Социальный проект школьников и учащейся молодежи «Свой мир мы строим сами!». Номинация «Моя Россия» . Масленица и её культурные традиции
проект (1 класс)

Федерякина Юлия Сергеевна

           Достаточно часто мы отмечаем праздники по нашему Российскому календарю. Некоторые праздники признают на государственном уровне, а некоторые народ отмечает сам по своей личной инициативе, передавая традиции празднования из поколения в поколение.

           Мы хотим подумать над тем, зачем до сих пор на такие праздники, как Рождество,  Масленицу народ стремится пообщаться друг с другом. Обычно, дети сейчас часто сидят в телефонах, компьютерах. Взрослые тоже постоянно чем-то заняты. Почему же так происходит? Почему же нам так интересно отмечать подобные праздники, хотя прошло уже более 2000 лет. А главное, зачем это нужно? Что дает нам эта память и эти традиции?

Мы решили взять за основу исследования историю возникновения и традиции празднования Масленицы.

Тип проекта: образовательный, коллективный

Объект исследования: традиции праздника Масленица

Цель исследования: исследовать историю возникновения и традиции проведения Масленицы, древнейшего дохристианского праздника.

Гипотеза: Важно хранить традиции и отмечать народные праздники, потому что они создают основу русской культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство просвещения Российской Федерации

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ерзовская средняя школа имени Героя Советского Союза

 Гончарова Петра Алексеевича»

                        Областной конкурс

социальных проектов школьников

и учащейся молодежи «Свой мир мы строим сами!»

Номинация «Моя Россия»

Масленица и её культурные традиции

Выполнили:

учащаяся 1 «Б» класса

К.Кириченкова,

 учащаяся 3 «Г» класса

В.Деркачёва,

           учащаяся 1 «А» класса

А.Баскинова

обучающиеся МБОУ

«Ерзовская СШимени

 Героя Советского Союза

Гончарова П. А»

Городищенского    района Волгоградской области

        Руководители:

Федерякина Юлия Сергеевна, Холошенко Ирина Александровна,

Юлпатова Любовь Петровна

учителя начальных классов МБОУ «Ерзовская СШ»

2023 г.

Введение

           Достаточно часто мы отмечаем праздники по нашему Российскому календарю. Некоторые праздники признают на государственном уровне, а некоторые народ отмечает сам по своей личной инициативе, передавая традиции празднования из поколения в поколение.

           Мы хотим подумать над тем, зачем до сих пор на такие праздники, как Рождество,  Масленицу народ стремится пообщаться друг с другом. Обычно, дети сейчас часто сидят в телефонах, компьютерах. Взрослые тоже постоянно чем-то заняты. Почему же так происходит? Почему же нам так интересно отмечать подобные праздники, хотя прошло уже более 2000 лет. А главное, зачем это нужно? Что дает нам эта память и эти традиции?

Мы решили взять за основу исследования историю возникновения и традиции празднования Масленицы.

Тип проекта: образовательный, коллективный

Объект исследования: традиции праздника Масленица

Цель исследования: исследовать историю возникновения и традиции проведения Масленицы, древнейшего дохристианского праздника.

Гипотеза: Важно хранить традиции и отмечать народные праздники, потому что они создают основу русской культуры.

Задачи:

1. Изучить историю возникновения праздника;

2. Познакомиться с традициями праздника;

3. Выяснить, чем интересен праздник детям и взрослым;

4. Узнать, почему важно хранить традиции;

5. Создать сценарий, декорации для представления, видеоролик;

6. Принять участие в проведении праздника;

7. Развивать творческие, организаторские способности

Методы исследования: наблюдение, анкетирование, анализ полученных данных, изучение специальной литературы, работа с интернет ресурсами, родителями, учителями-предметниками, обобщение результатов.

Продукт:

театрализованное представление, сценарий, видеоролик.

Результат:

Практический:

- нахождение и обработка информации;

- составление и проведение соцопроса;

- разработка сценария и проведение праздника;

- творческая подготовка к празднику: выпекание блинов, изготовление кукол, демонстрация игр, оформление декораций.

Участники проекта: учащиеся 1 «А», 1 «Б» и 3 «Г» классов

Ресурсное обеспечение реализации проекта: интернет - ресурсы, компьютер, проектор, фотоаппарат, колонки

                                Актуальность

                Недавно мы отмечали главные зимние праздники: Новый год, Святки, Рождество, 23 февраля, Масленицу, 8 Марта. Мы задумались, почему народ отмечает некоторые праздники по своей инициативе, когда в этот день нет выходного, а люди все равно находят время, средства, компанию, чтобы обязательно отметить этот день? В нашем поселке каждый год проходят традиционные проводы Масленицы. В последнее воскресенье зимы собираются жители поселка, чтобы послушать выступления скоморохов, поиграть в интересные игры, поесть горячих блинов со сгущенкой, вареньем, медом. Нам стало интересно, откуда же произошел такой праздник. Мы захотели изучить этот вопрос, а также узнать, что еще интересного происходит на масленицу. Мы подготовили проект для своих одноклассников о культурных традициях проводов зимы, который поможет им узнать новое и весело провести свой праздник в школе. Подобные праздники чтятся и становятся семейными.

                                

Этапы реализации проекта

                                

                        Организационный этап:

Сбор информации:

           Чтобы выяснить насколько наши одноклассники знают об истории праздника Масленица, нами был проведен социальный опрос среди учащихся начальных классов.

ФОТО

Результаты опроса показали, что:

58% учащихся знают о существовании данного праздника и празднуют его;

20% знает о том, что такой праздник существует;

13% слышали о празднике из СМИ;

5 % не знают, не празднуют, но хотели бы узнать;

4% не знают, но празднуют.

Количество участников социального опроса: 64 человека.

Возрастная категория:  7-9 лет

Вывод: после опроса мы выяснили, что многие школьники, хотя и отмечают Масленицу, но не знают историю этого праздника, им просто нравится представление с играми и угощением. Поэтому выбранная нами тема поможет нашим одноклассникам разобраться в увлекательных культурных традициях праздника, и осознано и активно участвовать в праздничных мероприятиях.

Подготовительный этап:

На собрании инициативной группы мы распределили обязанности по направлениям.

Направления

Содержание работы

Ответственные

Журналисты-аналитики

Анкетирование, анализ, статистика

Данченко Роман 3 класс,

Киселев Владислав 3 класс,

Тарабукина Анна 1 класс,

Баскинова Аксинья 1 класс

Художники-декораторы

Оформление рисунков, изготовление кукол, создание декораций

Воропаева Диана 1 класс,

Плешевцова Ева 1 класс, Рудаскова Полина 1 класс,

Кириченкова Кристина 1 класс

Оформление праздничного стола

выпекание блинов совместно с родителями

Кириченкова Кристина 1 класс,

Баскинова Аксинья 1 класс, Деркачева Варвара 3 класс,

Киселев Владислав 3 класс,

Данченко Роман 3 класс.

Артисты

Проведение игр, творческие номера

Кириченкова Кристина 1 класс,

Баскинова Аксинья 1 класс, Деркачева Варвара 3 класс,

Юлпатов Руслан 5 класс,

Баранник Ангелина 5 класс

Исследователи

Сбор информации

Кириченкова Кристина 1 класс,

Баскинова Аксинья 1 класс, Деркачева Варвара 3 класс,

Сценаристы

Составление сценария

Кириченкова Кристина 1 класс,

Баскинова Аксинья 1 класс, Деркачева Варвара 3 класс,

Юлпатов Руслан 5 класс,

Баранник Ангелина 5 класс

Операторы

Съемка

Юлпатов Денис 8 класс,

Лебедева Марина 8 класс

Практический этап

Масленица - это праздник весеннего солнцеворота, который проходит с шумными веселыми гуляниями целую неделю. Он означает, что зима уходит и приходит весна и нужно помочь солнышку растопить снег, для этого мы печем блины. Блины - это символ бога Ярилы,и, чтобыумаслить его, люди выпекали маленькие солнышки и веселились от души.

          Весну ждали не только в нашей стране. У других народов тоже есть свои традиции празднования масленицы. Интересно празднуют в Шотландии. Здесь на Масленицу было принято печь «постные лепешки». В сложенные вместе ладони насыпали горсть овсяной муки, затем муку крепко сжимали в ладонях и погружали в  холодную воду, а полученный шар выпекали в очаге прямо в горячей золе.

         Выпечку блинов шотландцы считают важным актом, в котором стараются принять участие все члены семьи: один смазывает маслом сковороду, другой льет на нее тесто, третий переворачивает блин…

А в Англии в одном из английских городов уже много лет проводятся соревнования в беге женщин с блинами. В 11.45 раздается звон «блинного колокола».

         Каждая женщина бежит с горячей сковородкой и блином. Правила соревнований предписывают, что участники должны быть не моложе 18 лет; на каждой обязательно фартук и косынка; во время бега нужно не менее 3 раз подбросить блин на сковороде и поймать его. Первая женщина, которая передаст блин звонарю, становится чемпионкой блинных гонок на год.

В Дании в школах в эти дни проводят театральные представления, концерты. Школьники обмениваются знаками дружбы, передают своим друзьям через знакомых шуточные письма без указания обратного адреса. Если мальчик получит такое письмо от девочки и угадает ее имя, то она ему дарит шоколадку.

К нам Масленица пришла из глубины веков после крещения Руси и празднуется по сей день, продолжая традиции русской культуры.

Масленицу отмечают за неделю до начала православного поста. Пост - это время, когда нельзя кушать мясо, молоко и веселиться. И поэтому до поста людям хотелось весело погулять, вкусно покушать и сходить в гости. Масленица длилась неделю.

Понедельник – Встреча. Люди делали соломенное чучело и планировали программу гуляний на неделю.

Вторник – Заигрыши. Подготовка к народным гуляниям. Ставили столбы, качели, карусели для забавы.

Среда – Лакомка. Выпекали блины, ставили самовары на улице, угощали чаем и блинами родственников, друзей  и просто прохожих.

Четверг – Разгул. Начало массовых гуляний, кулачных боев и различных состязаний. Например, состязание Столб, перетягивание каната. А также водили хороводы. Люди брали разноцветные длинные ленты, которые крепились к колесу на столбе, и ходили по кругу, под музыку исполняя хороводную песню.

Пятница – Тёщины вечёрки. Ходят в гости к родственникам, укрепляют родственные связи и прощают все обиды.

Суббота – Золовкины посиделки. Женские посиделки.

Воскресенье – Проводы  Масленицы. Сжигают чучело, для того что бы ускорить приход зимы. Яркий огонь своими лучами растапливает снег по всему миру, как весеннее солнышко.

Творческий этап

Закличка

Веселись народ:

В гости Масленка идет

С пирогами и блинами, Весну под руки ведет!

Будем петь, гулять,

Весну-матушку встречать.

На санях кататься, блинами баловаться.

Приходи честной народ,

К нам на представление,

Ждет вас праздник озорной

Всем на удивление.

Собрались сегодня мы

Здесь на проводы зимы

Всех без исключения

Зовем на представление!

Пословицы:

Масленица без блинов, как именины без пирогов.

Масленица семь дней гуляет.

Масленицу провожаем, света солнца ожидаем.

Это Масленица идет, блины да мед несет.

Не все коту масленица, будет и Великий пост.

Отрывок из художественного произведения

Куприн «…Блин кругл, как настоящее щедрое солнце. Блин красив и горяч, как горячее, все прогревающее солнце, блин полит растительным маслом, это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин символ солнца, красных дней, хороших урожаев ладных браков и здоровых детей» - писал о блинах русский писатель Александр Иванович Куприн.

Песня «Как на Масленой неделе»

Как на Масляной неделе

Мы блиночков захотели

Много вкусных напекли

И на праздник принесли.

Угощайтесь все блинами

Мы отведаем их с вами

Чай с вареньицем попьем

Песню весело споем.

Всюду смех, потеха, шутки,

Песни, танцы, прибаутки,

Для забав настал черед –

Веселись, гуляй, народ!

Мы весну - красну встречаем,

Чучело зимы сжигаем

Говорим: «Зима, прощай!

Снег и стужу забирай!»

                                                Заключение

Изучив традиции праздника, мы решили провести праздник Масленицу с соблюдением самых интересных традиций, чтобы заинтересовать младших школьников продолжать осознанно отмечать этот праздник.

После проведенного мероприятия повторный опрос показал, что праздник понравился всем учащимся, 97 % учащихся будут продолжать его отмечать.

После долгой зимы люди хотят ярких эмоций и новых впечатлений. И масленица дает возможность проводить зиму, эмоционально зарядиться, а также служит вдохновением для творчества.

В результате ребята:

- провели время с семьей, научились печьблины и оригинально их оформлять;

- узнали, зачем на Масленицу  нужно чучело, научились делать кукол;

- узнали и научились играть в разные традиционные масленичные игры;

- научились ставить проблему, разрабатывать и проводить анкетирование, анализировать данные и делать выводы;

- попробовали себя в качестве сценаристов

Вывод: этот праздник и его традиции воспитывают новые поколения, т.к. достаточно активно пропагандируется СМИ, встречаются в школьной программе: в литературе, окружающем мире.

Праздники позволяют нам хранить и передавать русскую культуру, от отца к сыну, от бабушки внучке и т.п.

В масленичную неделюлюди стремятся выйти из дома, поздравить даже незнакомых людей с праздником, хотят разделить свою радость не только с близкими. В такие моменты весь народ становится одной большой семьей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника через приобщение его к отечественной религиозно-культурной традиции

Выступление на I Епархиальных рождественских образовательных чтениях на тему "Нравственная ответственность церкви, государства и общества в деле просвещения"....

«Возрождение культурных традиций, связанных с театральной, хореографической, вокальной и концертной деятельностью», социальный проект+презентация

«Возрождение  культурных  традиций,  связанных с театральной, хореографической, вокальной и концертной деятельностью», социальный проект+презентация...

Социальный проект как средство обеспечения социально-культурной адаптации детей с ОВЗ.

Статья посвящена вопросам адаптации детей с интеллектуальными и физическими нарушениями. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается  специальными службами сопровождения. ...

Социальный проект как средство обеспечения социально-культурной адаптации детей с ОВЗ.

Статья посвящена вопросам адаптации детей с интеллектуальными и физическими нарушениями. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается  специальными службами сопровождения  Обеспеч...

Социальный проект "Даёшь молодежь!"

Проект предполагает вовлечение подростков в деятельность по созданию современного ландшафтного дизайна возле детского клуба по месту жительства "Радуга"...

Публикация исследовательских проектов учащихся в сборнике материалов VII всероссийской заочной научно-практической конференции учащейся молодежи

В сборнике материалов конференции представлены два детских проекта моих учащихся  по темам "Что за чудо - Снеговик?" и "Карандаш -приятель наш"....

Программа проекта «Свой мир мы строим сами»

Программа социально значимых проектов....