Региональный этап конкурса "Уроки Победы 2023". Номинация "Лучший социальный проект". Социальный школьный проект "Маршрут памяти"
проект (4 класс)
Региональный этап конкурса "Уроки Победа". Номинация "Лучший социальный проект". Социальный школьный проект "Маршрут памяти"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
marshrut_pamyati_polishchuk_otpravit_wecompress.com_.docx | 810.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Баскаковская средняя школа»
Номинация «Лучший социальный школьный проект»
Маршрут памяти
Автор:
учитель начальных классов
Полищук Ольга Константиновна
с. Баскаково
2023 год
Содержание:
1. Предисловие………………………………………………………………………………………………………..2
2. Аннотация…………………………………………………………………………………………………………10
3. Обоснование проекта……………………………………………………………………………………………..10
4. Цель и задачи проекта…………………………………………………………………………………………….14
5. Управление проектом……………………………………………………………………………………………..15
6. Рабочий план проекта……………………………………………………………………………………………..22
7. Ожидаемые результаты проекта………………………………………………………………………………….27
8. Методы оценки результатов проекта…………………………………………………………………………….28
9. План дальнейшего развития проекта…………………………………………………………………………….35
10. Список литературы……………….. …………………………………………………………………………….36
Предисловие…
Четырнадцать мемориалов как отблески войны
Овеяны покоем печальной, горькой тишины.
Четырнадцать шагов пройдем лесной тропой,
Чтобы напомнить: каждый был герой.
Шаг 1 | Шаг 2 |
Братская могила №1, центр города Гагарин Март 1943 года Воинское захоронение в центре города появилось в начале марта 1943-го. В этой братской могиле с воинскими почестями были похоронены офицеры, сержанты и рядовые бойцы. По данным Гагаринского военкомата, в 1955 году сюда же перезахоронены останки погибших из 29-й гвардейской стрелковой дивизии, которая первой вошла в Гжатск, и погибшие партизаны [1]. | Город Гагарин, братская могила №2 (воинский мемориал) 1943 года Первоначально, в 1943-1944 годах, здесь производилось захоронение умерших от ран и болезней в эвакогоспиталях – 350 человек. В 1954–1956 годах на это место переносились останки погибших советских воинов из братских и одиночных могил, а также незахороненные останки, обнаруженные в труднодоступных местах на бывшей линии фронта. Всего в 1965 году сюда перезахоронены останки 2688 погибших. В 1960 году сюда же перенесены останки 69 погибших [1]. |
Шаг 3 | Шаг 4 |
Деревня Костивцы, братская могила №3 1943 год. В 1943–1944 годах, в этой братской могиле производилось захоронение умерших от ран и болезней в эвакогоспитале. В разрозненных архивных документах Гжатского военного комиссариата за 1965–1966 годы сохранилось документальное упоминание о захоронении эвакогоспиталем 170 умерших. По тем же данным, в 1955 году в три отдельные могилы сюда перенесены останки 132 погибших из ближайших населенных пунктов [1]. | Поселок Карманово, братская могила №4 (воинский мемориал) август-сентябрь 1942 г. В братской могиле покоились офицеры, сержанты и солдаты, принимавшие участие в освобождении поселка Карманово и Кармановского района, и павшие в этих боях летом и осенью 1942 года. По обрывочным данным Гжатского военкомата, которые обнаружились в фондах Мемориального музея Ю.А. Гагарина, братская могила в центре Карманово, где в одном месте покоились останки 184 погибших, в середине 50-х кардинально преобразилась. По решению местных органов власти в 1955 году сюда были перенесены останки 2190 погибших воинов из одиночных и групповых могил, оставшихся после войны на территории Кармановского района [1]. |
Шаг 5 | Шаг 6 |
Деревня Акатово, братская могила №5 Май 1989 года Первое захоронение на этом месте произведено 6 мая 1989 года: с воинскими почестями были преданы земле останки советских воинов, обнаруженные на местах боев в окрестностях Акатово отрядом «Снежный десант» из Татарстана. Как сообщалось в районной газете «Красное Знамя» («Мы этой памяти верны», 13.05.1989 г.), вместе с останками было обнаружено 11 солдатских медальонов, часть из них удалось прочитать. В результате установлено 8 имен погибших [1]. | Деревня Баскаково, братская могила №6 Март 1943 года 9-10 марта 1943 года, в этой братской могиле захоронены бойцы и командиры 28-й стрелковой бригады, погибшие при штурме укреплений врага на подступах к Баскаково и в самой деревне 7-8 марта 1943 года. Там же могли оказаться воины 352-й стрелковой дивизии и соседних с нею частей и подразделений 5-й и 20-й армий Западного фронта, принимавшие участие в освобождении Гжатского района и павшие в этих боях. В 1954–1956 годах в могилу переносились или могли быть перенесены останки погибших воинов из деревень Веригино, Дубровка, Плоское и др. [1]. |
Шаг 7 | Шаг 8 |
Деревня Рыльково, братская могила №7 Май 1990 год Первые захоронения произведены 8 мая и 3 ноября 1990 года. Тогда же был изготовлен и установлен временный обелиск из гранита с надписью «Всесоюзная вахта памяти, май 1990 года». По обобщенным сведениям, сюда были перенесены останки более 2 тысяч советских воинов из различных частей и соединений, павших в боях и умерших от ран в 1941-1943 годах в районе деревень и урочищ Рыльково, Груздево, Лукьянцево, Сорокино, Долгое, Долгинево, Чурилово, Клячино, Гладкое, Б. Каменка, Старое, Колесники. По данным Гагаринского военкомата за февраль 1992 года, здесь были захоронены останки 2282 погибших, в том числе известных – 31, неизвестных – 2251[1] . | Деревня Самуйлово, братская могила №8 Май 1991 По данным Гагаринского военкомата за 1992 год и свидетельствам местных жителей, на этом месте 8 мая 1991 года захоронены останки советских бойцов и командиров, поднятые на местах боев в районе деревень и урочищ Баранцево, Большие Носовые, Конобеево, Костино, Махотино, Сабурово, Титово, Триселы (Большие и Малые), Чернейка, Ясная Поляна. Поисковые работы проводились в конце апреле – мае того же 1991 года в рамках межрегиональной «Вахты памяти»: 585 погибших были найдены и захоронены как неизвестные, имена 16 человек удалось установить [1]. |
Шаг 9 | Шаг 10 |
Урочище Медведки, братская могила №10 Май 1992 Первое захоронение в братскую могилу урочища Медведки было сделано поисковой группой «Рейд» в мае 1992 года – тогда были преданы земле останки 118 человек. Последующие захоронения производились с 1994-го по 2002-й годы — в братскую могилу в Медведки перенесли останки погибших, обнаруженные на местах боев. Общая хроника захоронений в Медведках, по данным отряда «Рейд», выглядит так: май 1992 года – останки 118 погибших, май 1995 года – 160, сентябрь 1995 года – 60, май 1996 года – 113, сентябрь 1996 года – 161, май 1997 года – 283, сентябрь 1998 года – 75, сентябрь 1999 года – 196, май 2000 года – 146, сентябрь 2002 года – 130 воинов [1]. | Урочище Долгинево, братская могила №11 Май 1998 год На тыльной стороне обелиска слова: «Вечная слава павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины 1941–1945 гг.». В мае 1998 года поисковиками группы «Рейд» с соблюдением христианских и воинских почестей у памятника «Штык» было произведено первое захоронение – тут нашли последнее упокоение останки тридцати советских бойцов, обнаруженные в окрестных лесах. 24 июня 2000 года поисковики ВПО «Память» и группы «Рейд» похоронили здесь же останки шестидесяти пяти человек, а в июне 2001 года – еще сорока советских солдат. Всего, по данным поисковиков, в четырех могилах здесь покоятся останки 135 погибших [1]. |
Шаг 11 | Шаг 12 |
Дорога Карманово – Петушки, братская могила №12 Июнь 2005 По сведениям Гагаринского районного военкомата на 25 июня 2008 года, всего в этом захоронении погребены останки 347 погибших, установлены имена 112 человек, 235 значатся неизвестными. По данным поисковиков, к началу 2010 года здесь были захоронены останки 447 погибших, в сентябре 2010-го добавилось еще 58 воинов, в июне 2011-го – 86. В 2012 году, 23 июня, захоронены останки еще 105 погибших. Хроника последующих захоронений такова: 21 сентября 2013 года – 75 погибших, 29 сентября 2014 года – 43, 26 сентября 2015 года – 72, 24 сентября 2016-го – найдены и захоронены останки еще 110 погибших [1] . | Деревня Лёскино, братская могила №20 Май 2016 Летом 2015 года бойцы из поисковой группы «Рейд» добились главного: на бывшем картофельном поле, в запаханной воронке обнаружили останки 8 погибших. В мае 2016-го в похожем месте подняли еще восемь человек, а спустя три дня, в канун Дня Победы, под метровым слоем грунта в засыпанном немецком блиндаже рядом с дорогой, от которой не осталось и следа, были найдены останки 47 гвардейцев-лыжников [1]. |
Шаг 13 | Шаг 14 |
Могила красноармейца П.Н. Храпко, дорога Петушки–Карманово Находится в 5 км к западу от деревни Петушки, в 25 м от дороги, ведущей в Карманово. Памятный знак в 1985 году установили родственники погибшего и тогда же обозначили на местности могилу. По их данным, красноармеец Храпко Пантелей Николаевич, стрелок 354-го пулеметно-танкового батальона 161-й танковой бригады, уроженец Украины, погиб 12 августа 1942 года в бою при прорыве обороны противника близ деревни Петушки [1]. | Могила летчика А.Г. Хорунжего, дорога Карманово–Петушки Памятный знак в виде металлической четырехгранной пирамиды со звездой установлен в 1986 году родственниками погибшего. А.Г. Хорунжий, воевавший в составе 33-го легкого бомбардировочного авиаполка, 8 августа 1942 года, в самом начале Погорело-Городищенской наступательной операции, был подбит во время выполнения боевой задачи и упал на землю вместе с самолетом близ деревни Петушки Шараповского (в то время) сельского Совета [1]. |
Прошло 78 лет со Дня Великой Победы. Но все новые и новые свидетельства тех кровавых времен выдает нам матушка земля. Все больше появляется новых братских могил. Имена большинства героев, покоящихся там, навсегда останутся неизвестными… |
Аннотация проекта
Название: Школьный социальный проект «Маршрут памяти».
Участники: обучающиеся МБОУ «Баскаковская средняя школа», 4 класс, возрастная группа 10-11 лет.
Автор: учитель начальных классов МБОУ «Баскаковская средняя школа».
Особенности проекта: выполнение проекта макета «Маршрут памяти» Гагаринского района Смоленской области, предполагает посещение памятных мест Гагаринского района, а именно: мемориалов и братских захоронений с целью изучения истории малой Родины.
Направление: социально-культурное.
Сроки реализации: 2023-2024 учебный год, 90 часов , 2 часа в неделю.
Обоснование социального проекта.
Вот уже много лет подряд, в День Победы, в городе Гагарин проходит автопробег. В нем традиционно принимают участие жители Гагаринского района и все желающие почтить память воинов, погибших во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Участники автопробега собираются вместе в этот святой для каждого россиянина день, образуют колонну из автомобилей, которые могут пересекать сложные участки пути, и отправляются в путь. Некоторые мемориалы и братские могилы находятся в труднопроходимых местах, где редко ступает нога человека. Старыми тропами и лесными дорогами пробираются правнуки победителей, чтобы почтить память каждого, отдавшего жизнь в этой жестокой войне.
Те, кто хоть раз побывал в таком автопробеге, приезжают на это мероприятие вновь и вновь из разных уголков России. Атмосфера среди участников радостная, победная и одновременно - грустная. Георгиевские ленты не просто украшают грудь каждого участника, они связывают и павших, и живых одной лентой памяти. Многие участники привозят с собой фотографии своих дедов и прадедов. И эти портреты родственников, принимавших участие в той страшной войне, словно оживают, становятся в один строй, овеянный красным Знаменем Победы.
Когда оказываешься в месте, где только ветер играет с травой, нарушая покой героев войны, приходит яркое осознание того, как важно знать и помнить, сколько человеческих жизней загублено фашистскими захватчиками, сколько судеб поломано, какой страшной ценой завоёвано счастье, сколько еще прячет земля русская тел безымянных солдат.
9 мая 2023 год. Автопробег ко Дню Победы
В Смоленской области работает поисковый отряд «Память и долг».
19-я Международная учебно-тренировочная Вахта Памяти в Гагаринском районе Смоленской области.
Итоги:
Поднято 144 погибших солдат, 23 медальона найдено, 9 имен установлено.
Мы все живы и здоровы, кто-то еще в поле, кто-то уже уехал. Вахта закончена. Мы прожили эти дни, делая хорошее дело. Спасибо всем, кто был там, тем, кто организовал Вахту и провел ее. Спасибо Фетисову Андрею, которого знают все, кто занимается поиском погибших солдат. Это он позвонил мне и сказал: «Поехали…» Спасибо Турушеву Игорю, командиру ПО «Мемориал» г. Сафоново. Игорь, спасибо за те знания, которыми ты делился со мной. Спасибо все тем, кто помогал мне, был рядом и заботился не только о себе. Когда тебя окружают хорошие люди, то работаешь с удовольствием. Мне кажется, у меня получилось передать атмосферу этой экспедиции [2].
Торжественно-траурные церемонии по захоронению бойцов Красной армии, в рамках проведения мероприятия «Вахта памяти», проводятся ежегодно во многих регионах России.
С 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование». Тема патриотического воспитания была обозначена Президентом РФ Владимиром Путиным в Указе Президента РФ от 21.07.2020 года №474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года». 31 июля 2020 года был принят Федеральный закон №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». В рамках данных инициатив с 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание» в рамках национального проекта «Образование» [3].
Социальный проект «Маршрут памяти» учитывает запрос государства на данном историческом этапе становления образования, предполагает усиление воспитательной компоненты во время внеурочной деятельности и массовых мероприятий. Включает в себя комплексные мероприятия патриотической направленности, является актуальным как для гражданского общества, которое продолжает активно принимать участие в акциях и мероприятиях, посвященных чествованию павших героев и жертв Великой Отечественной войны, так и для реализации государственного национального проекта по патриотическому воспитанию.
Цели и задачи проекта.
Название: Школьный социальный проект «Маршрут памяти»
Цель: создание макета «Маршрута Памяти» Гагаринского района», посещение мемориалов и братских захоронений Гагаринского района, погружение в историю Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, развитие естественнонаучных знаний и картографической грамотности, воспитание патриотизма.
Задачи:
- создание новых форм взаимодействия с обучающимися в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»;
- формированию естественнонаучной картины мира, путем формирования картографической грамотности практической работой с картой Гагаринского района в процессе создания «Маршрута памяти»;
- развитие читательской грамотности обучающихся (осознанного чтения) при работе с печатной продукцией и электронными ресурсами;
- формирование умение сотрудничать у младших школьников целью повышения результативности их социализации и становления личности в целом.
Управление проектом.
Координатор социального школьного проекта: учитель начальных классов МБОУ «Баскаковская средняя школа» Полищук Ольга Константиновна.
Социальные партнеры:
1. Поисковый отряд «Поиск и долг».
2. Баскаковская сельская библиотека.
3. Историко-краеведческий музей города Гагарин.
4. Школьный музей МБОУ «Баскаковская средняя школа».
Период работы в рамках школьного социального проекта «Маршрут памяти» - 2023-2024 учебный год, 9 календарных месяцев.
Формы работы:
- классные часы;
- внеурочная деятельность «Разговоры о важном»;
- экскурсии;
- проектно-исследовательская работа;
- волонтерские акции;
- библиотечные уроки.
Координатор социального проекта осуществляет следующие функции по его управлению:
1. Планирование школьного социального проекта «Маршрут памяти».
2. Определение цели и задач школьного социального проекта.
3. Формирование проектной группы обучающихся.
4. Проведение стартовой и итоговой диагностик результативности реализации школьного социального проекта «Маршрут памяти», отбор диагностического материала.
5. Определение социальных партнеров проекта, их роли в создании «Маршрута памяти».
6. Поэтапная реализация школьного проекта согласно планированию.
Реализация школьного социального проекта «Маршрут памяти» будет проходить на базе
МБОУ «Баскаковская средняя школа» Гагаринского района Смоленской области.
МБОУ «Баскаковская средняя школа впервые открыла двери для своих учеников 1 сентября 1912 года. Находится в селе Баскаково Гагаринского района Смоленской области. Постоянными социальными партнерами школы являются сельский клуб и библиотека, на базе которых для учеников школы проводится много интересных мероприятий. В школе действует хореографический ансамбль «Казачий круг».
Социальными партнёрами школы на муниципальном уровне являются: СОГБУК «Музей им. Ю.А. Гагарина», ЦТД «Звездный» г. Гагарина, МБУК «ГАГАРИНСКАЯ МЦБС» ГХКО «Хутор Гжатский», ДОСААФ г.Гагарин, ВООВ «Боевое Братство» ОУ Гагаринского района, МБУК Межпоселенческий культурно-досуговый центр «Комсомолец».
В 2022 году Баскаковская школа отпраздновала свой 110 -летний юбилей. Эта важная дата говорит о том, что образовательной организацией пройден длинный путь длиною в век.
Одним из направлений воспитательной работы является патриотическое воспитание. У обучающихся воспитывают любовь к родному краю, стране, народу. Осуществляется историческое просвещение,
В Баскаковской школе учились:
— Н.Н. Крылов и К.И. Молоненков – Герои Советского Союза;
— начальник Арзамаского лётного училища Папсуев;
— командир ракетной батареи Е.Е. Журавлёв (его батарея сбила американский разведывательный самолёт),
— доктор медицинских наук, профессор, заведующий отделом радиоактивных препаратов, лауреат Ленинского комсомола А.Н. Деденков, 27.07.1939 г. р.
1.09.2018 г. в школе состоялась церемония открытия "Парты Героя".
На партах размещена информация о Молоненкове Константине Иосифовиче и Крылове Николае Николаевиче, героях Советского Союза, уроженцах Гагаринского района.
Память о героях увековечена на мемориальной доске здания школы.
Краеведческий музей
Создатель музея и группы «Поиск» — педагог-ветеран, преподаватель истории Юрий Евгеньевич Гордиенков.
Фонды музея:
— стенд, посвященный боевой славе односельчан
— письма о жизни в Баскакове и окружающих деревнях в годы войны
— стенд «Крылатые разведчики», посвященный памяти летчиков Василия Политыкина и Алексея Климанова
— переписка с ветеранами и семьями погибших воинов, похороненных в братской могиле
— письма воспитанников детдома [4].
На базе МБОУ «Баскаковская средняя школа» проводятся следующие мероприятия патриотической направленности:
- уборка братского захоронения в селе Баскаково на протяжении всего учебного года;
- 25 сентября – ежегодное проведение митинга, посвящённого Дню Освобождения Смоленщины от фашистско-немецких захватчиков;
- конкурс рисунков ко Дню Освобождения Смоленщины от фашистско-немецких захватчиков;
- военно-патриотический фестиваль «Зарница» всех уровней значения;
- участие в Форуме "Казачество России за веру, семью и Отечество" на базе Смоленского областного казачьего института промышленных технологий и бизнеса (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)» в г. Вязьме;
- тактические занятия, посвящённые празднику Покрова Пресвятой Богородицы для учащихся казачьих кадетских классов представителями ГГКО "Станица Гжатская";
- участие в военно-патриотических сборах для участников детских военно-патриотических объединений и клубов Смоленской области общественного движения "ЮНАРМИЯ";
- круглый стол, посвящённый Дню Неизвестного солдата и Дню Героев Отечества;
- путешествия выходного дня – экскурсии по музеям страны;
- внеурочная деятельность «Разговоры о важном»;
- 25 января - день памяти жертв Холокоста;
- спортивный фестиваль «Готов к труду и обороне»;
- фестиваль военной песни ко Дню Победы;
- постановка спектаклей военно-патриотического содержания;
- районная акция «Окна Победы»;
- участие в районном шествии «Бессмертного полка».
С 2014 года в соседней братской бывшей Украинской Республике началось уничтожение народной памяти. Под влиянием источников извне люди стали забывать свое прошлое, осквернять имена тех, кто принес ценою своих жизней нашей стране Великую Победу, разрушать памятники. Как известно, 24 февраля 2022 года было положено начало специальной военной операции на территории Украины. Новый вызов для нашей страны объединил наш народ. Педагогический коллектив и ученики школы не смогли остаться равнодушными. На протяжении 2022-2023 года в МБОУ «Баскаковская средняя школа» были проведены следующие мероприятия и волонтерские акции по оказанию помощи и моральной поддержки участникам СВО:
- благотворительная акция помощи мобилизованным и участникам СВО "Когда мы едины - мы непобедимы!" по сбору вещей, медикаментов для наших солдат;
- акции «Письмо солдату», открытка Победы;
- акция по сбору макулатуры для получения средств, для помощи участникам СВО;
- плетение маскировочных сетей в зону СВО, акция «Народная сеть».
За свою столетнюю историю Баскаковская школа выпустила большое количество достойных выпускников. Несколько выпускников МБОУ «Баскаковская средняя школа» принимают участие в специальной военной операции на Украине, охраняя наше спокойствие, повторяя подвиги своих предков. В отпуске они посещали родную школу и рассказывали о героических подвигах наших соотечественников.
Неоднократно на базе школы были организованы встречи со Смоленским региональным Комитетом солдатских матерей. В рамках этих встреч школьный театр «Маска» на базе МБОУ «Баскаковская средняя школа» презентовала спектакль «Непокоренные». Данный спектакль получил высокие отзывы присутствующих на нем гостей. В рамках работы Гагаринского молодежного муниципального форума «Поехали» был представлен на площадке «Дорога Памяти» в ЦДТ «Звёздный».
Педагогический коллектив во главе с директором МБОУ «Баскаковская средняя школа» Проклиной Светланой Витальевной следует традициям нашей страны, культивирует историческую память у обучающихся школы, воспитывает истинных патриотов Российской Федерации, является лучшим местом для реализации школьного социального проекта «Маршрут памяти».
Рабочий план школьного социального проекта «Маршрут памяти»
№ п/п | Мероприятия | Сроки реализации проекта | Ответственные лица |
Организационный этап | |||
1 | Разработка рабочей программы и рабочего плана школьного социального проекта «Маршрут памяти». | Июнь-июль 2023 г. | Классный руководитель |
2 | Отбор диагностического материала, определение участников проектной группы школьного социального проекта «Маршрут памяти». | Август 2023 г. | Классный руководитель |
3 | Организация взаимодействия с участниками проектной группы и социальными партнерами школьного социального проекта «Маршрут памяти». | Сентябрь 2023 г. | Классный руководитель. |
4 | Входное диагностическое исследование участников проектной группы. | Сентябрь 2023 г. | Классный руководитель. |
5 | Постановка цели и задач школьного социального проекта «Маршрут памяти». | Сентябрь 2023 г. | Классный руководитель; участники проектной группы. |
Основной этап | |||
1 | Выбор карты Гагаринского района. Подготовка первичного макета с планом отметок планируемых для посещения мест. Заказ макета карты в типографии. | Сентябрь 2023 | Классный руководитель; участники проектной группы. |
2 | Исследование источников с перечнем памятных мест Гагаринского района. Поиск мест на макете карты. | Сентябрь 2023 | Классный руководитель; участники проектной группы. |
3 | Посещение Братских могил №1 и №2 города Гагарин. Изучение истории их возникновения, контингента захоронений, архитектурных данных. Просмотр художественного фильма «Сын полка». Составление «Маршрута памяти». | Октябрь 2023 | Классный руководитель; участники проектной группы. |
4 | Посещение школьного музея МБОУ «Баскаковская средняя школа». Организованная экскурсия учеников школы и участников проекта Братской могилы №3 в деревне Костивцы и братской могилы поселка Карманово. Сбор и систематизация исторических сведений о данных захоронениях. Определение и маркировка мест на «Маршруте памяти». | Ноябрь 2023 | Заведующий школьным музеем; классный руководитель; участники проектной группы.. |
5 | Организованная экскурсия в историко-краеведческий музей города Гагарин.Библиотечный урок о братском захоронении в деревне Баскаково на базе МБОУ «Акатовская , уход заданным объектом исследования.Экскурсия в деревню Акатово на братское захоронение № 5 с посещением школьного музея МБОУ «Акатовская основная школа».Определение и маркировка мест на «Маршруте памяти». | Декабрь 2023 | Экскурсоводы Гагаринского краеведческого музея, заведующий школьного музея МБОУ «Акатовская основная школа», библиотекарь Баскаковской сельской библиотеки, классный руководитель; участники проектной группы. |
6 | Организация встречи с представителями Смоленской организации «Поиск и долг» из Гагаринского района. Организованная экскурсия в деревню Рыльково и деревню Самуйлово на братские могилы № 7 и № 8. Изучение истории создания данных памятников времен Великой Отечественной войны, их архитектурных особенностей. Определение и маркировка мест на «Маршруте памяти». | Январь 2024 | Представители Смоленской организации «Поиск и долг»; классный руководитель; участники проектной группы. |
7 | Организованная поездка в урочища Медведки и Долгинево, с целью посещения братских захоронений № 10 и № 11. Изучение литературных и интернет-источников о данных местах, их архитектурных особенностей. Конкурс рисунков «Вечный огонь». Определение и маркировка мест на «Маршруте памяти». | Февраль 2024 | Классный руководитель; участники проектной группы. |
8 | Организованная экскурсия по дороге Самуйлово-Петушки, посещение братского захоронения № 12, могил летчика А.К. Хорунжего и красноармейца П.Н. Храпко. Создание презентаций: 1 группа обучающихся – «Автобиография и подвиг летчика А.Г. Хорунжего»; 2 группа – «Автобиография красноармейца П.Н. Храпко». Определение и маркировка мест на «Маршруте памяти». | Март 2024 | Классный руководитель; участники проектной группы; родители участников проектной группы. |
9 | Презентация участниками проектной группы обучающимся начальной школы МБОУ «Баскаковская средняя школа» автобиографий красноармейца П.Н. Храпко и летчика А.Г. Хорунжего. Посещение деревни Лескино – братского захоронения № 20. Классный час «Подвиг гвардейцев-лыжников». Работа с картой «Маршрута памяти». Итоговая разметка «Маршрута памяти». Утверждение итогового макета. Сдача проекта в рекламную типографию. | Апрель 2024 | Классный руководитель; участники проектной группы. |
Аналитический | |||
1 | Мониторинг процесса и результата реализации школьного социального проекта. Проведение итоговой диагностики участников проектной группы. Коррекция процессов реализации проекта. | Май 2024 | Классный руководитель |
Заключительный | |||
1 | Подведение и анализ полученных результатов. | Май 2024 | Классный руководитель |
2 | Планирование плана дальнейшего развития проекта | Май 2024 | Классный руководитель |
3 | Презентация проекта обучающимся и сотрудникам МБОУ «Баскаковская средняя школа» | Май 2024 | Классный руководитель |
Ожидаемые результаты проекта
1. Создание «Маршрута памяти» исторических мест Великой Отечественной войны.
2. Посещение участниками проектной группы памятных мест времен Великой Отечественной войны, знакомство с их историей, архитектурными особенностями, месторасположением.
3. Изучение биографий героев войны, погибших во время Великой Отечественной войны.
4. Приобщение к волонтерскому движению через общение с организацией «Поиск и долг».
5. Изучение культурного наследия Гагаринского района, посещение музеев Гагаринского района.
6. Начальное воспитание патриотизма в рамках реализации школьного социального проекта «Маршрут памяти».
7. Начальное формирование картографической грамотности учеников начальной школы.
8. Развитие навыков смыслового чтения, а именно: максимально точного и полного понимания текста, выделение главной информации при работе с литературой и другими информационными источниками.
9. Формирование умений у школьников работать в команде при выполнении заданий социального проекта.
Методы оценки результатов школьного социального проекта
Результат школьного социального проекта:
1. Чувство патриотизма.
Методика: «Я - патриот», автор: Маслова Т.М.
Вопросы |
|
Максимальное количество баллов - 40.«да» – 2 балла; «не уверен» – 1 балл; «нет» – 0 баллов |
Критерии оценивания:80–100% – высокий уровень: проявляет высокое чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; ярко проявляет стремление к патриотической деятельности; интересуется историей «малой родины».59–79% – средний уровень: нравственные качества личности проявляются лишь под контролем учителя; проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе.0–38% – низкий уровень: редко проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; при выполнении патриотической деятельности проявляет вялость, инертность, историей«малой родины» не интересуется. |
2. Картографическая грамотность обучающихся начальной школы.
Методика: Диагностика исходного уровня развития картографических умений учащихся начальных классов, практическая работа по определению объектов и сторон горизонта на физической карте. Автор: Полищук О.К.
Задание | Количество баллов |
1. Определите и обозначьте стороны горизонта на карте Гагаринского района. | 2 б. |
2. Назовите регионы, с которыми граничит Гагаринский район. | 4 б. |
3. Назовите главный город Гагаринского района, обозначьте его местонахождение на карте. | 1 б. |
4. Найдите на карте района следующие населенные пункты: деревня Клушино, деревня Самуйлово, деревня Баскаково, село Карманово. | 4б. |
5. Найдите на карте Гагаринского района железную дорогу. Отметьте ее. | 1б. |
Критерии оценивания уровней картографических умений: | 0-3 балла – низкий уровень4-7 баллов – средний уровень8-12 баллов - высокий уровень |
3.Читательская грамотность (осознанное чтение).
Методика: Проверка осознанного чтения у обучающихся младших классов. Автор: Насруллина Гульсия Рашидовна.
Текст для стартовой диагностики проверки осознанного чтения у младших школьников «Отважная лётчица».
Во время войны храбро сражалась с врагами лётчица из Татарии Магуба Хусаиновна Сыртланова. Около 800 раз вылетала она бомбить врага.
Особенно запомнился ей последний боевой вылет. Фашисты пытались на катерах уйти от наших войск. Нужно было сбросить на них бомбы. Самолёт Сыртлановой вылетел на боевое задание. Сразу же по самолёту стали стрелять зенитки и пулемёты. Самолёт сбросил бомбы. Загорелись катера фашистов, а огонь зениток и пулемёта становился всё сильнее и сильнее.
Тогда лётчица пошла на хитрость. Самолёт стремительно полетел вниз. Казалось, что он падает в море. Хитрость удалась. Фашисты перестали стрелять.
Лётчица включила моторы и повела самолёт на аэродром.
Контрольные вопросы:
Кто храбро сражался с врагами во время войны?
Какой боевой вылет ей особенно запомнился?
Что пытались сделать фашисты?
Кто вылетел на боевое задание?
Кто стал стрелять по самолёту?
Что решила сделать лётчица?
Критерии оценивания:
За каждый правильно данный ответ – «2» балла
0-4 балла – низкий уровень
5-8 баллов – базовый уровень
9-12 баллов – базовый повышенный уровень
13-14 баллов – высокий уровень [5].
Текст для итоговой диагностики проверки осознанного чтения у младших школьников
«Подвиг Володи Ермака».
Когда Володя Ермак перешёл в десятый класс, началась война. Вместе со взрослыми он рыл окопы, тушил пожары во время бомбёжек. В сорок втором году он добровольно ушёл в армию. А в сорок третьем имя его стало известно всем защитникам Ленинграда.
Нужно было отбить у врага важный рубеж. Наши бойцы бросились в атаку, но в это время застрочил пулемёт. Все залегли. Только один солдат и под огнём продолжал ползти вперёд. Вот он дополз до пулемёта и упал на него. Пулемёт замолчал. Бойцы снова поднялись в атаку.
Вот какой подвиг совершил ленинградский школьник Володя Ермак. Ему присвоили звание Героя Советского Союза.
Контрольные вопросы
В какой класс перешёл Володя, когда началась война?
Что делал он вместе со взрослыми?
В каком году Володя добровольно ушёл в армию?
Когда его имя стало известно всем защитникам Ленинграда?
Какой подвиг совершил Володя?
Какое звание присвоили Володе?
Критерии оценивания:
За каждый правильно данный ответ – «2» балла
0-4 балла – низкий уровень
5-8 баллов – базовый уровень
9-12 баллов – базовый повышенный уровень
13-14 баллов – высокий уровень [5].
4. Сформированность умения сотрудничать у младших школьников.
Методика: Методика «Ковер» (адаптированная). Автор: Овчарова Р.
Обучающихся делят на произвольные группы. При помощи одинаковых наборов, состоящих из геометрических фигур разной формы и цветом, группам необходимо изготовить один общий ковер.
Критерии оценивания:
1) наличие центрального рисунка –1б;
2) одинаковое оформление углов – 1б;
3) симметричное расположение фигур относительно центра – 1б;
4) отсутствие споров и ссор во время выполнения команды – 1 б;
5) обсуждение во время работы общей концепции ковра – 1 б.
0-2 балла – низкий уровень
3-4 балла – средний уровень
5 баллов – высокий уровень.
В процессе реализации школьного социального проекта «Маршрут памяти», после его завершения, будет проведена итоговая диагностика результатов эффективности его проведения.
План дальнейшего развития проекта
1. Провести общественную экспертную оценку школьного социального проекта на региональном уровне с целью его улучшения и внесения дополнений в школьный социальный проект согласно экспертизе.
2. Представить продукт школьного социального проекта «Маршрут памяти» на муниципальном уровне с целью создания туристического маршрута по памятным местам Гагаринского района времен Великой Отечественной войны.
3. Печатное издание готового «Маршрута памяти» в типографии с целью демонстрации обучающимся МБОУ «Баскаковская средняя школа» результатов их работы.
Список литературы
1. Мемориал // Обелиск памяти URL: Мемориал (obelisk-gagarin.ru)
2. Фотографии с 19-й Вахты Памяти. Гагаринский район, Смоленская область. Август 2017г. // Смоленское поисковое объединение "Поиск и долг" URL: https://vk.com/topic-70046250_35829615?ysclid=lhud9y6kh2267464545
3. Национальный проект "Образование" // Минпросвещения России URL: https://edu.gov.ru/national-project/about?ysclid=lhudxro518836262055
4. Школа // Баскаковская волость URL: https://vk.com/@baskakovo-shkola?ysclid=lhukrpabjw663896513
5. "Тексты для осознанного чтения на военную тему", Насруллина Г.С., 2017 г. // Образовательная социальная сеть "НСпортал" URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2017/03/23/teksty-dlya-osoznannogo-chteniya-na-voennuyu-temu
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект "Благоустройство школьного двора"
В требованиях нового Федерального государственного образовательного стандарта отмечается, что сегодняшний образовательный процесс-это процесс развития личности, способной реализовать творч...
Социальный проект "Памяти Великой Победы"
Социальный проект, выполненный коллективом учащихся 4 "А" класса под руководством учителя, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне....
Социальный проект "Сказка школьного двора"
Зимнее красочное оформление школьного двора....
Социальный проект "Наш школьный дворик"
"Наш школьный дворик" выполняет ряд функций: познавательную, развивающую, духовно- нравственную функцию социального закаливания, гражданского становления личности, функцию проектирования собственной д...
3.Заседание_Дистанционно_13.01.21_Работаем на сайте_Академия педагогического мастерства. Готовим детей к чемпионату "Школьные навыки": 1.Школьный этап 2.Муниципальный этап 3.Зональный этап 4. Региональный этап
_Чистописариум_Языкознаниум_Картознаниум_Считариум...
Тезисы к докладу на тему «Великая Победа: наследие и наследники», Социальный школьный проект, посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. «Письма в прошлое»
Система воспитательной работы в начальной школе строится на тесных взаимоотношениях с семьями учащихся. И формируя первоначальные представления об истории страны мы опираемся на историю семьи. И...
Школьный социальный проект "Школы-побратимы", работа победитель регионального этапа конкурса методических разработок "Уроки Победы" в Смоленской области
Методическая разработка школьного социального проекта "Школы-побратимы". Первое место в региональном этапе областного конкурса "Уроки Победы" в номинации "Лучший школьный соци...