Программа по нравственно-правовому воспитанию «Права и обязанности людей в жизни»
рабочая программа

Шефф Варвара Сергеевна

Программа по нравственно-правовому воспитанию  «Права и обязанности людей в жизни». 
Программа рассчитана на три учебных года для младшего и старшего школьного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_prava_i_obyazannosti_lyudey.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

СПб ГБУ центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Центр содействия семейному воспитанию №15»

Программа по нравственно-правовому воспитанию

«Права и обязанности людей в жизни»

Воспитатель: Шефф Варвара Сергеевна

Возраст детей: 8-16 лет.

Срок реализации 3 года.

Содержание программы:

  1. Пояснительная записка
  2. Учебно-тематическое планирование
  3. Содержание курса
  4. Методическое обеспечение
  5. Список литературы.


Паспорт программы.

Наименование программы: «Права и обязанности людей в жизни».

Основание для разработки программы:

  • Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Формирование нравственно-правовой воспитанности несовершеннолетних
  • Формирование общей культуры и активной гражданской позиции.

Разработчик программы: воспитатель группы №3 Шефф В.С.

Принципы программы:

  • Включение воспитанников в активную деятельность
  • Доступность, наглядность
  • Связь теории с практикой
  • Учет возрастных особенностей
  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности
  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному)

Цель программы:

  • Успешная социализация воспитанников ЦССВ №15
  • Формирование позитивных внутренних потребностей
  • Практическая подготовка детей к самостоятельной, независимой жизни
  • Формирование знаний и умений, необходимых в быту, семейной жизни
  • Повышение уровня общего развития

Задачи программы:

Младший возраст

Старший возраст

  1. Знакомство с основами социальных норм и основными правами ребенка.
  2. Формирование понимания важности и значимости для каждого человека правил поведения в повседневной жизни (игре, общении, моделировании бытовых ситуаций).
  3. Приобретение первоначального опыта регулирования отношений со сверстниками и взрослыми.
  4. Знание и использование конкретных правил и норм:
  • наиболее важные права ребенка
  • правила, обеспечивающие безопасность человека (особенно ПДД)
  • этические правила и нормы поведения в общественных местах, образовательных учреждениях, транспорте
  • правила, регулирующие жизнедеятельность ЦССВ №15 (Устав)
  1. Формирование отношения к праву, как социальной ценности и понимания необходимости правовых знаний общественной жизни.
  2. Знание и грамотное использование в речи элементарных правовых понятий, таких как «закон», «право», «права ребенка», «права человека», «норма права», «правонарушение» и другие.
  3. Формирование готовности и способности решать конфликты мирным путем, в том числе с использованием различных норм и понятий.
  4. Формирование умения выделять правовое содержание жизненных ситуации и обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их разрешении.
  5. Получение знаний об основных отраслях права, наиболее важных источниках права и умение их использовать для решения практических задач.

Программа содействует развитию познавательных интересов, аналитического мышления, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, культуры устной и письменной речи.; воспитанию ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям, гражданского самосознания и активной жизненной позиции.

Основные направления деятельности по реализации программы:

  • духовно-нравственное
  • личностное развитие
  • социальная адаптация
  • обще-интеллектуальное направление
  • общекультурное направление

Условия реализации программы:

  • конкретное планирование деятельности
  • методическое обеспечение программы
  • педагогические условия
  • материально-техническое обеспечение

Формы и методы работы по реализации программы:

  • тематические беседы
  • интернет-уроки
  • выпуск книжек-раскладушек
  • конкурсы презентаций
  • ситуационные игры
  • выставки-размышления
  • конкурсы рисунков
  • создание социальной рекламы
  • создание антирекламы
  • дискуссии
  • круглые столы
  • деловые игры
  • «Вахты памяти», «Уроки мужества»

Ожидаемые результаты.

Результаты содержат три компонента: знать и понимать перечень необходимых для усвоения каждым ребенком знаний, уметь владеть конкретными навыками практической деятельности для решения разнообразных задач.

  • Повышение правовой культуры воспитанников
  • Профилактика противоправных поступков
  • Наличие поведенческих навыков в области защиты своих прав и выполнения обязанностей
  • Наличие у детей ценностной установки, направленной на соблюдение законов Российской Федерации
  • Успешная социализация воспитанниц группы.

Пояснительная записка.

На современном этапе развития общества остро встает проблема повышения духовного и нравственного уровня подрастающего поколения. Правила, регулирующие жизнедеятельность людей, необходимы в любом обществе. Знание этих правил, исполнение их, особенно подростками, важны всегда. Но особую актуальность они приобретают в связи с построением правого государства. Знакомство с фундаментальными ценностями, уважение к человеческой личности и ее достоинству, правам и свободам является основной идеей нравственно-правового воспитания в России.

Образовательная программа «Права и обязанности людей в жизни» направлена на оказание дополнительной помощи воспитанникам ЦССВ №15 в развитии у них способностей к самореализации и самореабилитации тех механизмов, которые позволяли бы им становится им людьми не только знающими, но и умеющими управлять жизненными ситуациями, на развитие правосознания и формирование у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей активной гражданской позиции.

Программа осуществляет просветительские, образовательные и воспитательные функции и включает в себя три главных направления деятельности:

  • просветительская деятельность по правовым вопросам
  • изучение законодательных актов
  • практическое применение правовых знаний.

Программа рассчитана на две целевых группы: младший возраст (1-4 класс) и старший возраст (5-9 класс).

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» данная образовательная программа носит гуманистический характер, способствует созданию условий для детей с ограниченными возможностями здоровья для их коррекции и развития. Она строится на основе специальных современных педагогических подходов с учетом психофизического развития и возможностей воспитанников группы.

Организация изучения с детьми данного курса предполагает обязательное выявление у детей начального уровня нравственно-правовой воспитанности и готовности к самостоятельной жизни.

Занятия по предложенным темам могут проходить как аудиторно (в группе), так и внеаудиторно (экскурсии, прогулки, встречи). В результате происходят положительные изменения уровней понимания сущности гражданственности, ответственности, дисциплинированности, активности и других основных нравственно-правовых качеств и соответственного поведения у воспитанников группы.

Система контроля знаний осуществляется после каждого года обучения, а также после прохождения основных блоков программы с целью проверки знаний, умений, навыков. Используются такие формы контроля, как собеседование, анкетирование, тестирование и творческие задания.

Главный показатель реального уровня усвоения данной программы – отношение воспитанников к окружающей действительности, умственному и физическому труду, нравственным и правовым нормам.

Курс программы рассчитан на три года, по 2 часа занятий в неделю – 1 час теории и 1 час практики. Соответственно 4 часа теории и 4 часа практики в месяц, 36 часов теории и 36 часов практики в год.

Примерное тематическое планирование занятий.

Младший возраст.

1-й год обучения.

Тема

Содержание

Правила вокруг нас

  • Зачем нужны правила?
  • Правила, которые нас окружают
  • Правила в группе и школе
  • Всеобщая декларация прав человека
  • Конвенция о правах ребенка – закон, который тебя защищает

Моя группа и мои друзья

  • Права воспитанников нашей группы и нашего Центра
  • Ответственность
  • Разработка правил группы
  • Дежурство по группе
  • Дежурство по Центру

Азбука пешехода

  • Участники дорожного движения
  • Виды пешеходных переходов
  • Виды и сигналы светофора
  • Дорожные знаки
  • Мы - пассажиры

2-й год обучения.

Тема

Содержание

Наша школа

  • Право на образование
  • Устав школы – основной закон ее жизни
  • Права учащихся в школе
  • Ответственность учащихся
  • Функции администрации школы

Дом, в котором я живу

  • Право детей на жизнь в семье
  • Знакомство с Семейным кодексом Российской Федерации
  • Права и обязанности членов семьи
  • Право ребенка на защиту от жестокого обращения. Организации, оказывающие помощь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
  • Конкурс рисунков «Моя семья»

Азбука пешехода

  • Движение пешехода и его обязанности
  • Правила перехода дороги
  • Дорожные знаки
  • Безопасность пассажиров
  • Викторина «Автобус №26»

3-й год обучения.

Тема

Содержание

Защита прав ребенка

  • Документы, защищающие права ребенка
  • Конвенция о правах ребенка
  • Конституция РФ, Семейный кодекс о правах ребенка
  • Защита прав ребенка в школе и дома
  • Составление памятки «Мои права – мои обязанности»

Российская Федерация. Власть в нашей стране

  • Государство. Государственные символы: флаг, герб, гимн
  • Гражданство и его преимущества
  • Федеральные органы власти
  • Конкурс рисунков «Государственная символика»
  • Городские органы власти
  • Санкт-Петербург. Государственные символы города: флаг, герб, гимн

Берегись автомобиля

  • Безопасность пешеходов и дорожные знаки
  • Опасные ситуации на дорогах
  • Правила безопасного поведения на дорогах
  • Метрополитен. Правила поведения

Старший возраст

1-й год обучения.

Тема

Содержание

Что такое закон и зачем он нужен

  • Отличие законов от правил
  • Как создаются законы в Российской Федерации
  • Законы о защите прав ребенка
  • Знакомство с законами РФ, кодексы
  • Проект законов для группы

Уговор дороже денег

  • Конфликт и способы выход из него
  • Неписанные правила во взаимоотношениях людей – мораль
  • Учимся договариваться: разработка правил бесконфликтного поведения
  • Нравственность. Высоконравственный человек

Мой дом – моя крепость

  • Правила получения жилья
  • Как сохранить жилье и не стать жертвой мошенников
  • Жилищный кодекс РФ

2-й год обучения.

Тема

Содержание

Права и свободы граждан РФ

  • Свобода мысли, слова, совести
  • Свобода ассоциации и мирных собраний
  • Право ребенка на свободное выражение своих взглядов и мнений
  • Ювенальное право
  • Законные ограничения прав и свобод

Право и здоровье

  • Конвенция о правах ребенка о праве на пользование услугами здравоохранения
  • Документы ОМС и ДМС
  • Здоровый образ жизни
  • Профилактика вредных привычек
  • Закон и вредные привычки

Закон и ответственность за его нарушение

  • Правоохранительные органы
  • Правонарушения подростков, причины и последствия.
  • Как не стать участником преступления
  • Уголовная и административная ответственность
  • Моральная и материальная ответственность

3-й год обучения.

Тема

Содержание

Документы гражданина Российской Федерации

  • Свидетельство о рождении
  • Паспорт гражданина РФ и порядок его получения
  • Страховой медицинский полис
  • ИНН, СНИЛС
  • Что делать в случае порчи или утраты документа

Отрасли права

  • Право, отрасли права
  • Уголовное законодательство
  • Гражданское право
  • Административное право
  • Семейное право
  • Трудовое право

Моя семья. Права женщин в Российской Федерации

  • Что надо знать о семье. Семейный кодекс
  • Порядок и правила заключения брака
  • Брачный договор и порядок его заключения
  • Риски «гражданского брака»
  • Защита прав женщин по трудовому и семейному законодательству


Список литературы и информационных источников.

  1. Аванесян Л.Р. Воспитание гражданина начинается в семье // Начальная школа – 2010-№11

Бабина Р.П. Волшебный перекресток - М.: Мнемозина, 2006

  1. Волина В. Как стать хорошим – СПб.: Дидактика Плюс. Зенит, 2001
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. Давыдова В.В.- М.: Педагогика-Пресс, 1996
  3. Николаева Е.Н. Программа «Правовое воспитание несовершеннолетних», 2014 –
  4. Савченко Н.М. Нравственно-правовое воспитание старшеклассников в деятельности классного руководителя, 1998 -
  5. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Иллюстрированный Уголовный кодекс для подростков – М.: Рипол классик, 2016

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В начальной школе большое внимание необходимо уделять нравственно-правовому воспитанию учащихся, так как это наиважнейшая сторона многогранного процесса становления личности....

Система работы "Формирование нравственно - правовой культуры младших школьников"

Презентация и описание педагогического опыта работы по теме "Формирование нравственно - правовой культуры младших школьников". Доклад на методическом семинаре....

Программа "Наше здоровье - в наших руках" по формированию здорового образа жизни несовершеннолетних в рамках летнего лагеря с дневным пребыванием с использованием здоровьесберегающих технологий

Проблема сохранения здоровья, формирования здоровьесберегающей культуры, воспитания навыков здорового образа жизни у детей школьного возраста является самой актуальной на сегодняшний день. Как говорил...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ БЛОКУ «Экологическая культура, здоровый и безопасный образ жизни»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ БЛОКУ «Экологическая культура, здоровый и безопасный образ жизни»РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ БЛОКУ«Экологическая культура, здоровый и безопасный обра...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1-4 классы "За здоровый образ жизни"

Рабочая программа для внеурочной деятельности "За здоровый образ жизни"...

Конспект открытого занятия по нравственно-правовому воспитанию «ДРУЖБА И ТОЛЕРАНТНОСТЬ»

Данное занятие способствует формированию у учащихся толерантности мышления, уважения к своим правам и правам других людей; воспитанию чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре раз...

Конспект открытого занятия по нравственно-правовому воспитанию «ПРАВА РЕБЕНКА»

  Данное занятие позволяет сформировать у детей основы правовой культуры. В задачи педагога в процессе занятия входит: дать детям общее представление об их правах и обязанностях;позна...