Программа по нравственно-правовому воспитанию «Права и обязанности людей в жизни»
рабочая программа
Программа по нравственно-правовому воспитанию «Права и обязанности людей в жизни».
Программа рассчитана на три учебных года для младшего и старшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_prava_i_obyazannosti_lyudey.docx | 25.61 КБ |
Предварительный просмотр:
СПб ГБУ центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Центр содействия семейному воспитанию №15»
Программа по нравственно-правовому воспитанию
«Права и обязанности людей в жизни»
Воспитатель: Шефф Варвара Сергеевна
Возраст детей: 8-16 лет.
Срок реализации 3 года.
Содержание программы:
- Пояснительная записка
- Учебно-тематическое планирование
- Содержание курса
- Методическое обеспечение
- Список литературы.
Паспорт программы.
Наименование программы: «Права и обязанности людей в жизни».
Основание для разработки программы:
- Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Формирование нравственно-правовой воспитанности несовершеннолетних
- Формирование общей культуры и активной гражданской позиции.
Разработчик программы: воспитатель группы №3 Шефф В.С.
Принципы программы:
- Включение воспитанников в активную деятельность
- Доступность, наглядность
- Связь теории с практикой
- Учет возрастных особенностей
- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности
- Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному)
Цель программы:
- Успешная социализация воспитанников ЦССВ №15
- Формирование позитивных внутренних потребностей
- Практическая подготовка детей к самостоятельной, независимой жизни
- Формирование знаний и умений, необходимых в быту, семейной жизни
- Повышение уровня общего развития
Задачи программы:
Младший возраст | Старший возраст |
|
|
Программа содействует развитию познавательных интересов, аналитического мышления, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, культуры устной и письменной речи.; воспитанию ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям, гражданского самосознания и активной жизненной позиции.
Основные направления деятельности по реализации программы:
- духовно-нравственное
- личностное развитие
- социальная адаптация
- обще-интеллектуальное направление
- общекультурное направление
Условия реализации программы:
- конкретное планирование деятельности
- методическое обеспечение программы
- педагогические условия
- материально-техническое обеспечение
Формы и методы работы по реализации программы:
- тематические беседы
- интернет-уроки
- выпуск книжек-раскладушек
- конкурсы презентаций
- ситуационные игры
- выставки-размышления
- конкурсы рисунков
- создание социальной рекламы
- создание антирекламы
- дискуссии
- круглые столы
- деловые игры
- «Вахты памяти», «Уроки мужества»
Ожидаемые результаты.
Результаты содержат три компонента: знать и понимать перечень необходимых для усвоения каждым ребенком знаний, уметь владеть конкретными навыками практической деятельности для решения разнообразных задач.
- Повышение правовой культуры воспитанников
- Профилактика противоправных поступков
- Наличие поведенческих навыков в области защиты своих прав и выполнения обязанностей
- Наличие у детей ценностной установки, направленной на соблюдение законов Российской Федерации
- Успешная социализация воспитанниц группы.
Пояснительная записка.
На современном этапе развития общества остро встает проблема повышения духовного и нравственного уровня подрастающего поколения. Правила, регулирующие жизнедеятельность людей, необходимы в любом обществе. Знание этих правил, исполнение их, особенно подростками, важны всегда. Но особую актуальность они приобретают в связи с построением правого государства. Знакомство с фундаментальными ценностями, уважение к человеческой личности и ее достоинству, правам и свободам является основной идеей нравственно-правового воспитания в России.
Образовательная программа «Права и обязанности людей в жизни» направлена на оказание дополнительной помощи воспитанникам ЦССВ №15 в развитии у них способностей к самореализации и самореабилитации тех механизмов, которые позволяли бы им становится им людьми не только знающими, но и умеющими управлять жизненными ситуациями, на развитие правосознания и формирование у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей активной гражданской позиции.
Программа осуществляет просветительские, образовательные и воспитательные функции и включает в себя три главных направления деятельности:
- просветительская деятельность по правовым вопросам
- изучение законодательных актов
- практическое применение правовых знаний.
Программа рассчитана на две целевых группы: младший возраст (1-4 класс) и старший возраст (5-9 класс).
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» данная образовательная программа носит гуманистический характер, способствует созданию условий для детей с ограниченными возможностями здоровья для их коррекции и развития. Она строится на основе специальных современных педагогических подходов с учетом психофизического развития и возможностей воспитанников группы.
Организация изучения с детьми данного курса предполагает обязательное выявление у детей начального уровня нравственно-правовой воспитанности и готовности к самостоятельной жизни.
Занятия по предложенным темам могут проходить как аудиторно (в группе), так и внеаудиторно (экскурсии, прогулки, встречи). В результате происходят положительные изменения уровней понимания сущности гражданственности, ответственности, дисциплинированности, активности и других основных нравственно-правовых качеств и соответственного поведения у воспитанников группы.
Система контроля знаний осуществляется после каждого года обучения, а также после прохождения основных блоков программы с целью проверки знаний, умений, навыков. Используются такие формы контроля, как собеседование, анкетирование, тестирование и творческие задания.
Главный показатель реального уровня усвоения данной программы – отношение воспитанников к окружающей действительности, умственному и физическому труду, нравственным и правовым нормам.
Курс программы рассчитан на три года, по 2 часа занятий в неделю – 1 час теории и 1 час практики. Соответственно 4 часа теории и 4 часа практики в месяц, 36 часов теории и 36 часов практики в год.
Примерное тематическое планирование занятий.
Младший возраст.
1-й год обучения.
Тема | Содержание |
Правила вокруг нас |
|
Моя группа и мои друзья |
|
Азбука пешехода |
|
2-й год обучения.
Тема | Содержание |
Наша школа |
|
Дом, в котором я живу |
|
Азбука пешехода |
|
3-й год обучения.
Тема | Содержание |
Защита прав ребенка |
|
Российская Федерация. Власть в нашей стране |
|
Берегись автомобиля |
|
Старший возраст
1-й год обучения.
Тема | Содержание |
Что такое закон и зачем он нужен |
|
Уговор дороже денег |
|
Мой дом – моя крепость |
|
2-й год обучения.
Тема | Содержание |
Права и свободы граждан РФ |
|
Право и здоровье |
|
Закон и ответственность за его нарушение |
|
3-й год обучения.
Тема | Содержание |
Документы гражданина Российской Федерации |
|
Отрасли права |
|
Моя семья. Права женщин в Российской Федерации |
|
Список литературы и информационных источников.
- Аванесян Л.Р. Воспитание гражданина начинается в семье // Начальная школа – 2010-№11
Бабина Р.П. Волшебный перекресток - М.: Мнемозина, 2006
- Волина В. Как стать хорошим – СПб.: Дидактика Плюс. Зенит, 2001
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. Давыдова В.В.- М.: Педагогика-Пресс, 1996
- Николаева Е.Н. Программа «Правовое воспитание несовершеннолетних», 2014 –
- Савченко Н.М. Нравственно-правовое воспитание старшеклассников в деятельности классного руководителя, 1998 -
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. Иллюстрированный Уголовный кодекс для подростков – М.: Рипол классик, 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В начальной школе большое внимание необходимо уделять нравственно-правовому воспитанию учащихся, так как это наиважнейшая сторона многогранного процесса становления личности....
Система работы "Формирование нравственно - правовой культуры младших школьников"
Презентация и описание педагогического опыта работы по теме "Формирование нравственно - правовой культуры младших школьников". Доклад на методическом семинаре....
Программа "Наше здоровье - в наших руках" по формированию здорового образа жизни несовершеннолетних в рамках летнего лагеря с дневным пребыванием с использованием здоровьесберегающих технологий
Проблема сохранения здоровья, формирования здоровьесберегающей культуры, воспитания навыков здорового образа жизни у детей школьного возраста является самой актуальной на сегодняшний день. Как говорил...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ БЛОКУ «Экологическая культура, здоровый и безопасный образ жизни»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ БЛОКУ «Экологическая культура, здоровый и безопасный образ жизни»РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ БЛОКУ«Экологическая культура, здоровый и безопасный обра...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1-4 классы "За здоровый образ жизни"
Рабочая программа для внеурочной деятельности "За здоровый образ жизни"...
Конспект открытого занятия по нравственно-правовому воспитанию «ДРУЖБА И ТОЛЕРАНТНОСТЬ»
Данное занятие способствует формированию у учащихся толерантности мышления, уважения к своим правам и правам других людей; воспитанию чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре раз...
Конспект открытого занятия по нравственно-правовому воспитанию «ПРАВА РЕБЕНКА»
Данное занятие позволяет сформировать у детей основы правовой культуры. В задачи педагога в процессе занятия входит: дать детям общее представление об их правах и обязанностях;позна...