Социальный проект как средство обеспечения социально-культурной адаптации детей с ОВЗ.
проект (3 класс) по теме

Побережнюк Елена Валерьевна

 

Статья посвящена вопросам адаптации детей с интеллектуальными и физическими нарушениями. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается  специальными службами сопровождения.  Обеспечение необходимых условий для продуктивного взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья с окружающими является существенным фактором социализации этих детей.

Автор предлагает социальный проект, содержанием которого является волонтёрская деятельность, направленная на организацию совместных мероприятий – встреч  учащихся общеобразовательной школы и детей с интеллектуальными нарушениями. Задача  состоит в том, чтобы  дети с ограниченными возможностями здоровья стали соучастниками этой проектной деятельности, а нормально развивающиеся дети воспринимали их как партнёров, которым нередко требуется их помощь и поддержка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poberezhnyuk_e.v.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Побережнюк Елена Валерьевна

Учитель начальных классов ЧОУ – СОШ «Новый путь», г. Армавир

elena-pberezhnjuk@rambler.ru

Социальный проект как средство обеспечения социально-культурной адаптации детей с ОВЗ.

Аннотация. Статья посвящена вопросам адаптации детей с интеллектуальными и физическими нарушениями. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается  специальными службами сопровождения  Обеспечение необходимых условий для продуктивного взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья с окружающими является существенным фактором социализации этих детей.

Автор предлагает социальный проект, содержанием которого является волонтёрская деятельность, направленная на организацию совместных мероприятий – встреч  учащихся общеобразовательной школы и детей с интеллектуальными нарушениями. Задача  состоит в том, чтобы  дети с ограниченными возможностями здоровья стали соучастниками этой деятельности, а нормально развивающиеся дети воспринимали их как партнёров, которым нередко требуется их помощь и поддержка.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, волонтёры, помощь, адаптация,  коррекционно-развивающие упражнения.

Дети с ОВЗ нуждаются в реализации потенциальных возможностей ребенка и создании условий для их развития психолого-педагогическими средства. Оказание помощи детям с ОВЗ осуществляется в процессе психолого-педагогического и медико-социального сопровождения данной категории детей. Сопровождением детей с интеллектуальными и физическими нарушениями занимаются специальные службы, ППМС-центры, психолого-педагогические консилиумы. Целью сопровождения ребенка с ОВЗ  является обеспечение оптимального развития ребенка (в соответствии с условно установленной нормой развития в соответствующем возрасте), успешная интеграция в социум. Учителя-дефектологи, учителя-логопеды в соответствии с полученными рекомендациями  разрабатывают  систему коррекционно-развивающих занятий, цель которых - компенсировать недостатки в развитии, мешающие успешному обучению и воспитании [1].

Обучаясь в специальных учреждениях даже при сопровождения специалистов такие дети не в полном объёме проходят социально-культурную адаптацию. Изменить ситуацию возможно путём решения проблемы изоляции детей с ОВЗ от нормально развивающихся сверстников Объектом нашей проектной деятельности являются особенности взаимодействия общего и специального образования.

Предметом проектной деятельности является организация встреч  детей с ОВЗ и учеников – волонтёров с нормой интеллектуального развития в образовательных учреждениях общего назначения.

Интеграция детей с проблемами развития в среду обычных сверстников - явление вполне распространенное во всех высокоразвитых странах мира. Таков сегодня социальный заказ общества и государств, достигших определенного уровня экономического, культурного, правового развития [2].. В предложенной проектной деятельности используется международный опыт специалистов из Беларуссии, Канады.

Содержанием проекта является волонтёрская деятельность, направленная на организацию совместных мероприятий – встреч  учащихся общеобразовательной школы и детей с ограниченными возможности здоровья.

        Проект рассчитан на разновозрастную категорию детей.

Сроки реализации проекта: в течение учебного года. Педагог  планирует содержание занятия для более полноценного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в совместные игры. Готовит нормально развивающихся детей к взаимодействию с их сверстниками, имеющими нарушения в развитии: проводит беседы, приучает детей делать своими руками интересные и доступные им игровые пособия, разрабатывать  игры.

Задача  состоит в том, чтобы  дети с ограниченными возможностями здоровья стали соучастниками этой деятельности, а нормально развивающиеся дети воспринимали их как партнёров, которым нередко требуется их помощь и поддержка.

Цели проекта:

 - развитие познавательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями, формирование элементарных представлений об окружающем мире;

 - оказание посильной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям;

 - повышение уровня социализации школьников и детей с ОВЗ;

 - вовлечение учащихся в непосредственную практическую деятельность по разрешению актуальных социальных проблем;

 - формирование толерантности учеников и родителей, необходимых коммуникативных навыков;

 - привлечение внимания и участия со стороны общественности (родители, совет учащихся, общественные объединения);

Задачи проекта:

  1. Создание  благоприятной среды для развития  ребенка с ОВЗ.
  2. Воспитание необходимости общения, создание эмоционального комфорта.
  3. Организация  системы  работы по совершенствованию  условий  социализации  и  образовательной  интеграции  детей  с  ОВЗ  и  детей-инвалидов путем  формирования  у  них  активной  жизненной  позиции  и развития  навыков  жизненной  компетенции.

Основные требования к проекту:

Целостность –  каждое занятие, игра соответствует общему замыслу и ожидаемому результату.

Последовательность и связность – каждая встреча детей логически связана с предыдущей и последующей.

Объективность и обоснованность – подход к решению проблемы, воплощение идеи проекта основаны на осмыслении социальной ситуации и оценки возможностей её улучшения.

Компетентность исполнителей – каждый участник проекта должен обладать необходимыми знаниями, умениями, навыками.

Ограниченность – проект существует в рамках целей и задач, предполагаемых результатов, во временных рамках.

Жизнеспособность – возможность реализовать данный проект в других условиях.

Содержание проекта.

         Данный проект рассчитан на один учебный год. В течении учебного года каждй меся организовываются встречи детей с нормой интеллекта – волонтёров и детей с интеллектуальными нарушениями .  Во время встречи волонтёры в игровой форме проводят занятия с детьми с ОВЗ. Содержание каждого занятия имеет коррекционно – развивающую направленность. Проводит занятие педагог и учащиеся  - волонтёры.  Каждую встречу готовит один из классов. На протяжении всех мероприятий  ученики общеобразовательной школы (волонтёры) находятся рядом с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, оказывая им посильную направляющую помощь.

 

Организация встреч – занятий.

Занятия проводятся с группой, состоящей из 6–8 человек, 1 раз в месяц. Длительность одного занятия — от 30 до 60 минут. Самое главное условие эффективности таких занятий — добровольное участие в них детей. Не рекомендуется добиваться  единственно правильного  ответа. Занятия не должны утомлять, поэтому, если дети устали, занятие заканчивается. Каждая  встреча должно завершаться чем-то радостным, веселым, положительным. Совместные игры направлены на формирования сотрудничества и взаимопонимания.  Пока дети играют родители детей с ограниченными возможностями здоровья общаются, обмениваются опытом по вопросам воспитания детей с интеллектуальными нарушениями.

Встреча № 1.    Сентябрь.

Тема: «Праздник урожая. Овощи и фрукты».

Цель: формировать мыслительные процессы у детей с отклонениями в развитии.

Задачи:

     –  обогащать словарный запас детей по теме «Осень», развивать понимание речи;

     –  развивать мелкую моторику рук;

     - вызывать у детей желание общаться.

Рекомендуемые игры:

  • «Собираем урожай» - лепка разноцветных шариков из пластилина. – «Что это?» - называние похожих на шарики по цвету овощей и фруктов.
  • «Сложи картинку» из 4-х частей (изображение овощей и фруктов).
  • «Найди вторую половинку» - разрезные картинки.
  • «Чудесный мешочек» - овощи и фрукты определить на ощупь.
  • «Сушка овощей» - двойные трафареты развесить на верёвке.
  • «Большая и маленькая тарелочки» - выгибание из проволоки тарелок круглой и овальной формы.
  • «Что здесь спряталось?» - разглаживание смятых комочков из бумаги.

Дыхательное упражнение «Осенний ветерок».

      – Давайте превратимся в ветер. Подуем на наши листики. (Листья лежат на ладошках у мам).

                                     Дует, дует ветер! Дует, задувает!

                                 Желтые листочки с дерева срывает.

                                     И летят листочки, кружат по дорожке.

                                     Падают листочки прямо нам под ножки.  

Пальчиковое упражнение «Дождик».

      – Ветер пригнал тучу (Показывается картонная тучка с висящими капельками). Из тучи пошел дождик: кап-кап-кап. Давайте покажем пальчиками, как капает дождь. (Выполняем упражнение вместе с родителями).

Встреча № 2.        Октябрь.

Тема: «В гости к осени. Птицы осенью».

Цель: формировать мыслительные процессы у детей с отклонениями в развитии.

Задачи:

–  обогащать словарный запас детей по теме «Осень», развивать понимание речи;

     –  развивать мелкую моторику рук;

      -  вызывать у детей интерес к окружающему миру.

Рекомендуемые игры:

  • «Сделай, как я» - выкладывание контура птиц из палочек по образцу.
  • «Птички клюют» - имитация процесса клевания зёрен каждым пальцем и всеми пальцами одновременно на песке (манке, крупе).
  • «Разрезные картинки»  -  собирание птицы из частей (клюв, голова, туловище, крылья, лапки.)
  • «Это птичка» - обводка трафарета из толстого картона.
  • «Заготовка корма для птиц» - отработка навыка отрывания мелких клочков от большого листа бумаги.
  • «Покорми синицу и голубя» - рассортировать семечки и горошины.
  • «Птицы собираются в стаи» - «рассадить» (развесить по линии сгиба) «птиц» по веточкам, используя двойные трафареты.

Слуховое упражнение «Играем с дождиком».

      –  Поиграем с дождиком?           Садитесь на коврик.

  Дождик капал понемножку.             Учитель протягивает   ладошки.

  Протянули мы ладошку.                  Мамы вместе с детьми протягивают        

                                                              ладошки навстречу учителю.

  Дождь пошел сильней, сильней,       Учитель  ударяет      по столу.              

  Убегайте в дом скорей.                                              

Пальчиковое упражнение   «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,                    (Загибают пальчики, начиная с  

                                                                  большого.)

Будем листья собирать.                         (Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья березы,                                       (Загибают пальчики, начиная с

                                                                  большого.)

Листики тополя,

Листья осины,                                                                                                                    

Листики дуба мы соберем

Маме осенний букет отнесем.            («Шагают» по столу средним и

                                                              указательным   пальчиками.)

Встреча № 3.        Октябрь.

Тема: «Игрушки».

Цель: активизировать словарный запас детей по теме «Игрушки».

Задачи:

     –  формировать у детей понятия «один – много»;  

     –  развивать речь, слуховое восприятие, память, внимание;

     –  развивать моторику пальцев рук;

     –  вызывать у детей интерес к занятиям.

Рекомендуемые игры:

  • «Собери пирамидку».
  • «Мячи для котят» - лепка из пластилина.
  • «Матрёшки разбежались» - собрать на ковре (столе) матрёшек и вложить их одна в одну.
  • «Чудеса из бумаги» - изготовление игрушек методом оригами.
  • «Определи на ощупь» - «чудесный мешочек». Какая игрушка спряталась?
  • «Рисуем мячи» - безотрывное рисование от точки путём наращивания по окружности.

Пальчиковое упражнение «Сосчитай игрушки».

      – Вот сколько у нас игрушек. Давайте положим игрушки на диван и поможем их сосчитать.

  На большом диване в ряд игрушки лежат:     Дети хлопают в ладоши.

  Мячик, кубик и машина,                                               Загибают пальчики 

Пирамидка, Буратино.                                                    

 1, 2, 3, 4, 5.                                                                      Разгибают пальчики                                                                                           Помогаем нашей Ане мы игрушки сосчитать.           Дети хлопают в ладоши.

   (Родители помогают детям загибать пальчики).

    Артикуляционное упражнение «Веселые и грустные клоуны».

      –  К нам пришли два клоуна: Один веселый, улыбается. Другой – грустный, надул губы. (Рассматриваем картинки). Давайте покажем, как улыбается веселый клоун. (Дети вместе с родителями улыбаются, показывая зубы). А теперь покажем, как надул губы грустный клоун. (Дети вместе с родителями вытягивают губы вперед). 

  (Выполняем поочередно несколько раз).

  Слуховое упражнение «Погремушки звенят – погремушки молчат».

      –  Посмотрите, что у меня в коробке. Это погремушки. Послушайте, как звенит погремушка. А теперь она спряталась, молчит. (Прячу погремушку за спину). Давайте поиграем вместе со мной. Возьмите погремушки.

    Погремушки звенят – дети звенят погремушками.

    Погремушки молчат – прячут погремушки за спину.                                                 

 Грамматическое упражнение «Магазин игрушек».

        –  А теперь давайте пойдем в магазин и купим кукле Ане много игрушек. (На доске – картинки с изображением игрушек: мячи, машины, пирамидки, кубики).

Что купим Ане? (Мячики). И т.д.

Грамматическое упражнение «Большой – маленький».

       – У нас – маленькие мячики, а в коробке – большие мячи. Давайте погрузим большие мячи в большую машину, а маленькие мячики – в маленькую машинку. Где большая машина? А где маленькая машинка? У меня маленький мячик, я положу его в  маленькую машинку. А у тебя? Куда ты положишь свой мячик?

Встреча № 4.        Ноябрь.

Тема: «Мой город. Мой дом».

Цель: формировать у детей социально-коммуникативные навыки.

Задачи:

   –   учить детей различать понятия «большой – маленький»;  обогащать и активизировать словарный запас;

   –   развивать у детей слуховое внимание, память, пространственную ориентировку;

   –   развивать силу движений пальцев рук;

   –  создавать у детей положительное эмоциональное настроение.

Рекомендуемые игры:

  • Строим дом  (дома) из кубиков.
  • «Маленький архитектор» - выложи дом из цветных геометрических фигур.
  • «Посчитай окошки на ощупь» - посчитать на трафарете количество окон.
  • «Строители» - выложить из палочек одноэтажный дом с двумя окошками.
  • «Дома на песке» - нарисовать на песке (крупе) палочкой дома для мышки, для собачки, для кошечки.
  • «В городе дождь идёт» - имитация движений.

     Пальчиковое упражнение  «Посуда».

Девочка Аленка порядок наводила,               Сжимаем пальцы в кулачки и

                                                                          разжимаем их  на обеих руках.

Девочка Аленка кукле говорила:                    Пальцы сжаты в кулак, большой                                                                                                                              

                                                                            палец поднят вверх сначала на  

                                                                           правой руке,

                                                                           а потом так же на левой.

«Салфетки должны быть в салфетнице,        Разгибаем пальцы поочередно от

Масло должно быть в масленке,                    указательного до мизинца.

Хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль, ну конечно, в солонке».

Девочка Аленка порядок навела.                   Сжимаем ладошки вместе.

Двигательное упражнение.

Дети декламируют стихотворение и выполняют соответствующие движения:

На двери висит замок.

 Кто его открыть бы мог?

Постучали, покрутили,

Потянули и открыли. [3]

Встреча № 5.        Декабрь.

Тема: «В гости к зимушке - зиме. В лесу родилась ёлочка…».

Цель: формирование временных представлений.

Задачи:

 –  формировать словарь по теме «Зима»;

 – развивать у детей двигательно-образные навыки: умение владеть своим телом, координировать движения во взаимосвязи с речью,  учить ориентироваться в пространстве;

 – развивать слуховое внимание, слуховую память, зрительное внимание;

 – развивать мелкую моторику пальцев рук;

 –  создавать у детей положительное эмоциональное настроение;

 –  вызывать интерес к окружающему миру.

Рекомендуемые игры:

  • «Снегопад в лесу» - на трафарете зелёной ёлки из бархатной бумаги разложить комочки из ваты.
  • «Лепим снежки большие и маленькие» - сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями.
  • «Снежная баба» - лепка из пластилина.
  • «Новогодний подарок для белочки» - собрать в мешочки грецкие, кедровые орехи, фундук, затем определить орешек на ощупь.
  • «Такие разные деревья» - обводка трафаретов деревьев разного размера.
  •  «Угощение для птиц» - отщипывание маленьких комочков пластилина и складывание их в кормушку.

Мимическая и артикуляционная гимнастка.

– слижем «снежинки» с губ: рот полуоткрыт; облизывать языком верхнюю, затем нижнюю губу слева направо и наоборот, затем сверху вниз;

 – «поймаем снежинку»: рот открыт; высунуть изо рта широкий язык, удерживать на весу 5-7 с.;

 – ветер сильно подул – дуем в бутылочки, имитируя завывание зимнего ветра;

Пальчиковая гимнастика ВОРОНА

Ладони лежат на коленях или столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы).

 Раз, два, три, четыре, пять,

 Червячки пошли гулять.

 Раз, два, три, четыре, пять,

 Червячки пошли гулять.

 Вдруг ворона подбегает,

Головой она кивает,

Каркает: «Вот и обед!»

Глядь –

А червячков уж нет!

Встреча № 6.        Январь.

Тема: «Вы бывали в зоопарке?». Животные и их детёныши.

Цель: ознакомление детей с ОВЗ на элементарном уровне с окружающим миром.

Задачи:

 - формировать представления детей об окружающем мире;

 - развивать зрительно – моторную координацию;

 - научить осуществлять группировку и упорядочение предметов на основе определённого качественного признака;

  - воспитывать любовь к природе;

       - вызывать у детей интерес к занятиям.

Рекомендуемые игры:

  • «Чудесный мешочек» - определить на ощупь резиновые игрушки – Кто

это?

  • «Ежи и ежата» - втыкание спичек в большой или маленький пластилиновый комочек.
  • «Чтобы Мишке было теплее» - мелко порвать бумагу, потом засыпать Мишку «в берлоге».
  • «Клубочки для котят» - наматывание клубков из толстых шерстяных ниток.
  • «Зоопарк» (коллективная работа) – дети самостоятельно выбирают трафареты диких животных или их детёнышей и при помощи кусочков цветной бумаги заполняют объём фигуры по методу мозаики. Все трафареты приклеиваются к общему панно [ 4].
  • «Угощение для белочки» - лепка орешков и грибов.
  • «Найди пару» - разглаживание бумажных комочков и выполнение задания: «Где собака? А у кого щенок? И т.д.»

Встреча № 7.        Февраль.

Тема: «Моя семья».

Цель: способствовать сплочению членов семей, воспитывающих детей с недостатками развития.

Задачи:

- Развивать социально – коммуникативные навыки;

 - Формировать произвольное внимание, зрительно – пространственную ориентировку;

 - Научить ребёнка осознанно относиться к своим эмоциям, внутреннему миру.

 -  Вызывать у детей желание общаться.

Рекомендуемые игры:

  • «Ловкие пальчики» - выгибание из проволоки фигур человека – большой и маленький. Формирование понятий:»папа – сын», «мама – дочка», «бабушка – внучка».
  • «Бабушкины помощники» - перемотать  нитки на катушку с клубочка.
  • «Мамины помощники» - навешивание прищепок на верёвку.
  • «Кто это?» - собрать фигурки человека из геометрических фигур по образцу.
  • «Что купила мама?» - найти небольшие предметы в «сухом бассейне» (т.е. коробке с фасолью, горохом, крупой).
  • «Поможем бабушке развязать узелки на бельевой верёвке».
  • «Поможем сыну застегнуть пуговицы на рубашке».
  • «Научим дочку шнуровать ботинки».

Слуховое упражнение «Отгадай, что звучит».

          – Послушайте, как звучат различные предметы. А теперь я спрячусь за ширму, а вы отгадайте, что звучит. (Игра проводится несколько раз). 

Дыхательное упражнение  «Подуем на шарик».

     –  Молодцы, ребята, вы очень хорошо отгадывали, вот вам за это шарики. (Вносятся воздушные шарики. Рассматриваем, какие они большие, красивые, разноцветные. Затем предлагаем детям подуть на них: вдыхаем носом, а дуем на шарики ртом. Шарики полетели. Еще раз подули)

Артикуляционное упражнение «Надуем щеки».

   -  Предлагаю детям надуть щеки, как шарик. Сдуваем шарик и надуваем снова.

Пальчиковое упражнение «Силачи» .

         – Шарики улетели, а вместо них прикатились мячики. Посмотрите, какие они маленькие, красивые. Давайте возьмем мячики и сильно сожмем их двумя руками. Какие мы силачи! А теперь возьмите мячики в одну руку и сожмите их одной рукой  (показываем). Вот какие мы сильные!

Пальчиковое упражнение «Моя семья»».

       –  Посмотрите, кто есть у Оли дома (Показываю сюжетную картинку «Семья»).

 Мама, папа, бабушка, дедушка. Давайте покажем на пальчиках.

Этот пальчик – дедушка,                                   Руку сжать в кулак, поочередно                                                     разжимать пальцы, начиная с большого.

Этот пальчик – бабушка,      

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – это я,

Вот и вся моя семья.                    Энергично сжать руку в кулак несколько раз.

  Слуховое упражнение «Иди - беги».

      –  Поиграем с Олей? У нее бубен. Если Оля будет стучать в бубен тихо (вот так), мы будем ходить тихонько, как мышки, на пальчиках. А если Оля будет стучать громко (вот так), мы будем бегать быстро, как лошадки.

Встреча № 8.        Март.

Тема: « Мамин день (8 марта)».

Цель: способствовать сплочению членов семей, воспитывающих детей с недостатками развития.

Задачи:

- Развивать социально – коммуникативные навыки;

- Формировать временные представления по теме «Весна»;

- Научить ребёнка осознанно относиться к своим эмоциям, внутреннему миру;

-  Вызывать у детей желание общаться.

Рекомендуемые игры:

  • «Поздравительная открытка» - изготовление открытки (вырезание по контуру цветов и наклеивание).
  • «Для милой мамочки вылепим пирожки и прянички» - лепка из пластилина.
  • Совместные игры с мамами.
  • «Потекли ручейки» - рисование пальцами ручейков на песке или красками на бумаге.
  • «Солнце светит ярко-ярко» - выложить из спичек солнечные лучи вокруг жёлтого кружка.
  • «Сортировка семян» - рассортировать семечки и горох.
  • Коллективная работа «Весенняя роща» - приклеивание зелёных листочков каждым ребёнком на рисунок голого дерева, прикрепление всех деревьев на общее панно.

Встреча № 9.        Апрель.

Тема: «Одежда».

Цель:  дать представления детям с ОВЗ о назначении и разновидностях одежды, научить практическим навыкам пользования одеждой.

Задачи:

 - формировать социально – бытовую ориентировку;

 - развивать мелкую моторику рук;

 - научить детей классифицировать предметы по форме, цвету, размеру;

      -  вызывать у детей интерес к занятиям.

Рекомендуемые игры:

  • «Недошитое» платье. «Пришить к платью рукава, воротник, карман, пуговицы» - дополнить картонный трафарет нужной деталью.
  • Шнуровка, застёгивание пуговиц, молний, липучек.
  • «Сушка белья» - пристегнуть прищепками к верёвке одежду кукол, носовые платки.
  • «Подбери пуговицы по цвет».
  • «Найди пару» - в коробке 4 туфельки и 4 сапожка одного цвета.
  • «Сарафан в полоску» - обвести трафарет и заштриховать слева направо.
  • «Почини платье» - для 4-х платьев найти нужную по цвету и форме заплатку.
  • «Красивый сарафан в белый горох» - приклеить белые кружочки по всему цветному трафарету сарафана.

Пальчиковое упражнение  «Обувь».

Как у нашей кошки на ногах сапожки.  (Загибают на обеих руках

                                                               пальчики по одному, начиная с больших.)

Как у нашей свинки на ногах ботинки        

А у пса на лапках голубые тапки.

А козленок маленький обувает валенки.

А сыночек Вовка – новые кроссовки.

Вот так, вот так, новые кроссовки.       («Шагают» по столу указательным и

                                                                  средним  пальцами.) [ 4].

Встреча № 10.        Май.

Тема: « Труд людей. Профессии».

Цель: формировать представления детей о различных направлениях деятельности человека.

Задачи:

 - Расширять и активизировать словарь детей;

 - Развивать слуховое восприятие и понимание речи;

 - Учить детей сравнивать предметы и явления и объединять их в группы;

      -  Создавать у детей положительное эмоциональное настроение.

Рекомендуемые игры:

  • «Собери инструменты» - из двух частей-деталей, вырезанных из картона (лопата, молоток).
  • «Застегни одежду» - на пуговицы, липучки, молнии. «Шнуровки».
  •  «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандашей между ладошками.
  • «Разложи по своим местам» - в окошки, вырезанные по форме инструментов, вложить соответственно: лопату, топор, молоток.
  •  «Почини инструменты» - найти и добавить недостающую деталь картонного трафарета: ручку пилы, зубец граблей.
  • «Строители» - выкладывание дома из цветной мозаики.
  • «Фармацевт» - заготовка и расфасовка таблеток (отщипнуть комочек пластилина и придавить его на бумажную полоску).
  • «Скульптор» - лепка из пластилина.
  • «Ткач» - плетение коврика из полосок цветной бумаги.
  • «Воспитатель» - научим Неумейку шнуровать ботинки, застёгивать крючки, пуговицы, кнопки.

Анализируя нашу работу, мы пришли к выводам, что  каждый участник этого проекта приобретает определённый социальный опыт.

Ученики общеобразовательной школы (волонтёры)  прониклись пониманием того, что простые (элементарные на их взгляд вещи) с трудом даются особенным детям.  Почувствовали, что трудно порой объяснить так, чтобы тебя поняли, для этого приходится использовать различные приёмы и способы, подбирать нужные слова. Во время подготовки к каждому занятию возникала необходимость прочитать специальную литературу, познакомиться с особенностями поведения детей с интеллектуальными нарушениями.

Говорили о том, что испытывают благодарность за то, что они живут и имеют неограниченные возможности.

Родители учеников – волонтёров  школы были рады проявить благотворительность, участвовать вместе с детьми. Часто мы ругаем своих детей, не довольны, а в сравнении понимаешь, что твои проблемы не столь серьёзны или велики, как кажутся.

Гости (дети с ОВЗ)  тронуты теплотой и вниманием, каждый раз общение доставляет им огромную радость. Танцуют, играют, выполняют задания вместе с детьми, довольны таким вниманием.  Не хотят уходить, оставались бы, несмотря на усталость, родители детей-инвалидов  в это время имеют возможность пообщаться руг с другом, обменяться опытом, который не найдешь в книгах. Есть возможность посмотреть на своего ребёнка со стороны. Кроме этого, нужна и реальная физическая помощь в организации более разнообразных форм общения и развития взаимодействия с парой мать – ребёнок. [5] Родители в  домашних условиях  повторяют игры и задания дома, чтобы содействовать развитию ребенка.

        Можно сделать вывод, что развитие и расширение такой  практики в сфере общего, специального и дополнительного образования позволит не только дать возможность детям с ОВЗ почувствовать себя полноценными членами общества, но и научит обычных детей активнее сочувствовать, думать о другом человеке, помогать ему.

Ссылки на источники.

  1. Дулисова Т.В. Психологическое сопровождение детей, имеющих трудности в обучении, общении (из опыта работы) http://festival.1september.ru -

[ Дата обращения 15.05.2013 ]

  1. Александрова Е. А. Виды педагогической  поддержки  и  сопровождения индивидуального  образования. http://www.isiksp.ru/library/aleksandrova_ea/aleks-000001.html  - [ Дата  обращения 10.05.2013]
  2. Лаутеслагер Петер Е.М. Двигательное развитие детей с синдромом Дауна. Проблемы и решения / Пер. с англ. О.Н. Ертановой при участии Е.В. Клочковой. – М.:»Монолит», 2003
  3. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии : Кн. Для педагога-дефектолога /Стребелева. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008
  4. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст) / Баенская Е.Р.- М.: Теревинф, 2007.

Poberezhnyuk Elena V.

Primary school teacher NOL - Secondary School "New Way", Armavir

elena-pberezhnjuk@rambler.ru

Social project as a means of socio-cultural adaptation of children with HIA.

Abstract. The article deals with the adaptation of children with intellectual and physical disabilities. Psychological and educational assistance to such children is a special escort service ensuring the necessary conditions for a productive interaction of children with disabilities with others is an essential factor in the socialization of children.

The author proposes a social project, the content of which is volunteer activities aimed at organizing joint events - meetings, general school students and children with intellectual disabilities. The aim is that children with disabilities have become partakers of this activity, and normally developing children perceive them as partners, which often requires their assistance and support.

Keywords: children with disabilities, volunteers, aid, adaptation, remedial developmental exercises.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект как средство нравственного воспитания подрастающего поколения.

Социальный проект как средство нравственного воспитания подрастающего поколения. Учитель начальных классовРФМЛИ г. Владикавказа РСО -Ал...

Научно-методическая работа "Социально-культурная деятельность как средство адаптации первоклассников в условиях современной школы

Психолого-педагогические аспекты адаптации первоклассников. А так же рекомендации и программа успешной адаптации....

Значение игровой деятельности как средство активизации, социализации и адаптации детей младшего школьного возраста

Данный материал можно использовать на методическом объединении воспитателей и для подготовки и проведения родительского собрания...

Социальный проект как средство обеспечения социально-культурной адаптации детей с ОВЗ.

Статья посвящена вопросам адаптации детей с интеллектуальными и физическими нарушениями. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается  специальными службами сопровождения  Обеспеч...

Социально-культурная адаптация детей школы-интернат

ИЗМЕНЕНИЯ ,ПРОИЗОШЕДШИЕ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ И ПОЛИТИКЕ ,ОКАЗАЛИ СУЩЕСТВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ,ЧТО ПОТРЕБОВАЛО ОПТИМИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Социально-культурная адаптация детей школы-интернат

ИЗМЕНЕНИЯ ,ПРОИЗОШЕДШИЕ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ И ПОЛИТИКЕ ,ОКАЗАЛИ СУЩЕСТВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ,ЧТО ПОТРЕБОВАЛО ОПТИМИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Физическое воспитание как средство реабилитации,коррекции и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, подборка упражнений. подвижных игр....