Основные направления работы классного руководителя с обучающимися по профилактике террористических и экстремистских направлений
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Зенкова Елена Юрьевна

Учитывая особую значимость работы, направленной на противодействие проявлениям экстремизма и терроризма, в РФ особое внимание уделяется вопросам формирования антитеррористической идеологии у школьников в образовательных организациях.

Профилактика проявлений терроризма и экстремизма в образовательных организациях должна быть ориентирована на решение следующих задач:

1.      Недопущение распространения идеологии терроризма среди учащихся.

2.      Формирование в школьной среде неприятия идеологии терроризма в различных ее проявлениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_napravleniya_raboty_klasruk.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

Основные направления работы классного руководителя с обучающимися по профилактике террористических и экстремистских направлений

Учитывая особую значимость работы, направленной на противодействие проявлениям экстремизма и терроризма, в РФ особое внимание уделяется вопросам формирования антитеррористической идеологии у школьников в образовательных организациях.

Профилактика проявлений терроризма и экстремизма в образовательных организациях должна быть ориентирована на решение следующих задач:

1.        Недопущение распространения идеологии терроризма среди учащихся.

2.        Формирование в школьной среде неприятия идеологии терроризма в различных ее проявлениях.

Для решения указанных задач представляется целесообразным:

1.        Организовать постоянный мониторинг общественного мнения в образовательной среде в целях выявления радикальных настроений среди учащихся , в том числе: проводить регулярные опросы учащихся об отно- шении к терроризму как способу решения социальных, экономических, политических, религиозных и национальных проблем и противоречий; проводить личные беседы с учащимися, наиболее подверженными влиянию террористических идей (дети из неблагополучных семей, выходцы из семей террористов и их пособников, осужденных или уничтоженных в ходе проведения специальных операций и др., учащиеся с выраженным изме- нением социального поведения, религиозного мировоззрения). Определение круга таких лиц целесообразно проводить с учетом консультаций специалистов – психологов, социальных педагогов; обеспечить взаимодействие с правоохранительными органами для своевременного пресечения выявленных угроз террористического характера (пример угрозы: поступившая информация о намерении учащегося принять участие в деятельности террористических организаций или оказывать поддержку такой деятельности).

2.        Разъяснять на постоянной основе сущность и общественную опасность терроризма, ответственность за совершение действий террористического характера, в том числе: организовывать тематические классные часы (например, «Мировое сообщество и терроризм», «Законодательство Российской Федерации в сфере противодействия терроризму» и т. п.); организовывать лекции по анти- террористической тематике (например, «Методы и способы вовлечения молодежи в террористическую деятельность и противодействие им») с участием представителей правоохранительных структур, психологов, социологов (возможно с привлечением лиц, отказавшихся от террористической деятельности); проводить адресную профилактическую работу с учащимися, попавшими под воздействие террористических идей. При необходимости привлекать специалистов – психологов, социологов, представителей правоохранительных структур; привлекать учащихся и молодежь к участию в мероприятиях, посвященных Дню солидарности в борьбе с терроризмом (флешмобы, возложение венков, вахты памяти и т. п.); проводить мероприятия по отработке у учащихся прак- тических навыков действий и поведения при совершении в их отношении террористических актов (сценарии: захват заложников, угроза взрыва и проч.).

3.        Активно проводить пропагандистские мероприятия, направленные на дискредитацию террористической идеологии, формирование в молодежной среде идей межнациональной и межрелигиозной толерантности, в том числе: развивать дискуссионные площадки для обсуждения проблематики террора и контртеррора, организовывать школьные диспуты, викторины, конкурсы; привлекать и стимулировать учащихся к участию в мероприятиях, направленных на ее духовное и патриотическое воспитание, формирование межнационального и межрелигиозного согласия (фестивали, конкурсы, концерты и проч.); организовывать производство и размещение наглядной агитации, демонстрировать кино- и видеопродукцию антитеррористического содержания.

Важным условием организации профилактики является подбор классным руководителем безопасного информационного контента и педагогических технологий в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

В настоящее время выделяют несколько основных психопрофилактических подходов к предупреждению проявлений экстремизма:

1.        Подход, основанный на распространении информации об экстремизме и организациях экстремистского толка. Данный подход является наиболее распространенным типом превентивных стратегий. Он базируется на предоставлении информации об экстремистских организациях и об опасности их религиозных, националистических, политических идей, приведении фактов о жизненных трудностях, ситуациях и мотивах членов данных организаций.

В рамках данного подхода классный руководитель, может организовывать проекты, направленные на разъяснение обучающимся негативной сущности экстремизма, терроризма и их общественной опасности.

В настоящее время этот метод комбинируется с другими типами интервенций, так как само по себе информирование не является эффективным. Большинство таких программ не включают в себя задач, направленных на изменение поведения обучающихся, формирование у них толерантности, и не отвечают на вопрос, как может самореализоваться обучающийся в настоящее время. Чаще всего эти программы недостаточно интенсивны и непродолжительны. Тем не менее совсем отказываться от них преждевременно. Информация об опасности экстремистских и террористических организаций должна даваться как можно более подробно. Подобные программы способствуют повышению уровня знаний, создают основу для дальнейших этапов работы классного руководителя с эмоциональной и ценностной сферой обучающихся и работы с формированием у них просоциальных поведенческих моделей.

2.        Подход, основанный на аффективном обучении. В основе этого подхода лежит теоретическое положение о том, что проявлять нетерпимость к «другим» начинают прежде всего люди с недостаточно развитой эмоциональной сферой, воспитанные в семьях, где существовал запрет на выражение эмоций. Аффективное (интенсивное эмоциональное) обучение базируется на понимании того, что нетерпимость чаще развивается у личностей с трудностями в определении и выражении эмоций, имеющих так называемые интерперсональные факторы риска – низкую самооценку, неразвитую способность к сопереживанию (эмпатию). В связи с этим у таких обучающихся не формируется умение накапливать собственный и чужой опыт переживаний, не развиваются навыки принятия решений в сложных стрессовых ситуациях. Кроме того, люди с неразвитой способностью открыто проявлять свои эмоции обычно недостаточно общительны, скованны в проявлении чувств, низко оцениваются сверстниками и поэтому готовы любой ценой, даже посредством преступлений, включиться в группу сверстников и быть там принятыми.

В рамках данного подхода классный руководитель может организовывать проекты, направленные на развитие эмоциональной сферы и эмпатии. В данных проектах возможно использование аудиовизуальных технологий и образов искусства и литературы. Актуальным направлением является также развитие эмоционального интеллекта обучающихся; программы разрабатываются совместно классным руководителем и психологом образовательной организации. Развитие эмоционального интеллекта обучающихся имеет целью научить их распознавать и понимать эмоции собственные и других людей, выражать эмоции и рационально управлять ими. Хотя данная модель и является эффективной, в современных условиях она не может использоваться изолированно от других, так как идеи экстремизма в настоящее время распространились не только на подростков с проблемной эмоциональной сферой, но и на многие другие слои этой возрастной группы.

3.        Подход, основанный на влиянии социальных факторов. Данный подход базируется на понимании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль, способствуя или препятствуя зарождению экстремистских идей. С точки зрения данного подхода важнейшим фактором развития человека является соци- альная среда как источник обратной связи, поощрений и наказаний. В связи с этим подчеркивается важность социально ориентированной интервенции, представляющей собой специальные программы для родителей или программы, направленные на предотвращение возможного социального давления экстре- мистской среды.

В рамках данного подхода классный руководитель, куратор учебной группы может организовывать проекты, направленные на создание психологи- чески комфортной образовательной среды в классе, развитие сплоченности и не- насильственных межличностных отношений обучающихся, управление лидер- ством в классе/группе и структурой класса/группы как малой социальной группы. Целью данных проектов является распознавание идеологии экстремизма и терроризма и формирование стойкого неприятия обучающимися идеологии насилия.

4.        Подход, основанный на формировании жизненных навыков. В данном подходе центральным является понятие об изменении поведения, поэтому в нем используются преимущественно методы поведенческого моделирования. Проблемное поведение обучающегося рассматривается с точки зрения функциональных проблем и является деструктивным способом достижения возрастных и личных целей. Следовательно, в этом аспекте начальная фаза экстремистской деятельности может быть попыткой демонстрации взрослого поведения, т. е. формой отчуждения от родительской дисциплины, выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды, она дает возможность стать участником субкультурального жизненного стиля. Исследователи этого вопроса описывают множество таких субъективных мотивов и четко устанавливают один факт: агрессия становится основным фактором в поведении молодых людей.

Данная модель реализуется преимущественно в форме групповых тренингов, а именно: тренинга резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию, тренинга ассертивности, или аффективно-ценностного обучения, тренинга формирования жизненных навыков, тренинга активизации личностных ресурсов, тренинга минимизации негативных последствий девиантного поведения. В рамках данного подхода классный руководитель может организовывать проекты, направленные на развитие адаптационных возможностей и жизненных навыков обучающихся, развитие критичности мышления, способов противодействия манипуляции и устойчивости к социальному давлению. Целью данных проектов является распознавание идеологии экстремизма и терроризма, формирование стойкого неприятия обучающимися идеологии насилия, формирования собственного просоциально-ориентированного поведенческого стиля.

5.        Подход, основанный на развитии деятельности, альтернативной экстремистской. Этот подход предполагает необходимость развития альтернативных программ, проектов и событий для обучающихся, в которых могли бы быть в социально нормативных рамках реализованы стремление к риску, поиск острых ощущений, повышенная поведенческая активность, агрессивность, эмоциональность, стремление к самовыражению.

Классный руководитель может включать альтернативные формы как в урочную, так и во внеурочную деятельность обучающихся, в воспитательную работу.

Выделяют четыре варианта программ, основанных на деятельности, альтернативной экстремистской:

1.        Предложение специфической активности (например, путешествия с приключениями), которое вызывает волнение и предполагает преодоление различных препятствий.

2.        Комбинация возможности удовлетворения специфических для подрост- ков потребностей (например, потребности в самореализации) со специфической активностью (например, занятия творчеством или спортом).

3.        Поощрение участия подростков во всех видах специфической активно- сти (разнообразные хобби, клубы и т. д.).

4.        Создание групп молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции. Например, волонтерских групп.

Важным условием организации профилактики является подбор классным руководителем безопасного информационного контента и педагогических технологий в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и своими профессиональными компетенциями.

Сейчас уже каждый классный руководитель для общения с обучающимися и их родителями использует электронный дневник/журнал, социальные сети, мессенджеры.

Информация, полученная в результате проведения исследования, позволяет прийти к заключению, что современные школьники располагают достаточно обширной информацией о том, как защититься от таких угроз, как вирус, спам, навязчивая реклама. Очень многие из них зачастую лучше, чем взрослые, разбираются в технической стороне вопроса.                                        Вместе с тем дети не готовы противостоять угрозам, исходящим в сети Интернет от реальных людей и связанным с оскорблениями, унижениями. У них отсутствуют четкие установки, не сформированы определенные стереотипы поведения в подобных ситуациях.                                                                                    У многих учащихся отсутствует также представление о том, что деятельность, которая осуществляется в Интернете, становится одной из сторон реальной жизни современного человека. И если человек не допускает каких-либо действий в своей реальной жизни, то он не должен их совершать и в интернет- пространстве.                                                                               Педагогическим коллективом образовательной организации может быть разработан проект «Профилактика экстремизма и терроризма», направленный на:

        формирование норм социального поведения, характерного для гражданского общества;

        повышение роли семьи в формировании у детей норм взаимоуважения, снижение социальной напряженности в обществе;

        развитие правового поведения, противодействие экстремизму и терроризму через детскую общественную организацию, ученическое само- управление.

В работе по патриотическому воспитанию следует уделять внимание профессионально-деятельностному и социокультурному направлениям. Такую работу могут проводить краеведческие музеи, кружки художественного творчества. Любовь к родному краю, его культуре и обычаям, интерес к народным традициям формируют основы патриотического отношения к своей малой родине и стране в целом.                  Важно использование возможностей Российского движения детей и молодежи «Движение Первых» – общественно-государственной детско-юношеской организации, деятельность которой целиком сосредоточена на развитии и воспитании школьников. В своей деятельности Российское движение школьников объединяет и координирует организации и лица, занимающиеся воспитанием подрастающего поколения и формированием личности.                                                                                                                 Принимать участие в деятельности «Движение Первых» могут не только дети, но и взрослые – учителя, родители, студенты. Движение сотрудничает с образовательными учреждениями, центрами дополнительного образования и общественными организациями.

Особая роль в профилактике воздействия идеологии экстремизма и терроризма на обучающихся отводится ресурсам дополнительного образования.

Необходимо отметить, что ресурсы дополнительного образования мы рассматриваем как возможность для обучающегося сменить статус (с неуспевающего на успешного), роль ученика на роль ребенка, подростка – спортсмена, художника, актера и т. п. В Концепции развития дополнительного образования детей подчеркивается, что дополнительное образование выполняет функции социального лифта для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя, таким образом, их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей. Кроме того, именно в пространстве дополнительного образования появляется реальная возможность расширить круг общения как взрослых, так и детей, найти друзей среди ребят другого возраста, включиться в общение с руководителями творческих объединений, то есть реализуется возможность обеспечения персонального жизнетворчества обучающихся в условиях позитивной социализации как здесь и сейчас, так и на перспективу в плане их социально- профессионального самоопределения, реализации личных жизненных замыслов и притязаний.

Практика работы  классного руководителя образовательной организации  показывает, что наиболее распространенными формами реализации мероприятий по профилактике терроризма являются:

        организация работы руководителей творческих объединений в составе проблемных групп по вопросам формирования гражданственного поведения;

        разработка и введение в учебный план досуговых мероприятий, направленных на профилактику экстремизма и терроризма среди молодого поколения, введение в содержание дополнительных образовательных программ материала, направленного на формирование противодействия всякого рода террористическим проявлениям в поведении подростков;

        разработка памяток для родителей обучающихся с разъяснением юристов, психологов, социальных педагогов, сотрудников правоохранительных органов по вопросам профилактики терроризма;

        организация и проведение смотра-конкурса программ и методических разработок в образовательной организации по профилактике противоправного поведения детей и подростков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Циклограмма работы классного руководителя.Основные направления деятельности классного руководителя.

Данный материал поможет классному руководителю в составлении плана воспитательной работы и системно запланировать воспитательную работу в начальной школе....

Основные направления деятельности классного руководителя

Образование в Российской Федерации в нынешнее время претерпевает значительные изменения: существенно изменяется содержание образования; вводится новый порядок аттестации кадров;  вводятся н...

Основные направления работы классного руководителя.

Основные направления работы классного руководителя....

ПЛАН РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ с обучающимися и их семьями в 2 «в»классе в 2018-2019 учебном году

ПЛАН РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯс обучающимися и их семьями в 2 «в»классе в 2018-2019 учебном году...

Основные направления деятельности классного руководителя в работе с учащимися и их родителями.

сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методах воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного раз...

Направления работы классного руководителя

В презентации рассмотрены основные направления работы классного руководителя...