Рабочая программа ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
рабочая программа на тему

        Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования.  Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит педагогам  осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов следующие компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога.

Актуальной задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УДД) как собственно психологической составляющей ядра образования.

Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

     В основу программы легли Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом министерства образования и науки 6.10.2009 г № 373; СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_2017_-_2018.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Щербининская основная общеобразовательная школа»

(«МОУ Щербининская ООШ»)

Рабочая программа

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Автор-составитель:

                                               

                                                 Карташов Д. В.

 педагог-психолог

2017-2018

1.1 ПРОГРАММА  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

УЧАЩИХСЯ

Пояснительная записка

        Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования.  Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит педагогам  осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов следующие компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога.

Актуальной задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УДД) как собственно психологической составляющей ядра образования.

Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

     В основу программы легли Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом министерства образования и науки 6.10.2009 г № 373; СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002). 

           Цель психолого-педагогического сопровождения: создание в общеобразовательном учреждение благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

 раннее выявление и оказание психологической помощи детям, имеющим трудности в обучении и  в воспитании;

1.профилактика школьной и социальной дезадаптации;

          2.консультативная и информационная психологическая поддержка учащихся,  родителей и педагогов;

          3. повышение мотивации обучения у учащихся;

          4.создание психологически комфортных условий для развития личности каждого ребенка;

          5.формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

        6.формирование у обучающихся установок на здоровый образ жизни;

        7.организация работы с учащимися и родителями по вопросам психологической подготовки к ГИА;

        8.организация работы с детьми категории «одаренные»;

 

             Организация деятельности: программа рассчитана на 1 год психологического сопровождения детей, посещающих школьное образовательное учреждение. 

 Основные циклы сопровождения:

  1. готовность к обучению и адаптация в 1 классе;
  2. переход в среднее звено;
  3. подростковый кризис;

         В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки: диагностический, развивающий, консультативный, просветительский и методический.

1.2 ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК

       Диагностический блок включает в себя известные методики, выявления особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований по возрастным ориентирам и требованиям общества (список методического инструментария прилагается).

      Образовательные  стандарты второго поколения дополняют традиционное содержание образование и обеспечивают преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и после школьное образование). Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.

       Универсальные учебные действия (УУД) – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

       УУД  делятся на четыре основные группы:

        I. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

       II. Личностные действия УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

  1) действие смыслообразования;

  2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

      III. Регулятивные действия УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

К ним относятся:

- целеполагание;

- планирование;

- прогнозирование;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата;

- коррекция;

- оценка;

- волевая саморегуляция.

      IV. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.

I этап диагностической работы (1 класс) – поступление ребенка в школу. В рамках этого этапа предполагается:

           1.  Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка (методика Семаго).

           2.   Повторная диагностика проводится по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты. Она направлена на выявление причин низких результатов.  

II этап диагностической работы (1, 5, 10 класс) - адаптация к изменившимся условиям обучения. В рамках данного этапа предполагается:

          1.  Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации детей к школе (1 класс – октябрь-ноябрь, методика Кумариной).

          2.  Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в среднее звено (5 класс – ноябрь-декабрь).

         

           III этап диагностической работы – Констатирующая диагностика. В конце года с учащимися проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития, уровень адаптации к обучению.

         Кроме того, в рамках диагностического блока в течение года проводится работа по изучению профессиональных предпочтений, профессиональных склонностей учащихся 8-11классов, по выявлению детей категории "одаренные", детей, имеющих трудности в обучении; проводится диагностика познавательных, личностных, эмоциональных особенностей учащихся (по запросу), диагностика психологической готовности к экзаменам (в конце года).

1.3 РАЗВИВАЮЩИЙ БЛОК

          Развивающий блок основан на развивающих программах. Развивающая работа осуществляется по следующим направлениям:

1. С первоклассниками, испытывающими трудности в обучении, в течение учебного года проводятся специально организованные  (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка) развивающие  занятия, направленные на формирование и развитие необходимых познавательных навыков и умений, личностных качеств и коммуникативных способностей. Занятия проводятся с использованием игровых упражнений, изобразительных средств, психогимнастики.

2. С учащимися 1, 5 классов, испытывающими трудности в адаптации к обучению в школе и к изменившимся условиям обучения, проводится групповая и индивидуальная развивающая работа, направленная на создание необходимых условий для благоприятного вхождения ребенка в учебный процесс, принятие нового школьного статуса.

3. Учащиеся категории "одаренные" включаются в групповую и индивидуальную развивающую работу, направленную на развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся.

4. С учащимися 9 классов во втором учебном полугодии проводятся групповые занятия по психологической подготовке к экзаменам, направленные на формирование умения противостоять стрессу, навыков  уверенного поведения.

5.  В рамках работы по созданию благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса, в каждом школьном звене в течение года проводятся групповые (подгрупповые) развивающие занятия:

    1) младшее звено (1-4 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; формирование навыков самосознания и эмпатии; успешной адаптации к школе; повышение самооценки ребенка; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снятие эмоционального напряжения; повышение уровня учебной мотивации;

    2) среднее звено (5-8 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, самоконтроля, эмпатии; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снижение школьной и личностной тревожности; повышение уровня учебной мотивации; формирование установок на здоровый образ жизни; развитие позитивного настроя в общении со сверстниками, стремление к сотрудничеству; формирование положительного образа своего «Я»;

    3) старшее звено (9 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, саморегуляции, личностного и профессионального самоопределения; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; формирование установок на здоровый образ жизни и саморазвитие.

1.4 КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК

     Данный блок, включает в себя, направления:

          1. Работа с учащимися.

   2. Работа с родителями.

   3. Работа с учителями.

I направление. Работа с учащимися включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:

- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учащихся для решения возникающих вопросов (обучение в школе, взаимоотношения в семье, с друзьями, учителями и одноклассниками, вопросы профориентации и самоопределения, сложные жизненные ситуации, стрессовые состояния).

-  Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической культуры учащихся, для решения возникающих вопросов (отношения в коллективе, подготовка к экзаменам).

II направление. Работа с родителями заключается в проведении групповых и индивидуальных форм консультации:

- Групповые консультации (родительские собрания, лектории для родителей и т.д.) проводятся в течение учебного года по плану с целью психолого-педагогического просвещения родителей, формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка

- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения и развития ребёнка, взаимоотношений учитель – родитель – ребёнок), составлении рекомендаций и создание ситуации сотрудничества в вопросах воспитания и обучения ребенка.

III направление. Работа с учителями включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:

- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учителей для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – ребёнок).

-  Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической компетенции учителей, создания единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка.

1.5 ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ БЛОК

 Данный блок, включает в себя, направления:

   1. Работа с учащимися.

   2. Работа с родителями.

  3. Работа с учителями.  

I направление. Работа с учащимися:

 -  включает в себя проведение занятий с элементами тренинга; дискуссий, круглых столов, лекций-бесед, презентаций с использованием ИКТ; оформление информационного материала на стендах и в уголке психолога;

 - направлена на формирование навыков самопознания и самоконтроля,  толерантности и навыков бесконфликтного общения; формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную  и позитивную жизненную позицию; организацию профориентации учащихся.

II направление. Работа с родителями:

 -   заключается в проведении родительских собраний в форме лекций-бесед, деловых игр, тренингов; в оформлении информационного материала на стендах и в уголке психолога;

 -  направлена на повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения; развитие ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.

III направление. Работа с учителями:

 -   включает в себя выступления по теме педагогического совета, МО; проведение лекций-бесед, тренинговых упражнений;

 -  направлена на повышение уровня психологической компетентности педагогов, профилактику синдрома профессионального выгорания.

1.6 МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

        1. Оформление документации:

  1. Пополнение базы данных по психологическому сопровождению учащихся различных категорий.
  2. Обновление и пополнение базы диагностического инструментария.
  3. Разработка, подготовка и проведение:

   - родительских собраний,

   - классных часов,

           - занятий с классными руководителями, учителями.

  1. Разработка и реализация программ изучения психолого-социально-педагогического статуса учащихся на различных ступенях обучения и отнесенных к различным категориям.
  2. Разработка, подготовка и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.
  3. Разработка, подготовка и проведение групповых занятий с учащимися 1-4х классов.
  4. Разработка, подготовка и  проведение психологической диагностики, обработка полученных данных.
  5. Разработка, дополнение, подготовка и проведение занятий в рамках психологического сопровождения подготовки учащихся к ГИА;
  6. Составление выводов, рекомендаций, характеристик.
  7. Анализ научной и практической литературы.

         2. Оформление кабинета:

  • приобретение учебных пособий, методик, развивающих программ;
  • изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала
  • оформление уголка психолога, стендов.

         3. Участие и выступление в педагогических и методических советах, плановых и внеплановых совещаниях, родительских собраниях; проведение открытых занятий.

1.7 ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Диагностический и развивающий блок.

Младшее звено (7-10 лет):

•  успешная адаптация, принятие статуса школьника в 1 классе;

•  повышение уровня учебной мотивации;

•  базовые способности к самопознанию и познанию других;
•  способности к рефлексии собственного поведения и мотивов поступков;

  • формирование положительного образа своего «Я»;

  • формирование произвольности психических процессов, самоконтроля;

  • положительное отношение к самому процессу обучения и познания;

  • положительные отношения со сверстниками и учителями.

Среднее звено (11-15 лет):

•  способности и стремление к самопознанию и познанию других;
•  высокий уровень развития самоконтроля, самодисциплины;
•  способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;

•  адекватная самооценка и целостное осознание своего «Я»;

•  стремление к сотрудничеству со сверстниками, уважительное отношение ко всем людям и к себе;

•  осознание важности и смысла процесса обучения;

•  стремление к творческому и интеллектуальному саморазвитию;

•  осознанное отношение к своему образу жизни, стремление к здоровому образу жизни.

Старшее звено (16 лет):

•  способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;

•  профессиональное и жизненное самоопределение;

•  умение предотвращать и разрешать межличностные конфликты;

•  стремление к самопознанию и саморазвитию как неотъемлемой части жизни;

• стремление и умение справляться с возникающими стрессовыми состояниями, негативными переживаниями;

•  психологическая готовность к вступлению во взрослую жизнь;

•  активная и позитивная жизненная позиция.

Консультативный блок.

  • Информирование учителей и родителей о возрастных и индивидуальных особенностях детей.
  • Ситуация сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка

Просветительский блок.

  •  Повышение психологической культуры учащихся, родителей, учителей.

Методический блок.

  •  Методическое и материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Возрастная психология. Абрамова Г.С. - М.: Академия, 1997.
  2. Искусство жить с непохожими людьми: психотехники толерантности. Асмолова А.Г., Солдатова Г.У., Макарчук А.В.  – МО.: Московия, 2009.
  3. Что касается меня… Сомнения и переживания самых младших школьников. Бардиер Г., Никольская И.  – СПб.: Речь, 2005.
  4. Педагогическая психология. Бархаев Б.П.  – СПб.: Питер, 2009.
  5. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. Батаршев А.В.  – СПб.: Речь, 2005.
  6. Диагностика черт личности и акцентуаций. Батаршев А.В.  – М.: Психотерапия, 2006.
  7. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. Белинская Е.В.  – СПб.: Речь, 2008.
  8. Организация психологической работы в школе. Битянова М.Р.  – М.: Совершенство, 1997.
  9. Практическому психологу: цикл занятий с подростками (10-12 лет). Богатырева Т.Л.  – М.: Педагогическое общество России, 2007.
  10. Общая психодиагностика. Бодалев А.А., Столин В.Р.  – М.: ИМУ, 1987.
  11. никому ничего не должен! Тренинги по обретению внутренней свободы. Бубличенко М.М.  – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  12. Младший школьник: помоги ему учиться (книга для родителей и учителей). Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И.  – СПб.: Союз, 2000.
  13. Психология младшего школьника. Волков Б.С.  – М: Академический проект, 2005.
  14. Практическая психотерапия. Гарбузов В.И.  – СПб.: Сфера, 1994.
  15. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция. Гильбух Ю.З.  – Киев: Випол, 1993.
  16. Диагностические методики предпрофильной подготовки. Гладкая И.В. – СПб.: КАРО, 2006.
  17. Сказка – основа спасения. Грабенко Т.  – СПб.: Речь, 2011.
  18. Психологические игры для старшеклассников и студентов. Грецов А., Бедарева Т. – М., СПб.: Питер, 2008.
  19. Готовимся к школе. Интенсивный курс: тесты, игры, упражнения. Гурьянова Ю.  – М.: РИПОЛ классик, 2008.
  20. Методическое пособие для психологов школ. Психологический анализ уроков. Гусева Е.А., Атаманюк Г.Н.  – М.: 2010.
  21. Практикум по возрастной и педагогической психологии. Данилова Е.Е., Дубровина И.В.  – М.: Академия, 2000.
  22. Рабочая книга психолога в старших классах. Демидова И.В.  – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
  23. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. Деркач А.А.  – М.: Красная площадь, 1996.
  24. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. Дубровина И.В.  – М.: Академия, 1995.
  25. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Дубровина И.В.  – М.: Академия, 2000.
  26. Рабочая книга школьного психолога. Дубровина И.В. – М.: Просвещение, 1991.
  27. Справочник психолога средней школы. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
  28. Наука побеждать. Тренинги лидерства и преодоления конфликтов. Калашников А.И.  – СПб.: Речь, 2008.
  29. Тренинг «Активация внутренних ресурсов подростка». Кунигель Т.В.  – СПб.: Речь, 2006.
  30. Возрастная одаренность школьников. Лейтес Н.С.  – М.: Академия, 2001.
  31. Групповой психологический тренинг со старшеклассниками и студентами. Лидерс А.Г. – М.: Этерна, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с легкой умственной отсталостью на ступени начального общего образования

Программа направлена на детей , имеющих трудности в обучении в связи с интеллектуальной недостаточностью. Программа является частью системы оказания комплексной коррекционной помощи обучающимся с легк...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения учащегося с ОВЗ - УО

Рабочая программа определяет цель, задачи, принципы и содержания коррекционной работы с учащимся с умственной отсталостью...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в начальной школе.

Рабочая программа по поддержке и развитию детей с признаками одаренности в начальной школе....

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения «Тропинка к своему Я» для учащихся 3 классов

Курс психолого-педагогического сопровождения «Тропинка к своему Я» направлен на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, способствует развитию интереса ребён...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся «группы риска»» на 2022 – 2023 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся «группы риска»» на 2022 – 2023 учебный год...