Повышение умственной работоспособности обучающихся на уроке
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Доля Ольга Ивановна

Есть показатель, достаточно четко отражающий функциональное состояние организма и его динамику. Это показатель работоспособности. В обыденной жизни мы часто употребляем этот термин, применяем его и к характеристике деятельности школьника: «ребенок с низкой работоспособностью», «у него высокая работоспособность», понимая под этим способность действовать целенаправленно, достигать определенных результатов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

на  методическом объединении школы

 учителя начальных классов Доля Ольги Ивановны

на тему: «Повышение умственной работоспособности обучающихся на уроке»

Есть показатель, достаточно четко отражающий функциональное состояние организма и его динамику. Это показатель работоспособности. В обыденной жизни мы часто употребляем этот термин, применяем его и к характеристике деятельности школьника: «ребенок с низкой работоспособностью», «у него высокая работоспособность», понимая под этим способность действовать целенаправленно, достигать определенных результатов. Известно, что работоспособность очень зависит от внешних условий и функционального состояния организма. Например, работоспособность шестилетнего первоклассника снижается довольно быстро – об этом сигнализирует общее «двигательное беспокойство». Через 15-20 минут урока число неслушающих, вертящихся, отвлекающихся, занимающихся своим делом, а то и просто играющих детей катастрофически быстро растет. Кажется: еще секунда – и собрать их внимание будет просто невозможно. Двигательное беспокойство – это защитная реакция организма ребенка. Он как бы отключается, давая себе отдых, не доводя свой организм до утомления. Да, действительно, попытка умерить двигательное беспокойство детей словами не дает результата, и только рациональное переключение с одного вида деятельности на другой, смена видов деятельности позволяет отодвинуть утомление.

Рассмотрим основные закономерности умственной работоспособности. Эти закономерности мы должны не просто знать – их необходимо учитывать при организации педагогического процесса, на основе этих закономерностей строить урок, учебный день, неделю.

В начале работы происходят постепенное повышение показателей умственной работоспособности, врабатывание, приспособление к деятельности. Затем наступает период оптимума, потом появляются первые признаки утомления – снижение внимания, темпа работы, двигательное беспокойство. Это то, что можно заметить. В то же время повышается напряжение некоторых физиологических функций – это не видно «на глаз», но функциональная «цена» работы возрастает, однако усилием воли еще можно продолжить работу. Если в этот момент не отрегулировать, не откорректировать величину нагрузки, если продолжить работу с той же интенсивностью, то наступит утомление и резко упадет работоспособность. Если внимательно разобраться в изменениях работоспособности в течение каждого урока, дня недели, то мы найдем все эти периоды. Например, возьмем урок: первые 3-5 минут – врабатывание. Но этот период можно сократить, если сразу же создать ситуацию интереса, игры, сконцентрировать и привлечь внимание детей к предстоящей работе. Затем – оптимум, период самой высокой работоспособности. Сколько он продолжается? 10-15 минут, но этот период можно удлинить, если чередовать виды деятельности, поддерживать интерес, высокую мотивацию. В то же время необходимо помнить, что высокая интенсивность даже очень интересной и разнообразной работы не может продолжаться более 20 минут. Далее наступает следующий период – компенсаторная перестройка. Пора детям дать передохнуть, отвлечься. Это может быть физкультминутка, дыхательная гимнастика, минуты релаксации, гимнастика для глаз и т.д. После такого отдыха обеспечено еще 5-10 минут эффективной работы, и, кроме этого, к концу урока не будет очень резкого спада работоспособности.

Сегодня я хочу предложить вам несколько вариантов физкультминуток, пальчиковых игр, дыхательных упражнений.

Физкультминутки, пальчиковые игры

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

(Сжимают и разжимают кулачки)

 

Пальцы в гости приходили,

Тук, тук, тук – стучались в дверь.

Только дверь им не открыли:

Думали, там страшный зверь.

(Постукивание подушечками пальцев по парте)

Пальцы вытянулись дружно,

А теперь сцепить их нужно.

Кто из пальчиков сильнее?

Кто других сожмет быстрее?

(Сцепляют выпрямленные пальцы, сжимают их и разжимают)

Чищу овощи для щей.

(Хлопаем в ладоши)

Сколько нужно овощей?

(Разводим руки в стороны)

Три картошки, две морковки,

Луку полторы головки

Да петрушки корешок,

Да капусты кочешок.

(Массируем пальцы левой руки)

Потеснись скорей, капуста,

От тебя в кастрюле густо.

(Массируем пальцы правой руки)

Раз! Два! Три!

(Хлопаем в ладоши)

Огонь зажжен.

(Потираем  ладошки)

Кочерыжка, выйди вон.

(Стучим кулачками)

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс,

Одной, другой – это кроль.

Все как один плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Мы ручку правильно берем,

Кладем на средний палец,

Теперь большим ее прижмем,

А указательным ведем,

Чтобы она качалась.

Что такое, что мы слышим?

Это дождь шумит по крыше.

А теперь пошел сильней

И по крыше бьет быстрей.

(Постукивают подушечками пальцев по парте)

Нашу руку разогнем,

Вверх ладонью повернем,

Пальцы на себя потянем –

Выгибать запястье станем.

(По очереди выгибают запястья)

Чтобы нам добыть огонь,

Трем ладонью о ладонь.

Вдруг ладошка заискрится,

А бумажка загорится.

(Трут ладонью о ладонь)

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей,

Хлопай, хлопай веселей.

Мы писали, мы писали,

А теперь все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Затем пальчики сожмем,

Сядем и писать начнем.

Пальчик наш привык к порядку.

Утром делает зарядку:

Раз – наклон, два – наклон.

Вот как ловко скачет он.

«Я сильней наверняка!» -

Молвит правая рука.

«Почему же? Вот и нет!» -

Спорит левая в ответ.

(Сцепляют руки в «замок» и тянут в разные стороны)Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик!

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз –два, раз – два,

Заниматься нам пора!

Раз, два, три, четыре –

Топаем ногами.

Раз, два, три, четыре –

Хлопаем руками.

Руки вытянуть пошире –

Раз, два, три, четыре.

Наклониться – три, четыре

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку,

Все мы делаем зарядку.

Чтоб все выполнить заданья,

Чуть-чуть нам надо отдохнуть.

Ну, ребята, дружно встанем.

Надо косточки встряхнуть.

Руки вверх, назад прогнулись.

Сейчас сделаем наклоны.

Все к упражнению готовы?

Раз, два, три, четыре, пять,

Теперь спинки держим ровно.

На месте будем мы шагать.

Тихо все на место сядем

И закроем глазки.

Вспомните все, что повторяли,

Без моей подсказки.

Мы работали отлично.

Отдохнуть не прочь сейчас

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнись веселей!

Мы попрыгаем как зайки,

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вздохнули,

Отдохнули?

Отдохнули!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо! И еще

Через левое плечо!

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись

И друг к другу повернулись.

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели.

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Вы скачите, пальчики,

Как солнечные зайчики.

Прыг-скок, прыг-скок,

Поскакали на лужок.

Ветер травушку качает,

Влево-вправо наклоняет.

Вы не бойтесь ветра, зайки,

Веселитесь на лужайке.

Сидел со мной рядом за партой сосед.

Закрыл я глаза – и соседа уж нет!

Теперь головою крути не крути,

А в классе у нас никого не найти!

Хотим, чтоб скорее учитель сказал:

«Давайте, ребята, откроем глаза!»

Мы осанку исправляем:

Спинки дружно прогибаем,

Вправо, влево мы нагнулись,

 До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз,

Улыбайся и садись.

Отдых наш – физкультминутка,

Занимай свои места.

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два.

Прямо спину вы держите –

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите –

Раз и два, раз и два!

У нас славная осанка.

Мы свели лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдем мягко, как лисята,

Ну, а если надоест,

То пойдем все косолапо,

Как медведи ходят в лес.

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже:

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

Подтянитесь на носочках

Столько раз,

Ровно столько, сколько пальцев

На руке у вас!

Раз, два, три, четыре, пять,

Хлопаем руками.

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть.

Посидим, отдохнем,

А потом решать начнем.

Мы считали и устали,

Дружно все мы тихо встали.

Ручками похлопали,

Ножками потопали.

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнем

И опять считать начнем.

 

ПОДБОРКА  ДЫХАТЕЛЬНЫХ  УПРАЖНЕНИЙ

(Методика Е.М.Мастюковой)

«Цветок распускается»

И.п.: руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон).

Выполнение: медленно, поднимаясь на носки, вытянуть руки вверх и в стороны – вдох (цветок распускается). Возвращение в исходное положение – выдох. Медленно, 4-6 раз.

«Поднимаем выше груз»

И.п.: основная стойка, руки опущены вниз, впереди, сжаты в кулаках.

Выполнение: медленно поднять руки до уровня грудной клетки – вдох. Возвращение в исходное положение – выдох, 6-8 раз.

«Лес шумит»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе.

Выполнение: наклон вправо – вдох. В исходное положение – выдох, наклон влево – вдох, в исходное положение – выдох, 5-6 раз.

«Травушка колышется»

И.п.: основная стойка, руки опущены вниз.

Выполнение: поднять руки вверх, плавно покачать кистями рук – вдох, опустить руки вниз – выдох, 4-5 раз.

«Травушка растет»

И.п.: стоя на коленях, руки к плечам.

Выполнение: поднять руки вверх, покачать плавно вправо и влево – вдох. Опустить руки на плечи – выдох, 3-5 раз.

«Грибок»

И.п.: глубокий присед, руки обхватывают колени (грибок маленький).

Выполнение: медленно выпрямиться, разводя руки в стороны, немного отводя голову назад – вдох (грибок вырос), в исходное положение – выдох, 6-8 раз.

«Насос»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища.

Выполнение: глубоко вдохнуть и на выдохе медленно наклониться вправо (правая рука скользит вдоль туловища к колену, левая – вверх до уровня груди). На вдохе вернуться в исходное положение; то же влево. 4-5 раз в каждую сторону.

«Вертолет»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны.

Выполнение: глубоко вдохнуть, не меняя положение рук; повернуться вправо – выдохнуть; вернуться в исходное положение – вдохнуть. То же влево. 4-5 раз в каждую сторону.

«Хлопушка»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны.

Выполнение: глубоко вдохнуть, наклониться вперед, хлопнуть ладонями по коленям – выдох. Вернуться в исходное положение – вдох. 4-5 раз.

«Здравствуй, солнышко»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки за спиной опущены вниз.

Выполнение: медленно поднять руки вверх, скользя по туловищу; руки шире плеч, голову поднять вверх – вдох. Медленно вернуться в исходное положение – выдох. 4-5 раз.

«Лотос»

И.п.: сидя по-турецки, плечи слегка отведены назад. Голова приподнята, кисти рук лежат тыльной стороной ладони на  коленях. Указательные и большие пальцы сомкнуты в колечки.

Выполнение: вдох диафрагмой (плечи не поднимаются), представить струю воздуха, пронизывающую от макушки по всему позвоночнику. Медленный выдох ртом (можно выполнять с закрытыми глазами). 4 раза.

«Рубка дров»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки вверху, за головой. Пальцы сцеплены.

Выполнение: вдохнуть, быстро наклониться вперед, округлив спину. Мах руками между ног. Громкий мощный выдох. Плавно вернуться в исходное положение, вдох диафрагмой.

«Лыжник»

И.п.: стоя, слегка наклонившись вперед и присев, ноги как бы на ширине лыжни. Правая рука впереди (кисть «сжимает лыжную палку»). Левая рука далеко сзади, кисть раскрыта.

Выполнение: вдохнуть, плавно присесть. Правую руку вниз, назад к бедру. Мощный выдох. Левая рука выносится вперед, вдох. 4-6 раз.

«Пловец»

И.п.: ноги на ширине плеч. Руки вперед – вверх, кисти сжаты, как для «гребка».

Выполнение: на каждый счет – «гребок» как при плавании баттерфляем. Затем руки вниз, назад к бедрам. Легко согнув ноги в суставах и увеличив наклон, - мощный выдох, руки через стороны вверх – вперед, кисти расслаблены – вернуться в исходное положение, раздувая живот диафрагмальным вдохом. 6-7 раз.

«Пловец кролем»

И.п.: стоя, слегка наклонившись вперед. Ноги на ширине плеч. Правая рука вперед – вверх, кисть сжата как для «гребка». Левая симметрично сзади. Кисть расслаблена.

Выполнение: 1-2 – четыре-пять быстрых круговых движений руками как при плавании кролем (мощный выдох с натуживанием); 3-4 – два медленных круговых движения руками, совершая полный диафрагмальный вдох, выпячивая тем самым круглый живот. 4-5 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы учителя начальных классов Пронкиной Л.В. по теме: “Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе специальной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с на

Цель и задачи:Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.Разработать комплекс здоровьесбер...

Доклад на педагогический совет «Организация повышения мотивации у обучающихся на уроке»

Издавна начальная школа была важным звеном в образовании и воспитании подрастающего поколения. В начальной школе был, есть и будет только один способ поднять интерес школьника к учебе – использо...

Применение технологии развития критического мышления как средство повышения учебной мотивации обучающихся на уроках в начальной школе.

Научить ребенка критически мыслить – одна из  задач, которую решают современные педагоги. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляютс...

Использование технологии развития критического мышления как средство повышения учебной мотивации обучающихся на уроках в начальной школе

Технология развития критического мышления (ТРКМ) – интерактивная технология, направленная на развитие критического мышления. Критическое мышление – творческое, рефлексивное мышление, ...

Применение технологии развития критического мышления как средство повышения учебной мотивации обучающихся на уроках в начальной школе

Данная статья помогает понять, как научить ребёнка критически мыслить.Какие приёмы использует учитель начальных классов для развития критического мышления у учащихся....