Расширение социокультурного пространства дошкольного отделения на основе взаимодействия с библиотекой.
статья

Каратаева Ирина Борисовна

Последовательное и системное сотрудничество с библиотекой влияет на оптимальную социализацию ребенка, даёт дополнительный положительный импульс для развития личности дошкольника, его общения, а так же совершенствует конструктивные взаимоотношения с родительской общественностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rasshirenie_sotsiokulturnogo_prostranstva.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья.

Расширение социокультурного пространства дошкольного отделения на основе взаимодействия с библиотекой.

Автор доклада: Каратаева Ирина Борисовна, воспитатель.

«Человек без книги, что птица без крыльев».

Пословица.

        Согласно Закону РФ «О библиотечном деле» библиотека как социальное учреждение выполняет, по меньшей мере, три социальные функции: информационная, культурная, образовательная.

        Библиотеке принадлежит весьма важная роль в процессе социализации личности. Наряду с другими учреждениями она осуществляет весьма серьезную по своим последствиям работу, помогающую индивиду через источники информации усвоить те ценности и нормы, которые характерны для данной общественной формации или социальной структуры. Человек, пользующийся библиотекой всю жизнь, в течение этого времени остается, осознавая это или не осознавая, объектом социализации.

        В силу особой актуальности на сегодняшний день проблемы не читающего молодого поколения у нас в стране, отсутствие понимания значимости библиотек в нашей жизни направило наш педагогический коллектив, работников библиотеки на поиск новых, более совершенных подходов в решении данной проблемы.

        Библиотека семейного чтения имени Ю. М. Магалифа открыта в Кировском районе города Новосибирска с 1 ноября 2005 года, количество читателей — 2800 человек, из них — 1254 человек — дети до 14 лет. Совместная работа дошкольного отделения МБОУ СОШ №198 и библиотеки началась в 2011 году и состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям дошкольного возраста оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через книгу и иные виды материалов, отвечающих его  социокультурным и индивидуальным особенностям.

        Последовательное и системное сотрудничество с библиотекой влияет на оптимальную социализацию ребенка, развивает творчество всех участников образовательного процесса. Социальные связи дошкольного отделения с объектами города дают дополнительный положительный импульс для развития  личности ребенка, его общения, а так же совершенствуют конструктивные взаимоотношения с родительской общественностью. Одновременно процесс социального партнерства способствует росту профессионального мастерства всех специалистов дошкольного отделения, поднимает статус организации на городском уровне, указывает на особую роль ее социальных связей в творческом развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка, что в конечном итоге позволяет судить о качестве дошкольного образования в конкретном учреждении.

        Совместно с сотрудниками библиотеки педагоги дошкольного отделения обсуждали цели и задачи предстоящей работы; разрабатывали план совместной деятельности, уточняли особенности проведения непосредственно образовательной деятельности, экскурсий, досугов, как в дошкольном отделении, так и на базе библиотеки, возможность использования книжного фонда библиотеки для занятий с дошкольниками в ДО и в семьях воспитанников.

        Цель взаимодействия ДО с библиотекой: развивать коммуникативную компетентность дошкольников, устойчивый интерес детей к книге как к произведению искусства, источнику знаний, создавать условия для активного внедрения литературного опыта в творческую деятельность детей.

        Задачи:

  • Формировать интерес и потребность в чтении (восприятии) книг, развивать художественное восприятие и эстетический вкус, расширять кругозор детей.
  • Формировать у дошкольников желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
  • Воспитать бережное отношение дошкольников к книге как результату труда многих людей.
  • Способствовать социализации личности ребенка-дошкольника посредством совместной деятельности детей, педагогов, работников библиотеки и родителей воспитанников в пространствах детской библиотеки и дошкольного отделения.
  • Формировать ценностные ориентиры дошкольников через знакомство с культурой и традициями родной страны, развивать патриотические чувства.
  • Способствовать зарождению традиции семейного чтения.
  • Повысить педагогическую культуру родителей по проблеме приобщения дошкольников к книге.

        Решение задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности дошкольников:

  • экскурсии в библиотеку;
  • викторины, конкурсы;
  • выставки рисунков и поделок;
  • участие в театрализованной деятельности;
  • совместные концерты, развлечения, праздники, поэтические вечера.

        При организации образовательного-развивающего процесса учитывается принцип интеграции образовательных областей строится на основе объединения  разнообразных видов детской деятельности: коммуникативной, познавательно – исследовательской, изобразительной, театрализованной, продуктивной в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Для родителей готовятся сообщения, памятки, буклеты: «Как зародить традицию чтения в вашей семье?», «Влияние чтения на развитие дошкольников», «Как заинтересовать ребёнка чтением?», «10 причин начать читать в семье» и др..

Перспективный комплексно-тематического план совместной деятельности.

        Посещая библиотеку, дети приобретают богатый социальный опыт, знакомясь с новыми профессиями, обогащая умение общаться со взрослыми и сверстниками, в поиске нужной информации, в развитии монологической и диалогической речи. Мероприятия проходят с обязательным участием родителей и предварительной подготовкой (чтение произведений, как в детском саду, так и дома.

        Такое взаимодействие позволяет получить положительные результаты для всех участников образовательно-воспитательного процесса.

        Для детей:

  • Расширился интерес детей к книге, выбору литературных произведений, что доказывает особую значимость отечественной литературы высокого уровня (дети знают авторов и содержание произведений: А.Толстого, Н.Успенского, К.Чуковского, С.Михалкова, Б. Заходера и др.).
  • У детей снизилась напряжённость, скованность в общении с окружающими людьми, повысилась самостоятельность, инициативность, любознательность.
  • Дети стали шире использовать литературные тексты в самостоятельной игровой деятельности, обогатился словарный запас.
  • В предшкольном возрасте проявился осознанный читательский интерес, потребность в чтении (слушании) книг, что значимо для успешной адаптации и дальнейшей учебы в школе.

        Для родителей:

  • Литературный опыт родителей стал богаче и разнообразнее.
  • Появился осознанный и мотивированный интерес к чтению книг и ознакомлению детей с литературными произведениями в условиях семейного воспитания.
  • Родители стали более компетентны в чтении с детьми (им стало легче заинтересовать ребенка новой книгой, используя разные методы для интереса к чтению: вопросы, интонация, беседа, игра).
  • Многие родители записали своих детей непосредственно в библиотеку, стали проявлять активность в посещении театров, музеев, выставок вместе с детьми.

        Для педагогов и работников библиотеки:

  • Расширился читательский кругозор педагогов.
  • Методический и иллюстрационный материал стал более разнообразным.
  • Возросла возможность поиска новой информации.
  • Для библиотеки стал более доступным и понятным запрос читателей, темы, интересующие детей, родителей, педагогов.
  • Увеличился контингент читателей библиотеки.
  • В работе библиотеки появились новые формы взаимодействия с детьми и семьями будущих читателей.

        В августе организуются встречи педагогов дошкольного отделения и сотрудников библиотеки для обсуждения результатов совместной деятельности, составление фото-, видео презентаций совместных мероприятий, выставок детского творчества, составления перспективного комплексно-тематического плана на следующий учебный год.

        Сотрудничество с детской библиотекой микрорайона - это эффективный способ оказания помощи семье и ребенку в социализации с ориентацией на основные ценности отечественной культуры.

        Читать книги полезно потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. После прочтения того или иного классического произведения порой люди начинают меняться в лучшую сторону.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая программа для дошкольного отделения "Математические ступеньки"

Развивающая программа для дошкольного отделения "Математические ступеньки", презентиция...

Преемственность дошкольного отделения и начальной школы в рамках ФГОС

Преемственность дошкольного отделения и начальной школы в рамках ФГОС...

Расширение образовательного пространства в работе учителя логопеда

laquo;Расширение образовательного пространства в работе учителя логопеда»...

Расширение социального пространства детского сада и школы через развития взаимодействия ОУ с социумом.

В данной статье представлен опыт взаимодействия УО и детского сада  через расширение социального пространства....

Расширение образовательного пространства в процессе реализации внеурочной деятельности.

В работе рассмотрена система внеурочных программ, направленных на формирование инженерно-математического мышления учащихся начальной школе. Доказана актуальность направления, автором охарактеризованы ...

Аналитический отчёт деятельности работы педагога – психолога Быковой В.Л в дошкольном отделении за 2016-2017 учебный год.

Создание условия для обеспечения полноценного психологического и личностного развития детей дошкольного возроста в процессе их воспитания....

«Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире» на тему: Интернет в современном социокультурном пространстве.

На современном этапе развития российского социума все более характерным является внедрение в жизнедеятельность широких слоев населения научно-технических достижений информационных ресурсов глобальных ...