МО на тему "Правильно организованная перемена как фактор повышения умственной работоспособности на уроке и улучшения успеваемости учащихся"
статья (4 класс)

Молочкова (Брагина) Юлия Сергеевна

     Школа закладывает глубокие и прочные знания основ наук, способствует выработке необходимых навыков и умений, обеспечивает всестороннее развитие личности. Для учащихся начальных классов учебная деятельность является ведущей.

      Но повышенная нагрузка, которую испытывают сегодня школьники, – серьёзная проблема, как для самих учащихся, так и для педагогов. Интеллектуальные перегрузки приводят к стрессам, усталости, к снижению успеваемости, к нежеланию учиться и даже ходить в школу. Чтобы ребёнок был здоровым, а занятия в школе не повлияли отрицательно на его самочувствие, общеобразовательное учреждение должно создать условия для того, чтобы учебный день младшего школьника был правильно организован.

    Перемены являются обязательным элементом режима дня школы. Содержание и правильная организация школьных перемен поможет улучшить взаимоотношения между учащимися, повысит их интерес к школе, снизит утомляемость, повлияет на работоспособность детей на уроках и положительно скажется на их здоровье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo_molochkova_yu.s.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема моего выступления: «Правильно организованная перемена как фактор повышения умственной работоспособности на уроке и улучшения успеваемости учащихся».

     Школа закладывает глубокие и прочные знания основ наук, способствует выработке необходимых навыков и умений, обеспечивает всестороннее развитие личности. Для учащихся начальных классов учебная деятельность является ведущей.

      Но повышенная нагрузка, которую испытывают сегодня школьники, – серьёзная проблема, как для самих учащихся, так и для педагогов. Интеллектуальные перегрузки приводят к стрессам, усталости, к снижению успеваемости, к нежеланию учиться и даже ходить в школу. Чтобы ребёнок был здоровым, а занятия в школе не повлияли отрицательно на его самочувствие, общеобразовательное учреждение должно создать условия для того, чтобы учебный день младшего школьника был правильно организован.

    Перемены являются обязательным элементом режима дня школы. Содержание и правильная организация школьных перемен поможет улучшить взаимоотношения между учащимися, повысит их интерес к школе, снизит утомляемость, повлияет на работоспособность детей на уроках и положительно скажется на их здоровье. 

В нашем детстве на переменах мы играли в салочки, прыгали в резинку, а мальчишки скопом боролись в «слона». Сейчас во многих школах правила запрещают играть в гаджеты, бегать по коридору, а комнаты, где ребята могут размяться, нет.

Что предлагает школа сейчас? Как правило, есть учителя на переменах, которые следят за порядком, отнимают телефон из рук ребенка, но и бегать не разрешают.

Что делать детям? Бегать нельзя, телефон нельзя…

Что предлагает учитель? Ничего, сидеть и ждать звонка.

Изучая литературу по теме, меня очень заинтересовала информация о том, как проводят школьные перемены наши сверстники в других странах. Оказалось, что они активно отдыхают на переменах.

   В Норвегии школьники отправляются во время перемен на прогулку, независимо от погоды. Японские дети в обязательном порядке делают дыхательную гимнастику и растягиваются во время перемены. 

  В Швеции перемены по 10-20 минут.  Ученики играют в футбол, баскетбол, прыгают на скакалках, играют активные игры на открытом воздухе в любую погоду. 

  В Китае большая перемена длится целый час, а не 30-40 минут, как в российских школах. Большая перемена в Китае – время обеда. За едой ученики идут в столовую (или члены семьи приносят им обед в специальных боксах), а после перекуса могут побегать, попрыгать, покричать – в общем, отдохнуть, как душе угодно.

  В Финляндии по школьным правилам во время 15-ти минутных перемен дети обязаны выйти на улицу в любую погоду, чтобы подышать свежим воздухом и немного отдохнуть. Дети виснут на перекладинах, качаются на качелях, прыгают и гоняют мячи. Весной и осенью на площадках играют в волейбол и футбол, а зимой – катаются на коньках.

  В Испании и Австралии для учащихся начальных классов активная подвижная деятельность на воздухе обязательна.

    Двигательная активность способствует физической разрядке, у школьников поднимается настроение, что благоприятным образом сказывается и на учёбе.

 Я понаблюдала за детьми своего класса.

После первого урока учащиеся ещё не устали от учебной деятельности, так как недавно пришли в школу.  После второго урока мы ходим в столовую. Усталость появляется к концу третьего урока и остаётся до конца дня.

Получается, что активный отдых на перемене требуется организовать после третьего, четвёртого и пятого уроков. 

        Также я обратила внимание, что не все дети желают двигаться на перемене. Некоторые даже не встают из за парты: сидят рисуют, заполняют дневник, пытаются выполнить домашнее задание.

Детей, условно, можно разделить на 3 группы:

1 группа включает детей очень активных, эмоциональных, которые большую часть своего отдыха занимают подвижными играми.

2 группа, дети, предпочитающие игры средней активности. Дети используют настольные игры.

3 группа, дети, которые заняты игрой с малой активностью и подвижностью или вовсе неподвижные. Это дети, которые всю перемену проводят словестно общаясь, делают заметки, рисуют.

Поэтому, учителю необходимо организовать перемену так, чтобы вовлечь как можно больше детей.

Как показала практика, что со временем , даже малоактивные дети легко включаются в подвижные игры.

Я считаю, что главное – это не просто предложить детям игру, объяснив правила, но и самому учителю принять активное участие. Достаточно 2-3 раз, далее дети уже сами могут собрать команду и играть. При условии, что игра их заинтересует.

Я предлагаю игры для каждой группы детей.

Многие игры всем знакомы, но забыты.

  1. Активные игры.

«Путаница», «Рыбак и рыбки», «Жмурки», «Море волнуется», «Краски», «Руки-ноги», «Горячая картошка», «Третий лишний», «Слепая курица», «Резиночки».

  1. Игры, средней активности.

«Крокодил», «Глухой телефон», «Колечко».

  1. Интеллектуальные игры, марафоны.

Ребусы, кроссворды, марафон грамотности.

Перенимая опыт своих коллег, активно использую проведение марофонов грамотности.

Информация в прикрепленных файлах.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что организовывая подвижные перемены я заметила положительную динамику в поведении учащихся, повысился интерес к играм, даже у малоактивных детей, повысилась работоспособность учащихся на уроке.

 Закончить мне хотелось бы словами чешского педагога Я. А. Коменского: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование умственной работоспособности учащихся. Тест Кеэса

Умственная работоспособность – потенциальная возможность ученика выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени, УР рассматривается как од...

Оздоровительные паузы как эффективное средство повышения эмоционального настроя и работоспособности на уроке.

Каждую осень порог школы переступают первоклассники. Все они очень разные: маленькие и большие, застенчивые и не очень, робкие и самостоятельные… Поэтому одной из важнейших задач школы в соответствии ...

ДОКЛАД "Применение игр и игровых упражнений на уроках чтения и письма в начальной школе для улучшения успеваемости по русскому языку и чтению."

В последнее время отмечается значительный рост учащихся с различными трудностями обучения. Одной из причин, вызывающих эти трудности является нарушение речи как следствие, снижение успеваемости по рус...

Обобщение опыта работы учителя начальных классов Пронкиной Л.В. по теме: “Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе специальной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с на

Цель и задачи:Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.Разработать комплекс здоровьесбер...

«Определение влияния биоритмов учащихся на работоспособность и успеваемость учащихся»

Гипотеза: если биоритмы существуют, они влияют на работоспособность и успеваемость учащихся. Объект исследования – учащиеся 3 «Б» класса МБОУ СОШ № 8.Предмет исследования &ndash...

Повышение умственной работоспособности обучающихся на уроке

Есть показатель, достаточно четко отражающий функциональное состояние организма и его динамику. Это показатель работоспособности. В обыденной жизни мы часто употребляем этот термин, применяем его и к ...

Презентация "Личностно-ориентированный подход как фактор повышения качества образования детей с умственной отсталостью"

Наиболее сложной категорией детей к включению в образовательное пространство являются дети с умственной отсталостью. Категория умственно отсталых детей представляет собой весьма неоднородную группу. Д...