Рабочая программа по тьюторскому сопровождению
рабочая программа (4 класс)

Ситник Елизавета Михайловна

Рабочая программа тьюторского сопровождения для обучающихся 4«б» класса на 2024-2025 учебный год составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, РАС (вариант 2) (дополнительный 1-12 классы), утвержденной приказом КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_tyutor.docx49.81 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к АООП (вариант 2) (дополнительный 1-12 классы), утвержденной приказом КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

СОГЛАСОВАНО:

заместитель директора по учебной работе

КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

________________________ О.В. Астапенко

«____» _______________________ 2024г

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

тьюторского сопровождения

для обучающихся 4 «б» класса

на 2024-2025 учебный год

Составитель: Е.М. Ситник, тьютор

Леуши, 2024

Рабочая программа тьюторского сопровождения для обучающихся 4«б» класса на 2024-2025 учебный год составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, РАС (вариант 2) (дополнительный 1-12 классы), утвержденной приказом КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 16.06.2022 г. №152-од, с изменениями, утвержденными приказом от 28.05.2023 г. №188-од, с изменениями, утвержденными приказом от 30.05.2024 г. №144-од.

Рассмотрена на заседании методического объединения специалистов коррекционного блока

Протокол № 6 от 26.05.2024 г.

Руководитель методического объединения __________________ П.П. Ермакова

(подпись)                  (И.О.Ф.)

Пояснительная записка

Рабочая программа по тьюторскому сопровождению для обучающихся 4«б» класса на 2023-2025 учебный год разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, РАС (вариант 2) (дополнительный 1-12 классы), утвержденная приказом КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 16.06.2022 г. №152-од с изменениями, утвержденными приказом от 28.05.2023 г. №188-од., с изменениями, утвержденными приказом от 30.05.2024 г. №144-од.

Функции тьютора:

  1. Диагностическая: сбор данных об индивидуальных особенностях обучающегося, его интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, психофизическом и соматическом состоянии, социальном окружении и др.

Оценка результатов деятельности, отслеживание динамики в развитии обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

  1. Проективная: выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у обучающегося психолого-педагогических проблем, разработка средств и процедур тьюторского сопровождения в образовательном процессе, составление Рабочей программы тьюторского сопровождения на учебный год.
  2. Реализационная: оказание помощи обучающемуся в ориентации и включении в образовательное пространство, сопровождение при решении возникающих затруднений и проблем, включение в образовательный маршрут всех необходимых для обучающегося специалистов школы-интерната.
  3. Аналитическая: оценка результатов тьюторского сопровождения.

Основные виды деятельности тьютора:

1. Информационное обеспечение.

2. Организационная деятельность.

3. Учебно-методическая работа.

4. Диагностико - аналитическая деятельность.

Цель и задачи

Основной целью является активизация навыков коммуникации в различных социальных ситуациях, подготовка обучающегося к жизни в современном обществе.

Для достижения данной цели тьютор, согласно данной Рабочей программе, выполняет следующие образовательные задачи:

1. Сопровождение обучающегося.

2. Помощь в выполнении различных учебных физических действиях.

3. Помощь в адаптации к школьному распорядку.

4. Помощь в закреплении и получении новых знаний и навыков.

5. Помощь в развитии коммуникационных навыков.

Реализация Рабочей программы осуществляется с учетом особенностей развития обучающегося. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов обучающегося, в соответствии с психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности.

Формы работы тьютора по программе

Рабочая программа тьюторского сопровождения обучающегося реализуется ежедневно в течение всего учебного года в учебное время.

Тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения обучающегося, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений (настоящего и прошлого) с интересами и устремлениями (образом будущего). Именно тьютор, не отвлекая от учебной деятельности педагога, помогает выстраивать коррекционную работу с обучающимся, чтобы он мог концентрировать свое внимание на уроке, следовать принятым в школе-интернате правилам, соблюдать основные принципы классно-урочной системы, различать по назначению урок и перемены, поднимать руку при желании ответить, выходить к доске по просьбе учителя.

Для этого работа идет по различным видам и формам:

Вид и форма проведения работы

Время проведения

Сопровождение

Во время всего учебного дня (уроки)

Разминка

На уроках, на переменах

Дыхательная гимнастика

На переменах и по потребности обучающегося

Коррекционные упражнения

На переменах и по потребности обучающегося

Занятие «Минутки чтения»: чтение литературы тьютором

Внеурочная деятельность

Развивающие игры, направленные на развитие памяти, мышления, речи, двигательных функций

Внеурочная деятельность

Беседы

По запросу (индивидуальные и групповые)

Консультации

По запросу (индивидуальные и групповые)

Ожидаемые результаты:

1. Активность обучающегося, желание взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса.

2. Коррекция коммуникативной сферы. Расположение к партнерским отношениям со сверстниками.

3. Развитие у обучающегося навыков самостоятельной образовательной деятельности.

4. Положительная учебная мотивация, эмоциональный фон.

5. Повышение эмоциональной устойчивости, развитие настойчивости.

6. Появление инициатив в предметной и игровой деятельности.

Характеристика класса.

Список обучающихся

Ф. И. О. ребёнка

Дата рождения

Класс

1.

Волынкин Макар Викторович

18.07.2014

2.

Касаткин Владислав Владимирович

10.06.2014

3.

Куриленко Радомир Ильич

17.09.2013

4.

Мазалова Мария Сергеевна

23.06.2014


Тематическое планирование

Сроки

Вид деятельности

Сентябрь

- Сопровождение во время уроков.

- Проведение требуемых коррекционных гимнастик.

- Отслеживание здоровой осанки, правильное положение тела при письме за партой и при устном ответе у парты.

- Проведение диагностик, наблюдение.

- Консультации с учителем.

- Консультации с родителями.

Октябрь

- Посещение уроков.

- Проверка посещаемости учеников.

- Консультации с учителями.

Ноябрь

- Наблюдение.

- Индивидуальное сопровождение ученика на уроках.

- Ведение дневников наблюдения на учеников.

- Подготовка обучающегося к участию в конкурсах.

- Консультации с родителями.

- Организация встреч с психологом.

- Работа с обучающимися во внеурочное время (подготовка поделок, раскрашивание рисунков).

- Оформление стендов с детскими поделками и рисунками.

Декабрь

- Сопровождение во время уроков.

- Проведение требуемых коррекционных гимнастик.

- Отслеживание здоровой осанки, правильное положение тела при письме за партой, при устном ответе у парты.

- Занятие «Минутки чтения», развивающие игры, творческий труд по теме «Новый год»

- Проведение диагностик, наблюдение.

- Работа с обучающимся во внеурочное время (подготовка поделок, раскрашивание рисунков).

- Индивидуальные консультации.

- Консультации с учителями.

Январь

- Сопровождение во время уроков.

- Проведение требуемых коррекционных гимнастик.

- Отслеживание здоровой осанки, правильное положение тела при письме за партой и при устном ответе у парты.

- Занятие «Минутки чтения», развивающие игры, творческий труд по теме «Зимушка Зима».

- Работа с обучающимся во внеурочное время (подготовка поделок, раскрашивание рисунков).

Февраль

- Сопровождение во время уроков.

- Проведение требуемых коррекционных гимнастик.

- Отслеживание здоровой осанки, правильное положение тела при письме за партой и при устном ответе у парты.

- Занятие «Минутки чтения», развивающие игры, творческий труд по теме «Любовь», «23 февраля».

- Проведение тьюторских часов.

- Работа с обучающимся во внеурочное время (подготовка поделок, раскрашивание рисунков).

Март

- Сопровождение во время уроков.

- Проведение требуемых коррекционных гимнастик.

- Отслеживание здоровой осанки, правильное положение тела при письме за партой и при устном ответе у парты.

- Занятие «Минутки чтения», развивающие игры, творческий труд по теме «Весна» «8 марта».

- Работа с обучающимся во внеурочное время (подготовка поделок, раскрашивание рисунков).

Апрель

- Сопровождение во время уроков.

- Проведение требуемых коррекционных гимнастик.

- Отслеживание здоровой осанки, правильное положение тела при письме за партой и при устном ответе у парты.

- Занятие «Минутки чтения», развивающие игры, творческий труд на тематику «Весна. Великая Пасха», «9 мая».

- Работа с обучающимся во внеурочное время (подготовка поделок, раскрашивание рисунков).

Май

- Сопровождение во время уроков.

- Проведение требуемых коррекционных гимнастик.

- Отслеживание здоровой осанки, правильное положение тела при письме за партой и при устном ответе у парты.

- Занятие «Минутки чтения», развивающие игры, творческий труд на летнюю тематику.

- Работа с обучающимся во внеурочное время (подготовка поделок, раскрашивание рисунков).

- Родительское собрание.

- Анализ работы тьютора с обучающимся за учебный год.

Развивающие, коррекционные упражнения и игры, используемые в работе с обучающимся

Задачи

Используемые упражнения и игры

Виды проведения упражнений

Развитие умения чувствовать свое дыхание

Дыхательные упражнения

Улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Важно научить обучающегося чувствовать свое дыхание, т.е. обращать внимание на то, как он дышит: ртом или носом, задерживает ли дыхание. Основу дыхательных упражнений, способствующих расслаблению, составляют упражнения с углублением и замедлением вдоха и выдоха, что достигается путем длительного произнесения гласных звуков (а, у, о), шипящих согласных (ш, ж) и сочетаний звуков (ах-ох ух).

Дыхательное упражнение.

Сядьте прямо. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка. Нежный аромат цветка. Старайтесь вдыхать его не только носом, но всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.

Обучающиеся представляют, что они воздушные шарики. На счет: один, два, три, четыре – делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет 1 – 8 медленно выдыхают.

2.

Развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики

Обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов.

Упражнения с монетами.

Все упражнения проводятся в игровой форме. Сначала выполняются движения одной рукой, потом другой, затем двумя руками одновременно. Подбираются разные по массе и размеру монеты. Монеты размещаются на ладонной поверхности концевых фаланг пальцев. Обучающийся должен научиться удерживать на кончиках пальцев монеты от самых тяжелых до самых легких. Упражнения сначала выполняются с открытыми глазами, а затем – с закрытыми.

Упражнения с четками.

Перебирание пальцами четок или бус (лучше использовать природный материал - дерево, желуди, орехи и т.д.) позволяет сосредоточить внимание н форме перебираемых четок, постепенно снижая (для возбудимых детей с повышенным темпом деятельности) или увеличивая темп (для детей с замедленным темпом деятельности). Перебирание четок нормализует ритм дыхания, успокаивает.

Полезно перебирать четки или бусы, сопровождая движение рук речью - чтением стихотворения либо скороговорками.

Упражнения с палочками и карандашами.

Большинство упражнений выполняются для каждой руки попеременно, затем двумя руками одновременно с двумя палочками.

Упражнения с мячами.

Первая проблема при работе с мячами, выдержать бурную реакцию, которая немедленно возникает, когда мячи розданы обучающимся.

Чтобы обучающийся почувствовал мяч в своей руке, полезно попросить его закрыть глаза и почувствовать мяч: какой он теплый или холодный, легкий или тяжелый, круглый, гладкий и т.д. Следует обратить внимание на дыхание. Оно должно быть ровным и спокойным.

Упражнения для снижения мышечного тонуса.

1. Снижение и разжимание резинового мячика.

2. Рисование геометрических фигур каждым пальцем по листу наждачной бумаги.

3. Катание карандаша по поверхности стола, ладоней.

3.

Развитие способностей распознавать эмоции и умения адекватно выражать свои

Обучающиеся выполняют упражнения подражательно-исполнительского характера, угадывают эмоции и воспроизводят их.

Выполнение заданий по выпавшим карточкам.

4.

Снятие эмоционального напряжения

Эта часть занятий предполагает проведение релаксационных упражнений на снятие напряжения, чувства беспокойства. С помощью данного вида работы у обучающегося развивается умение управлять своим телом, контролировать свои эмоции, ощущения и чувства. Релаксация проводится с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Интеграция в теле (релаксация, самонаблюдение, воспоминание событий и ощущений) является частью единого процесса.

5.

Улучшение двигательной сферы

Работа с телом: игры с руками, игры с туловищем, шеей и головой, игры с ногами, упражнения на сенсорном мяче, двигательные игры.

Тьютор протягивает руку к обучающемуся со словами: «Давай поздороваемся». Но рука обучающегося уходит в сторону или назад. Поэтому работу начинаем именно с этого движения. Инструкция помогает обучающемуся сосредоточиться на движении и своих ощущениях, и осознать их. «Твоя рука хочет поиграть. Давай с ней поиграем. Рука ушла вверх, она напряженная, жесткая, сильная, вот и удержи ее там и усиль это движение. Я буду считать до 3 (5). На счет три (пять) ты сделаешь очень большое усилие, чтобы ее удержать в этом положении и усилить движение. А теперь расслабь ее и дай отдохнуть. Теперь она мягкая, расслабленная, тяжелая». Счет необходим при выполнении упражнения, так как он обозначает начало и завершение процесса напряжения, и переход к следующему этапу - расслаблению. Специалист прикасается к руке, но не выполняет упражнение за ребенка. Этот жест может обозначать «Я с тобой» и помогает обучающемуся сконцентрироваться на тех процессах, которые происходят в этой руке. Гиперкинез - это непроизвольное движение, связанное с повышением мышечного тонуса, то есть напряжением. Напряжение не может продолжаться постоянно, да еще при его усилении. Поэтому после окончания упражнения (на счет 3, 5) рука расслабляется. Обучающийся получает первый опыт произвольного напряжения и последующего расслабления, которые им осознаются. Упражнение повторяется еще 2 раза. Для лучшего расслабления руки, осторожно ее потряхиваем. Для этого аккуратно придерживаем локоть обучающегося левой рукой, а правой, удерживая за пальцы, легко потряхиваем. Приподнимать руку (ногу) нужно не более чем на 7-10 см от поверхности, на которой лежит обучающийся. Но самое важное на всех этапах работы с телом - это активное участие самого обучающегося, его включенность в процесс, осознавание им того, что происходит с его рукой, ногой, телом и пр. Это очень важно. Далее, идем по часовой стрелке. Переходим к левой руке. «А чего хочет эта рука?». Начинаем с движения, которое предлагает обучающийся. Повторяем все процедуры: упражнение на напряжение и потряхивание для левой руки.

Первое упражнение выполняем, ориентируясь на потребности тела конкретного обучающегося. Все как с руками. Каждое движение выполняем на 3-5 счетов, по 3 раза. После каждого упражнения на напряжение, встряхивание.

Организация деятельности тьютора

Тьютор

и обучающийся

Тьютор:

  • формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой;
  • следит за состоянием обучающегося – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если обучающемуся нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату; следит, чтобы обучающийся не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет);
  • координирует общую деятельность обучающегося дозирует учебную нагрузку.

Тьютор

и учитель (учителя) класса

Тьютор:

обсуждает с учителем:

  • цели и задачи своей работы;
  • возможные трудности (посторонний шум во время переговоров тьютора и обучающегося), уходы с урока и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих проявлений обучающегося;
  • каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – учитель – тьютор.

Тьютор и

другие обучающиеся

Тьютор:

  • следит за тем, что происходит в детском коллективе – о чем обучающиеся говорят, во что играют;
  • объясняет обучающимся, как общаться с одноклассниками.

Тьютор и родители (законные представители)

Тьютор:

  • рассказывает родителям (законным представителям) о том, как прошёл день, что удалось, какие были трудности;
  • отвечает на вопросы родителей(законных представителеей).

Тьютор и другие специалисты (учитель-логопед, социальный педагог, медицинский работник, педагог-психолог, учитель-дефектолог)

Тьютор:

  • вносит предложения по оптимизации работы с обучающимся;
  • помогает в составлении индивидуальных программ;
  • осуществляет помощь при проведении занятий (адаптация задания, помощь обучающемуся в ориентировании в задании и др.)

Взаимоотношения тьютора и обучающегося

Обучающийся и учитель

Для этого тьютор:

Обучающийся слушает учителя и выполняет его инструкции

  • привлекает внимание обучающегося к учителю: «Смотри на … (имя учителя), слушай…»;
  • «Смотри на доску»;
  • «Возьми ручку, пиши»;
  • «Открывай учебник»;
  • «Открывай дневник» и т.п.

Обучающийся и тьютор

Для этого тьютор:

Обучающийся выполняет рекомендации тьютора

  • следит за организацией рабочего пространства обучающегося;
  • соотносит задания учителя с возможностями обучающегося;
  • если обучающийся не успевает полностью выполнить задание, определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание;
  • если общее задание для всех обучающихся сложно для понимания обучающегося, то продолжает с ним работу по предыдущему заданию.

Обучающийся и родители (законные представители)

Для этого тьютор:

Обучающийся перед началом уроков прощается с родителями (законными представителями),

после уроков – встречает родителей (законных представителей) и прощается с тьютором.

  • помогает обучающемуся в общении со своими родителями (законными представителями) в условиях школы-интерната;
  • помогает рассказать, что было в течение учебного дня, познакомить с с друзьями и т.п.; обучающийся может обменяться несколькими фразами и с родителями (законными представителями) других обучающихся.


Список литературных источников

1. Беспалова, Г.М. Тьюторское сопровождение: организационные формы и образовательные эффекты / Г. М. Беспалова // Директор школы, 2007. – №7 – С. 51–58.

2. Ефремова, О.И. Тьюторское сопровождение учащихся, новая тенденция / О. И. Ефремова // Воспитание школьников, 2010. –№1 – С. 34–35.

3. Ковалёва, Т.М. К вопросу о тьюторском сопровождении как образовательной технологии / Т.М. Ковалёва // Основные тенденции развития современного образования: Материалы международной научно-практической конференции. – М. :ИТОиП РАО, 2002. – 124 с. 4. Крылова Н. Б. Тьютор  новый тип педагога в условиях индивидуализации образования / Н. Б. Крылова // Завуч,  2015.  № 5–С. 10–16.

5. Мухорина В.А. Образовательная программа «Тьюторы» / В.А. Мухорина // Завуч,  2016.  № 2 – С.12–18.

6. Николаева Т.Л. Сенсорная комната в индивидуальной траектории развития учащихся / Т.Л. Николаева // Упр. нач. школы,  2009.  № 8 – С. 4 – 10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

      Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательн...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с легкой умственной отсталостью на ступени начального общего образования

Программа направлена на детей , имеющих трудности в обучении в связи с интеллектуальной недостаточностью. Программа является частью системы оказания комплексной коррекционной помощи обучающимся с легк...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения учащегося с ОВЗ - УО

Рабочая программа определяет цель, задачи, принципы и содержания коррекционной работы с учащимся с умственной отсталостью...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в начальной школе.

Рабочая программа по поддержке и развитию детей с признаками одаренности в начальной школе....

Рабочая программа социально-педагогического сопровождения учащихся МБОУ «СОШ №2» г.Тарко-Сале первая ступень обучения

В течение последних лет наблюдается усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решении жизненных проблем ребенка. Любое государственное учреждение, в стенах которого находятся дети, с...

Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся 1-4 класса «Коррекция чтения и письма».

Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).(1 вариант)...