Индивидуальная работа классного руководителя с обучающимися
материал
Предварительный просмотр:
Индивидуальная работа классного руководителя
с обучающимися (выступление на м/о)
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
Диагностические исследования, которые проводит классный руководитель начальной школы, необходимы для организации целенаправленной и эффективной индивидуальной работы с учащимися класса. Индивидуальная работа осуществляется с учетом особенностей развития ребенка, специфики его семейного воспитания, уровня воспитанности. Результативность индивидуальной работы педагога с учащимися зависит от профессиональной компетентности педагога, знаний основ психологии личности, педагогического мастерства. В индивидуальной работе с учащимися педагог должен руководствоваться следующими принципами:
контактности - установление и развитие деловых и межличностных контактов в системе «учитель - ученик - класс»; принятия - уважение самооценки личности ученика; деятельности - вовлеченность учащихся во все виды деятельное для выявления его способностей и качеств характера; последовательности - усложнения и повышение требований к учащимся по мере их развития; стимулирования - создание психологических условий для саморазвития и самовоспитания учащихся.
Индивидуальная работа с учащимися включает несколько этапов:
I этап - диагностические исследования личности ребенка, установление дружеских контактов, определение направлений совместной деятельности.
II этап - вовлечение учащихся в разнообразные виды деятельности и использование различных методов и приемов для изучения относительно устойчивых свойств личности (способности, темперамент, характер) и неустойчивых (поступки, психические состояния и действия учащихся). Огромное значение в деятельности классного руководителя имеет знание информации о темпераменте учащихся.
Холерик - вспыльчив, резок, раздражителен, эмоционально реактивен, быстро включается в дело и быстро остывает, требует оценки своих действий.
В индивидуальной работе с такими учащимися необходимо придерживаться следующих правил:
Спокойный ровный тон педагога.
Предъявление четких и обоснованных требований.
Демонстрация перспектив деятельности.
Положительная оценка деятельности ученика.
Сангвиник - подвижный, легко приспособляемый к обстоятельствам, общителен, контактен и способен быстро схватывать все новое, конструктивен, однако бывает излишне рационален, не всегда доводит дело до конца.
В индивидуальной работе с учащимися-сангвиниками необходимо руководствоваться следующими правилами:
Четкость постановки целей деятельности.
Возможность демонстрации учеником его достижений.
Одобрение и поддержка взрослого.
Учет интересов ученика в порученном деле.
Флегматик - инертен, спокоен, малоподвижен, настойчив, упорен, медлителен.
В индивидуальной работе с учащимися-флегматиками необходимо руководствоваться следующими правилами:
Демонстрация практического результата восполняемой работы.
Контроль выполняемой работы (на каждом этапе деятельности).
Использование положительных методов воздействия.
Отсутствие в деятельности педагога ярлыков.
Поддержка начинаний учащихся, проявление их инициативы.
Меланхолик - необщителен, замкнут, впечатлителен, обидчив, слезлив, спокоен, медлителен, рассудителен, внешне неэмоционален.
Сегодняшняя реальность говорит о том, что возраст трудных учащихся помолодел. Если раньше подчеркивалось, что трудные - это дети подросткового возраста, то теперь мы говорим о том, что трудные - это дети и младшего школьного возраста. Такие учащиеся, выросшие в сложной семейной ситуации, не имеют привычки работать, немотивированы на учебную деятельность, ленивы, неряшливы, переменчивы в настроении и поведении, жестоки и агрессивны, у них также отсутствуют коммуникативные умения и навыки. Занимаясь проблемами воспитания таких учащихся, необходимо, в первую очередь, определить воспитательные возможности семьи, в которой воспитывается ребенок, воспитательные возможности самого детского коллектива, причины, приведшие к трудностям в поведении учащихся. Выясняя причины, необходимо провести педагогическую диагностику, определить уровень педагогической запущенности ребенка, а также положительные качества характера ребенка, на которые следует опираться в воспитательной работе.
При поиске причин появления трудностей в поведении ребенка педагог должен ответить на следующие вопросы:
Какие особенности характера ребенка влияют на неадекватность его поведения?
Какие неблагоприятные внешние условия влияют на неадекватность поведения ученика?
Какие неблагоприятные обстоятельства ребенок может преодолеть самостоятельно?
Какие неблагоприятные обстоятельства ребенок может преодолеть с помощью родителей?
Какую помощь может оказать общественность?
Какие педагогические ошибки недопустимы в воспитании ребенка?
Как исправить ошибки, которые уже допущены педагогами и семьей?
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ПЕРЕВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
При работе с учащимися классному руководителю необходимо использовать различные методы воспитания и перевоспитания.
Метод переубеждения нацелен на изменение мотивов оправдания неправильного поведения у учащихся, на формирование социально ценных мотивов поведения. Используя метод переубеждения в работе с ребенком, необходимо руководствоваться следующими приемами:
создание положительного общественного мнения;
воздействие на ребенка с помощью слова и деятельности;
создание условий для приобретения ребенком положительного жизненного опыта.
Метод переучивания нацелен на преодоление отрицательных привычек учащихся, нездоровых потребностей, неправильных действий, изменение жизненного опыта. Используя метод переучивания, необходимо руководствоваться следующими приемами:
включение ребенка в активную социально ценную деятельность;
оценка и поддержка положительных проявлений со стороны учащегося,
контроль и проверка выполнения предъявляемых к ребенку требований;
предъявление четких запретов на негативные проявления учащегося.
Весьма перспективным в воспитательной работе с младшими школьниками является метод взрыва. Целью метода взрыва является стремительное разрушение негативных качеств и привычек в поведении учащегося, отрицательных стереотипов поведения ребенка. Конкретными приемами являются:
доведение до наивысшего эмоционального накала отрицательных переживаний ребенка;
создание ситуации глубокого эмоционального переживания, которое приводит к эмоциональному и моральному удовлетворению и успокоению.
Метод реконструирования дает хорошие результаты после успешного использования метода взрыва, когда ребенок готов к принятию помощи взрослого, способен адекватно оценить свои проблемы в поведении.
В индивидуальной работе с учащимися-меланхоликами необходимо руководствоваться следующими правилами:
Эмоциональное поглаживание и эмпатия.
Создание условий для выполнения совместных действий в парах и группах,
Демонстрация достижений ученика.
Объективная оценка его вклада в общее дело.
Знание темперамента учащихся класса позволит классному руководителю успешно влиять на формирование характера учащихся, их активность в учебной деятельности и во внеклассной работе, работоспособность и коммуникативность.
III этап - проектирование развития ценностных ориентации, личностных свойств и качеств школьника, создание индивидуальных программ воспитания и самовоспитания учащихся. Показателем воспитанности являются конкретные действия каждого ученика в различных ситуациях, его поступки, ценностные ориентации, отношение к одноклассникам, родителям, взрослым людям, а также и самому себе.
IV этап - дальнейшее изучение возможностей продвижение учащихся на пути собственного развития, проектирование его поведения и взаимоотношений в различных ситуациях, использование методов индивидуального воздействия.
V этап - коррекгирование. Корректирование способствует уточнению и пересмотру коллективных, групповых воспитательных программ.
Наиболее эффективными приемами корректирования являются наблюдение, самонаблюдение, анализ, оценка, самооценка, контроль, самоконтроль.
Изучение учащихся на основе индивидуального подхода позволяет педагогу выделить группы учащихся по сходным признакам в классном коллективе: возрасту, полу, интересам, успеваемости и т. д. В детских коллективах можно выделить хорошо успевающих детей, детей, имеющих физические проблемы, трудных учащихся. Каждая группа учащихся требует особого подхода со стороны педагога и своих методов педагогического воздействия.
В каждом классе выделяется группа детей, которая обладает сильным интеллектуальным потенциалом. Это учащиеся с ярко выраженными умственными способностями, широкими познавательными интересами, любознательностью, высокой мотивацией учебной деятельности. У таких учащихся хорошо развиты воображение, внимание, память. У этих учащихся наблюдается ненасыщаемость интеллектуальной деятельностью, желание знать много. Однако такие ребята имеют свои трудности личностного развития. Это и высокая самооценка, и трудности общения с другими детьми, и одиночество в детском коллективе и т. д. При работе с данной категорией детьми классный руководитель должен руководствоваться следующими правшами:
общаться с учащимися на равных;
постоянно удовлетворять желание деятельности со стороны учащихся;
выполнять обязательства, данные учащимся;
создавать атмосферу творчества, поиска, интеллектуальной загруженности;
индивидуально работать при преодолении проблем общения с учащимися
класса;
использовать различные методы поощрения интеллектуальных усилий и личностных
качеств учащихся в той или иной ситуации;
проводить мероприятия, направленные на разностороннее развитие личности учащихся;
формировать навыки самовоспитания, самоутверждения и самоконтроля;
формировать нравственные качества личности у данной категории детей.
Особого внимания требуют к себе учащиеся, которых называют трудными. Ни один ребенок, который приходит в школу, не хочет быть в их числе. Трудными учащиеся становятся, в первую очередь, в результате семейного воспитания. Плохие, враждебные взаимоотношения в семьях, манипулирование детьми, издевательства в семьях, разводы родителей, перебрасывание ребенка из одной семейной ситуации в другую - все это приводит к тому, что ребенок становится трудным.
Целью метода реконструирования является внесение определенных корректив в духовный мир ребенка при сохранении уникальности и неповторимости его личности. Метод реконстуирования предполагает использование следующих приемов:
создание положительных перспектив в жизни ребенка;
использование ведущих положительных качеств ребенка в воспитательной деятельности;
ведение дневников самонаблюдения и саморазвития;
составление программ саморазвития личности в целом или ой дельных качеств ребенка.
Все выше перечисленные методы должны применяться в сочетании методов поощрения и наказания. Целью этих методов являете стимулирование положительного поведения учащихся, сдерживание отрицательного поведения.
Приемами положительного воспитательного воздействия на учащихся могут быть:
грамоты; благодарственные письма; поощрительные записи в дневнике;
неожиданные сюрпризы для учащихся положительного свойства;
подарки; различные поощрения в виде поездок, путевок, участия в праздничных мероприятиях и т. д.
Большое значение в становлении характера ребенка имеет метод самоисправления. Для младшего школьника очень важно, чтобы педагог заметил и оценил усилия ребенка. Целью этого метода является развитие активности ребенка и приучение его к пониманию необходимости и изменении своих качеств личности, своего характера.
При использовании этого метода необходимо активно применять следующие приемы, которые могут быть эффективны в работе с младшими школьниками:
самоуправление; самоприучение; самооценка.
Каждый метод воспитания при определенных условиях вступает во взаимосвязь с другими методами, а главным условием действенности данных методов является системное четко выстроенное воспитание в коллективе, организация взаимовоспитания и самовоспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карточки для индивидуальных работ по математике для обучающихся 2-4 классов
Карточки для индивидуальных работ...
Рабочие программы по предметам для индивидуальной работы с обучающимся.
Материал предназначен для работы по индивидуальной программе (2 класс, коррекционное обучение, 8 вид)...
Дневник индивидуальной работы с обучающимися, которые состоят на ВШК
Дневник индивидуальной работы с обучающимися, которые состоят на ВШК...
План индивидуальной работы со слабоуспевающим обучающимся
План индивидуальной работы со слабоуспевающим обучающимся...
Виды работы классного руководителя обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Семья и школа играют главную роль в жизни ребёнка,и от того,как он себя в них чувствует,зависит его развитие как личности.Поэтому ни школа без семьи,ни семья без школа не способны справиться с задачам...
План индивидуальной работы классного руководителя с педагогически запущенными детьми, с одаренными детьми.
План индивидуальной работы классного руководителя с педагогически запущенными детьми, с одаренными детьми....
Адаптированная индивидуальная рабочая программа образования обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.4.) «Развитие простых стереотипов продуктивной учебной деятельности и формирования навыка работы по алгоритму» на обучающегося 2 «Б»
Программа индивидуальных коррекционных занятий по развитию простых стереотипов продуктивной деятельности и умению работать по алгоритму разработана для обучающихся с расстройствами аутистического спек...