Основные направления деятельности классного руководителя
статья по теме
Образование в Российской Федерации в нынешнее время претерпевает значительные изменения: существенно изменяется содержание образования; вводится новый порядок аттестации кадров; вводятся новые поколения государственных образовательных стандартов; завершается введение новых квалификационных характеристик; повсеместно внедряются новые методы, средства и технологии обучения, воспитания и управления; создается общероссийская система оценки качества образования и т.д., но роль классного руководителя остается неотъемлемой частью образования.
Классный руководитель – ближайший и непосредственный воспитатель, и наставник учащихся. Он организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общественности, отвечает за организацию воспитательной работы в своем классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_napravleniya_deyatelnosti_klassnogo_rukovoditelya.docx | 28.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов МОУ СОШ № 15 г.Балашова
Основные направления деятельности классного руководителя
Образование в Российской Федерации в нынешнее время претерпевает значительные изменения: существенно изменяется содержание образования; вводится новый порядок аттестации кадров; вводятся новые поколения государственных образовательных стандартов; завершается введение новых квалификационных характеристик; повсеместно внедряются новые методы, средства и технологии обучения, воспитания и управления; создается общероссийская система оценки качества образования и т.д., но роль классного руководителя остается неотъемлемой частью образования.
Классный руководитель – ближайший и непосредственный воспитатель, и наставник учащихся. Он организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общественности, отвечает за организацию воспитательной работы в своем классе. [2, с. 5.]
Можно выделить следующие направления деятельности классного руководителя:
- работа с учениками;
-работа с родителями и общественностью;
-взаимодействие классного руководителя с учителями – предметниками;
-работа с учителями в рамках методобъединения;
-работа по оформлению документации.
Работа классного руководителя с учениками прежде всего начинается с анализа класса и учеников(отдельно). Будучи зная интересы учащихся, особенности и склонности, уровень их воспитанности, классному руководителю легче составить целеустремленный и действенный план работы с учениками. Порою классные руководители ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется только по отношению к трудным школьникам, к нарушителям правил поведения, но забывают об остальных, что является ошибочно, они также нуждаются в особом внимании, так как, за внешним благополучием иногда скрываются отрицательные черты. Надо способствовать полноценному развитию положительных качеств у всех учеников безисключений.
После изучения класса и каждого ученика, классный руководитель приступает к непосредственной своей деятельности - осуществляет выбор форм работы с детьми.
Можно различать формы по видам деятельности(учебная, трудовая, спортивная, художественная), по способу влияния(непосредственная и опосредованная), по времени проведения(кратковременные, продолжительные и традиционные). По времени подготовки можно говорить о формах работы, проводимых с учащимися без включения их в предварительную работу, подготовку учащихся, по субъекту организации(педагоги, родители и другие взрослые; на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям), по числу участников формы (индивидуальные, групповые и
массовые). [5, с. 45-47]
Как мы видим организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остается классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует с учениками, стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно с пользой организовывать школьную жизнь.
Работая с родителями, классному руководителю необходимо использовать различные формы связи с ними. У некоторых классных руководителей эта связь ограничена проведением в конце учебной четверти родительских собраний по итогам успеваемости и вызовом в школу родителей неуспевающих или недисциплинированных учеников. В этом случае классные руководители плохо знают домашние условия своих учеников и не всегда выступают согласованно с родителями. [1, с. 209.]
Важной частью деятельности классного руководителя по поддержанию контактов с семьей является: личное посещение учащихся дома, [6, с.239-240.], приглашение родителей в школу для беседы, переписка с родителями через ученический или электронный дневник [4, с. 33-34.], проведение классных родительских собраний [4, с. 215-217.], организация бесед и лекций для родителей на педагогические темы [6, с. 103.]
Отношения “учитель – родители” могут существовать и формироваться без прямых контактов их участников, т.е. опосредованно. Связующим звеном в этом случае становится ребенок, однако, отсутствие контактов может спровоцировать рядом негативных последствий во взаимодействиях с родителями.
Работа классного руководителя с общественностью является важным направлением в его деятельности.
Классный руководитель при помощи общественности может провести экскурсии, организовать походы в театры, музеи, экскурсии по предприятиям, где ученики познакомятся с разными профессиями, увидят в какой обстановке работают люди той или иной профессии. Важнейшие направления работы общественности по воспитанию детей – это наблюдение за поведением школьников во внеурочное время, вовлечение их в разнообразную общественно полезную деятельность, индивидуальная помощь в успешном выполнении домашних заданий, помощь семьям в устранении причин, вызывающих педагогическую запущенность школьников, оказание помощи в воспитании и перевоспитании трудных подростков, организация спортивной и культурно-массовой работы по месту жительства. [ 10, с.10.]
Классным руководителям необходимо поддерживать тесную связь с общественными организациями и как можно чаще обращаться к ним за содействием и поддержкой.
Классный руководитель взаимодействует и с учителями-предметниками, они обеспечивают целостность, целенаправленность педагогического процесса в классе. В работе с ученическим коллективом и отдельными учащимися все педагоги решают общие образовательные и воспитательные задачи: развитие познавательной активности, творческих способностей, самостоятельности, ответственности и др.
Эффективность этой работы во многом зависит от согласованности действий педагогов, работающих с учениками конкретного класса. [9, с. 42-43.]
Следующее направление в работе классного руководителя – это работа с учителями в рамках методического объединения классных руководителей.
Методические объединения создаются, если в школе работают три и более педагогов данного профиля, и бывают предметными, для учителей начальных классов, воспитателей групп продленного дня, классных руководителей, руководителей клубных объединений. Заседания методобъединений проводятся 4 раза в год, иногда – более часто, но не чаще, чем 1 раз в месяц.
Деятельность методического объединения классных руководителей разнообразна, но все ее содержание подчинено решению проблем совершенствования воспитательной работы с детьми. На заседаниях объединения рассматриваются вопросы повышения теоретического и методического уровней организации воспитательной работы, изучаются современные концепции, передовой педагогический опыт, нормативные документы. На основе проведения диагностического исследования обсуждается состояние воспитательной работы в школе в целом, в отдельных классах, параллелях, уровень воспитанности детей. Классные руководители знакомятся с методиками анализа, целеполагания, планирования деятельности классного коллектива. Происходит обмен опытом, разработка методических рекомендаций по отдельным направлениям деятельности классных руководителей. В течение года организуются открытые внеклассные мероприятия, дела; члены объединения встречаются со своими коллегами из других школ, вместе со всеми педагогами школы участвуют в дискуссиях по проблемам воспитания. [7, с. 228-229.]
Наряду с работой с учениками, родителями, учителями-предметниками и с общественностью, классный руководитель ведет психолого-педагогическую документацию: исследует различные методики; проводит исследования учащихся и всего коллектива; составляет характеристики конкретных школьников и всего класса; проверяет дневники учащихся [10, с. 27.]; изучает классный журнал и составляет план воспитательной работы.
Подводя итоги вышесказанного можно сделать вывод, что сновными функциями деятельности классного руководителя являются: координирующая, образовательная, развивающая и воспитательная – реализуются через различные виды педагогической деятельности и осуществление этих видов деятельности рассматривается через деловые, профессиональные (возможно, личностных) отношений с учащимися, учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом, вожатым (если таковые имеются), с родителями учащихся, с работниками учреждений дополнительного образования, с руководителями детских и юношеских организаций и объединений.
Но меняется время. Становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам, но значимость роли классного руководителя не снижается. Сегодня он выполняет 3 функции: организует разнообразную деятельность в классе, заботится о развитии каждого ребенка, помогает детям в решении проблем.
Литература
- Болдырев Н.И. Классный руководитель. – М., 1978. – 271 с.
- Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя: пособие по спецкурсу для студентов пед. Институтов. – М., 1984. – 271 с.
- Дружинин И.Н. Заботы и радости классного руководителя. – М., 1978. – 262 с.
- Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. – М., 1980. – 117 с.
- Классному руководителю. Учебно-методическое пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М., 2001. – 256 с.
- Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педвузов. – М., 2000. Кн. 2. Процесс воспитания. – 340 с.
- Рожков М.И. и др. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2001. – 256 с.
- Степанов Е. Форма, структура и содержание плана воспитательной работы // Воспитание школьников. – 2003. – № 7.
- Тимофеева И. Школьный консилиум // Воспитание школьников. – 2002. – № 2.
- Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: Руководитель и педагогический коллектив. – М., 1990. – 287 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Циклограмма работы классного руководителя.Основные направления деятельности классного руководителя.
Данный материал поможет классному руководителю в составлении плана воспитательной работы и системно запланировать воспитательную работу в начальной школе....
Направления деятельности классного руководителя. Презентация
Как бы ни была трудна работа классного руководителя, несомненно, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, ф...
Основные направления работы классного руководителя.
Основные направления работы классного руководителя....
Основные направления деятельности классного руководителя в работе с учащимися и их родителями.
сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методах воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного раз...
«Основные направления деятельности классного коллектива в процессе моделирования воспитательной системы.» (выступление из опыта работы на заседании педагогического совета)
laquo;Мир окружающей ребенка – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума».В. Су...
Работа с родителями как одно из направлений деятельности классного руководителя в условиях ФГОС
Презентация предназначена для выступления на м/о классных руководителей...
Основные направления работы классного руководителя с обучающимися по профилактике террористических и экстремистских направлений
Учитывая особую значимость работы, направленной на противодействие проявлениям экстремизма и терроризма, в РФ особое внимание уделяется вопросам формирования антитеррористической идеологии у школьнико...