореализации ребёнка в группе сверстников.
КОМПОНЕНТЫ
Детская субкультура- это опыт учащихся, полученный в жизненных и учебных ситуациях, актуализированный на уроках или во внеурочной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГОС НОО средствами системы учебников "Школа России": цели и задачи воспитания, социализации младших школьников.
В статье рассматриваются задачи формирования личностной, социальной, семейной культуры а так же три подхода к организации нравственного уклада школьной жизни....
Формирование толерантности на уроках и во внеклассной работе как средство успешной социализации младших школьников.
«Толерантные люди – песчинки, склеивающие наш мир, который каждый день трещит по швам.»...
Статья "Социализация младших школьников в условиях модернизации образования в инновационном учреждении"
Данная статья была составлена исходя из опыта работы учителей начальной школы МАОУ "Гимназия № 1" г. Саратова. В ней раскрывается сущность социализации, т.к. в процессе неё человек формируе...
Психологические особенности и механизмы развития младшего школьника
Для описания процесса развития психики необходимо рассматривать изменения, происходящие с ребенком в период с 6-7 до 11-12 лет, то есть в период младшего школьного возраста....
Статья: психологические особенности и механизмы развития младшего школьника
Психологические особенности и механизмы развития младшего школьника...
Психологические особенности и механизмы развития младшего школьника
Психологические особенности и механизмы развития младшего школьника...
Доклад на тему: «Особенности социализации младших школьников. Проблемы социализации»
Основной задачей педагога в младших классах является облегчение вхождение ребенка в общность с новыми правилами, где главным процессом является процесс обучения и отчасти труда. В этой связи в р...