Рабочая программа по внеурочной деятельности «Театральная ступенька» для обучающихся начальных классов
рабочая программа (1, 2, 3 класс)
Раскрытие творческого потенциала личности ребенка с нарушением зрения через театрализованную деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma2.docx | 47.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вяземская начальная школа - детский сад «Сказка»
для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Театральная ступенька»
для обучающихся начальных классов
Возраст учащихся: 9 – 11 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Малюк В.М.
Учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Вязьма
2020 г.
Содержание
1. Целевой раздел 3
1.1. Пояснительная записка 3
2. Содержательный раздел 7
2.1. Содержание программы 7
2.2. Учебный план 8
2.3. Содержание учебного плана 8
3. Организационный раздел 12
3.1. Календарный учебный график 12
4. Программно-методическое обеспечение 14
5. Список литературы 14
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Педагогическая целесообразность программы
Каждый год к нам в школу приходят разные дети с нарушением зрения: сообразительные, смышленые, контактные и замкнутые…. В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у таких детей возникает некоторая обедненность чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы в целом. Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, эффективности его обучения и являются следствием пробелов в чувственном восприятии окружающего мира слабовидящим ребенком. Различные зрительные нарушения осложняют формирование речи детей, ограничивают контроль за языковыми и невербальными средствами общения.
Всех детей с нарушением зрения объединяет одна, с нашей точки зрения, беда - они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, а их интересы однообразны. Порой дети с нарушением зрения инертны, необщительны, скованны, плохо адаптируются к окружающей среде, проявляют робость, неуравновешенность в поведении.
С другой стороны, в современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта. Многие родители стремятся дать детям знания, а не способность чувствовать, думать и творить. А ведь наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях.
Как же научить ребёнка с нарушением зрения всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Как разбудить в детях интерес к миру, и к самим себе? Как заставить их душу «трудиться»? Как сделать творческую деятельность потребностью, необходимой частью жизни?
Размышляя над этими вопросами, мы пришли к выводу, что помочь может театрально - игровая деятельность, так как она является самым увлекательным направлением в развитии личности детей с нарушением зрения. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Актуальность: раскрытие творческого потенциала личности ребенка через театрализованную деятельность.
Направленность программы: художественная
Адресность: программа предназначена для работы с группой детей с 7 до 10 лет.
Цель программы: развитие творческих способностей детей посредством
театрализованной деятельности.
Цель программы будет достигнута при решении следующих задач:
Образовательные:
- оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;
- учить действовать на сценической площадке естественно и оправданно;
- дать возможность полноценно употребить свои способности и само выразится в сценических воплощениях;
- привлечь знания и приобретенные навыки в постановке сценической версии;
- научить осмысливать: как же рождается произведение, формируется и предстаёт перед нами таким, какое оно есть; понять, как рождается сюжет.
Развивающие:
- развивать художественно – эстетический вкус у детей;
- формировать волевые качества;
-совершенствовать речевые, коммуникативные, организаторские, двигательные навыки.
Воспитательные:
- развивать мышление, воображение, внимание, память, фантазию;
- пробуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству театра.
Объем программы: 68 часов
Срок освоения программы: программа рассчитана на 2 года обучения
Режим занятий: программа реализуется через занятия в театральном кружке “Театральная ступенька”. В группу набираются дети с ярко выраженными творческими и артистическими способностями.
Планируемое количество обучающихся в кружке 15 человек. Эта норма исходит из санитарно - гигиенических норм. Такое количество позволяет реализовать на практике принцип индивидуально - личностного подхода к обучающимся, что очень важно. Занятия начинаются с 1 сентября и заканчиваются 25 мая. Занятия проводятся 1 час в неделю.
Формы работы с детьми: игра, импровизация, инсценировка и драматизация, объяснение, рассказ детей, беседы, разучивание, обсуждение, пантомимические упражнения, ритмопластика.
Программа составлена с учетом реализации связей по образовательным областям:
1.Художественно – эстетическое развитие. Знакомство с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля, а также с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
Дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ. Дети учатся через танцевальные движения передавать образ героя.
2. Речевое развитие. Овладение речью, как средством общения и культуры, обогащение активного словаря. Развитие связной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
3. Социально – коммуникативное развитие. Дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения. Общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Формирование позитивных установок к труду и творчеству. Усвоение норм и ценностей.
4. Познавательное развитие. Развитие воображения и творческой активности.
5.Физическое развитие. Приобретение опыта двигательной активности, направленной на развитие координации, гибкости.
Планируемые результаты. К концу обучения обучающиеся будут:
- Обладать особенностями свободно и раскрепощенно держаться при выступлениях перед взрослыми и сверстниками.
- С увлечением импровизировать произведения средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонации (при передаче характерных особенностей различных персонажей и т. д.)
- Различать настроение, переживания, эмоциональное состояние персонажей.
- Дети – раскованные, владеющие запасом движений. У них исключительно высокая эмоциональная отзывчивость на музыку, хорошая ориентировка в пространстве.
- Иметь необычно развитое восприятие.
- Быстро и прочно запоминать текста
- Интенсивное языковое развитие
- Иметь обширный словарный запас
- Уметь самостоятельно сыграть свою роль.
- Большая сосредоточенность внимания.
- Стремиться открыть и исследовать новое.
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание программы.
Программа направлена на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Включает в себя игры, развивающие способность к перевоплощению; воображению и фантазию.
Также содержит упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости, подвижности, развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности. Включает в себя работу над спектаклем: совместное чтение пьес, выбор детьми пьесы для инсценировки; работа над отдельными эпизодами; постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми. К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в подготовке декораций, костюмов, атрибутов).
Формы контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
- текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
- промежуточный – праздники, конкурсы;
- итоговый – открытые занятия, спектакли.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
2.2. Учебный план.
Программа состоит из блоков, которые входят в учебный план. В учебный план входят следующие разделы:
- Актерское мастерство
- Сценическая речь
- Сценическое движение
- Работа над спектаклем
- Индивидуальная работа
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Актерское мастерство: - упражнения на развитие воображения и фантазии - упражнения на развитие внимания - упражнения на развитие памяти | 8 | 2 | 6 | Выполнение упражнений в индивидуальной форме |
2 | Сценическая речь: - упражнения на развитие артикуляционной моторики - устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции - дыхательные упражнения - постановка речевого голоса - работа над скороговорками - рождение звука - логика речи | 9 | 2 | 7 | Выполнение упражнений в индивидуальной форме |
3 | Сценическое движение: - упражнения, развивающие правильную осанку - упражнения, развивающие плавность движений всех частей тела | 8 | 2 | 6 | Выполнение упражнений в индивидуальной форме |
4 | Работа над спектаклем | 5 | 2 | 3 | Показ спектакля |
5 | Индивидуальная работа | 4 | 1 | 3 | Выполнение упражнений в индивидуальной форме |
2.3. Содержание учебного плана
Первый год обучения
Раздел 1. Актерское мастерство
Теория: Знакомство с упражнениями на развитие воображения и фантазии, внимания, памяти. Их применение на практике.
Практика: «Ощущения», «Войдите в роль», «Фотоальбом», «Правда-неправда», «Перевоплощение», «Король», «Горячая картошка», «Скульптор и глина», «Изобрази эмоцию», «Угадай эмоцию», «Выйди вперед, кто», «Предмет по кругу», «Разговор с лесом», «Не забудешь, что купить», «Путешествие картины», «Фото со стулом», «Домики».
Раздел 2. Сценическая речь
Теория: знакомство с упражнениями на развитие артикуляционной моторики, устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции, дыхательными упражнениями, на постановку речевого голоса, на работу над скороговорками, рождением звука, логикой речи и их применение на практике.
Практика: «Назойливый комар», «Назови сое имя ласково», «Рожицы», «Хомячок», «Удивленный бегемот», «Зевающая пантера», «Мурчащий стих», «Счет», «Насосик», «Хэй», «Наша ноша», «Чудо-лесенка», «Испорченный телефон», «Эхо», «Дрессированные собаки», «Птичий двор», «Больной зуб», «Капризуля», «Чистоговорки в образе», «Колокольчики», «Переброс», «Сплетня», «Погреем руки», «Зилибоба», «Поставь ударение правильно», «Окрась текст совим отношением», «Бамбук», «Тряпочная кукла», «Инопланетяне», «Самолет», рассказы детей по ассоциациям, «Придумай рифму», упражнения в интонировании диалогов, актерские этюды, «Игры со свечой», «Мыльные пузыри», «Сочиняем сказки сами», «Диалогические скороговорки».
Раздел 3. Сценические движения.
Теория: знакомство с упражнениями, развивающие правильную осанку и развивающие плавность движений всех частей тела. Их применение на практике.
Практика: «Толкаем дверь», «Маятник», «Поклон», «Камень», «Арлекин», «Береза», «Посиделки», «Тень», «Нитка-иголка», «Замок», «Волна», «Вдох животом», «Полу ласточка», «Пламя», «Шаг», «Поклоны», «Стопы», «Бедра», «Резинка», «Большой Батман», «Колени», «Пластилин».
Раздел 4. Работа над спектаклем.
Теория: знакомство с этюдами – постановками и их персонажами.
Практика: чтение этюдов, сказок; распределение ролей; монтировочные репетиции.
Раздел 5. Индивидуальная работа.
Теория: знакомство с персонажем этюда.
Практика: отработка ролей.
Второй год обучения
Раздел 1. Актерское мастерство
Теория: Знакомство с упражнениями на развитие воображения и фантазии, внимания, памяти. Их применение на практике.
Практика: «Гладим животное», «Метафоры», «Инсценировка пословиц», «Что было дальше?», «Несуществующие животные», «Оживление предметов», «Сочиняем сказки сами», «Беседа глухонемых», «Большая семейная фотография», «Разные человечки», «История вещи», «Превращение комнаты», «Печатная машинка», «Повторюшки», «Цепочка действий», «Волшебный мешок с подарками», «Кто где», «Олень», «Вопрос соседу», «Капля, речка, океан.
Раздел 2. Сценическая речь
Теория: знакомство с упражнениями на развитие артикуляционной моторики, устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции, дыхательными упражнениями, на постановку речевого голоса, на работу над скороговорками, рождением звука, логикой речи и их применение на практике.
Практика: «Егорка», «Разброс», «Снайпер», «Упрямая свечка», «Комарик», «Мячики», «Наша Таня», «Скакалка», «Упражнения с мячом», «Перед сном», «Два вдоха и два выдоха», «Черепахи – хохотушки», «Арлекин», «Треугольник», «Соединяем гласные и согласные», «Парные согласные», «Сложные звукосочетания», «Облако», «Цветочный магазин», «Дровосек», «Этажи», «Маляр», «Оркестр», «Чистоговорки», «Скороговорки», «Резиновый круг», «Фонарь», «Спираль», «Орган».
Раздел 3. Сценические движения.
Теория: знакомство с упражнениями, развивающие правильную осанку и развивающие плавность движений всех частей тела. Их применение на практике.
Практика: «Птица», «Стена», «У станка», «Разные поклоны», «Воображаемый мяч», «Шаг вальса», «Древнегреческий театр», «Полуласточка», «Стопы, колени, бедра».
Раздел 4. Работа над спектаклем.
Теория: знакомство с этюдами – постановками и их персонажами.
Практика: чтение этюдов, сказок; распределение ролей; монтировочные репетиции.
Раздел 5. Индивидуальная работа.
Теория: знакомство с персонажем этюда.
Практика: отработка ролей.
3. Организационный раздел
3.1. Календарный учебный график
№ | Месяц | Число | Форма занятия | Количество часов | Тема | Место проведения | Форма контроля |
1. | Сентябрь | 10.09.2020 | Беседа | 1 | Познакомимся, мой друг! | Актовый зал | Наблюдение за деятельностью детей. |
2. | 17.09.2020 | Занятие-игра | 1 | Попробуем измениться | Актовый зал | Выполнение упражнений в индивидуальной форме | |
3. | 24.09.2020 | Занятие – игра, беседа | 1 | Ритмопластика. Подготовка к декламации. | Актовый зал | Выполнение упражнений в индивидуальной форме | |
4. | Октябрь | 01.10.2020 | Занятие - игра | 1 | Культура речи и техника речи. | Актовый зал | Выполнение упражнений в индивидуальной форме |
7. | 08.10.2020 | Занятие - игра | 1 | Звук – ценность речи | Актовый зал | Выполнение упражнений в индивидуальной форме | |
8. | 15.10.2020 | Ознакомительное занятие | 1 | Выбор пьесы для постановки для «Недели добрых дел». Чтение пьесы, распределение ролей | Актовый зал | Наблюдение за чтением и разучиванием детьми ролей. | |
9. | 22.10.2020 | Практическое занятие | 1 | Монтировочные репетиции и прогоны. | Актовый зал | Инсценировка по ролям | |
10. | Ноябрь | 05.11.2020 | Практическое занятие | 2 | Репетиция сказки. Показ сказки. | Актовый зал | Выступление на «Неделе добрых дел». Показ сказки. |
11. | 12.11.2020 | ||||||
12. | 19.11.2020 | Занятие - игра | 1 | Занятие по сценической речи. Наши эмоции | Актовый зал | Наблюдение за деятельностью детей. | |
26.11.2020 | Занятие - игра | 1 | Работа над сценической речью | Актовый зал | Выполнение упражнений в индивидуальной форме | ||
13. | Декабрь | 03.12.2020 | Занятие - игра | 2 | Правильное дыхание в речи | Актовый зал | Выполнение упражнений в индивидуальной форме |
14. | 10.12.2020 | ||||||
15. | 17.12.2020 | Занятие - игра | 2 | Скороговорки | Актовый зал | Выполнение упражнений в индивидуальной форме | |
16. | 24.12.2020 | ||||||
17. | Январь | 14.01.2021 | Ознакомительное занятие | 1 | Подготовка декламации к празднованию юбилея школы. | Актовый зал | Наблюдение за чтением и разучиванием детьми ролей. |
18. | 21.01.2021 | Практическое занятие | 1 | Моя любимая игра. Репетиция декламации | Актовый зал | Выполнение упражнений в индивидуальной форме | |
19. | 28.02.2021 | Практическое занятие | 1 | Монтировочные репетиции и прогоны | Актовый зал | Инсценировка по ролям | |
20. | Февраль | 04.02.2021 | Занятие - игра | 1 | Логика речи | Актовый зал | Выполнение упражнений в индивидуальной форме |
21. | 11.02.2021 | Занятие - игра | 1 | Театральная миниатюра | Актовый зал | Выполнение упражнений в индивидуальной форме | |
22. | 18.02.2021 | Ознакомительное занятие | 1 | Чтение сказки. Распределение ролей. Выразительное чтение по ролям. | Актовый зал | Наблюдение за чтением и разучиванием детьми ролей. | |
23. | 25.02.2021 | Практическое занятие | 1 | Работа над сценической речь. Репетиции. | Актовый зал | Наблюдение за чтением по ролям. | |
24. | Март | 04.03.2021 | Практическое занятие | 1 | Монтировочная репетиция, прогоны. | Актовый зал | Инсценировка по ролям |
25. | 11.03.2021 | Практическое занятие | 1 | С праздником, милые женщины | Актовый зал | Выступление на празднике, посвященному дню 8 Марта | |
26. | 18.03.2021 | Занятие - игра | 1 | Занятие по сценической речи. Если ты поссорился с другом – подружись! | Актовый зал | Выполнение упражнений в индивидуальной форме | |
27. | 25.03.2021 | Практическое занятие | 1 | Мои любимые игры и сказки | Актовый зал | Выполнение упражнений в индивидуальной форме | |
28. | Апрель | 08.04.2021 | Занятие - игра | 1 | Игра в рифмы | Актовый зал | Выполнение упражнений в индивидуальной форме |
29. | 15.04.2021 | Практическое занятие | 2 | Выбор декламации к празднику Дня Победы. Работа над сценической речью. Репетиции | Актовый зал | Наблюдение за чтением по ролям. | |
30. | 22.04.2021 | ||||||
31. | 29.04.2021 | Практическое занятие | 1 | Работа над внешним оформление постановки. Правильное дыхание в речи. | Актовый зал | Наблюдение за чтением по ролям. | |
32. | Май | 06.05.2021 | Практическое занятие | 1 | Работа над сценической речью. Репетиции | Актовый зал | Наблюдение за чтением по ролям. |
33. | 13.05.2021 | Практическое занятие | 1 | День Победы | Актовый зал | Выступление на празднике | |
34. | 20.05.2021 | Занятие - игра | 1 | Театральные миниатюры | Актовый зал | Выполнение упражнений в индивидуальной форме |
4. Программно-методическое обеспечение
Материально-техническое обеспечение:
1. Музыкальный центр.
2.Ноутбук, диски с записью сказок и постановок
3.Костюмы.
4.Ширма.
5.Подручный материал и бутафории.
5. Список используемой литературы
1. Н. Алексеевская «Домашний театр», Москва, «Лист», 2000г.
2. Л. С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте», Москва, «Просвещение», 1991г.
3.В. И. Мирясова «Играем в театр», Москва, «Гном-Пресс», 1999г.
4. Е. Синицына «Игры для праздников», Москва, «Лист», 1999г.
5. Л. М. Шипицына «Азбука общения», Санкт - Петербург, «Детство-пресс», 1998г.
6. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика).
7. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998 – 139 с.
8. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144.
9. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2002. – 72 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная программа организации внеурочной деятельности «Мир детства» для обучающихся начальных классов
Цель программы: создание комфортной воспитательной среды, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для всестороннего развития личности ребенка на основе общечеловеческих нравственны...
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Юный художник» для обучающихся 1 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Юный художник» для обучающихся 1 класса. НАПРАВЛЕННОСТЬ – художественное творчество. ПРОГРАММА ОРИЕНТИРОВАНА НА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Школа Докторов» для обучающихся 4 класса.
В Стандартах второго поколения отмечается, что на ступени начального общего образования необходимо осуществлять педагогическую деятельность по укреплению физического и духовного здоровья обуч...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" 2 класс
Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Театральная студия" для 1-4 классов по ФГОС
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Театральная студия" для 1-4 классов по ФГОС содержит последние изменения с планируемыми результатами и видами деятельности....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Школа мигрантов» для обучающихся 2 классов ( 7-8 лет)
В настоящее время в России поставлена государственная задача адаптации детей международных мигрантов средствами образования. Получение образования на втором (неродном) языке является одним из ве...