РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Школа мигрантов» для обучающихся 2 классов ( 7-8 лет)
рабочая программа (2 класс)

 В настоящее время в России поставлена государственная задача адаптации детей международных мигрантов средствами образования. Получение образования на втором (неродном) языке является одним из ведущих способов интеграции в новый социум, способствует преодолению и предотвращению этнических конфликтов и закладывает основы для движения к обществу «гармонии разнообразия» различных культур.

В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья. В последние годы увеличился эмиграционный приток в ***. Естественно, что перед новоприбывшими представителями различных этносов, встает вопрос  включения в социальную жизнь посёлка. Но процесс культурно-языковой адаптации весьма затруднён, поскольку для подавляющего большинства мигрантов русский язык не является родным, а для многих национальных групп он утратил роль государственного языка и языка  межнационального  общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 В настоящее время в России поставлена государственная задача адаптации детей международных мигрантов средствами образования. Получение образования на втором (неродном) языке является одним из ведущих способов интеграции в новый социум, способствует преодолению и предотвращению этнических конфликтов и закладывает основы для движения к обществу «гармонии разнообразия» различных культур.

В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья. В последние годы увеличился эмиграционный приток в п.Талинка. Естественно, что перед новоприбывшими представителями различных этносов, встает вопрос  включения в социальную жизнь посёлка. Но процесс культурно-языковой адаптации весьма затруднён, поскольку для подавляющего большинства мигрантов русский язык не является родным, а для многих национальных групп он утратил роль государственного языка и языка  межнационального  общения.

  Как правило, такие дети не только слабо владеют русским языком, но и плохо понимают или почти не понимают русскую речь. К сожалению, проблема плохого знания русского языка не единственная. Не менее сложно протекает социальная и психологическая адаптация обучающихся к новой культуре, традициям и обычаям, ценностным ориентирам, новым отношениям в коллективе.

 Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Школа мигрантов» для детей-мигрантов  начальной школы МКОУ СОШ №7 п.Талинка составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.),  на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требований к результатам освоения ООП НОО, программы формирования универсальных учебных действий (УУД). Программа индивидуально-групповых занятий является компилятивной, составлена на основе «Программы по русскому языку для детей мигрантов и переселенцев, слабо владеющих русским языком», авторов–составителей    Ф.Ф.Азнабаева, О.И. Артеменко., Г.С. Скороспелкина, Т.Н.Орлова. под редакцией Р.Г. Давлетбаевой

 Актуальность  данной программы обусловлена тем, что она позволяет детям мигрантов повысить уровень овладения устной и письменной русской речью и применять полученные знания на практике. Кроме того, именно работа по развитию активной речи, направлена на формирование интереса к изучению русской культуры и положительное отношение к русским обычаям, традициям, установкам.  

  Основной целью изучения русского языка, как иностранного, является его усвоение как орудия общения и выражения мысли, как средства освоения культуры России. Об этом говорится в Федеральных  государственных образовательных стандартах общего образования. И в числе требований стандартов второго поколения называется формирование гуманистических ценностных ориентаций, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, уважительное отношения к иному мнению, обычаям и культуре других народов и др.  

   С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.    

  Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.

   Таким образом, программа курса для лиц с родным нерусским языком представляет собой комплексный курс, изучая который дети из семей мигрантов будут постигать не только правила русской речи и письма, но и правила русской жизни. Программа ориентирована на создание ситуации успеха, что позволяет каждому обучающемуся участвовать в достижении общей цели с помощью сотрудничества и взаимодействия.

 Программа рассчитана на детей, которые делают «первые шаги» в освоении русского языка, а также на детей, имеющих базовые пассивные знания русского языка. Изучение грамматики не выделяется в самостоятельное направление работы. Она вводится через ситуативно-тематическую организацию учебного процесса, то есть через практику в речи. Перед ребёнком ставится задача выразить определенную мысль или идею, а грамматика становится лишь инструментом ее осуществления.

Цель и задачи программы:

Цель программы курса: создание условий в общеобразовательном учреждении, способствующих интеллектуальному, нравственному, физическому, эстетическому развитию личности детей мигрантов в русскоязычной школе.

Данная цель достигается через решение следующих задач:

  1. Обучающие:

- Формировать грамматическую базу по учебному предмету «Русский язык» начальной школы.

 - Расширять словарный запас и кругозор учащихся.

 2. Развивающие:

 - Развивать умения понимать русскую речь на слух, говорить, читать и писать.

 - Корректировать и развивать навыки произношения и интонирования речи.

 - Развивать лексическую базу, обеспечивающую общение в рамках, обозначенных тем бытового характера, а также овладение лексикой основных предметов базового плана начальной школы, обеспечивающей включение ребенка в процесс обучения.

  3. Воспитательные: 

 - Воспитывать положительное отношение к русским как носителям культуры и государственного языка России и уважение к нравственным нормам и морали.

 - Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим.

- Формировать толерантность через создание доброжелательной атмосферы взаимодействия в классе, когда каждый ученик сможет прояснить для себя непонятное, предложить свою точку зрения в обсуждении, принять мнение одноклассника, непохожее на собственное.

Общие характеристики программы учебного курса 

Организационные условия программы.  Курс «Школа мигрантов» рассчитан на четыре учебных года для учащихся 6,6-11 лет. Данный курс включает 135 занятий. На первом году обучения проводится по 1 занятию в неделю, т.е. 33 занятия в год. Со второго по четвёртый годы обучения проводится 1 занятие в неделю, т.е. 34 занятия в год. Продолжительность занятия – 40 минут. Набор на занятия курса внеурочной деятельности «Школа русского языка» осуществляется на добровольной основе по заявлению родителей (законных представителей).

Этапы  реализации программы.

Определение уровня владения языком

Изучение уровня владения языком учащихся, которое следует проводить,   как минимум, в двух направлениях:

  • изучение факторов, влияющих на уровень языковой подготовки ученика; определение исходного уровня владения русским языком. (Диапазон факторов, влияющих на уровень владения русским языком учащихся-мигрантов, очень широк: особенности функционирования русского языка в регионе, конкретном населенном пункте, откуда прибыл ученик; наличие/отсутствие русской языковой среды; семейно-бытовые условия и язык в семье; средства массовой информации и т.д.)
  •    Тестирование и написание входных контрольных работ  позволяют определить уровень владения русским языком (слабый, средний, нулевой уровень)

Слабый уровень. Ученик с трудом, но понимает русскую речь, yмеет читать, писать по-русски, говорить на определенные темы (о себе, своей семье, общаться в магазине, в транспорте и т.п.). Лексический запас очень ограничен. Сильный акцент, мешающий нормальному общению с учителем и другими учениками. Сильная лексическая и грамматическая интерференция из-за влияния родного языка, замедленный темп речи, т.е. ученик постоянно «ищет слова для выражения своей мысли (переводит с родного)».

Средний уровень.  Акцент, ошибки в ударении и интонационном оформлении, лексическая и грамматическая интерференция. Ученик с трудом понимает объяснения учителя-предметника из-за незнания терминов и терминологических сочетаний, используемых в той или иной области науки (физике, химии, математике и т.п.).

   Нулевой уровень. Ученик почти не понимает русскую речь, плохо читает и пишет по-русски. Лексический запас очень ограничен. Сильный акцент, мешающий нормальному общению с учителем и другими обучающимися. Сильная лексическая и грамматическая интерференция из-за влияния родного языка, замедленный темп речи, т.е. учащийся почти не понимает речь окружающих (другие учащиеся переводят ему).

Формы работы с детьми – мигрантами:

     При фронтальном опросе учитель должен принимать во внимание особенности детей-  мигрантов, формулировать свои вопросы и задания так, чтобы они были понятны и доступны. Это относится не только к учителям русского языка, но и ко всем педагогам школы, а при организации парной, групповой работы, работы по цепочке большую помощь могут оказывать русские ученики.

     Материалом для парной работы может служить составление диалога по заданной ситуации, обмен информацией о прочитанном тексте.

     Работа по цепочке может быть использована при отработке техники чтения, при закреплении знаний грамматических форм и структур со зрительной опорой и без нее, при составлении рассказов по сюжетным и ситуативным картинкам,  при пересказе.

     Групповая работа удобна для разыгрывания предлагаемых учителем ситуаций. Ученики делятся на две-три группы, каждая из которых получает определенное задание. Состав пар и групп лучше менять от задания к заданию.

     Наиболее широкие возможности предоставляет индивидуальная самостоятельная работа. Эта форма универсальна, она может быть использована в любых классах. С организационной точки зрения самостоятельная работа может выполняться в школе, на уроке, а также за пределами школы, дома.

Педагогический коллектив учителей, работающий с учащимися, слабо и плохо говорящими по-русски, должен учитывать психологическую закономерность освоения чужого языка; на этапе адаптации учителя воздерживаются от выставления оценок, при этом не забывая поощрять ученика за усердие. Когда ученик почувствует уверенность, вводится система щадящих оценок, а потом вводится традиционная система.

Новизна программы.

 Занятия первого года обучения направлены на развитие устной речи учащихся. Большая часть произведений, первого года обучения (в 1, 2 и 3 четвертях), читается педагогом. Занятия второго, третьего и четвёртого годов обучения направлены как на развитие устной речи, так и на развитие письменной речи учащихся. Программой курса предусмотрены натурные уроки (на детской площадке, во дворе школы, в спортивном зале, на улице города, в столовой, в библиотеке согласно учебной теме), а также сюжетно-ролевые и развивающие игры под руководством преподавателя с максимальной творческой активностью детей.

 Отличительные особенности программы.

 К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому ребёнку.

 В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий. Основными из них являются следующие:

 - Принцип систематичности в подаче языкового материала.  Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых и вычислительных умений.

 - Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы определяется с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика.

 - Принцип занимательности. Занимательность - является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к занятиям кружка. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность.

  - Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала, знание жанров художественной литературы.

        Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

        Учет возрастных и психологических особенностей детей. Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.

        Учитывая возрастную и национальную специфику детей-мигрантов, а также её дальнейшие перспективы, программа предусматривает не только языковую, но и культурологическую адаптацию ребёнка, а также фактор его «психологической готовности к школе», другими

словами, мотивационную, волевую, интеллектуальную готовность, а также определённый уровень развития зрительно-моторной координации.  

       Практическая значимость программы. Содержание занятий курса направлено на освоение обучающимися русского языка. Полученные знания пригодятся обучающимся в дальнейшей учёбе для речевого, интеллектуального и нравственного развития, в применении знаний на уроках, внеурочной деятельности и в повседневной жизни.

       На занятиях используются следующие формы:

 - индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

 - фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

 - групповая (разделение на мини-группы для выполнения определенной работы);

 - коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

      Виды заданий на занятиях: работа с карточками и учебниками, игра, списывание, заучивание, повторение, проговаривание вслед за учителем, подражание звучащему образцу. Широко используются игровые методы обучения, проблемное и развивающее обучение как основа активизации учебной деятельности учащихся. 

        Во время проведения занятий используются различные методы: наглядные, словесные практические, репродуктивные и продуктивные. Выбор и использование того или иного метода определяется содержанием, целями и задачами занятия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребёнка.

        Структура занятий: 

- введение в речевую ситуацию и создание мотивации речи,

- разминка,

- определение учебной задачи,

- нахождение способов и алгоритмов её решения,

 - организация учебной и речевой деятельности по восприятию или порождению высказываний в устной и письменной форме,

 - контроль и анализ с последующей корректировкой созданных высказываний и текстов,

 - выводы и обобщения относительно достигнутых целей речи,

 - творческая работа.

     Формы контроля уровня сформированности речевых и культурологических умений и навыков. 

  Контроль уровня сформированности речевых и культурологических умений и навыков учащихся осуществляется в различных формах: ролевая игра, игра-соревнование, собеседование, тест, ситуативные задания, ответы на вопросы, творческие задания, а также в форме «творческого отчета» учащихся  (инсценировка сказки, концерт, утренник, праздник).

 Текущий контроль в игровой форме осуществляется на каждом уроке с целью проверки понимания и усвоения конкретного учебного материала.

 Промежуточный   контроль   призван   проверить уровень сформированности частных речевых и культурологических умений и навыков. Он проводится четыре раза в год, в конце каждой учебной четверти.

Итоговый контроль проводится в конце каждого учебного года, в виде тестирования или диктанта.

3. Планируемые результаты.

Второй год обучения:

Личностные результаты:

 - осознавать роль языка и речи в жизни людей;

 -  эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

 - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

 - обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

 Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

 -учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

                                              Календарно-тематическое планирование 2-ого года обучения

п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Воспитательная работа

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

Раздел 1 «Я живу в России» (3 часа)

1-1

Я живу в России (страна, округ, город, посёлок).

Знакомство с учебниками.

1

Познакомить с учебником. Расширить представления о стране, округе, посёлке в котором живём.

Работа с книгой.

Фронтальная работа.

творческая работа (составление кроссвордов, ребусов, шарад).

Формирование патриотического сознания,   уважительного отношения к старшему поколению, любви к родному краю.

Воспитывать дисциплинированность и внимание.

Формирование межличностных отношений на основе способности сопереживать, помогать другом.

Развитие навыков позитивного социального поведения на основе умения сотрудничать друг с другом.

Владение приёмами изменения эмоционального состояния и настроения партнёра.

Формирование коммуникативных навыков.

Формирование уважительного отношения друг к другу.

Развитие эмоциональной и волевой сферы.

2-2

Москва - столица России. «Дороги Москвы» Л. Кассиль

Речь устная и письменная.

1

Расширить понятия о столице России. Дать понятия - устная и письменная речь.

Беседа. Парная работа.

3-3

Москва - столица России. «Москва» С. Романовский.

Слово, предложение, текст.

1

Расширить понятия о столице России. Дать понятия - слово, предложение, текст.

Групповая работа.

Составление памяток. Разгадывание ребусов.

Раздел 2 «Школа» (4 часа)

4-1

Наш класс. «Филиппок». Л. Толстой.

Слово, предложение, текст

1

Познакомить с произведением Л.Толстого "Филлипок"

Закрепить знания о понятиях: слово, предложение, текст

Беседа. Парная работа. Разгадывание ребусов.

Понимание  интереса к изучению курса развития речи; чувство прекрасного - уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи.

Интерес к изучению языка.

Осознание роли речи в общении людей.

Воспитывать дисциплинированность и внимание.

Формирование межличностных отношений на основе способности сопереживать, помогать другом.

Развитие навыков позитивного социального поведения на основе умения сотрудничать друг с другом.

Владение приёмами изменения эмоционального состояния и настроения партнёра.

Формирование коммуникативных навыков.

Формирование уважительного отношения друг к другу.

5-2

Я в школе. Экскурсия по школьному двору.

Главная мысль текста. Части текста.

1

Учить находить главную мысль текста, делить текст на части.

Экскурсия. Беседа.

6-3

Я в школе. «Точно по часам» С. Маршак, «Школьный сад»

М. Агзму. Восстановление предложений текста.

1

Познакомить с произведениями «Точно по часам» С. Маршак, «Школьный сад»

М. Агзму. Учить восстанавливать предложения текста.

Беседа. Парная работа.

7-4

Я после уроков. «Парта Гугуцэ» Спиридон Вангели.

Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам.

1

Познакомить с произведениями «Парта Гугуцэ» Спиридон Вангели.

Учить составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам.

Беседа. Блицтурнир. Групповая работа.

Раздел 3 «Город» (3 часа)

8-1

Наш край. «В родном краю» А. Игебаев.

Работа над ошибками. Алфавит. Звуки и буквы.

1

Познакомить с произведениями «В родном краю» А. Игебаев.

Закреплять знания о алфавите, звуках, буквах.

Беседа. Парная работа.

Понимание  интереса к изучению русского языка; чувство прекрасного - уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи.

Интерес к изучению языка. Осознание роли речи в общении людей.

Воспитывать дисциплинированность и внимание.

Формирование межличностных отношений на основе способности сопереживать, помогать другом.

Развитие навыков позитивного социального поведения на основе умения сотрудничать друг с другом.

Владение приёмами изменения эмоционального состояния и настроения партнёра.

Формирование коммуникативных навыков.

Формирование уважительного отношения друг к другу.

9-2

Посёлок Талинка. Экскурсия по посёлку

Составление рассказа на тему « Посёлок Талинка»

1

Учить составлять рассказ по заданной теме

Экскурсия по посёлку. Беседа.

10-3

Промежуточный контроль. Тест.

Тест.

Раздел 4 «Семья» (6 часов)

11-1

«Любите, изучайте свой край!» С. Вавилов.

Работа над ошибками, допущенными в тесте. Гласные и согласные звуки.

1

Познакомить с произведениями «Любите, изучайте свой край!» С. Вавилов. Закреплять знания о гласных и согласных звуках. Учить видеть, анализировать и исправлять ошибки.

Беседа. Парная работа. Творческая работа (составление кроссвордов, ребусов, шарад).

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту).

Осознание роли речи в общении людей.

Соблюдать правила вежливости при общении с людьми.

Формирование патриотического сознания,   уважительного отношения к старшему поколению, любви к родному краю.

12-2

Моя семья. «Серёжа ждёт письма» В. Сухомлинский.

Слог. Деление слов на слоги.

1

Познакомить с произведениями «Серёжа ждёт письма» В. Сухомлинский.

Слог. Учить делить слова на слоги.

Беседа. Парная работа.

13-3

Мои родственники. «Наши дела» С. Михалков.

Ударные и безударные слоги.

1

Познакомить с произведениями «Наши дела» С. Михалков.

Учить находить ударные и безударные слоги.

Беседа. Групповая работа. Составление памяток.

Формирование межличностных отношений на основе способности сопереживать, помогать другом.

Развитие навыков позитивного социального поведения на основе умения сотрудничать друг с другом.

Владение приёмами изменения эмоционального состояния и настроения партнёра.

Формирование коммуникативных навыков.

Формирование уважительного отношения друг к другу.

14-4

Промежуточный контроль. Диктант.

1

Диктант.

15-5

Тематический урок, посвящённый Новому году.

«Ёлка наряжается – праздник приближается» Я. Аким Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

Познакомить с произведениями «Ёлка наряжается – праздник приближается» Я. Аким. Учить видеть, анализировать и исправлять ошибки.

Беседа. Парная работа. Составление памяток.

16-6

Мои любимые занятия. «Хорошее дело» В. Бианки.

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова.

1

Познакомить с произведениями «Хорошее дело» В. Бианки.

Обобщать и дополнять знания о правописании слов с безударным гласным звуком в корне слова.

Беседа. Игры со словами, загадки. Составление памяток

Раздел 5 «Времена года» (7 часов)

17-1

Времена года. Загадки о временах года.

Перенос слов по слогам.

1

Познакомить с загадками о временах года. Обобщать знания о

переносе слов по слогам.

Беседа. Игры со словами, загадки.

Понимание  интереса к изучению русского языка; чувство прекрасного - уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи.

Интерес к изучению языка.

Воспитывать дисциплинированность и внимание.

Формирование коммуникативных навыков.

Формирование уважительного отношения друг к другу.

18-2

Погода осенью. «Осень наступила» А. Плещеев

Перенос слов с буквой й.

1

Познакомить с произведениями «Осень наступила» А. Плещеев

Обобщать знания о

переносе слов с буквой й.

Беседа. Разгадывание ребусов.

19-3

Погода зимой. Экскурсия в снежный городок.

1

Экскурсия в снежный городок.

20-4

Погода зимой. «На горке» Н. Носов.

Перенос слов с мягким знаком.

1

Познакомить с произведениями «На горке» Н. Носов. Обобщать знания о

переносе слов

 с мягким знаком.

Беседа. Групповая работа.

21-5

Тематический урок, посвящённый Дню защитника

Отечества. «Февраль» С. Маршак.

1

Познакомить с произведениями «Февраль» С. Маршак.

Беседа. Викторина.

22-6

Погода весной. «Весна» А. Плещеев. «Весенняя песня» В.

Бирюков. Твёрдые и мягкие согласные звуки.

1

Познакомить с произведениями «Весна» А. Плещеев. «Весенняя песня» В.

Бирюков. Повторить твёрдые и мягкие согласные звуки.

Беседа. Парная работа.

23-7

Погода летом. «Лето» Е. Трутнева

Мягкий знак в конце и в середине слова.

1

Познакомить с произведениями «Лето» Е. Трутнева. Повторить способы обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы ь.

Беседа. Групповая работа. Составление памяток.

Раздел 6 «Животный мир» (4 часа)

24-1

Животные ХМАО-Югры. «Хороший совет» К. Ушинскому

Правописание слов с жи-ши, ча-ща, чу-щу.

1

Познакомить с произведениями «Хороший совет» К. Ушинскому

Повторить правописание слов с жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Беседа. Парная работа. Составление памяток. 

Понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи.

Формирование патриотического сознания, любви к родному краю.

Воспитывать дисциплинированность и внимание.

Формирование межличностных отношений на основе способности сопереживать, помогать другом.

Владение приёмами изменения эмоционального состояния и настроения партнёра.

Формирование коммуникативных навыков.

Формирование уважительного отношения друг к другу.

Развитие эмоциональной и волевой сферы.

25-2

Промежуточный контроль. Тест.

1

Тест

26-3

Звери. «Зайчик» А. Блок Работа над ошибками текста.

1

Познакомить с произведениями «Зайчик» А. Блок.

Учить видеть, анализировать и исправлять ошибки.

Беседа. Парная работа. Творческая работа (составление кроссвордов, ребусов, шарад).

27-4

Птицы. «Грачи открыли весну» В. Бианки.

Правописание слов с чк, чн, щн.

1

Познакомить с произведениями «Грачи открыли весну» В. Бианки.

Повторить правописание слов с чк, чн, щн.

Беседа. Парная работа. Составление памяток

Раздел 7 «Растительный мир» (2 часа)

28-1

Растения ХМАО-Югры. «Смелый» С. Погореловский.

Имя существительное. Имена собственные и нарицательные.

1

Познакомить с произведениями «Смелый» С. Погореловский. Познакомить с понятием

имя существительное. Имена собственные и нарицательные

Беседа. Групповая работа. Разгадывание ребусов. Составление памяток.

Понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи.

Формирование патриотического сознания,  любви к родному краю.

Воспитывать дисциплинированность и внимание.

Формирование межличностных отношений на основе способности сопереживать, помогать другом.

Развитие навыков позитивного социального поведения на основе умения сотрудничать друг с другом.

Владение приёмами изменения эмоционального состояния и настроения партнёра.

Формирование коммуникативных навыков.

Формирование уважительного отношения друг к другу.

Развитие эмоциональной и волевой сферы.

29-2

Растения ХМАО-Югры. «Юные друзья» М. Джалиль

Род и число имён существительных.

1

Познакомить с произведениями «Юные друзья» М. Джалиль

Учить определять род и число имён существительных.

 Беседа. Парная работа. Составление памяток.

30-3

Мой распорядок дня. «Не везёт» В. Голявкин.

Имя прилагательное. Связь имени прилагательного с именем существительным

1

Познакомить с произведениями «Не везёт» В. Голявкин. Познакомить с понятием имя прилагательное.

Беседа. Групповая работа.

31-4

Тематический урок, посвящённый Дню Победы. Экскурсия

к мемориальному комплексу.

1

Познакомить с произведениями «Есть ли время для задачек» И. Молчанов-Сибирский. Познакомить с понятием глагол. Число глагола. Правописание частицы НЕ с глаголами.

Экскурсия. Беседа.

32-5

Мой распорядок дня.

«Есть ли время для задачек» И. Молчанов-Сибирский. Глагол. Число глагола. Правописание частицы НЕ с глаголами.

1

Познакомить с произведениями «Есть ли время для задачек» И. Молчанов-Сибирский. Закреплять знания о глаголе. Учить определять число глагола. Познакомить с правилом- правописание частицы НЕ с глаголами.

Беседа. Интеллектуальная игра " Занимательная грамматика."

33-6

 Резерв.

1

34-7

 Резерв.

1

Содержание программы 2-ого года обучения

Раздел 1 «Я живу в России» (3 часа)

Знать и называть: страну (Россия), столицу России (город Москва), область (Тюменская, город Тюмень), округ (Ханты-Мансийский автономный,город Ханты-Мансийск), район (Октябрьский), посёлок (Талинка), где мы живём. Употреблять в речи слова и словосочетания по данной теме.

Дать понятие о видах речи (письменная и устная). Речь состоит из предложений. Развивать умения употреблять в речи предложения разных по цели высказывания: повествовательных, вопросительных, побудительных. Формировать умения в распространении предложений.

Словарь: страна, Россия, столица, Москва, область, Тюмень, округ, Ханты-Мансийск, Талинка, жители, народ, женщина, мужчина, ребёнок, дети, огромная, просторы, север, город, леса, проживает(ют), приезжает(ют), строят, привозит(ят), поезд, железная дорога, автомобиль, автобус, груз(ы), нефть, газ.

Круг детского чтения:

  • «Дороги Москвы» Л. Кассиль и Г. Томин.
  • «Москва» С. Романовский.

Раздел 2 «Школа» (4 часа)

Дать понятие состава класса (девочки мальчики). Знать правила поведения на уроке и на перемене. Уметь правильно себя вести в школе (классе, библиотеке, столовой) и на школьной территории (во дворе, спортивной площадке).

Дать понятие текста, слова, слога. Текст состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова состоят из слогов. Главная мысль текста. Части текста. Развивать умения работать с деформированными предложениями и составлять текст по рисунку, данному началу и опорным словам.

Словарь: Школа, директор, класс, столовая, туалет, коридор, лестница, дверь, окно, стена, пол, стул, стол, парта, доска, мел, учитель, ученик, ученица, дежурный, дневник, портфель, ручка, карандаш, фломастер, линейка, ластик, книга, учебник, тетрадь, открыть - открой(те), закрыть- закрой(те), покажи(те), я, он, она, мальчик, девочка, перемена, сентябрь.

Круг детского чтения:

  • «Филиппок». Л. Толстой.
  • «Школьный сад» М. Агзму,«Точно по часам» С. Маршак.
  • «Парта Гугуцэ» Спиридон Вангели.

Раздел 3 «Город» (3 часа)

Знать название города, посёлка, в котором живёшь. Достопримечательности посёлка, детская школа искусств,  библиотека и др.), организации спорта, организации торговли (Т/Ц, сеть магазинов и др.).

Развивать умение составлять текст на заданную тему. Знать происхождение русского алфавита. Умение записывать слова в алфавитном порядке. Звуки и буквы, их различие. Понятие о гласных и согласных звуках. Развиваются умения слышать и правильно произносить звуки в словах, соотносить звуки и буквы в произнесённом и написанном слове. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный- безударный; согласный твердый- мягкий; парный- непарный; согласный звонкий- глухой; парный- непарный.

Словарь: Адрес, город, улица, микрорайон, площадь, дом, подъезд; переход, музей, театр, светофор, красный, стой, желтый, жди, зеленый, иди, остановка, аптека, почта, полиция, поликлиника, магазин, киоск, рынок, жить, живу, учиться, учусь.

Круг детского чтения:

  • «В родном краю» А. Игебаев.
  • «Любите, изучайте свой край!» С. Вавилов.

Раздел 4 «Семья» (6 часов)

Знать состав семьи. Называть своих близких родственников, кто и где проживает, кто и кем работает, кто и где учится и др. Рассказывать о своих любимых занятиях и традиционных семейных праздниках. Празднование Нового года в своей семье.

Формировать представление о слоге. Развивать умения делить слова на слоги, различать ударные и безударные слоги. Рассмотреть роль ударения в различении смысла слов. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова.

Словарь: Семья, большая, маленькая, мой, моя, мои, любить, люблю, мама (мать), папа (отец), родители, дети, сын, дочь, брат, сестра, младший, старший, бабушка, дедушка, внук, внучка, тётя, дядя, старый, молодой, работать, (не) работает, учиться, учится, ужинать, ужинаем, обедать, обедаем, вместе завтракать, завтракаем.

Круг детского чтения:

  • «Серёжа ждёт письма» В. Сухомлинский.
  • «Наши дела» С. Михалков.
  • «Хорошее дело» по В. Бианки.

Раздел 5 «Времена года» (7 часов)

Знать и называть времена года, признаки изменений погоды осенью, зимой, весной и летом. Рассказывать о праздниках, которые отмечают в России в разные времена года. Расширить знания о празднике День защитника Отечества.

Развивать умения переносить слова по слогам, переносить слова с буквой й и переносить слова с мягким знаком. Формировать умение различать твёрдые и мягкие согласные звуки и умение писать слова с мягким знаком в конце и в середине слова.

Словарь: Какая сегодня погода. Лето (летом): июнь, июль, август, тепло, жарко, небо голубое, зелёный, голубой. Осень (осенью): сентябрь, октябрь, ноябрь, часто идёт дождь, бывает холодно, на небе тучи, на улице лужи, дует холодный ветер, деревья жёлтые и красные; зима (зимой): декабрь, январь, февраль, небо серое, бывает мороз, идёт снег; весна (весною): март, апрель, май, на небе облака, на крыше сосульки, дует тёплый ветер, светит солнце; погода (хорошая, плохая).

Круг детского чтения:

  • Загадки о временах года.
  • «На горке» Н. Носов.
  • «Весна» А. Плещеев.
  • «Весенняя песня» В. Бирюков.

Раздел 6 «Животный мир» (4 часа)

Формировать понятие о животных (звери, птицы, рыбы, насекомые). Уметь различать зверей, птиц, рыб и насекомых, называя их существенные признаки различия. Сформировать представление о диких животных и знать их отличительные особенности. Дикие животные ХМАО-Югры. Животные ХМАО-Югры, занесённые в Красную книгу.

Систематизировать знания о правописании гласных после шипящих. Формировать умения осознанного восприятия составляемых и прочитываемых слов, словосочетаний, предложений с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн. Развивать умение писать слова с сочетаниями жи- ши, ча-ща, чу-щу и слов с чк, чн, щн.

Словарь: Дикие звери, птицы, рыбы и насекомые. Дикие звери, лес: волк, лиса, медведь, заяц, белка, еж. Птицы: дятел, сова, соловей, кукушка, ворона, воробей, голубь, клюв, крыло. Насекомые: жук, бабочка, стрекоза, кузнечик, гусеница, муравей, пчела, (мёд), комар. Рыбы, речные обитатели: сом, щука, рак; улитка, лягушка, змея.

Круг детского чтения:

  • «Хороший совет» по К. Ушинскому
  • «Юные друзья» М. Джалиль.
  • «Грачи открыли весну» В. Бианки.

Раздел 7 «Растительный мир» (2 часа)

Познакомить с многообразием растений ХМАО-Югры, основными экогруппами (растения леса, степи, поля, луга). Узнать о растениях, занесённых в Красную книгу ХМАО-Югры. Выявить значимость растений для хозяйственной деятельности человека. Знать правила поведения в природе.

Обобщить знания о существительном как части речи. Развивать умения распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные, Совершенствовать умение определять род имён существительных. Изменять имена существительные по числам.

Словарь: Дикие растения. Что где растет? Лес: высокие деревья, листья, береза, дуб, сосна, ель, шишки, иголки, трава, низкие кусты, дорога, пень, грибы, орехи. Поляна, цветы полевые: колокольчики, ромашки, васильки. Расти, растет, растут, собирать, собирают, корзина, лесные ягоды: малина, земляника; ходить в лес, гулять в лесу.

Круг детского чтения:

  • «Смелый» С. Погореловский.
  • «Юные друзья» М. Джалиль

Раздел 8 «Здоровье» (5 часов)

Знать и уметь показывать части тела человека. Раскрыть понятие «режим дня» и показать важность его соблюдения. Познакомить с основными режимными моментами. Показать, какое значение имеет режим в жизни школьника. Дать практические рекомендации по составлению режима дня. Уметь составлять режим дня.

Обобщить имеющиеся знания об имени прилагательном как части речи. Учить правильному написанию имен прилагательных. Развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте. Показать связь между прилагательным и существительным. Совершенствовать навык распознавания глаголов среди других частей речи. Умение определять число. Отрабатывать навык написания частицы НЕ с глаголами.

Словарь: Части тела, голова, думать, рука(и), нога(и), ходить, грудь, плечи, живот, спина, волосы, шея, глаза, смотреть, смотри, нос, нюхать, губы улыбаться, зубы, жевать, ухо,

(уши), слушать. слушай, язык, разговаривать, рот, есть, палец, пальцы, бегать не бегай, стоять, стой прыгать, бросать, бросай, ловить, лови, держать, держи.

Круг детского чтения:

  • «Не везёт» В. Голявкин.
  • «Есть ли время для задачек» И. Молчанов-Сибирский.

Список рекомендованной литературы

 

  1. Сахиповой З.Г., Орловой Т.Н., Бабурина А.В. Учебник для детей мигрантов и переселенцев

«Литературное чтение», 1 класс. М: Просвещение, 2014г.

  1. Сахиповой З.Г., Орловой Т.Н., Бабурина А.В. Учебник для детей мигрантов и переселенцев

«Литературное чтение», 2 класс. М: Просвещение, 2014г.

  1. Сахиповой З.Г., Орловой Т.Н., Бабурина А.В. Учебник для детей мигрантов и переселенцев

«Литературное чтение», 3 класс. М: Просвещение, 2014г.

  1. Сахиповой З.Г., Орловой Т.Н., Бабурина А.В. Учебник для детей мигрантов и переселенцев

«Литературное чтение», 4 класс. М: Просвещение, 2014г.

  1. Азнабаевой Ф.Ф., Турова Г.А.,  Артеменко О.И./Под редакцией Г.Н.  Никольской Учебник  для детей мигрантов и переселенцев «Русский язык», 2 класс. М: Просвещение, 2014г.
  2. Азнабаевой        Ф.Ф.,        Артеменко О.И./Под редакцией Р.Г. Давлетбаевой. Учебник для детей мигрантов и переселенцев «Русский язык», 3 класс. М: Просвещение, 2014г.
  3. Азнабаевой        Ф.Ф.,        Артеменко О.И./Под редакцией Р.Г. Давлетбаевой. Учебник для детей мигрантов и переселенцев «Русский язык», 4 класс. М: Просвещение, 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Школа Докторов» для обучающихся 4 класса.

В Стандартах второго поколения отмечается, что на ступени на­чального общего образования необходимо осуществлять педагогическую деятельность по укреплению физического и духовного здоровья обу­ч...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов,  духовно - нравственное направление -  кружок "Школа вежливых наук"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи", 3 класс

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Речь», составленной преподавателями Пен...

Рабочие программы по внеурочной деятельности «Школа вежливых наук» 2 класс 2017-2018 уч. год.

Рабочая программа составлена учительницей начальных классов Кирилловой В.Н. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на осн...

Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа русского языка" (для детей-мигрантов)

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Школа русского языка» для детей-мигрантов начальной школы   составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным...